Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушения памяти при поражениях левого и правого полушария более подробно - вопрос 19.

Поражения правого полушария мозгаНарушения слухоречевой и зрительно-речевой памяти характерны лишь для поражений левого полушария мозга (у правшей). Для поражения правого полушария мозга присущи другие формы модально-специфических расстройств памяти. В этих случаях нарушения слуховой памяти распространяются преимущественно на неречевой (музыкальный) слух - возникают явления амузии, в которых объединяются и гностические, и мнестические дефекты. Нарушения памяти на неречевые и музыкальные звуки проявляется в трудностях запоминания ритмических структур при увеличении объема содержащихся в них элементов и количества группировок, а также - в невозможности воспроизведения заданной мелодии.

Как специальные формы модально-специфических нарушений памяти, связанные преимущественно с поражением теменно-затылочных отделов правого полушария, возможны нарушения пространственной и цветовой памяти, протекающие на фоне сохранного пространственного и цветового гнозиса.

Поражения левого полушария мозгаВ случае поражения теменно-затылочных отделов левого полушария нарушается удержание зрительных структур, включающих симультанные (пространственные) отношения. Симптом нарушения припоминания названий предметов, широко известный в клинике под названием амнестической афазии, возникает при поражениях именно этой области коры.

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ. Кратковременная память ухудшается быстрее, чем долговременная. Лучше сохраняется логико-смысловая память. Снижение кратковременной памяти уменьшает способность к обучению в пожилом возрасте. Гибель нейронов коррелирует с нарушением памяти и других психических функций. Но если человек тренирует память, приобретает новые знания, поддерживает квалификацию, гибель нейронов сдерживается. Вовлекаются все виды когнитивных функций, хотя некоторые из речевых (словарный запас, объем информации в памяти и понимание) противостоят влиянию возраста лучше, чем исполнительные функции (планирование, конструирование, выделение объектов заданного типа). Наиболее явные признаки старения, проявляющиеся в памяти и способности к обучению и решению проблем, возможно, вызваны прогрессирующим снижением скорости обработки информации. Способность запоминать, хранить и воспроизводить новую информацию, вспоминать названия и сосредотачиваться в процессе деятельности снижается с возрастом, особенно у лиц старше 70 лет. Причиной старческой деменции (слабоумия) — возрастной потери памяти и мотивации — является болезнь Альцгеймера К числу других причин относятся множественные инсульты или болезнь Паркинсона.

При изучении структурных и химических изменении, характерных для стареющего мозга в отсутствие заболевании ученые обнаружили, что эти изменения столь же гетерогенны, как и сам мозг. В состав мозга входят не только различные нейроны (клетки, передающие нервные сигналы), но и разнообразные глиальные Клетки выполняющие опорные функции и участвующие в репарационных процессах Некоторые сообщества клеток и участки мозга оказываются более подверженными связанным с возрастом повреждениям, чем другие Кроме того, возраст, при которой обнаруживаются признаки нарушении, набор и степень , наблюдаемых физических изменений, а также влияние этих изменении на интеллект могут резко варьировать у различных людей Тем не менее можно утверждать что большинство структурных и химических изменении, о которых пойдет речь ниже, проявляется в конце второй половины жизни, между 50 и 60 годами Некоторые из них становятся заметными только посте 70 лет Маловероятно, что в основе всех признаков одряхления (связанного с возрастом нарушения функции клеток и молекул мозга) лежит единый механизм и исследователям удастся найти какой-либо единственный «элексир», тормозящий или обращающий вес признаки старения.

