Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравните темпы экономического развития США, Японии, Германии, Великобритании. Франции. Каковы отличительные особенности экономического развития в этих странах?

США - лидер мировой экономики, одна из крупнейших по площади и населению стран мира. В стране на территории площадью около 9,3 млн. кв. км проживает более 255 млн. человек. Уровень развития производительных сил, масштабам своего хозяйства они значительно опережают любую из других развитых стран. Ход развития экономических процессов в США является одним из главных генераторов сдвигов в экономике всего мира. Деловой активности в США служит "барометром" для мировой экономики, непосредственно воздействует на движение цикла и изменение хозяйственного положения в других странах, влияет на структуру международного экономического обмена[11].

Вместе с тем, развитие воспроизводственных процессов в США во все большей степени определяется растущей отношения Соединенных Штатов и других центров мировой экономики. Интернационализация экономической жизни в США сейчас не только в связи с экспортом товаров, услуг и капитала из США, но и небывалый наплыв в США товаров, услуг и капиталов из-за рубежа.

В начале 90-х годов наблюдается устойчивая Прогрессивная структура хозяйства, в котором преобладающая доля принадлежит производству услуг. Их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет более 60%, доля материального производства - 37% и порядка 2,5% - продукция сельского хозяйства. Еще более значительную роль услуг в занятости: здесь на ее долю приходилось в начале 90-х годов более 73% самодеятельного населения.

США обладает самым крупным в мире научно-техническим потенциалом, который является в современных условиях решающим фактором динамичного развития экономики и конкурентоспособности в мировой экономике. Ежегодные ассигнования на научные исследования и разработки (НИОКР) в США превышают подобные расходы Великобритании, Германии, Франции и Японии вместе взятых.

Высоким образовательным уровнем характеризуется весь рабочей силы в Соединенных Штатах. В начале 90-х годов в 38,7% американцев в возрасте 25 лет и старше имели законченное среднее образование, 21,1% - законченное высшее и 17,3% - незаконченное высшее образование. Только 11,6% взрослых американцев имеют образование ниже среднего, что составляет 8 или менее лет обучения в школе[12]. Мощный научно-технический потенциал страны и общий высокий уровень образованности и профессиональной подготовки американцев является фактором силы для американских корпораций в их конкурентной борьбе с соперниками на отечественном и мировом рынках.

США последовательно преобладали в мировой торговле, экспорте ссудного капитала, прямых и портфельных иностранных инвестиций. Теперь это преобладание реализуется главным образом в масштабах экономического потенциала и динамизме его развития, научно-технического прогресса, привлечения иностранных инвестиций и воздействия глобального финансового рынка.

Импорт играет все более заметную роль в США не только как источник поставки товаров, но и как фактор мировой конкуренции, влияние которой охватывает ныне практически всю экономику США. Импорта удовлетворяется порядка 20% американских текстиле, стали и ряде других видов важной для хозяйства продукции, а по некоторым товарам - в значительно большей степени. Например, доля импорта составляет 30% объема ежегодных продаж автомобилей в США, а 19% поставок из Японии, более 4% из Западной Европы и почти 4% из Южной Кореи. До 50% возросла в последние годы доля импорта в продажах станков и продажах бытовой электроники, обуви и некоторых других товаров превысила 80%.

Крупнейшими торговыми партнерами и одновременно главными конкурентами США на мировом и внутреннем рынках Германии и Японии. ФРГ направляет в США 8-9%, а Япония - 29-31% экспорта. Устойчивый дефицит в торговле с этими странами стал одним из главных условий их экономического развития.

Особое место в мировой экономике занимает Западная Европа. На его долю приходится 28% совокупного ВВП и 7% мирового населения. Он не представляет "сверхдержаву" в экономическом и политическом плане. Западная Европа включает 25 стран, которые отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения, природным ресурсам, экономическому и научно-технический потенциал.

Страны Западной Европы принадлежат к группе экономически развитых стран с похожими экономиками. Они характеризуются высоким уровнем экономического развития, занимая по величине ВВП на душу населения 2-44 места в мире. По уровню экономического развития, характеру структуры экономики, экономической деятельности западноевропейские страны делятся на несколько групп. Основная экономическая мощь региона сосредоточена в четырех крупных промышленно развитых странах Германии, Франции, Италии и Великобритании, на которой концентрируются 50% населения и 70% валового внутреннего продукта. Эти державы во многом определяют общие тенденции хозяйственного и социально-политического развития всего региона[13].

Изменения в экономике западноевропейских стран оказали влияние на масштабы и характер их участия в системе международного разделения труда. Активизировался процесс перемещения в мир экономических связей с экспорта товаров на экспорт капитала. Западноевропейские ТНК в начале 80-х годов масштаб зарубежных активов вышел на первое место, оттеснив на второе место американскую корпорацию. Но значительная часть (40%) инвестиций из стран Западной Европы находятся внутри региона, в других районах мира они уступают американским.

