Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава I. Теоретические аспекты социокультурной деятельности людей с ограниченными физическими возможностями.

Введение.

Одной из актуальных проблем нашего общества является социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями разного возраста. Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Инвалидность – это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом. Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностей взаимодействия инвалидов с окружающим миром. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1 ст.7]. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, жилищных и иных социально – экономических прав.

Объект исследования: социально-культурная адаптация лиц с ограниченными возможностями в учреждениях культуры.

База исследования. АУК МО Заводоуковского Городского Округа «РЦКД» (Районный центр культуры и досуга)

Предмет исследования: Взаимодействие специалистов АУК МО Заводоуковского Городского Округа «РЦКД» и работников сельского Дома Культуры в оказании социально-культурных услуг для людей с ограниченными возможностями.

Цель работы. Целью нашего исследования является системное рассмотрение особенностей социально-культурной адаптации лиц с ограниченными возможностями в условиях сельского Дома Культуры и сотрудничество со специалистами АУ «КЦСОН». Выбор основан на том, что сейчас в нашей стране и в области конкретно очень много таких людей, причём разного возраста. И многие из них остаются изолированными от окружающих, поэтому вопрос социально-культурной реабилитации инвалидов - один из важных вопросов.

Актуальность данной работы объясняется тем, что работа с инвалидами относится к категории сложнейших вопросов в социальной работе. Проблема социальной адаптации инвалидов - проблема приспособленности инвалидов к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность. Это связано с тем, что в новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. Профессиональная сфера социальной работы возникла в мире около 100 лет назад, а у нас в стране — с 1991 г. Вопросы медико-социальной и трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями невозможно решить без участия социальных работников и специалистов в области социальной работы. В Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении". (18. – С.147).

Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной, социальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. В последнее время специалисты разных профессиональных направлений ведут разработку технологии социального, социально-медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров в специальных журналах, на конференциях и других научно-практических форумах. Однако, до сих пор существует необходимость постоянного и целенаправленного изучения проблем инвалидов как на государственном, так и региональном уровне, в том числе и университетском. Инвалид в России сталкивается также с такими проблемами как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможность продолжить обучение и другое. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав. Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются:

v обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод,

v устранение ограничений в их жизнедеятельности,

v создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

1. Определить понятие инвалидности;

2. Рассмотреть виды инвалидности;

3. Изучить механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов;

4. Изучить нормативно-правовую базу по работе с инвалидами;

5. Обозначить основные принципы работы учреждений социально-культурной сферы с инвалидами;

6. Раскрыть сущность и содержание социально-культурной реабилитации.

7. Изучить особенности социально-культурной реабилитации инвалидов в культурно-досуговых учреждениях.

Методы исследования: анализ литературы и документов, обобщающих опыт работы центров социального обслуживания с инвалидами. В данной курсовой работе использовались труды учёных: Е.И. Холостовой, М.Э. Бочко; П.В. Павленок; Н.Ф. Дементьевой, Б.А. Долгаева, Тунгусовой Г.А., Хвостанцевой Н.В., Беляевой З. М. и других.

 

В качестве гипотезы были выдвинуты следующие предположения: будет ли процесс социокультурной реабилитации молодых инвалидов реализовываться успешней, если будут учитываться следующие особенности: формирование собственной активности в отношении своих жизненных проблем молодых инвалидов; развитие оптимизма как сосредоточенности на позитивных сторонах жизни; формирование умений выбирать благоприятную среду для самореализации; освоение совокупности ценностей, идеалов и норм поведения той или иной социальной роли; формирование гибкого приспособления к быстро меняющимся условиям окружающей среды.

Задачи:

1. Сущность реализации форм и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов

2. Классификация форм и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов

3. Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации форм и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов

4. Содержание форм и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов.

Для решения поставленных задач были использованы взаимосвязанные и дополняющие друг друга методы исследования: теоретический анализ научно-исследовательской литературы по технологии и теории социальной работы, социальной педагогики, психологии, анализ отечественного опыта социокультурной реабилитации молодых инвалидов.

