Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Памятка для родителей-водителей «Правила перевозки детей в автомобиле»

Педагогический проект

«Дети и дорога»

(Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО)

Автор проекта: Вдовина Елена Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №2», г. Оханск, Пермский край.  

Вид проекта: познавательно - игровой.

Продолжительность проекта:долгосрочный.

Участники проекта:дети 6 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, сотрудник ГИБДД.

Сроки реализации проекта:2014 - 2016 год.

Актуальность.

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части приводит к травматизму детей.

Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу.

Основные причины дорожных нарушений: незнание дошкольниками элементарных правил; стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности; безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.

Новизна: Система деятельности МБДОУ по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.

Направления работы.

План реализации проекта включил работу по четырем направлениям:

-работа с детьми;

-взаимодействие с родителями;

-преобразование РППС;

-взаимодействие с социумом.

 

Нормативно-правовая база взаимодействия образовательного учреждения с семьей:

- Семейный кодекс РФ.

- Декларация прав человека РФ.

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

- Закон об образовании РФ.

- Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Цель проекта:создание условий для усвоения и закрепления знаний детей, навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.

Задачи:

-знакомить детей со значением дорожных знаков, учить понимать их схематическое изо­бражение; с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения;

-развивать у детей осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

-воспитывать у детей дисциплинированность и сознательное выполнение ПДД;

-активизировать работу по пропаганде ПДД и безопасного образа жизни среди родителей.

Проблема: «Как помочь детям научиться безопасному поведению на дороге?», «Как обеспечить безопасность дошкольников на дорогах и улицах города?».

Гипотеза: Считается, что дорога и игра - это два несовместимых понятия. Однако это не совсем так. Дорога и игра - это два взаимосвязанных понятия. Если необходимо научить ребёнка безопасному поведению на дороге, то с ним надо играть. Безопасность напрямую зависит от тех игр, в которые играет дошкольник. Именно игра позволяет ребенку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место в этом сложном мире городского жителя.

Предполагаемый результат:

- приобретение детьми знаний по ПДД;

- формирование умения находить верное решение в проблемной ситуации;

- привитие культуры поведения на дороге;

- формирование чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих;

- способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку;

- побуждение детей к дальнейшему знакомству с ПДД;

- обогащение РППС в группе по ПДД;

- активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы работы над проектом.

Первый этап (постановка проблемы):

- изучение нормативно-правовой базы;

- беседа с детьми: «Что такое правила дорожного движения? И нужно ли их соблюдать?»;

- рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с родителями на родительском собрании;

- определение продукта проекта:

а) создание макета улицы города;

б) изготовление знаков дорожного движения.

Второй этап работы (обсуждение проблемы, принятие задач):

- беседа с детьми о важности данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»;

- подбор художественной литературы, подготовка наглядного иллюстрированного материала по теме проекта;

- изучение методической литературы: Авдеева Н.Н., Стеркина Р. Б., Князева О.Л., «Безопасность»; Степанкова Э.Я. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения» и другие;

- тематические беседы с детьми: «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Внимание, дорожные знаки!», «Кто управляет дорогой?»;

- пополнение РППС;

- проведение анкетирования с родителями по теме проекта.

Третий этап (работа над проектом).

С детьми:

1) непосредственно - образовательная деятельность с просмотром видеороликов:

- беседы «Правила для пассажиров»; «Знаки дорожные помни всегда»; «Где можно играть?»;

- рисование «Транспорт на улицах города»; «Придумай новый дорожный знак»;

2) составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»; «Если бы все знаки перепутались?»; «Истории в транспорте»;

3) чтение художественной литературы: Б.Житков «Светофор»; С.Волкова «Про правила дорожного движения»; О. Бедарев «Азбука безопасности»; С.Михалков «Моя улица»; «Дядя Стёпа-Милиционер», И.Мигунова «Друг светофор»; В. Иришин «Прогулка по городу»;

4) целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за транспортом и действиями пешеходов;

5) рассматривание иллюстраций, картинок, плакатов по теме ПДД;

6) опытно - экспериментальная и поисковая деятельность, работа со схемами ;

7) встречи с инспектором ГИБДД в рамках «Недели безопасности в детском саду»;

8) дидактические игры, в том числе на SMART оборудовании: «Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Это я, это я, это все мои друзья!», «Будь внимательным», «Правильно разложи», «Доскажи словечко», «Узнай по описанию»; «Кто чем управляет»;

9) подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки», «Красный, желтый, зеленый» и другие;

10) сюжетно - ролевые игры: «Путешествие по городу», «Поездка на дачу», «У бабушки в деревне»; «Автобус»;

11) моделированиепроблемных ситуаций, которые могут возникнуть на дорогах: «Авария на дороге»; «Будущий водитель»; «Помогите старушке»» и др.;

12) оформление выставки рисунков «Оханск – город безопасного дорожного движения», создание макета улицы по ПДД с элементами разметки «зебра», «разделительная линия», одностороннее и двустороннее движение;

13) создание схемы индивидуального безопасного маршрута «Дом - детский сад»;

14) разучивание песен и стихов по теме проекта;

15) тематическая экскурсия в городскую детскую библиотеку.

С родителями:

1) консультация: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»;

2) практикум: «Как поступить в данной ситуации»;

3) оформление папки-передвижки: «Самые важные правила - правила дорожного движения!»;

4) информация в родительский уголок: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это надо знать»;

5) памятки для родителей - водителей транспортных средств в рамках акции «Вежливый водитель»;

6) музыкальное развлечение с родителями: «Я знаю правила дорожного движения»;

7) анкетирование по теме ПДД;

8) рекомендация приобретения световозвращающих повязок на одежду детей.

Четвертый этап (презентация):

1) игровой тренинг (родители и дети) «Кто лучше всех знает правила дорожного движения и умеет их применять в разных ситуациях?»;

2) показ для родителей и коллег непосредственно-образовательной деятельности с детьми «Правила дорожные - детям знать положено»;

3) презентация данного проекта на педсовете;

4) представить продукт проекта - макет улицы города.

5) викторина «Дети и дорога».

 

Пятый этап (постановка новой проблемы):

создать ситуацию поиска новой информации и определить задачи нового проекта: «Какие еще опасности могут встретиться нам на улицах города?»

Результат:

- в группе создана оригинальная активизирующая предметная среда;

- расширился кругозор воспитанников, повысилась социальная компетенция дошкольников; - повысилась культура поведения детей на улице;

- укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом;

- воспитанники группы приобрели навыки и умения безопасного взаимодействия с окружающей средой,

- научились оценивать, анализировать дорожную обстановку и ситуацию.

Таким образом, результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству, сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели и ответить на проблемные вопросы.

В перспективе необходимо продолжить работу по пополнению макетной среды по правилам дорожного движения в группе, привлечь к совместной работе школьников и сотрудников ГИБДД.

Вывод:

Ребенка обучи - дашь миру человека.

В. Гюго

Дорожно - транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада.

Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Предложенный проект - попытка показать на практике систему деятельности ДОУ по обучению детей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Работа в ходе реализации проекта может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

Надеемся, что данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения.

Считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

 

Литература

1.Авдеева Н.Н., Стеркина Р. Б., Князева О.Л.«Безопасность». Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004г.

2.Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице» (цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дошкольного движения), издательство «Детство – Пресс» Санкт-Петербург, 2010 г.

3.Данилова Т.И. «Программа Светофор» (обучение детей дошкольного возраста ПДД», Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.

4. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М. ,2006.

5. Набор плакатов «Дорожная азбука». / Москва: «Кедр», 2008.

6.Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. «Занятия по правилам дорожного движения», М., ТЦ Сфера, 2009 г.

7.Скоролупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Правила и безопасность дорожного движения», М., 2007г.

