Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологии и методы целеполагания при разработке государственных решенийВыбор целей – отправной пункт в разработке и принятии решений. Цель решения — идеальный образ желаемого результата управляющего воздействия государственного субъекта на объект (общество, отдельные социальные группы, индивиды). Цель формируется под влиянием господствующих ценностей, прогноза развития объекта управления и внешней среды, выражает определенную идею, аккумулирует знания об управляющей системе. Из многих ценностей-целей прежде всего выделяются высшие для государства: · Повышение качества и уровня жизни населения. · Сохранение единства общества как основы существования данного государства. · Обеспечение безопасности общества и государства. · Обеспечение взаимосвязей с внешним миром, другими государственными образованиями. Эти цели образуют ядро общей государственной политики. Все другие цели и стратегии так или иначе определяются ими. Цели государств отличаются большим разнообразием. Однако нет практически ни одного политического режима, который хотя бы формально не выдвигал в качестве главной цели благосостояние граждан (подданных) своего государства. В этом отношении характерен пример России. Исторические условия ее развития, геополитическое положение, трагические последствия политических экспериментов XX в. предопределили традиционный подход к человеку не как к цели, а как к средству, с помощью которого власти предержащие решали выдвигаемые ими задачи, которые, несмотря на всю их грандиозность, так и не привели Россию к процветанию. Основу государственного управления составляет государственная политика. Поэтому сердцевину государственного решения в его обобщенном понимании образует выбор политического курса — государственной стратегии. Выбор политических целей можно считать рациональным, если он: а) выражает интересы большинства населения и соответствует базовым ценностям данного общества; б) осуществлен на основе научного анализа с учетом особенностей конкретных условий и адекватной оценки влияния временного фактора (своевременности решения); в) сделан с учетом уровня развития управляющей и управляемой систем, а также ресурсного потенциала; г) мотивирован положительным долгосрочным прогнозом; д) принят основными социальными группами. Можно выделить различные формы политического воздействия государства на разработку конкретных управленческих целей. К формализованным формам воздействия относятся: · доктрины (например, национальной или информационной безопасности), · концепции (например, устойчивого развития страны), · послания Президента (например, послание Федеральному собранию), заявления и меморандумы Правительства К неформализованным формам воздействия относятся: · политические мнения руководства, высших чиновников, · заявления парламента, политических партий и других акторов. · Классификация и ранжирование государственных целей · Множество проблем, с которыми сталкивается управляющий орган, обусловливает многоцелевой характер государственных решений, что требует распределения целей по значимости и по времени реализации. Отсюда вытекает задача построения иерархии целей. Управленческие цели классифицируются по многим признакам: · Ранжирование целей — неотъемлемый, существенный аспект разработки решений. Типология целей предопределяет различие видов решений. Общенародные, общегосударственные, долгосрочные цели реализуются в политических решениях руководящих органов государства, в форме общих политических стратегий. Экономические, социальные и другие цели, связанные с функционированием и развитием отдельных сфер деятельности общества, составляют рациональную основу соответствующих политик. Краткосрочные, текущие цели претворяются в административных, оперативно-тактических решениях. Проблемы и цели регионального и местного масштабов получают отражение в решениях органов власти и управления соответствующих уровней. · Согласно ныне действующей Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это главная, конституционно провозглашенная цель российского государства, магистральное направление его внутренней и внешней политики. В ней берет начало древо целей государственного управления, которое имеет четко выраженную иерархическую структуру в зависимости от масштабов, сложностей, приоритетности решаемых государством задач. · При формировании древа целей государственного управления субъект управления должен обладать исчерпывающей информацией о потребностях и интересах общества, социальных групп, граждан государства, т.е. о нуждах общества в государственном управлении. Ему необходимо иметь отчетливое представление о ресурсной базе в самом широком смысле, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, организационные возможности, правовое обеспечение и т.д. Это должно по возможности свести к минимуму элемент субъективизма при определении целей управления. · По мере реализации основных и обеспечивающих целей возникает огромное многообразие побочных целей, призванных обеспечивать целостность, динамизм и надежную управляемость государства как системы. Сформировать структуру целей государственного управления, расположить их в строго иерархическом порядке, проследить взаимосвязь между целями разного содержания, их логику и взаимную увязку при достижении основной цели позволяет прием, получивший название «древа целей». · Метод «дерево целей» · Метод «дерево целей» метод логической структуризации целей, направленный на установление полного набора целей ликвидации проблемной ситуации, состоящего из генеральной цели и подцелей, ее реализующих. При этом подцели должны отображать конечные желаемые состояния всех сфер функционирования объекта исследования. · Построение дерева целей начинается с формирования главной цели. Каждую цель более высокого уровня можно представить как самостоятельную систему, включающую в себя цели более низкого уровня (подцели) как ее элементы. При этом необходимо установить полный состав подцелей. Цель первого уровня может быть расчленена на цели второго и последующих уровней . Построение «дерева целей» включает 2 этапа: 1. Схематичное отображение процесса разложения генеральной цели на подцели (собственно построение «дерева целей»); 2. Последующая количественная оценка относительной важности подцелей (важность подцелей по отношению друг к другу оценивается на втором и последующих уровнях с помощью метода ранжирования). При ранжировании каждой цели приписывается порядковый номер, показывающий ее относительную важность для достижения цели более высокого уровня. При взвешивании устанавливается коэффициент значимости каждой цели в долях единицы или в процентах по отношению к цели более высокого уровня и по отношению к главной цели. Сумма коэффициентов значимости целей каждого уровня должна быть равной 1, или 100%. Признаком завершения построения дерева целей является формулировка таких целей, которые не подлежат дальнейшей декомпозиции и дают конечные результаты, определенные главной целью. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |