Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






І. Взгляды Гоголя на драматическое искусство

Театр занимал большое и постоянное место в жизни Н.В.Гоголя. На всю жизнь запомнил Гоголь знакомую ему с детства картину, "когда толпа народа, тесно сдвинувшись, глядит на царя Ирода в золотой короне или на Антона, ведущего козу" ("Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"); в этой толпе народных зрителей был и маленький Гоголь.

Смешной чертяка, уступающий хитрости украинского казака или парубка, злая баба, храбрый запорожец, умный, озорной цыган - все эти фигуры украинского народного театра облеклись плотью и кровью в действующих лицах "Вечеров на хуторе близ Диканьки" и зажили новой, бессмертной жизнью. Одним из авторов этих остроумных комических интермедий, отражавших жизнь простого народа, был пращур Гоголя Василий Танский (умер в 1763 г.). Отец Гоголя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777 - 1825) был талантливый актер-любитель и драматург "во вкусе площадном". Его комедии были одной из первых попыток продолжить создание украинской народной комедии, начатое И.П.Котляревским.

Гоголь ценил комедии своего отца именно как произведения, близкие к народной жизни, понятные широкому зрителю и отрывками из них воспользовался, наряду с народными пословицами, песнями и стихами И.П.Котляревского как эпиграфами для "Сорочинской ярмарки".

"В самом начале комедия была общественным, народным созданием",- утверждал Гоголь в "Театральном разъезде". В народном театре, в его простом и смелом реализме, в его сатирическом отношении к пану, к дьяку, в его живом юморе Гоголь видел зачатки того театра общественной комедии, которому он послужил своей драматургией.

 

Гоголь был близко знаком с крепостным театром, который наблюдал в поместье вельможи Д.П.Трощинского Кибинцах. Гоголь-отец выступал там как актер и режиссер в"благородных спектаклях" вместе с В.В.Капнистом, автором знаменитой комедии "Ябеда", которая с 1805 года заняла прочное место в репертуаре русского театра.

В Нежинской гимназии высших наук Гоголь стяжал себе известность не только среди своих товарищей и учителей, но и среди жителей Нежина и окрестных усадеб, но это была известность не начинающего писателя, а примечательного актера и режиссера. Гоголь был устроителем и главным актером школьных спектаклей в 1825 -1828 годах. В репертуаре этих спектаклей были "Недоросль" Фонвизина, "Урок дочкам" И.А.Крылова, "Эдип в Афинах" Озерова, "Лукавин" А.И.Писарева (переделка комедии Шеридана "Школа злословия") и другие пьесы основного репертуара тогдашних театров.

Торжеством Гоголя-актера были комические роли стариков и старух (комические роли старух были тогда в репертуаре крупнейших актеров, например, М.С.Щепкин играл Еремеевну в "Недоросле"). Сам Гоголь, весьма строгий к себе, признавал в себе дарование актера. В 1830 г., после первых служебных и литературных неудач в Петербурге, Гоголь решил стать актером. Как тонкого знатока искусства актера, как мастера художественной постановки спектакля Гоголя ценили такие замечательные актеры, как М.Щепкин, Садовский, Шумский

Деятельность Гоголя-драматурга была самоотверженным трудом взыскательного художника, который, вкладывая огромный творческий опыт в свои драматические произведения, непрерывно стремился уяснить себе смысл этой деятельности, постоянно ставил перед собой вопросы об эстетическом и общественном значении театра и пытался решить их не только в своих художественных произведениях, но и в ряде статей, заметок, писем и т.д., посвященных вопросам драматургии, актерского и режиссерского искусства.

В таких произведениях, как "Петербургские записки" (1836), "Отрывок из письма, написанного автором вскоре после первого представления "Ревизора" к одному литератору" (1841), "Театральный разъезд" (1842), "О театре" (1847), появившихся в печати при жизни автора, Гоголь весьма подробно высказал свои мысли о театре и его назначении, о задачах драматургии, об искусстве актера и вместе с тем подверг критике существующее положение театра в России и дал критический разбор исполнения целью принять непосредственное участие в борьбе за то понимание театра и его назначения, которое разделял он сам и на основе которого он создавал свои комедии.

В свих воззрениях на театр Гоголь исходил из резкой критики русской театральной действительности середины 30-х гг. Театральные статьи и заметки Гоголя содержали в себе оригинальные и новые для своего времени идеи, и вместе с тем они служат важным комментарием к его драматургическому наследию. В 1836 г., когда Гоголь ставил на сцене Александринского театра "Ревизора" и добивался от актеров, привыкших играть пустые фарсы и водевили, реалистической правды, Пушкин предложил ему написать театральное обозрение для своего журнала"Современник". Гоголь принял это предложение и в своих "Петербургских записках 1836 года" подверг жестокой критике русский театр, опекаемый чиновниками Николая І.

Основная идея Гоголя, которая выражена в его мыслях не только о драматическом, но и о музыкальном театре (опера и балет), заключается в утверждении огромного культурно-просветительного и идейно-воспитательного значения театра. Печальной театральной действительности, театру-развлекателю, Гоголь противопоставлял театр-просветитель, вносящий в жизнь народа прогрессивные начала мысли и свободы: "Из театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек, которыми заманивают детей, позабывши, что это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок, где, при торжественном блеске освещения,

при громе музыки, при единодушном смехе, показывается знакомый, прячущийся порок и, при тайном голосе всеобщего участия, выставляется знакомое, робко скрывающееся возвышенное чувство..."

Если Гоголь требовал жизненной правды и тесной связи с народным творчеством от музыкального театра, то тем более усиливал он эти требования по отношению к театру драматическому.

Гоголь был прекрасно знаком с европейским театром своего времени. Меньше всего Гоголь желал, чтобы русский театр был сколком с французского с его господством мелодрамы и водевиля, тешащих "среднее сословие". Именно потому, что Гоголь был отлично знаком с мелодрамой и водевилем на их родине, он был ярым противником их господства на русской сцене: если мелодрама, по справедливому суждению Гоголя, была суррогатом трагедии, приемлемым для буржуазного зрителя, для пошлого вкуса которого была недоступна трагедия Шекспира и Шиллера, то водевиль был суррогатом комедии, некогда творившей сатирический суд над жизнью (Мольер, Бомарше). В своих "Петербургских записках" Гоголь с негодованием писал о засилье мелодрамы и водевиля как о несомненных признаках порочности феодально-буржуазного театра.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...