 

В современной научной литературе проблема социокультурной реабилитации рассматривается в нескольких направлениях: игротерапия, танцтерапия, арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия и др. Противоречие заключается в несоответствии между имеющимся малым количеством учреждений социального обслуживания населения, однотипности разработанных программ и внушительном количестве нуждающихся в социокультурной реабилитации молодых инвалидов.

Социокультурная реабилитация раскрыта в трудах Е.И. Холостовой, Н.Ф. Дементьевой, Нестерова Г.Ф., Безух С.М., Волкова А.Н и др.

Гипотеза исследования.Если эффективно организовать социально-культурную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями, то это существенно повлияет на качество и продолжительность их жизни, улучшение физического здоровья.

Практическая значимостьисследования состоит в том, что полученные знания расширяют социологические представления о взаимодействии инвалида и социальной среды. Основные положения и выводы могут послужить базой для дальнейшей разработки путей повышения эффективности социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями Результаты исследования могут оказать помощь при подготовке программ социокультурной политики в отношении инвалидов на региональном уровне.
Структура исследования.Исследование состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении: цель, предмет.

В 1 главе: Социально-культурная реабилитация как основа социализации и интеграции в обществе людей с ограниченными физическими возможностями.

Во 2 главе: Рассматривается роль учреждений искусства и культуры в социально-культурной реабилитации инвалидов.

В заключении сделан вывод о том, что эффективное использование средств культуры в процессе реабилитации может способствовать формированию духовно-нравственных и социальных установок, чувства уверенности в жизни, которые, в свою очередь выступают корректирующим и восстанавливающим средством как психофизического здоровья, так и независимости личности от общественной среды. Инвалидам должна быть предоставлена возможность использовать свой интеллектуальный, творческий, художественный потенциал не только для своего блага, но и для обогащения всего общества.

Список литературы состоит из 46 источников.

Работа имеетприложения.

 

Заключение.

 

Люди с ограниченными физическими возможностями здоровья – одна из наименее социально защищённых групп населения. Сегодня крайне важно, придерживаясь гуманистического пути, преодолеть социальную пассивность данной категории людей, выявлять и развивать их творческие способности, удовлетворять духовные потребности, укреплять уверенность в своей общественной значимости.

 

Социально-культурная реабилитация инвалида представляет собой комплекс мероприятий и процесс их осуществления, имеющих целью помочь инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимодействиях, уровень культурной компетенции и удовлетворения культурно-досуговых потребностей, добиваться позитивных изменений в образе и качестве своей жизни за счёт расширения рамок независимости.

Самым доступным средством реабилитации, обеспечения полноценного отдыха и личностного развития, удовлетворения потребностей в коммуникативной, физической, спортивной, творческой, познавательной и других видах деятельности; развития интересов и способностей, инициативы и самодеятельности на основе свободного выбора разнообразных видов и форм занятий является, конечно же, игра. Игра способствует развитию навыков самообслуживания, привитию полезных привычек, выработке навыков социального одобряемого поведения; организации социально-значимой деятельности; восстановлению психического здоровья, снятию эмоционального напряжения, установлению нормального самочувствия, психологической защищённости, оптимизации социально-психологического статуса; самореализации личности; коррекции сложившейся системы ценностей и формированию ценностных ориентаций; развитию коммуникативных и организаторских свойств личности; развитию творческих способностей, углублению интересов и склонностей детей и подростков; формированию различных умений и навыков [9, с.22].

Культура обладает мощным потенциалом воздействия не только на здоровых людей, но и на инвалидов, детей и взрослых, их родителей, а эффективное использование средств культуры в процессе реабилитации может способствовать формированию духовно-нравственных и социальных установок, чувства уверенности в жизни, которые, в свою очередь выступают корректирующим и восстанавливающим средством как психофизического здоровья, так и независимости личности от общественной среды. Инвалидам должна быть предоставлена возможность использовать свой интеллектуальный, творческий, художественный потенциал не только для своего блага, но и для обогащения всего общества [10, с.7].