(Возрастные изменения наиболее изучены в нейронах, число которых вообще не увеличивается после рождения По мере взросления человека общее число нейронов в мозге снижается, но этот процесс происходит неравномерно Так, например, очень мало нейронов исчезает из области гипоталамуса который регулирует секрецию ряда гормонов гипофизом. И наоборот, значительно большее число клеток имеет тенденцию к исчезновению из черного вещества (substantia nigra) и голубого пятна (locus cocruleus) представляющих собой популяции специализированных клеток в стволе мозга При болезни Паркинсона эти области могут утрачивать до 70% нейронов и более, что приводит к сильным нарушениям моторных функции. При старении, как таковом, потеря клеток в этих об частях оказывается значительно ниже, хотя у некоторых стариков с симптоматикой, напоминающей начальный паркинсонизм (уменьшение гибкости замедление движении, запинающаяся шаркающая походка), может отмечаться утрата 30—40 исходного числа клеток. Участки лимбической системы, включая гиппокамп, также могут терять то или иное чисто клеток (Лимбичсская система играет центральную ропь в обучении, памяти и эмоциональных реакциях ) По оценкам исследователей около 5% нейронов гиппокампа утрачивается за каждое десятилетие второй половины жизни, т е в этот период теряется около 20% нейронов Причем потери неравномерны некоторые участки гиппокампа сохраняют практически все нейроны. Даже когда нейроны сами по себе остаются жизнеспособными, их тела и сложные отростки (дендриты) могут атрофироваться Сопутствующая старости атрофия дендритов и тел нейронов обычно отмечается в отделах мозга участвующих в обучении, запоминании, планировании и других сложных умственных процессах В частности отмечается сокращение крупных нейронов в участках гиппокампа и коры мозга Отмечается также дисфункция тел и аксонов некоторых секретирующих ацетилхолин нейронов, проецирующихся из базальной части переднего мозга в гиппокамп и различные участки коры (Ацетилхолин — один из медиаторов с помощью которого происходит передача сигналов от одного нейрона к другому ). Далеко не все изменения нейронов обязательно деструктивныНекоторые изменения могут отражать попытку нейронов компенсировать утрату или сокращение других нейронов и их проекций Так, возможен рост дендритов в некоторых участках гиппокампа и коры мозга у людей в возрасте от 40—50 лет до начала старения (70 лет) с последующей регрессией дендритов в ходе дальнейшего старения (после 80 лет) По-видимому, эта компенсаторная способность утрачивается у очень старых нейронов Мозг способен к динамической перестройке нейронных сетей даже в поздние годы жизни и что соответствующая терапия может увеличивать эту пластичность Однако необходимо еще оценить функциональность дендритов, формирующихся в пожилом возрасте. Кроме изменении числа и структуры клеточных тел и нейритов, нейроны могут также претерпевать изменения своей внутренней архитектуры Например, цитоплазма определенных клеток в гиппокампе и других участках мозга, важных для обучения и запоминания, может начать заполняться пучками спиральных белковых филаментов, известных под названием неирофибриллярных «клубков» Считают, что увеличение числа таких клубков в этих и других участках мозга связано с развитием слабоумия при болезни Альцгеймера но роль небольшого числа клубков в здоровом мозге менее ясна Образование нейрофибриллярных клубков при старении означает, по-видимому, что некоторые белки, особенно белки цитоскелета и внеклеточных опорных структур, химически модифицируются таким образом, что могут воздействовать на эффективность передачи сигналов нейронами. К другим внутренним изменениям относится появление в цитоплазме нейронов многих участков мозга огромного числа вкраплении гранул, содержащих флуоресцирующий пигмент липофусцин. Считается, что этот пигмент происходит из богатых липидами наружных мембран, образуясь в результате их непол­ной деструкции И в этом случае исследователи не пришли к единому мнению о том, повреждают ли липофусциновые гранулы клетки или же они являются маркерами долгожительства. Как и нейроны, глиальные клетки, которые играют опорную роль в функционировании мозга, подвержены изменениям. Вне нейронов мозговая ткань также подвергается изменениям У человека, обезьян, собак и некоторых других животных внеклеточное пространство гиппокампа, коры и других отделов мозга обычно заполняется сферическими отложениями, называемыми сенильными бляшками Эти очень медленно формирующиеся образования являются первичными агрегатами небольших молекул, известных как амилоидные белки. Амилоидный белок накапливается также в кровеносных сосудах этих областей и мозговых оболочках — соединительной ткани, окружающей мозг. При старении отмечается также изменение структуры и содержания в мозге многих важных небелковых молекул. Имеются данные о том, что при старении происходит химическая модификация длинноцепочечных углеродных соединении в липидных мембранах, окружающих клетки и внутриклеточные органеллы К числу таких модификации относится деструктивное окисление свободными радикаламиВ результате происходит «сдвиг» химического состава мембран, что может вызвать тонкие изменения поведения. В частности, исследователи продемонстрировали связанное с возрастом снижение текучести мембран, окружающих синаптосомы — нейронные везикулы (пузырьки), служащие для хранения и выделения нейромедиаторов Возрастные изменения затрагива­ют также липидный состав изолирующей миелиновой оболочки аксонов. Изменения миелина могут существенно влиять на скорость и эффективность прохождения электрического импульса по нервным волокнам на большие расстояния.

Рассмотренные выше молекулярные изменения составляют лишь небольшую часть изменении обнаруженных в стареющем мозге человека и других млекопитающих. Так, не вызывает сомнения, что в ДНК в течение многих лет накапливаются поврежденияНо приводят ли эти повреждения, например, к увеличению окисления ферментов или же такое окисление происходит первым и приводит к накоплению повреждении в ДНК. Скорее всего реализуются обе причинно-стедственные связи. Как только происходит ряд каких либо процессов, они усиливают другие процессы в результате чего начинается сложный каскад событии.