8. Степанкова Э.Я. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения», М. 2010 г.

9.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] Режимдоступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf

10.ЧерепановаС.Н. «Правила дорожного движения дошкольникам», М., 2009 г.

 

Приложение 1

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Правила дорожные – детям знать положено»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице.

Задачи:

Образовательные задачи:

- совершенствовать знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах светофора и о необходимости их соблюдения в целях безопасности;

-систематизировать знания детей о дорожных знаках и правилах перехода через улицу;

- закрепить знания о работе ГИБДД;

Развивающие задачи:

- развивать речевую и двигательную активность детей, умения отвечать на вопросы полными предложениями, использовать объяснительную речь;

- развивать логическое мышление, внимательность при выполнении заданий, зрительную память, осторожность и осмотрительность на дорогах;

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение работать в команде, желание знать и выполнять ПДД и соблюдать их в повседневной жизни.

Демонстрационный материал: Костюм инспектора ГИБДД (китель, фуражка), жезл.

Раздаточный материал: 3 фланелеграфа размером А4, 3 разрезанные картинки для выкладывания на фланелеграфе с изображением светофора, перекрестка, дорожного знака; картинки с изображением разных видов перекрестков, светофора, регулировщика, дорожных знаков (7 штук), шнур, скамейка, косички для прыжков, ворота (для проведения физкультминутки), полоса обоев, гуашь, клей, кисти, заготовки из бумаги для домов и машин, ножницы, баночки с водой, клеенки, цветные карандаши, восковые мелки, флешка с музыкой для песни.

Методические приемы:проблемные вопросы, сюрпризный момент, воображаемая ситуация, физкультминутка «прохождение полосы препятствий, составление небольших рассказов, продуктивная деятельность, пение песенки, игра «ответь правильно», вопросы, похвала, анализ, подведение итогов.

Ход НОД:

Воспитатель: «Ребята, в нашем селе много больших и маленьких улиц. По ним едут машины, автобусы на тротуарах много спешащих людей и никто никому не мешает. А как вы думаете, почему?» (так как все соблюдают ПДД)

Воспитатель: «Ребята, а вы хотите сейчас оказаться на улицах города? Тогда закройте глаза и внимательно слушайте» (включается шум улицы, воспитатель переодевается в инспектора ГИБДД). «Ребята, вот мы и на улице города. Что вы слышите и видите? (грузовые и легковые машины быстро мчатся по проезжей части, подавая в случае необходимости звуковые сигналы (гудки), на тротуарах много спешащих по своим делам людей, мы слышим их разговоры, смех, кто-то переходит улицу на зеленый свет светофора). А сейчас откройте глаза». (Воспитатель стоит в форме инспектора ГИБДД)

Воспитатель: «Здравствуйте! Я инспектор ГИБДД. А что это за организация? Как вы думаете, чем она занимается?» (ответы детей)

Воспитатель: «Я, как инспектор ГИБДД, хочу узнать, хорошо ли вы знаете правила дорожного движения и умеете ли ориентироваться на улицах города! Поэтому я предлагаю вам разделиться на две команды и выбрать капитанов. Капитаны команд подойдут ко мне и выберут конверт. В нем части картинки, которые вам нужно собрать, чтобы узнать свое задание».

Взяв конверты, команды садятся за свои столы, складывают и называют полученное изображение.

Воспитатель: «Итак! Первая команда расскажет нам о светофоре, вторая – о перекрестках, третья – о дорожных знаках. Возьмите со стола необходимые вам картинки – помощники, садитесь и готовьтесь».

Далее команды по очереди рассказывают о своем изображении.

Первая команда:

- У светофора три цвета, красный, значит, стой, желтый приготовься, зеленый – можно идти.

- Первый светофор появился в Лондоне, у него было только два цвета красный и зеленый, желтый цвет появился только через 50 лет. В Москве первый светофор был круглый. Он был разделен на 3 части: красную, желтую и зеленую. Регулировщик с помощью стрелочки показывал нужный цвет. Позднее светофор стал электрическим.

