Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава I Состояние исследуемой проблемы в педагогической литературе.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I Состояние исследуемой проблемы в педагогической литературе.

1.1 Особенности экологического воспитания дошкольников в условиях детского сада………………………………………………………….8

1.2 Педагогические требования к организации трудовой деятельности

Трудовая деятельность в природе

Выводы по главе I

Глава II Опытно-экспериментальное исследование условий успешной организации трудовой деятельности в природе в аспекте экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Анализ состояния проблемы исследования в практике ДОУ.

Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы.

Выводы по главе II

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Человеческое взаимодействие с природой - чрезвычайно срочная проблема нашего времени. Каждый год вопрос становится всё более неотложным, поскольку уже ясно, что запланированное человеческое производство материальных товаров в то же время приводит к непредвиденному «порождению» катастрофических последствий, и в таком масштабе, что это угрожает разрушить всю жизнь на Земле, включая жизнь человека. Самый важный аспект в решении проблем сохранения природных ресурсов Земли касается образования людей в области окружающей среды, экологическое образование всего населения, включая молодое поколение. Современные проблемы человеческих отношений с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения для всех людей и увеличения своей экологической грамотности и культуры. Экологическое воспитание и образование поставлено в ряд первостепенных государственных проблем.

Это отражено в правительственных документах: действия, декреты, законы, которые создают структуру непрерывного экологического образования, с переходом от дошкольного до школы, и т.д.

В дошкольном возрасте осуществляется формирование человека и его отношения к миру. То, какими будут дети двадцать первого века, в основном зависит от учителей, и от того начала, которое положено в умах сегодняшних детей. Это определит духовное и существенное благосостояние государства и общества.

Многочисленные экономические, социальные, экологические, и другие проблемы касаются не только нашей страны, но и целого мира, фактически, они имеют общий корень и могут быть сведены к одной всеобъемлющей проблеме – проблеме человека.

Вспоминаются известные слова В. И. Вернадского: «Твари Земли являются созданием сложного космического процесса и закономерной частью стройного геокосмического механизма, в котором как мы знаем, нет случайности» [2]. Сам Вернадский, замечая нежелательные разрушительные эффекты человеческой экономической деятельности по Земле, полагал, что это допустимые издержки прогресса. Он верил во власть человеческого разума, гуманизм научной деятельности, триумф совершенства и красоты. Что-то, что он блестяще предвидел, в чём то, возможно, был неправ.

Проблеме экологического воспитания уделяли внимание многие видные экологи, академики Н.Н. Моисеев, А.Л. Яншин, Г.Н. Ягодин, Н.Н.Тарасова, Г.Н. Розенберг [3]. За последние годы проведен ряд исследований, направленных на усиление экологического образования и воспитания (И.А. Габев, А.Н.Захлебный, И.С.Матрусов, И.Т.Суровегина и др.), внимание обращается на формирование мотивов бережного отношения дошкольников к природе (Н.А.Рыков, А.П. Сидельковский), на природоохранительную работу в условиях изучения природы родного края (П.В.Иванов). Методика формирования у детей понятия живой организм (в природе это растения, животные и человек) разработана в исследованиях Е.И. Залкинд, В. Г. Гревцевой, С. Н. Николаевой и других.

В настоящее время все основные комплексные программы («От рождения до школы», «Радуга», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», «Из детства в отрочество» и др.); порциальные программы: «Мы» (Н.Н. Кондратьева), «Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Наш дом - природа» (Н.А. Рыжова), «Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г.Ашикова), «Жизнь вокруг нас» (Н.А. Авдеева, Г.Б. Степанова), «Паутинка»(Ж.Л. Васякина-Новикова), «Мы-земляне» (Н.Н.Вересов), «Природа и художник» (Т.В. Шпотова, Е.П. Кочеткова), «Живая экология» (А.И.Иванова) и др., а так же пособия и иллюстративные альбомы для педагогов и детей, рассчитанные на применение в условиях вариативного образования (Н.Ф. Виноградова, Т.А. Шпорыгина, С.Н. Николаева, Л.П. Молодцова, Г.И.Мелехова, Л.Н.Луневич и др.) ставят задачу воспитания нравственного отношения к природе.

 

Однако в современном технократическом обществе дошкольник находится вдали от живой природы, немногие непосредственно взаимодействуют с ней. Учителя и родители, признавая потребность формирования заботливого отношения к животным и растениям, часто в реальной жизни не стимулируют дошкольников на заботу о живых объектах природы и к действиям, организованным в естественных условиях.

Труд в жизни каждого человека и в обществе крайне важен. Важность трудового воспитания, описана во многих философских, психологических и педагогических работах. В истории воспитания и образования общество создало уникальные системы, основанные на трудовом воспитании.

Трудовое воспитание - один из самых важных аспектов воспитания молодого поколения.

Ценность детского труда в ее воспитательной и образовательной стоимости. Трудовое воспитание в программе дошкольного образования - необходимый компонент для развития основных и творческих способностей ребенка, самое важное средство формирования культуры межличностных отношений. Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично.

Своевременное приучение ребенка дошкольного возраста к соответствующему труду необходимо для его всестороннего развития. Труд усиливает физическую силу и здоровье ребенка, его движения становятся более уверенными и более точными. Труд требует и развивает у дошкольника наблюдение, внимание, память, сообразительность, мышление.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде происходит воспитание независимости, инициативы, ответственности, усердия. В нем много возможностей для формирования личности ребенка, его «самости» и индивидуальности.

Трудовое воспитание - фонд творческой деятельности и эффективен он в образовательных действиях, гражданском и моральном развитии индивидуальности. Трудовое воспитание способствует слиянию обучения, труда и воспитания в едином комплексе для формирования гармонично развитой, социально активной личности; развивает ее научное мировоззрение и ценностные ориентации, целеустремлённость и настойчивость, самодисциплину, инициативу, принципиальность, бережное отношение и уважение к общественной и личной собственности.

Возрастающий интерес к миру природы, появление социальных побуждений, ознакомление с практическими знаниями и навыками создает предварительные условия для формирования у старших дошкольников готовности к труду, ориентированному на мораль при действии в окружающей среде.

Однако текущая потребность общества в формировании готовности молодого поколения к трудовым, ориентированным на мораль действиям в природе сталкивается с проблемой недостаточной теоретической и практической разработанности этой проблемы.

Вышесказанное обосновывает актуальность данного исследования - «Организация трудовой деятельности в природе как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: исследование организации трудовой деятельности в природе как средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: организация трудовой деятельности в природе как средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: организация трудовой деятельности в природе станет эффективным средством экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

- использование комплексной педагогической технологии, обеспечивающей социальное и познавательное взаимодействие с объектами живой природы;

- формирование экологических представлений на основе знаний, способствующих положительному восприятию животных и растений;

- организация трудовой деятельности при непосредственном общении с живыми существами;

- создание специальной среды, использование методов и средств побуждающих детей к яркому эмоциональному отношению к природе.

Задачи исследования:

- изучить особенности экологического воспитания дошкольников в условиях детского сада;

- рассмотреть трудовую деятельность в природе: ее содержание, формы и роль в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста;

- представить педагогические требования к организации трудовой деятельности в природе;

- теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации трудовой деятельности в природе как средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ философской, культурологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, публикаций в периодических изданиях, педагогической документации; наблюдение, создание педагогических ситуаций (естественных и специально моделируемых), беседа с детьми и взрослыми; изучение продуктов детской деятельности; анкетирование.

Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ №17 г.Смоленска.

Выводы по I главе

Таким образом, живая природа долго признавалась в педагогике одним из наиболее важных факторов образования и воспитания дошкольников.