Для развития механизмов социальной реабилитации и интеграции инвалидов средствами культуры и искусства необходимо обеспечить решение следующих приоритетных проблем:

- продолжение формирования правового поля для социокультурной деятельности в интересах инвалидов в комплексную систему их реабилитации;

- разработки и последовательного осуществления политики со­циокультурной реабилитации, в том числе научно-информационное, правовое, кадровое и организационное обеспечение процесса;

- использование программно-целевого метода управления в решении проблем социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе в аспекте формирования индивидуальных и целевых социальных программ реабилитации;

- формирование инфрастуктуры для улучшения качества жизни инвалидов, включая доступность учреждений культуры и искусства;

- обеспечение инвалидам доступности различных видов социокультурной информации;

- активизации разработки технологий и расширения практики социокультурной реабилитации инвалидов, включая формы социализации, профессиональной реабилитации, культурно-образовательной, рекреативно-досуговой деятельности;

- формирования благоприятного общественного мнения в отношении инвалидов, расширяющего возможности и повышающего эффективность процесса их социокультурной реабилитации.

Необходимо принять нормативные правовые акты, регулирующие работу органов социальной защиты и культуры, их взаимодействие с другими заинтересованными организациями, способствующие координации и консолидации их целенаправленной деятельности.

Выводы из ранее сформированных цели и задач исследования и представлены в следующих формулировках:
1. Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, удовлетворяющий потребность инвалидов в получении информации, в получении социокультурных услуг, в доступных видах творчества.
2. Система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и / или предоставления услуг инвалидам, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями является основным фактором интеграции инвалидов в социум.
3. Обосновано, что осуществление процесса социокультурной реабилитации инвалидов организованное институциональными мерами, способствует развитию социальной активности, эффективной социокультурной интеграции людей с ограниченными возможностями.

 

Список использованной литературы:

1. Полный сборник законов Российской Федерации в 2-х тт. Т.1. – М.: ООО «Экзамен», 2001, стр. 28.

2. Аркадий Кузнецов «Культурный код Тюмени» Общественно-политический журнал Сибирское богатство №10 (108) 2011, стр.78-82

3. Хвостанцева Н.В. «О деятельности организаций культуры Тюменской области по организации доступности услуг для лиц с ограниченными физическими возможностями по социокультурной реабилитации» - «Сборник тезисов и докладов межрегиональной научно – практической конференции Урала, Сибири и Приволжья «Социокультурная реабилитация людей с ограниченными физическими возможностями» - «Вектор Бук», Тюмень, 2012.

4. Тунгусова Г.А. «Социокультурная реабилитация – путь к полноценной жизни», - «Сборник тезисов и докладов межрегиональной научно – практической конференции Урала, Сибири и Приволжья «Социокультурная реабилитация людей с ограниченными физическими возможностями» - «Вектор Бук», Тюмень, 2012, стр.29-30.

5. Калашникова Н.В. «Социокультурная реабилитация детей и взрослых инвалидов по слуху», - «Сборник тезисов и докладов межрегиональной научно – практической конференции Урала, Сибири и Приволжья «Социокультурная реабилитация людей с ограниченными физическими возможностями» - «Вектор Бук», Тюмень, 2012, стр. 31-32.

6. Моздокова Ю. С. «Пояснительная записка», сборник «Социально – культурная реабилитация инвалидов: атлас технологий», «Вектор Бук», Тюмень, 2012.

7. Моздокова Ю. С. «Играйте на здоровье!», журнал «Клуб», №12, 1994

8. Беляева З. М. «Игра во имя радости, добра и здоровья, или как всё начиналось», Сборник методических рекомендаций по проведению культурно-массовых мероприятий для людей с ограниченными физическими возможностями и материалов Всероссийского фестиваля ведущих и исполнителей игровых программ «Затея-2012», выпуск №6, «Вектор Бук», Тюмень, 2012.

9. Моздокова Ю.С. «Анимационная сущность игровых фестивалей для людей с ограниченными физическими возможностями», Сборник методических рекомендаций по проведению культурно-массовых мероприятий для людей с ограниченными физическими возможностями и материалов Всероссийского фестиваля ведущих и исполнителей игровых программ «Затея-2012», выпуск №6, «Вектор Бук», Тюмень, 2012.

