Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории происхождения средневекового города III.

Рост производительных сил. Отделение ремесла от сельского хозяйства.

При том, что город становился средоточием отделившихся от сельского хозяйства функций средневекового общества, в том числе политико-идеологических, основой городской жизни была экономическая функция — центральная роль в складывающемся и развивающемся простом товарном хозяйстве: в мелком товарном производстве и обмене. Его развитие основывалось на общественном разделении труда: ведь постепенно выделяющиеся отдельные отрасли труда могут существовать лишь путем обмена продуктами своей деятельности.

К X—XI вв. в хозяйственной жизни Западной Европы произошли важные изменения. Рост производительных сил, связанный с утверждением феодального способа производства, в период раннего средневековья быстрее всего шел в ремесле. Он выражался там в постепенном изменении и развитии техники и главным образом навыков ремесла и промыслов, в их расширении, дифференциации, усовершенствовании. Ремесленная деятельность требовала все большей специализации, уже не совместимой с трудом крестьянина. Одновременно совершенствовалась сфера обмена: распространялись ярмарки, складывались регулярные рынки, расширялись чеканка и сфера обращения монет, развивались средства и пути сообщения.

Наступил момент, когда неизбежным стало отделение ремесла от сельского хозяйства: превращение ремесла в самостоятельную отрасль производства, концентрация ремесла и торговли в особых центрах.

Другой предпосылкой отделения ремесла и торговли от сельского хозяйства явился прогресс в развитии последнего. Расширились посевы зерна и технических культур: развивались и совершенствовались огородничество, садоводство, виноградарство и тесно связанные с сельским хозяйством виноделие, маслоделие, мельничное дело. Увеличилась численность и улучшилась породность скота. Использование лошадей внесло важные улучшения в гужевой транспорт и военное дело, в крупное строительство и обработку почвы. Увеличение продуктивности сельского хозяйства давало возможность обменивать часть его продуктов, в том числе пригодных как ремесленное сырье, на готовые ремесленные изделия, что избавляло крестьянина от необходимости производить их самому.

Наряду с названными хозяйственными предпосылками на рубеже I и II тысячелетий появились важнейшие социальные и политические предпосылки складывания специализированного ремесла и средневековых городов в целом. Завершился процесс феодализации. Государство и церковь видели в городах свои опорные пункты и источники денежных поступлений и по-своему содействовали их развитию. Выделился господствующий слой, потребность которого в роскоши, оружии, особых условиях жизни способствовала увеличению числа профессиональных ремесленников. А рост государственных налогов и сеньориальных рент до известного времени стимулировал рыночные связи крестьян, которым все чаще приходилось выносить на рынок не только излишки, но и часть необходимых дляих жизни продуктов. С другой стороны, крестьяне, подвергавшиеся все большему гнету, стали убегать в города, это была форма их сопротивления феодальному гнету.

В деревне возможности для развития товарного ремесла были весьма ограниченными, так как рынок сбыта ремесленных изделий там узок, а власть феодала лишала ремесленника необходимой ему самостоятельности. Поэтому ремесленники бежали из деревни, и селились там, где находили наиболее благоприятные условия для самостоятельного труда, сбыта своей продукции, получения сырья. Переселение ремесленников в рыночные центры и города было частью общего движения туда сельских жителей.

В результате отделения ремесла от сельского хозяйства и развития обмена, в результате бегства крестьян, в том числе и знавших какое-либо ремесло, в X—XIII вв. (а в Италии с IX в.) повсюду в Западной Европе бурно росли города нового, феодального типа. Они являлись центрами ремесла и торговли, отличались по составу и основным занятиям населения, его социальной структуре и политической организации.

Формирование городов, таким образом, не только отражало общественное разделение труда и социальную эволюцию периода раннего средневековья, но и было их результатом. Поэтому, являясь органичной составной частью феодализационных процессов, складывание города несколько отставало от складывания государства и основных структур феодального общества.

 

Города – центры ремесла и торговли.

Теории происхождения средневекового города III.

Романистическая теория.ГЕРМАНИСТЫ И РОМАНИСТЫ - течения в буржуазной медиевистике, по-разному решающие вопрос о роли германского и римского начал в формировании социально-политического строя средневековой Европы: если романисты выводят феодальные учреждения средневековья из порядков поздней Римской империи, то германисты видят в них развитие исключительно (или преимущественно) германских начал; и те и другие односторонне подчеркивают, таким образом, лишь одну из сторон единого процесса, представляющего собой синтез социальных элементов древнегерманского общинного и римского рабовладельческого обществ, находившихся на стадии разложения. При этом германисты и романисты подходят к вопросу в основном с юридических позиций.

Вотчинная теория. Противниками романистической теории были – Эйхгорн, Нич – исследуя преимущественно города Северо-Западной и Центральной Европы, Англии, считали, что город и его учреждения развились из каролингской феодальной вотчины, вотчинного управления и вотчинного права соответственно.