В процессе трудовой деятельности дети 5-7 лет под руководством воспитателя приобретаю знания, умения и навыки, учатся сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, понимать зависимости между ними. Трудовая деятельность детей в природе не только имеет образовательное и воспитательное значение для формирования индивидуальности ребенка, но также дает определенные навыки для подготовки к школе. Формируется детское любопытство, наблюдательность, понимание причинных связей, что порождает независимость мышления. Особенности умственной деятельности старших дошкольников таковы, что они в состоянии проанализировать, сравнить, обобщить наблюдаемые объекты и явления, установить с помощью воспитателя связи между отдельными явлениями и понимать простейшие закономерности.

Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы

 

Цель работы с родителями заключалась в том, чтобы вызвать у них интерес и желание воспитывать у дошкольников положительное отношение к трудовой деятельности в природе, заботливое отношение к живым объектам природы, познакомить их с методикой экологического воспитания у детей, подчеркнуть необходимость тесного взаимодействия с дошкольным учреждением, оказать педагогическую помощь родителям. Основные формы работы с родителями: родительское собрание, групповые консультации, совместная с детьми деятельность по благоустройству детского сада и группы, праздники и коллективные творческие вечера.

Работа с педагогами преследовала цели: сформировать у них установку на развитие у старших дошкольников положительного отношения к трудовой деятельности, заботливого отношения к природе; раскрыть технологию его формирования. Формы работы с педагогами: семинар-практикум, консультации, тренинги, круглый стол, обмен опытом.

Работа с детьми включала три раздела (формирование эмоционально-нравственного отношения к природе; воспитание трудовых навыков и привычек, заботливого поведения по отношению к животным и растениям), деятельность была направлена на развитие у детей интереса к природе (в том числе и познавательного), формирование экологических знаний об особенностях строения, поведения, приспособления к среде обитателей уголка природы, представлений о нормах, правилах взаимодействия с природными объектами, на развитие нравственно-мотивированной деятельности дошкольников в природе.

Для реализации этих требуемых задач потребовалось: дальнейшее обогащение окружающей среды в группе; обеспечение непосредственного контакта детей с объектами уголка природы, предоставление прямого контакта с природными объектами и организация систематического труда в природе; формирование у старших дошкольников представлений о том, что означает заботливое отношение, кто может нуждаться в заботе, какие качества нужны ребенку, чтобы он мог проявить заботу.

Особенность воспитательно-образовательного процесса в экспериментальной группе заключалась в том, что, формирование положительного отношения к труду в природе и заботливого отношения к живым объектам осуществлялось в следующих действиях детей (бытовых, трудовых, игровых и образовательных), что позволило дошкольникам получать систематические, прямые, эмоционально интенсивные контакты с животными и растениями уголка природы.

Важной целью формирующего эксперимента было накопление детьми эмоционально положительного опыта взаимодействия с природой в труде, повышение интереса и развитие мотивации, которое привносилось через обогащение окружающей среды. С этой целью в группу «в гости» были принесены новые растения и животные (попугай, канарейка, кролик, морская свинка, водяная и сухопутная черепахи; герань, фикус, циперус, манстера), за которыми дети наблюдали и заботились по своей собственной инициативе и по инструкциям воспитателя.

Дети изучили, как определить состояние живого объекта, используя карты эмоции, изображающие различные чувства (радость, печаль, безразличие), чтобы определить причину проблемы и устранить её, чтобы заботиться об определенных животных и растениях.

В дополнение к прямому контакту с объектами природы использовались игры, упражнения, книга естествознания, видеозаписи фильмов, содержание которых вызвало в детях сильные и яркие эмоциональные переживания и побуждало их к проявлению активности (действовать так же как герой произведения).

Для развития эмоциональной отзывчивости использовались игровые ситуации, способствующие переносу ребенком опыта собственных переживаний на живой объект; приемы идентефикации, на основе эмпатии способствовали проявлению положительных эмоций.

Когнитивный компонент. В процессе работы у дошкольников закреплялись имеющиеся и были сформированы новые идеи представления об отношениях между структурой и образом жизни живого организма, о необходимости удовлетворить его насущные потребности, о роли взрослого и ребенка в поддержании жизни животных и растений уголка природы и о способах заботы о них. Дошкольники усваивали знания о качествах, от которых зависит успех в труде и о нравственных качествах, от которых зависит заботливое отношение (терпение, настойчивость, сочувствие, сострадание, отзывчивость, трудолюбие, альтруизм).

Экологические и нравственные представления формировались как в непосредственном взаимодействии детей с животными и растениями (наблюдение, труд, экспериментирование), так и опосредованно через этические беседы, чтение и анализ художественной литературы, игры, проблемные ситуации. В результате дети усваивали знания о животных и растениях (что имело особое значение) как живых существах, у них формировались представления о ценности живого.

Включение детей в научные исследования, участие в экспериментировании в труде, дало им возможность поучаствовать в поиске условий, необходимых для создания комфортных условий для жителей конкретного уголка природы, сознательно взаимодействовать с ними.

Для получения опыта заботливого отношения к естественным объектам (практический компонент) были созданы условия, при которых ребенка помещают в положение, когда у него была возможность продемонстрировать гуманное обращение к живым объектам.

Была решена задача зарождения навыков и привычек экологически целесообразного поведения в труде, поощрялась непрагматическая мотивация в различных проявлениях, при взаимодействии с животными и растениями, рефлексивные действия. Совершенствовались оценочные суждения детей относительно их собственного поведения и поведения сверстников; была сформирована способность замечать проблемы в состоянии живых объектов и исправлять их самостоятельно или с помощью взрослых.

В работе были использованы методы и технологии, которые повышали детскую независимость и инициативность: поручения и дежурства, сюжетные игры, реальные и специально созданные проблемные ситуации, задачи для самонаблюдений, упражнения.

Цель фазы контрольного эксперимента состояла в том, чтобы проверить надежность и значение экспериментальной работы.

Данный этап проводился аналогично констатирующему эксперименту, применялись те же методики исследования.

Полученные результаты позволяют утверждать, что организация работы по выделенным направлениям и при соблюдении указанных условий приводит к увеличению числа дошкольников с более высоким уровнем сформированности, готовности к трудовым, нравственно-ориентированным действиям в природе.

В детях экспериментальной группы произошли значительные положительные изменения по всем показателям положительного отношения к работе и заботливого отношения к жителям уголка природы и участка. У дошкольников увеличился интерес к животным и растениям, появилось желание узнать о них больше, они стали более эмоционально чувствительными и отзывчивыми, способны заметить, кому требуется забота и осуществить её в соответствии с условиями и потребностями живого организма; действия детей стали более сознательными и независимыми; оценочные суждения более аргументированными; заботясь о живых существах, дети показали в работе аккуратность, терпение, склонность к альтруизму, научились предсказывать последствия положительных и отрицательных действий; дошкольники начали чувствовать удовлетворение от факта, что они могут помочь животным и растениям, заботиться о них. Аналогичные показатели в контрольной группе остались без существенных изменений.

Таблица 5.

Уровень сформированности положительного отношения к трудовой деятельности и заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе ( в %)

Уровни проявления заботливого отношения Эмоциональный компонент   Когнитивный компонент   Практический компонент   Средний показатель проявления заботливости
Конст.эт. Контр.эт. Конст.эт. Контр.эт. Конст.эт. Контр.эт. Конст.эт. Контр.эт.
Высокий
Средний
Низкий

 

Таблица 6.

Уровень сформированности положительного отношения к трудовой деятельности и заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе ( в %)

 

Уровни проявления заботливого отношения Эмоциональный компонент   Когнитивный компонент   Практический компонент   Средний показатель проявления заботливости
Конст.эт. Контр.эт. Конст.эт. Контр.эт. Конст.эт. Контр.эт. Конст.эт. Контр.эт.
Высокий
Средний
Низкий

 

Таким образом, проведенное исследование подтвердило исходную гипотезу и позволило сформулировать выводы:

1.Одним из показателей готовности к трудовой нравственно – ориентированной, экологически направленной деятельности в природе, является заботливое отношение детей к живым объектам природы. Показателями положительного отношения к трудовой деятельности являются: стойкий познавательный интерес к животным и растениям, их эмоционально-положительное восприятие; наличие экологических и нравственных представлений, умений и навыков, обеспечивающих заботливое поведение ребенка по отношению к объектам живой природы; потребности в нравственно мотивированной, экологически целесообразной деятельности.

2.У детей старшего дошкольного возраста возможно сформировать готовность к трудовой, нравственно-ориентированной деятельности в природе, показателем которой является заботливое отношение к животным и растениям. Возможность ее формирования обусловлено достаточной степенью развития у них следующих психологических характеристик: потребность к познанию окружающего мира, любознательность, эмоциональная отзывчивость, наличие эмпатийных чувств, способность к сочувствию и состраданию, усвоению нравственных норм и правил экологически целесообразного поведения к рефлексии и оценке действий своих и окружающих.

3.Воспитание положительного отношения к трудовой, экологически ориентированной деятельности в природе основывается на положительных эмоциях детей, понимании собственной значимости в обеспечении жизненных потребностей живых организмов; проявление заботы будет осознанным, если ребенок чувства и знания реализует в практической деятельности, от которой получает положительные переживания.

4.Проведенное исследование позволило выделить ряд педагогических условий, обеспечивающих оптимизацию воспитательно-образовательного процесса по формированию у старших дошкольников нравственно-ориентированной трудовой деятельности в природе. К ним относятся: создание в дошкольном учреждении эколого-развивающей среды, положительное оценивание поступков дошкольников, демонстрация примеров собственного бережного и заботливого отношения к живым объектам; обогащение знаний эмоциогенного характера, направленных на воспитание у детей эмоциональной отзывчивости, непрагматической мотивации при взаимодействии с ними; включение детей в постоянную практическую деятельность по уходу за обитателями природных зон дошкольного учреждения; создание ситуаций, стимулирующих возможность осуществлять моральный выбор.

 

Выводы по главе II

Таким образом, было проведено экспериментальное исследованиеусловий успешной организации трудовой деятельности в природе в аспекте экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Для решения задач исследования было проведено обследование группы старших дошкольников, воспитателей, родителей.

Были выделены критерии, по которым проводилось измерение.
Полученные на контрольном этапе эксперимента результаты, позволили утверждать, что в старшем дошкольном возрасте возможно эффективное экологическое воспитание на основе организации трудовой деятельности в природе, выделены уровни развития в отношении детей к живой природе вообще и к труду в природе в частности. Определены основные принципы методического подхода педагогов учреждения в организации трудовой деятельности в природе.

По итогам результатов констатирующего эксперимента была разработана программа работы с детьми и педагогами по организации трудовой деятельности в природе.

В конце исследование подтвердило первоначальную гипотезу и позволило формулировать заключения по исследованию:

1. Один из индикаторов готовности к нравственно ориентированной, экологически направленной деятельности в природе - заботливое отношение детей к живым объектам природы. Индикаторы положительного отношения к труду: постоянный познавательный интерес к животным и растениям, их положительное эмоциональное восприятие; экологические и моральные понятия и навыки, обеспечивающие заботу в поведении ребенка относительно объектов живой природы; потребности в нравственно мотивированных, экологически соответствующих действиях.

2. В детях старшего дошкольного возраста возможно сформировать готовность к трудовым, ориентированным на мораль действиям в природе, проявляющимся в заботе о животных и растениях. Возможность их формирования существует при достаточном развитии следующих психологических особенностей: потребность в познании окружающего мира, любопытства, эмоционального живого отклика, присутствия сопереживающих чувств, способности к сочувствию и состраданию.

3. Воспитание положительного отношения к труду в форме экологически ориентированных действий в природе основано на положительных эмоциях детей, понимании своей значимости в обеспечении насущных потребностей живых организмов; проявление заботы будет осознанным, если ребенок чувства и знания реализует в практической деятельности, от которой получает положительные переживания.