- Если светофор не работает, то на помощь приходит регулировщик. (Его действия ребенок показывает, остальные дети называют цвет, соответствующий его действиям.)

- Если рядом нет светофора и регулировщика, то надо подойти к дороге посмотреть налево, если нет машин, дойти до середины, затем посмотреть направо и закончить переход».

Воспитатель: «Молодцы! Как много интересного вы знаете о светофоре».

Вторая команда:

- Дорожные знаки нужны для того, чтобы улица могла разговаривать и с водителями и пешеходами понятным им языком.

- Знаки бывают: запрещающие (въезд запрещен, движение пешеходов запрещено), предупреждающие (осторожно дети, на дорогу может выехать велосипедист), указательные (остановка, пешеходный переход), предписывающие (пешеходные и велосипедные дорожки)».

Воспитатель: «Молодцы! Как много дорожных знаков вы знаете! И они вам помогут на улицах города!

Ребята, инспекторы ГИБДД сильные и спортивные люди, а как вы думаете почему? (занимаются спортом). Вот и мы сейчас позанимаемся и попробуем пройти полосу препятствий» (физкультминутка)

Воспитатель: « Какие вы ловкие! Так быстро и легко прошли полосу препятствий. Вставайте в круг, и мы поиграем в игру «Ответь быстро». У кого в руках будет жезл, тот должен правильно ответить на мой вопрос и передать его своему другу».

- Часть улицы выделенная для пешеходов? (тротуар)

- На какое животное похож пешеходный переход? (зебра)

- Какой верхний свет на светофоре? (красный)

- Самый безопасный переход? (подземный)

- По какой стороне тротуара должен идти пешеход? (с правой)

- Сколько сигналов у пешеходного светофора? (два)

- А у автомобильного? (три)

- Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (по обочине слева, навстречу транспорту)

- Что может произойти, если не соблюдать ПДД? (авария, ДТП)

- Где можно играть, не подвергая себя опасности?» (во дворе, на игровой площадке)

Воспитатель: «Молодцы! Вы правильно ответили на мои вопросы, и я уверена, что правила дорожного движения вы знаете хорошо. Но сейчас я проверю ваши умения в рисовании и аппликации. Вот перекресток, попробуйте превратить его в настоящую улицу города. А как вы думаете, что нужно добавить? (дома, машины, пешеходный переход). Правильно! Выбирайте необходимый вам материал и приступайте к работе».

Дети самостоятельно работают.

Воспитатель: «Молодцы! Со всеми заданиями вы справились быстро и правильно. Я вижу, что вы знаете правила дорожного движения на 5. Но нам пора возвращаться в детский сад. Сейчас я взмахну своим жезлом, и мы окажемся в детском саду. 1,2,3, в детский сад попади!

Вот мы и в зале! Давайте все вместе споем веселую песенку о правилах дорожного движения».

Дети поют песню на стихи Я. Пишумова «Песенка о правилах», музыка - минусовка к песне «Встречайте праздник песнями (мамин день)»

Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда.

Без них не выйдут в плаванье

Из гавани суда.

Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот.

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

 

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным

И помни наперёд:

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход!»

 

Воспитатель:«Ребята, я надеюсь, что после нашей встречи вы на всю жизнь запомните ПДД и всегда будете их соблюдать.

Дорожные правила помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда!

Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что вам запомнилось особенно? Какими знаниями вы хотели поделиться со своими друзьями?

И в память о нашей встрече я дарю вам медали знатоков ПДД».

 

Приложение 2

 

Консультация для родителей "Как научить детей соблюдать Правила дорожного движения"

 

Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И каждый уверен, что его-то сообразительный малыш под колесами автомобиля уж точно не окажется. Но если ребенок вовремя не пришел домой, родители начинают волноваться: "все ли благополучно?", придумывая различные варианты развития событий, судорожно обзванивая друзей и знакомых, с которыми, возможно находится их дитя. Только бы ничего не случилось! Это извечная человеческая боязнь случая в наше время и обоснована она тем, что вот уже несколько десятков лет несчастные случаи, как угроза здоровью и жизни ребенка, опережают болезни.