Общинная теория. «Марковая теория (Маурэр, Гирке, позднее Г. фон Белов) выводила городские учреждения и право из строя свободной сельской общины-марки.

Общинная" теория происхождения городов (Крупнейшим представителем "общинной" теории является Белов. Below G. Zur Entstetiung der deutschen Stadtverfassung. Historische Zeitschrift, B. LVIII-LIX, 1887-1888; Das altere deutsche Stadtewessen und Burgertum, Bielefeld-Leipzig, 1898, Probleme der Wirtschaftsgeschichte, Tubingen, 1920) при всей несомненности взаимосвязи, которая существовала между сельской общиной и нарождавшейся городской общиной, все же не объясняет возникновения города.

Бурговая теория. Представители «бурговой» теории (Кейтген, Мэтланд) считали, что крепость («бург») и бурговое право были тем зерном, из которого создался город. Реальные факторы, вызвавшие концентрацию населения в определенных пунктах и породившие в конечном счете городское общество и город как специфическое архитектурно-планировочное целое, следует искать в ином. Прогрессивную роль в возникновении городов сыграло строительство крепостей, которое вели для защиты от норманнов и мадьяр в различных областях континентальной Европы Каролинги, а также Альфред Великий в Англии и Генрих Птицелов в Саксонии и Тюрингии. Крепости, построенные в IX-X вв. королями, служили лишь временным убежищем для сельского населения, которое укрывалось от набегов за валами и деревянными (реже - каменными) стенами, но по прошествии войн снова возвращалось в окрестные села. И тем не менее строительство крепостей имело большое значение, так как в процессе их осуществления возникали общие для окружающих жителей трудовые и натуральные повинности, появились обязанности иметь вооружение, слуг и лошадей на случай войны, т. е. на почве совместной обороны происходило то сближение разобщенных сельских общин, которое облегчало возникновение города. Однако далеко не каждая крепость, основанная в этот период английскими, французскими и немецкими королями, превратилась в город. Для этого необходимо было наличие экономической базы. Только там, где крепость имела рынок, начинало оседать население, развивались ремесла и в конечном счете возникал населенный пункт городского типа. От названия крепости, нередко переносимого и на город (нем. Burg), произошло название городского жителя Burger, отсюда же вытекла "бурговая" теория происхождения городов ("Бурговая" теория наиболее ярко выражена в работах: Keutgen F. Amter und Zunfte. Jena, 1903; Untersuchungen tiber den Ursprung der deutschen stadtverfassung. Leipzig, 1895). Незачем оспаривать, якобы, всеобъемлющего значения этой теории, так как возникновение "бурга" являлось лишь косвенной причиной зарождения города. Гораздо чаще город возникал до появления городских стен, которые сооружались давно осевшим в нем населением. Итак, располагая градообразующие факторы по степени их значимости, следует на первое и второе места поставить рынок и добывающую или обрабатывающую промышленность (ремесло) и лишь на третье место - стратегический фактор. Патриархальная теория.Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое общество изначально было патриархальным. Более определенно по этому поводу высказывался Аристотель. Согласно учению Аристотеля, государство, являясь продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В корне образования государства лежит естественное стремление людей к взаимному общению. Такое общение приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется государство. Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, обнимающей собой все другие образования и формы общения. Оно «появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни». В XVII веке с тех же позиций обосновывалось существование абсолютизма в Англии в сочинениях английского социолога Р. Фильмера "Патриархия, или защита естественного права королей" (1642), "Патриарх" (1680). Так происхождение государства и теория "божественного права королей" выводились из изначального патриархата. Средневековые светские феодалы также прибегали к патриархальной теории происхождения государства и права для обоснования неограниченной власти монарха - отца своих подданных и всей нации. Позднее эта теория получила свое отражение в высказываниях одного из теоретиков народничества в России, социолога Н.К. Михайловского (1842-1904), а на Западе - английского историка права Г. Мэна и других. Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается. Характерно, что не существует ни одного исторически достоверного свидетельства подобного способа возникновения государства и права. Напротив, считается установленным, что патриархальная семья как исторически закономерное явление возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя, вместе с государством.

Рыночная теория.«Рыночная» теория (Р. Зом, Шредер, Шульте) выводила городское право из «рыночного права» (Marktrecht – «рыночное право» – аналог саксонского «магдебургского» права в аллеманских землях Германии – авт), действовавшего в местах, где велась торговля».

Марксистская (Ремесленная) теория. Литература по истории средневекового города огромна. Отечественная урбанистика, окончательно оформившаяся во второй половине XX века, внесла существенный вклад в развитие мировой историографии. В деле изучения важнейших социально-экономических аспектов средневековой городской истории — генезиса средневекового города, особенностей форм собственности в нем, «городских» экономических отношений, торговли, специфики социальной структуры города, сеньориального режима, коммунальной борьбы, взаимоотношений с деревней и др. - нашими учеными были достигнуты значительные успехи, заложены определенные традиции, что не без основания позволяет характеризовать отечественную историографию западноевропейского средневекового города как самоценный феномен.