4. Исследование позволило определить педагогические условия для оптимизации образовательного процесса формирования у старших дошкольников нравственно-ориентированного труда в природе. Они включают: создание окружающей экологической среды развития, положительная оценка поведения дошкольников, собственный пример осторожного и заботливого отношения к живым объектам; обогащение знаний эмоциогенного характера, направленных на воспитание у детей эмоциональной отзывчивости, непрагматической мотивации при взаимодействии с ними; включение детей в постоянную практическую деятельность по уходу за обитателями природных зон дошкольного учреждения; создание ситуаций, стимулирующих возможность осуществлять моральный выбор.

Заключение

 

По результатам констатирующего этапа эксперимента мы получили следующее: в обследуемой группе детей существуют различия в отношении к живой природе вообще и к труду в природе в частности. Был выделен высокий, средний и низкий уровень развития положительного, эффективного отношения к живой природе. Разделение по уровням осуществлялось на основе обозначенных критериев.

Обследование педагогов дошкольного учреждения продемонстрировало неоднозначность их отношения к вопросам экологического воспитания посредством трудовой деятельности в природе. Важнейшим критерием обозначена безопасность трудовой деятельности детей в природе.

Было проведено ранжирование показателей приоритетности воспитательного воздействия трудового воспитания с точки зрения педагогов.

Данные, полученные на констатирующем этапе, подтвердили необходимость организации целенаправленного педагогического воздействия на процесс формирования у старших дошкольников готовности к трудовой, нравственно-ориентированной деятельности в природе.

На формирующем этапе эксперимента проводилась работа с родителями, педагогами и детьми.

 

В конце исследование подтвердило первоначальную гипотезу и позволило формулировать заключения:

1. Один из индикаторов готовности к нравственно ориентированной, экологически направленной деятельности в природе - заботливое отношение детей к живым объектам природы. Индикаторы положительного отношения к труду: постоянный познавательный интерес к животным и растениям, их положительное эмоциональное восприятие; экологические и моральные понятия и навыки, обеспечивающие заботу в поведении ребенка относительно объектов живой природы; потребности в нравственно мотивированных, экологически соответствующих действиях.

2. В детях старшего дошкольного возраста возможно сформировать готовность к трудовым, ориентированным на мораль действиям в природе, появляющимся в заботе о животных и растениях. Возможность их формирования существует при достаточном развитии следующих психологических особенностей: потребность в познании окружающего мира, любопытства, эмоционального живого отклика, присутствия сопереживающих чувств, способности к сочувствию и состраданию.

3. Воспитание положительного отношения к труду в форме экологически ориентированных действий в природе основано на положительных эмоциях детей, понимании своей значимости в обеспечении насущных потребностей живых организмов; проявление заботы будет осознанным, если ребенок чувства и знания реализует в практической деятельности, от которой получает положительные переживания.

4. Исследование позволило определить педагогические условия для оптимизации образовательного процесса формирования у старших дошкольников нравственно-ориентированного труда в природе. Они включают: создание окружающей экологической среды развития, положительная оценка поведения дошкольников, собственный пример осторожного и заботливого отношения к живым объектам; обогащение знаний эмоциогенного характера, направленных на воспитание у детей эмоциональной отзывчивости, непрагматической мотивации при взаимодействии с ними; включение детей в постоянную практическую деятельность по уходу за обитателями природных зон дошкольного учреждения; создание ситуаций, стимулирующих возможность осуществлять моральный выбор.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бронников С.А. Психолого-педагогические особенности развития одаренности в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста, Бирск, 2004

2. Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1978. - № 4. - С. 168–179.

3. Буре Р. С.Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания – М.:Мозаика-Синтез – 2011

4. Баймашова В. А. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями : система работы / В. А. Баймашова, Г. М. Охапкина. - М. : Скрипторий 2003, 2008. - 70, [1] с.

5. Бондаренко Т.М. «Экологическое воспитание 5-6 лет»: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров.-Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2012.

6. Войтенко В. В. Ребенок – природа – здоровье. // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. – Томск: ОГБУ РЦРО. 2013.

7. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988.- С. 124-147.

8. Ведерникова Л.В. (отв. ред.) Студенты вузов - школе и производству: Международный сборник студенческих научных статей - Ишим: Изд-во Ишимского государственного педагогического института (ИГПИ) им. П.П. Ершова, 2013. — 322 с.

9. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой, М, 2008

10. Гирусов А.В. Природные основы экологической культуры, М, 2009

11. Грехова Л.И. Экологическая подготовка детей в дошкольных образовательных учреждениях, Ставрополь, 2008

12. Грехова Л.И. В союзе с природой : Эколого-природоведческие игры и развлеченияс детьми. - М.:Сервисшкола,2003.

13. Гейнец О.А. Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений [Электронный ресурс] / О.А. Гейнец, Е.С. Корчуганова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. - М., 2003-2016. - URL: http://festival.1september.ru/articles/578502/ (29.01.2016).

14. Додокина Н. В., Евдокимова Е. С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет.- М.: Мозайка-Синтез, 2008.

15. Зверева О.Л.,. Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2010.

16. Крушанов А.А. О неоднозначности термина «Экологическая культура» / Экологическая культура и общественное развитие.- М., 2006.

17. Канунникова Н.Н. Особенности экологического сознания дошкольников/ 4-я Российская конференция по экологической психологии /Тезисы. (Москва, 28-29 марта 2005 г.) / Психологический институт РАО, Международный независимый эколого-политологический университет и др. - М.: УМК «Психология», 2005. - 334 с.

18. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 80 с.

19. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с.

20. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для вузов / Козлова С.А., Куликова Т.А. – 4-е издание. – М.: Академия, 2002. – 416 с.

21. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. — М.: Просвещение, 2002. — 271 с.

22. Крохина С. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе // Дошк. воспитание. – 2010. – № 3. – С. 86–93.

23. Крылова Н.М. Основные направления повышения качества воспитания детей в трудовой деятельности // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2013. – № 1. – С. 81.

24. Литвинович О.В. Совместная трудовая деятельность в детском саду // Дошк. педагогика. – 2010. – № 4. – С. 28–31.

25. Логинова В.И. Сущность наблюдения и его особенности / В.И.Логинова, А.К.Матвеева, П.Г.Саморукова// Психология дошкольника: Хрестоматия /Сост. Г.А.Урунтаева. - 2002. - С.107-128.

26. Ломоносова И.А. Психолого-педагогические условия организации совместного труда в старшем дошкольном возрасте // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. ст. / Федер. агенство по образованию, Тольят. гос. ун-т. - Тольятти : ТГУ, 2009 - Вып. 7, ч. 1. - 2009. - С. 61-66.

27. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.

28. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок, - СПб, 2008

29. Молодова Л. Игровые экологические занятия с детьми, М, 2006

30. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

31. Пазухина И. А.. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие практических работников детских садов. – СПб.: Детство - Пресс, 2004. - 272с.

32. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. - М.: Наука, 2004.-С.9

33. Петяева Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1991

34. Павлова Л. Работа с дошкольниками в уголке природы // Ребёнок в детском саду.- 2005.- №5.

35. Прокопова А.В. Проявление заботливого отношения к природе у современного ребенка / А.В. Прокопова// Современный ребенок в системе современного образования: сборник научных трудов / Сост. И науч.Ред. Т.А. Куликова. – М.: МГПУ, 2009.

36. Прокопова, А.В. Формирование заботливого отношения детей к природе в условиях детского сада и семьи [Текст]/ А.В. Прокопова// Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы II Международной научно-практической конференции (г. Невинномысск, 3 марта 2009): Т.1: Педагогика. – Невинномысск: НИЭУП, 2009. – с. 443-445.

37. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: Мозаика-синтез, 2014. — 368 с.

38. Поздеева, Т.В. Уроки нравственности (Серия «Мир детства»): учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.– Минск: Нац. ин-т образования, 2010 – 20 с.

39. Римашевская Л.С. Своеобразие труда в природе как экологически ориентированной деятельности дошкольников // Детский сад: теория и практика. – 2011. - № 8. – С. 76-81.

40. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М., 2001.

41. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа» - М, 2005

42. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности : учеб. п<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...