Стремительно расширила свои американские активы малые страны, среди которых лидирующую позицию занимает Швейцария, на долю которого приходится около 1/6 части западных активов за рубежом.

Федеративной Республики Германии: самая большая страна в Западной Европе является Германия. По объему ВВП, промышленного производства, по уровне экономического развития она занимает 3-5 место в мире. Ее доля в мировом ВВП в 1989 г. находилась на уровне 1970 г. до 5,8%. В 80-миллионного населения Германии концентрируется 21% ВВП и 27% промышленной мощи региона.

Высокий уровень централизации достигнут в кредитной сфере. Среди банков преобладают четырех - "Дойче Банк", "Дрезднер Банк", "Вестдойче ЛБ", "коммерц-Банка", входит в список крупнейших банков мира.

Несмотря на высокую степень централизации капитала и производства, занимают важное удельный вес малых и средних компаний. Небольшим компаниям с численностью сотрудников до 50 человек фокус 11% занятых в промышленности. По всему сектору малых и средних фирм производят почти половину ВВП и предоставляют две трети рабочих мест[14].

В последние десятилетия изменилась роль государства. Ослабило его предпринимательская функция, прямые формы регулирования. Государственное предпринимательство оказали влияние государственного строительства или выкупа, которые находились в тяжелом финансовом положении предприятий и фирм. Переход к неоконсервативной форме регулирования сопровождался сокращением государственного сектора путем продажи акций предприятий на кредитных рынках. Для Федеративной Республики Германии была характерна частичная приватизация государственных предприятий, превращение их в смешанные компании. Сокращение государственного сектора расширило сферу частного капитала, рыночных сил.

Германия выступает вторым по величине импортером в мире (11,1 процента). Импортная квота существенно возросла для многих отраслей. В обрабатывающей промышленности она увеличилась до 22% (здравоохранение-свыше 80%). Увеличение импортной квоты объясняется внутриотраслевой специализации, в результате чего развивается валюты одной и той же товарной группы[15].

Одной из ведущих стран западных держав является Франция, занимающая седьмое место среди всех стран мира - 4,7% от совокупного ВВП при 1% населения. В Размер (551 тыс. кв км) и населения (57 млн чел.), она принадлежит к числу крупнейших стран Европы. По темпам экономического развития уступает Германии и ряда малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). Доля Франции и 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.

В 80-е годы экономическое развитие Франции характеризовались медленным роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений государственного регулирования. Структурный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства оказывает сильное влияние на промышленное производство. После кризиса 80-х, французская промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986 году.

Позиция Франции в мировой экономике ослабла, поэтому в последнее время доля страны в промышленном производстве снизился с 6,6 до 5,7% за 80-е годы. Уменьшились экспортные возможности. Уровень безработицы превысил 10%. Французская промышленность по-прежнему оказывает отсутствие специализации, сложностью адаптации к быстро меняющимся спросом на рынках. Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата связана с историческими особенностями развития экономики, которая в 50-60 лет. в основном ориентированные на внутренний рынок, а во внешних связях большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей колониальной Империи. Важную роль в этом процессе сыграло доминирование в структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно чрезмерно осторожным при осуществлении долгосрочных промышленных проектов.

В центр экономической политики были поставлены в концепции монетаризма, основным средством выполнения которой является денежно-кредитного регулирования. Вопросы занятости были отодвинуты на второстепенные позиции. В рамках среднесрочной финансовой стратегии, особое место было уделено сокращению государственных расходов для уменьшения бюджетного дефицита, включая продажу национализированных отраслей промышленности.


 

Какие изменения происходят в формах и методах государственного регулирования в странах с развитой экономикой в начале 21 века? В чем причины этих сдвигов? Как изменилось государственное регулирование в условиях мирового финансово-экономического кризиса?

Под регулированием понимается осознанная и волевая координация, упорядочение товарно-денежного обмена. Самое главное-это согласование потребностей и интересов различных участников вышеупомянутых областей: общества в целом, его важнейших слоев, регионов, отраслей, компаний .