В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребенком, погулять, научить читать или рисовать, определить его в спортивные секции, во всевозможные кружки, но редко находят пять минут в день, полчаса в неделю, чтобы научить ребенка избегать несчастного случая, особенно на улице.

Достаточно изучить "истории болезней" детей, пострадавших от травм, полученных в результате дорожно-транспортного происшествия, побеседовать с врачом - хирургом или травматологом, чтобы понять простую истину: Из каждых двадцати случаев девятнадцать, оказывается, типичны, - часто повторяются, возникают в одних и тех же стандартных ситуациях, число которых не так уж велико. Ситуации эти можно знать, а поведению в них - научить. А значит, несчастье можно предотвратить!

Главным в воспитании законопослушного гражданина (в том числе и как участника дорожного движения) для родителей должен быть принцип "Делай, как я". Чтобы ребенок не нарушал Правила дорожного движения, он должен не просто их знать - у него должен сформироваться навык безопасного поведения на дороге. Даже если вы опаздываете, все равно переходите дорогу там, где это разрешено Правилами; в собственном автомобиле соблюдайте скоростной режим; пристегивайтесь ремнями безопасности и не позволяйте находиться детям до 12 лет на переднем сиденье. Наглядный пример родителей будет куда эффективнее, чем сотни раз повторенные слова "не ходи на красный свет".
Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и внимательными! Знайте, если Вы нарушаете Правила дорожного движения, ваш ребенок будет поступать так же!
Помните, что вы становитесь участником дорожного движения не с проезжей части улиц, а с тротуара. Поэтому отправляясь в школу с малышом, объясните ему, что нужно быть внимательным с первых же шагов, выходя из подъезда дома. Пройдите с ним весь путь и старайтесь показывать наиболее опасные участки на дороге. Укажите на опасности, которые возникают при посадке в общественный транспорт и, особенно, при высадке из автобуса или троллейбуса.

Научите своих детей правилам безопасного перехода проезжей части дороги!
Вместе обсуждайте наиболее безопасные пути движения, ежедневно напоминайте ребенку: ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПЕРЕЙТИ ДОРОГУ - УБЕДИСЬ В БЕЗОПАСНОСТИ!
Объясните ребенку, что остановить автомобиль сразу - невозможно!
Научите детей тому, что переходить дорогу из - за стоящего транспорта опасно для жизни! Учите предвидеть скрытую опасность!

Чтобы правильно выстроить процесс обучения, необходимо учитывать психологические и возрастные особенности детей.

Психологические особенности детей.

– У малыша дошкольного возраста сужено поле зрения. Поэтому он не может даже приблизительно определить расстояние до приближающегося автомобиля. А понять, с какой скоростью он движется, способен не каждый школьник.
– Даже если ребенок смотрит на автомобиль, это вовсе не значит, что он его видит. Увлеченный собственными мыслями, переживаниями, часто он просто не замечает транспортное средство.
– В переходном возрасте возникают другие трудности: подростку свойственно пренебрежение опасностью. Он уверен, что с ним не произойдет то, что случается с другими. И, не глядя по сторонам, бесстрашно выходит на дорогу.
– А малыши в дошкольном и младшем школьном возрасте вообще не воспринимают автомобиль как угрозу. Для них какая-нибудь игрушка, мяч гораздо важнее здоровья и жизни. Поэтому существует правило: если на дорогу выкатился мяч - жди ребенка. Потребность детей в движении в этом возрасте, которая преобладает над осторожностью, стремление играть в любых ситуациях, неумение быстро оценить обстановку или принять правильное решение, недостаточные знания об источниках повышенной опасности могут привести к печальным последствиям.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неустановленных местах, неправильно осуществляют посадку в маршрутные транспортные средства и высадку из них. Но стоит обратить внимание на то, что дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. Их нельзя мерить теми же категориями, что и взрослых, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, что требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и Правилам дорожного движения, выбирая наиболее подходящие для того или иного возраста формы и методы обучения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

В процессе обучения детей правилам дорожного движения, основная задача родителей и педагогов - сформировать три основных навыка поведения, которые помогут ребенку сориентироваться в дорожных ситуациях.

Навык сосредоточения внимания - это граница, перед которой необходимо останавливаться, выдерживать паузу, для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.

Навык наблюдения - ребенок должен видеть предметы, окружающие его, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге) так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т.д.), закрывающие обзор проезжей части и воспринимать их как потенциальную опасность.

Навык самоконтроля- ступая на проезжую часть спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги.

Как дети попадают под автомобиль?

ДЕТИ ВОВРЕМЯ НЕ ЗАМЕЧАЮТ ОПАСНОСТЬ!

Будь внимательным!

Девять из десяти пострадавших на улице детей вовремя не заметили приближающийся автомобиль и предполагали, что находятся в безопасности. Значит, на улице наблюдать, замечать автомобиль не так просто, как это кажется на первый взгляд. На улице встречается несколько десятков обманчивых ситуаций. Кажется безопасно, можно переходить, а на самом деле опасно, нельзя! Правила движения важно знать и соблюдать, но этого мало - надо еще уметь наблюдать за происходящим вокруг и предвидеть опасность.

Учите своего ребенка на улице сосредотачивать внимание, присматриваться и прислушиваться. Наблюдательность нужно развивать и тренировать. Существует масса тренингов, с помощью которых можно обучать ребенка внимательности.

Например, группа детей садится по кругу (лучше проводить такое занятие на улице), один из них размещается в центре, закрывает глаза. Любой из присутствующих издает звук (произносит слово), сидящий в центре должен определить, с какой стороны доносится звук.

Практикуется занятие с детьми непосредственно у проезжей части. Родитель, идя с ребенком в школу или магазин, может предложить определить, на какой скорости движется приближающийся автомобиль, безопасно ли переходить дорогу. Вместе с мамой или папой (воспитателем) дети считают 1, 2, 3 если автомобиль приблизился на счете 6-7, значит, он движется на большой скорости и переходить дорогу опасно.

ДЕТИ ВЫБЕГАЮТ НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ УЛИЦЫ ИЗ-ЗА ПРЕДМЕТОВ, МЕШАЮЩИХ ОБЗОРУ, НЕ ПОГЛЯДЕВ, А ЧТО ТАМ?!

Умейте предвидеть скрытую опасность!

Шесть из десяти пострадавших детей выбежали или вышли на дорогу из-за стоящих автомобилей, кустов, заборов и других предметов, мешающих обзору. Поэтому главная опасность на улице - не столько само приближающееся транспортное средство, сколько тот предмет, который мешает, вовремя заметить источник опасности!

Наиболее внимательным нужно быть на остановке, ожидая маршрутное транспортное средство или производя высадку из него. Объясните ребенку, что остановка – самое опасное место на дороге. Необходимо соблюдать определенные правила, находясь на остановке.

Во - первых, ребенку должно быть известно, что на остановке нужно вести себя спокойно, не играть, не толкать друг друга, не бегать и не шуметь.

Во-вторых, расскажите, что по Правилам посадка в общественный транспорт осуществляется через переднюю дверь, а высадка через средние и задние двери.

В-третьих, объясните, что если после высадки из маршрутного городского транспорта нужно перейти на противоположную сторону дороги, следует дождаться, пока автобус, троллейбус отъедет на безопасное расстояние, и проезжая часть будет хорошо просматриваться в обе стороны. Только после этого можно начать переход.