Обширнейшим количеством работ самого разного характера представлена марксистская урбанистика, получавшая свое окончательное оформление в середине XX века. В качестве специального объекта изучения избраны те урбанистические работы, в которых рассматриваются основополагающие, методологически первостепенные, базисные для советской медиевистики проблемы генезиса средневекового города, содержания социально-экономических процессов, происходивших в нем, его места в системе феодальных отношений. В диссертационном исследовании анализируются работы ведущих отечественных урбанистов B.В.Стоклицкой-Терешкович, Я.А.Левицкого, М.Я.Сюзюмова, С.М.Стама, Л.А.Котельниковой, А.А.Сванидзе и других ученых.

Иными словами, без рассмотрения процесса становления и особенностей развития отечественной средневековой урбанистики, без обобщения ее научных, конкретно-исторических и теоретических разработок невозможно адекватно оценивать ни ее место в исторической науке XX в., ни те процессы, которые протекают в ее рамках на современном этапе, ни ее научные перспективы.

Что же касается борьбы городов с сеньорами, одной из основных целей антисеньориального движения являлось получение городом прав самоуправления. Однако результаты этой борьбы в разных регионах и странах были различны.

От свобод и привилегий, заложенных в городской хартии, зависела степень независимости города, что определяло его экономический и политический рост. Поэтому исследование особенностей и форм коммунального движения средневековых городов Западной Европы является актуальным.

Политическая и социально-экономическая история средневековых городов Западной Европы являлась темой многих исследований, в которых также нашли своё отражение некоторые проблемы коммунального движения. Вопросы развития средневековых городов Западной Европы, их борьбы за коммунальные свободы представлены в трудах таких признанных медиевистов, как А.А. Сванидзе, С.М. Стам, В.В. Стоклицкая - Терешкович и др.

после известного постановления Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 г. занялись поиском и публикацией средневековых источников. Такое "особое" положение медиевистики объясняется, на наш взгляд, тем, что она находилась глубоко "в тылу" той борьбы, которая развернулась в России в 20-30 гг. Как известно, в этой борьбе с буржуазным видением истории марксистское направление вышло победителем. «На первый план теперь выдвинулась конструктивная задача - создать новую, марксистско-ленинскую концепцию истории средних веков, опирающуюся не только на общетеоретические положения исторического материализма, но и на новые конкретные исследования».

Конец 30-х гг. не внес ничего нового в рассматриваемую нами проблему. В это время шел интенсивный сбор материала и осмысление его уже с новых гносеологических позиций. Главная роль здесь как всегда принадлежала историческому факультету МГУ и представителям первого аспирантского набора кафедры средних веков этого же вуза. Как уже отмечалось выше, после Октябрьской революции коренного перелома в рассматриваемых медиевистами проблемах не произошло: это все те же исследования крестьянства и развития сельского хозяйства, только теперь к этим сюжетам добавились моменты, связанные с классовой борьбой в городе и в деревне. Однако такие проблемные вопросы, как происхождение городов, взаимовлияние города и деревни в процессе феодализации, судьбы позднеримских городов, не затрагивались. Становление общей марксистско-ленинской концепции Средневековья требовало незамедлительного обращения и к этим "неактуальным" вопросам, иначе она (концепция) становилась бы неполной и ущербной.

Е.А. Косминский порекомендовал одному из своих аспирантов заняться историей английского города: его возникновением, становлением и ролью в средневековом обществе. Этим аспирантом был Я.А. Левицкий (1906-1970). Именно он является автором марксистской теории возникновения средневекового города, вошедшей в некоторые западные учебники под названием «ремесленной».1Этому посвящены кандидатская диссертация Левицкого, защищенная им в 1943 г., а также докторская, отраженная в монографии в 1960 г2. Советский ученый отказался от попыток сведения всего многообразия конкретно-исторических путей возникновения городов к какой-либо одной теории, рассмотрев на примере Англии различные направления этого процесса: посредством торговых сел и портов (рыночных местечек), на территории железных разработок, вокруг феодальных вотчин и др. Однако для Я.А. Левицкого формирование городов является прежде всего следствием процесса развития производительных сил, который привел в X-XI вв. к отделению ремесла от сельского хозяйства и города от деревни. Отвечая на вопросы, что такое средневековый город и с какого момента то или иное поселение может именоваться городом, на примере "Книги Страшного суда" Левицкий показал, что средневековый город - это прежде всего центр ремесла, торговли, промыслов - главных неземледельческих занятий3.

Наряду с работами Я.А. Левицкого, аналогичным проблемам посвящены труды В.В. Стоклицкой-Терешкович, которая еще в 30-е годы полностью перешла на позиции исторического материализма. Город, по ее мнению, является центром товарного производства, которое стало возможным только в начале второго этапа феодализма в связи с расколом единой сферы общественного производства на две части - аграрную и промышленную.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...