10. Куриленко Н.Н. «Игротерапия, как средство реабилитации инвалидов», Сборник методических рекомендаций по проведению культурно-массовых мероприятий для людей с ограниченными физическими возможностями и материалов Всероссийского фестиваля ведущих и исполнителей игровых программ «Затея-2012», выпуск №6, «Вектор Бук», Тюмень, 2012.

11. Моздокова Ю. С. «Пояснительная записка», сборник «Социально – культурная реабилитация инвалидов: атлас технологий», «Вектор Бук», Тюмень, 2012.

12. Федеральный Закон «О защите инвалидов в Российской Федерации».

13. Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык, 1990г.

14. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов,- Вена, 1993г

15. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р 52495 – 2005. Социальное обслуживание населения. Термины и определения.

16. Мурзина, Т. Лечение творчеством: [Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в РФ] Т. Мурзина. // Соц. Защита. – 2002. - №11. – С.11

17. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // "Библиотечка Российской газеты", выпуск N 22-23, 1999 г.

18. Конвенция Международной организации труда N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (Женева, 20 июня 1983 г.), Рекомендация Международной Организации Труда от 20 июня 1983 г. N 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов // Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации. 1957-1990, том 2.

19. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.) //Дипломатический вестник", 1992 г., N 6, с.10.

20. Декларация о правах умственно отсталых лиц –М., Юристъ, 2001.

21. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.) // Текст Резолюции размещен на сервере ООН в Internet (http://www.un.org)

22. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР", 1976 г., N 17(1831).

23. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., N 33 ст. 1318

24. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48, ст. 4563.

25. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" // СЗ РФ от 19 августа 1996 г. N 34, ст. 4127

26. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 2001.

27. Бочко М.Э. Занятость инвалидов в регионе: проблемы, пути решения // Вестник Челябинского Университета – 2007. - №1. С117-122

28. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. -М., 1991, 135 с.

29. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей).

30. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы инвалидов//Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1/Под ред. В.С. Кукушина. Ростов н/Д., 2000.

31. Деятельность психолога в службах медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов / Метериалы всероссийской научно-практической конференции в Санкт-Петербурге 25-28 сентября 2002г. – М., 2002.

32. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2004. – (Серия «Высшее образование»). – С.196.

33. Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов / Сб. норм. актов / Сост. О.В. Павленко, Д.А. Туболев, Л.К. Грачев. - М., 2006.

34. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв.ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002. С.427

35.

 

 

Введение.

Одной из актуальных проблем нашего общества является социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями разного возраста. Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Инвалидность – это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом. Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностей взаимодействия инвалидов с окружающим миром. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1 ст.7]. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, жилищных и иных социально – экономических прав.

Объект исследования: социально-культурная адаптация лиц с ограниченными возможностями в учреждениях культуры.

База исследования. АУК МО Заводоуковского Городского Округа «РЦКД» (Районный центр культуры и досуга)

Предмет исследования: Взаимодействие специалистов АУК МО Заводоуковского Городского Округа «РЦКД» и работников сельского Дома Культуры в оказании социально-культурных услуг для людей с ограниченными возможностями.

Цель работы. Целью нашего исследования является системное рассмотрение особенностей социально-культурной адаптации лиц с ограниченными возможностями в условиях сельского Дома Культуры и сотрудничество со специалистами АУ «КЦСОН». Выбор основан на том, что сейчас в нашей стране и в области конкретно очень много таких людей, причём разного возраста. И многие из них остаются изолированными от окружающих, поэтому вопрос социально-культурной реабилитации инвалидов - один из важных вопросов.

Актуальность данной работы объясняется тем, что работа с инвалидами относится к категории сложнейших вопросов в социальной работе. Проблема социальной адаптации инвалидов - проблема приспособленности инвалидов к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность. Это связано с тем, что в новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. Профессиональная сфера социальной работы возникла в мире около 100 лет назад, а у нас в стране — с 1991 г. Вопросы медико-социальной и трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями невозможно решить без участия социальных работников и специалистов в области социальной работы. В Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении". (18. – С.147).

Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной, социальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. В последнее время специалисты разных профессиональных направлений ведут разработку технологии социального, социально-медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров в специальных журналах, на конференциях и других научно-практических форумах. Однако, до сих пор существует необходимость постоянного и целенаправленного изучения проблем инвалидов как на государственном, так и региональном уровне, в том числе и университетском. Инвалид в России сталкивается также с такими проблемами как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможность продолжить обучение и другое. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав. Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются:

v обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод,

v устранение ограничений в их жизнедеятельности,

v создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

1. Определить понятие инвалидности;

2. Рассмотреть виды инвалидности;

3. Изучить механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов;

4. Изучить нормативно-правовую базу по работе с инвалидами;

5. Обозначить основные принципы работы учреждений социально-культурной сферы с инвалидами;

6. Раскрыть сущность и содержание социально-культурной реабилитации.

7. Изучить особенности социально-культурной реабилитации инвалидов в культурно-досуговых учреждениях.

Методы исследования: анализ литературы и документов, обобщающих опыт работы центров социального обслуживания с инвалидами. В данной курсовой работе использовались труды учёных: Е.И. Холостовой, М.Э. Бочко; П.В. Павленок; Н.Ф. Дементьевой, Б.А. Долгаева, Тунгусовой Г.А., Хвостанцевой Н.В., Беляевой З. М. и других.

 

В качестве гипотезы были выдвинуты следующие предположения: будет ли процесс социокультурной реабилитации молодых инвалидов реализовываться успешней, если будут учитываться следующие особенности: формирование собственной активности в отношении своих жизненных проблем молодых инвалидов; развитие оптимизма как сосредоточенности на позитивных сторонах жизни; формирование умений выбирать благоприятную среду для самореализации; освоение совокупности ценностей, идеалов и норм поведения той или иной социальной роли; формирование гибкого приспособления к быстро меняющимся условиям окружающей среды.

Задачи:

1. Сущность реализации форм и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов

2. Классификация форм и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов

3. Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации форм и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов

4. Содержание форм и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов.

Для решения поставленных задач были использованы взаимосвязанные и дополняющие друг друга методы исследования: теоретический анализ научно-исследовательской литературы по технологии и теории социальной работы, социальной педагогики, психологии, анализ отечественного опыта социокультурной реабилитации молодых инвалидов.

 

В современной научной литературе проблема социокультурной реабилитации рассматривается в нескольких направлениях: игротерапия, танцтерапия, арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия и др. Противоречие заключается в несоответствии между имеющимся малым количеством учреждений социального обслуживания населения, однотипности разработанных программ и внушительном количестве нуждающихся в социокультурной реабилитации молодых инвалидов.

Социокультурная реабилитация раскрыта в трудах Е.И. Холостовой, Н.Ф. Дементьевой, Нестерова Г.Ф., Безух С.М., Волкова А.Н и др.

Гипотеза исследования.Если эффективно организовать социально-культурную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями, то это существенно повлияет на качество и продолжительность их жизни, улучшение физического здоровья.

Практическая значимостьисследования состоит в том, что полученные знания расширяют социологические представления о взаимодействии инвалида и социальной среды. Основные положения и выводы могут послужить базой для дальнейшей разработки путей повышения эффективности социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями Результаты исследования могут оказать помощь при подготовке программ социокультурной политики в отношении инвалидов на региональном уровне.
Структура исследования.Исследование состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении: цель, предмет.

В 1 главе: Социально-культурная реабилитация как основа социализации и интеграции в обществе людей с ограниченными физическими возможностями.

Во 2 главе: Рассматривается роль учреждений искусства и культуры в социально-культурной реабилитации инвалидов.

В заключении сделан вывод о том, что эффективное использование средств культуры в процессе реабилитации может способствовать формированию духовно-нравственных и социальных установок, чувства уверенности в жизни, которые, в свою очередь выступают корректирующим и восстанавливающим средством как психофизического здоровья, так и независимости личности от общественной среды. Инвалидам должна быть предоставлена возможность использовать свой интеллектуальный, творческий, художественный потенциал не только для своего блага, но и для обогащения всего общества.

Список литературы состоит из 46 источников.

Работа имеетприложения.

 

Глава I. Теоретические аспекты социокультурной деятельности людей с ограниченными физическими возможностями.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...