Ребенок вышел из автобуса. Все мысли о том, как быстрее перейти дорогу, успеть на кружок, не опоздать в кино, в бассейн. Его совершенно не смущает, что стоящий автобус закрыл от его взора половину проезжей части. Но кроме автобуса на улице встречаются и другие стоящие автомобили, мешающие обзору. А иногда по центру проезжей части располагаются трамвайные пути, что вдвойне повышает риск оказаться в опасной ситуации, пересекая проезжую часть.

Почти треть пострадавших детей попали под автомобиль после того, как выбежали из-за стоящих автобусов, грузовиков, легковых автомобилей.
Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать автомобиль. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедившись, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

ДЕТИ ЛЕГКО ОТВЛЕКАЮТСЯ ОТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДОРОГОЙ!

Два из десяти пострадавших ребенка не заметили вовремя опасность потому, что их внимание было отвлечено чем-то или кем-то: автобус, приятель и т.д.

Запомните!

1. При подходе к дороге разговоры следует прекратить, потому что они отвлекают от наблюдения.

2. При переходе улицы оглядываться нельзя, даже если вас позовут – надо внимательно смотреть влево и вправо.

ДЕТИ ИНОГДА ВЫХОДЯТ НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ, НЕ ПОСМОТРЕВ ПО СТОРОНАМ!

Один из каждых десяти пострадавших детей, вышел на проезжую часть улицы, не оглядевшись по сторонам. Чаще это бывает на дорогах, где автомобили проезжают сравнительно редко. Группа детей затеяла игру рядом с дорогой. В ходе игры один мальчик выбежал на дорогу, не глядя по сторонам: ведь все время не было автомобилей!

На улице, где автомобили появляются редко, дети выбегают на дорогу, предварительно не осмотрев ее, и попадают под автомобиль. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться, и только тогда переходить проезжую часть.

Вниманию родителей!

Уважаемые родители!

Обычно вы заняты своими делами, у вас много хлопот, вы всегда испытываете нехватку времени. И все-таки. . . несмотря на свои заботы, вечную спешку, помните о тех, кому нужна ваша помощь, совет, ваша опека - о детях.
Посвятите отдельную прогулку правилам перехода через дорогу: проверьте, правильно ли ваш ребенок их понимает, умеет ли использовать эти знания в реальных дорожных ситуациях. Для этого потренируйтесь вместе переходить по пешеходному переходу через проезжую часть с односторонним и двусторонним движением, через регулируемый и нерегулируемый перекрестки.

Пройдите вместе с ребенком по привычному для него маршруту в школу и обратно. Поговорите о том, почему очень важно ходить одной и той же дорогой. Обратите внимание ребенка на все опасности и скрытые "ловушки", которые могут подстерегать его на пути, продумайте маршрут так, чтобы он стал более безопасным.

 

Приложение 3

 

За 2014 – 2015 и 2015 – 2016 учебные годы.

Фамилия имя ребенка 2014 – 2015 учебный год 2015 – 2016 учебный год
Сентябрь 2014 г Апрель 2015 г Сентябрь 2015 г апрель 2016 г
успешное выполнение задания неуспешное выполнение задания успешное выполнение задания неуспешное выполнение задания успешное выполнение задания неуспешное выполнение задания успешное выполнение задания неуспешное выполнение задания
Из 38 вопросов
Влад Б.
Женя Б.
Степа З.
Лиза И.
Саша К.
Соня К.
Сергей К.
Вика Н.
Варя П.
Соня Ч.
Марк Ч.
Женя Р.
Матвей Ш.
Соня С.
Гриша Щ.

Педагогический проект

«Дети и дорога»

(Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО)

Автор проекта: Вдовина Елена Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №2», г. Оханск, Пермский край.  

Вид проекта: познавательно - игровой.

Продолжительность проекта:долгосрочный.

Участники проекта:дети 6 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, сотрудник ГИБДД.

Сроки реализации проекта:2014 - 2016 год.

Актуальность.

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может само<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...