Как свидетельствуют результаты многих исследований, возрастному снижению подвержены некоторые аспекты умственной деятельности, связанные с быстротой реакции. Так, 70-летние могут быть не в состоянии быстро вспомнить некоторые детали прошлых событий, таких, как точная дата или место, но они часто могут сделать это спустя минуты или часы. При отсутствии временных ограничений и в условиях, исключающих возникновение чувства беспокойства, большинство здоровых стариков достигают такого же результата в тестах на умственную деятельность, как и молодые люди, а также люди среднего возраста. Чем слож­нее задача (например, математическая), тем, конечно, больше вероятность того, что иной здоровый в остальном человек преклонного возраста справится с ней хуже, чем молодой. Источником некоторого оптимизма могут служить результаты многих исследований нормального старения: одни люди в последние голы жизни теряют способность к быстрому запоминанию и обучению, тогда как у других эти способности сохраняются почти полностью.)

Таким образом, результаты физиологических, эпидемиологических и психологических исследований позволяют предположить, что ослабление (от слабого до умеренного) памяти или снижение скорости мышления может быть связано с постепенным накоплением стандартных анатомических и физиологических изменений мозга, которые сопровождают старение. В противоположность этому слабоумие возникает, по-видимому, в результате более специфических и сильных изменений в группах нейронов и нейронных сетях. Другими словами, в основе старческого слабоумия лежат заболевания, имеющие различные причины и механизмы. Конечно, можно задать вопрос, почему некоторые люди при старении оказываются более восприимчивыми к различным ослабляющим мозг заболеваниям, включая болезнь Альцгеймера. Во многих случаях ответ на этот вопрос не найден.

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Грубые и стойкие расстройства памяти, встречающиеся у взрослых, в детском возрасте наблюдаются сравнительно редко.

Амнезия у детей обычно проявляется полным или частичным выпадением воспоминаний о впечатлениях, имевшихся в период помраченного сознания. Такие состояния, как кома, сопор, выраженное оглушение, сумеречное помрачение сознания, аментивное состояние, сопровождаются полной амнезией. При других формах помраченного сознания (делирий, онейроид, легкое оглушение) амнезия может быть частичной, парциальной.

Особую форму амнезии представляют наблюдающиеся при алкоголизации подростков палимпсесты, т. е. выпадение воспоминаний о событиях и поведении в период опьянения. В отличие от взрослых, палимпсесты у подростков возможны при первых алкогольных опьянениях. Этому способствуют черепно-мозговые травмы и мозговые инфекции в анамнезе, а также эпилептоидная акцентуация характера.

Ретроградная амнезия, т. е. утрата воспоминаний о событиях, предшествовавших психическому заболеванию или помрачению сознания, у детей и подростков, как правило, охватывает короткий отрезок времени и выражена неотчетливо.

Наиболее частым расстройством памяти в детском и подростковом возрасте является дисмнезия, т.е. сочетание ослабления способности запоминания с нарушением сохранения (ретенции) и воспроизведения (репродукции) материала памяти. В отличие от амнезии нарушения отдельных сторон памяти при этом не столь глубоки. Как правило, прежде всего страдает запоминание и особенно воспроизведение недавних событий, а также вновь усвоенных сведений, например, недавно приобретенных школьных знаний, содержания прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и т.п. Дисмнестические нарушения более отчетливо выявляются у детей школьного возраста. В дошкольном возрасте признаками дисмнестических расстройств могут быть замедленное запоминание стихов и песен, затруднения в воспроизведении содержания неоднократно прочитанных ребенку сказок и рассказов, быстрое забывание имен знакомых детей, а также имен персонажей из прочитанных книг. У детей младшего возраста выявить дисмнестические нарушения труднее ввиду того, что память в этом возрасте в основном образная, а не словесно-логическая.

О недостаточности мнестических функций у ребенка младшего возраста можно судить по тому, что он быстро забывает, где шкафчик с одеждой в детском саду, где висит его полотенце, с трудом находит свою игрушку или какую-либо часть одежды среди подобных предметов, принадлежащих другим детям. Расстройства памяти в этом случае проявляются преимущественно в нарушениях функции узнавания, которая при расстройствах памяти у детей более старшего возраста и у взрослых страдает редко. Легкие преходящие дисмнестические расстройства у детей школьного возраста наблюдаются при церебрастенических состояниях разного происхождения.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...