Регулирование рыночных отношений должно основываться на объективных факторов (отношений собственности, экономических законов, материальных потребностей и интересов). Регулирование рыночных отношений тесно связано с процессом управления: регулирования и контроля, регулирования, координирующего процессы. Однако, есть и существенные различия. Регулирование является лишь одним из видов управления, а именно в основном индикативный (добровольное ориентирующая) операции. Ему недостает всеобъемлющей, политики, хотя полностью не исключает применения административных и даже силовых методов воздействия на хозяйственную жизнь. Регулирование должно рассматриваться относительно "мягким", главным образом при посредничестве управления народным хозяйством. Поэтому, это в принципе не свойственно тоталитарной, командной экономики. Регулирование рыночных отношений вопреки их саморегуляции. Если регулирование-это сознательный и волевой активности, саморегуляции осуществляется в целом за пределами человеческого сознания и воли, само по себе автоматически. Она главным образом через механизмы свободной (совершенной) конкуренции, свободных рыночных цен, взаимодействия спроса и предложения, но проявляется в поведении человека. Хотя регулирование и саморегулирование рынка противоположны друг др[16]угу, однако, в реальной жизни они существуют, взаимопроникают. При целенаправленной координации товарно-денежного обмена использовать некоторые рычаги его автоматического, таможня развития, а саморегулирование в той или иной степени предполагает некую координацию действий людей. Например, государственного регулирования рынка предполагает учет влияния конкуренции и свободного ценообразования и саморегулирования охватывает некоторые сосредоточены упорядочение и конкуренции, и системы цен. Наибольшая эффективность народного хозяйства достигается при оптимальном сочетании регулирования и саморегулирования товарно-денежного обмена. Такая комбинация призвана обеспечить, прежде всего, правительство.

 

Для того чтобы разобраться в координации рыночных отношений, необходимо выделить и описать его основные аспекты и характеристики, которые присущи современной экономике. Среди них мы можем выделить:

 

1. Предоставление рыночных отношений, определенной социальной ориентации. В настоящее время растущее обобществление производительных сил объективно является все большее обобществление экономических отношений. То же в меньшей степени способствует глобализации всей общественной жизни. Постепенно формируются условия для развития коллективной и государственной собственности. В этой связи необходимо сознательно направлять товарно-денежных обменов в интересах широких слоев трудящихся.

 

2. Выявление и поддержание важнейших пропорций рыночной площади. Речь идет о взаимосвязи между объемами товарного производства и обращения, спросом на товары и их предложение, спрос и доступных продуктового портфеля, товарной и денежной массы, динамика поставок продукции и развитие сбытовой сети и т. д. И целенаправленное обеспечение таких пропорций требуется и на макро-и микроуровнях.

 

3. Выбор наиболее эффективных организационных форм упорядочения рыночных отношений. Более конкретно, речь идет о выборе эффективных форм торговли (в самом широком смысле). Это можно назвать Организационно-экономическая характеристика в регулировании рынка. Применять свои собственные способы торговли, часто достаточно простого здравого смысла и простых математических расчетов, простых опросов общественного мнения.

 

4. Выбор и реализация различных приоритетов в развитии рыночной сферы. Среди них на первое место надо поставить социальные приоритеты. Так, для современных стран с очень большими царит хроническая безработица, регулирование рынка труда. Вы должны также иметь в виду структурные приоритеты, т. е. соблюдение, поддержание пропорций в сферу обращения, что особенно важно для ее развития в данной стране и в данное время[17]. Наконец, управление рыночными отношениями включает в себя с учетом организационных приоритетов, под которыми необходимо понимать применение наиболее эффективных форм и методов фактической торговли, занятости, банковской и биржевой деятельности, а также рациональных способов территориального размещения подобных учреждений.

 

Таковы основные особенности регулирования рыночных отношений. Легко видеть, что, в целом, они предназначены для обеспечения как социальной и экономической эффективности рынка.

 

Под субъектами регулирования следует понимать основных участников рыночного регулирования. Среди них мы можем выделить:

 

- государство и ее главных органов;

 

- крупные собственники;

 

- общественные организации;

 

трудовые коллективы;

 

- Международная ассоциация.

 

Классическая теория саморегулирующейся экономики исходит из того, что рыночные механизмы автоматически приводят конкурентную систему к равновесному состоянию; колебания цен, процентной ставки и эластичность соотношения цен и заработной платы обеспечивают полную и эффективную занятость, успешный экономический рост. Государство должно только охранять конкурентную систему, поддерживать покупательную способность денег и сбалансированного бюджета, без вмешательства в функционирование экономики.

На самом деле, как показывает история, часто рынок должен быть регулируемым. С течением времени, изменения в структуре рынка и способов его регулирования и функции государства. В результате там было разных моделей национальных экономик. Непрерывные институциональные изменения привели к современный капитализм мало похож на рынок времен А. Смита и к. Маркса, что существенно изменило роль государства в экономике, концентрация и транснационализация производства изменили поведение микроэкономических агентов[18]. Знание экономическое развитие невозможно без учета этих организационных изменений.

Значительное присутствие государства в сфере непосредственного производства товаров и услуг связан с другой проблемой является низкая эффективность государственных предприятий. Как правило, причиной этого является отсутствие мощных стимулов характеристика частного предприятия. Руководители государственных предприятий менее заинтересованы в эффективности своих структур. Это является дополнительным бременем для государственного бюджета.Проведение антимонопольной политики в отношении той или иной сферы деятельности, государство своими действиями неизбежно создаст основы монополизации в других сферах, а не только путем установления государственной монополии, но через механизмы лицензирования, защиты интеллектуальной собственности и государственных закупок. Однако, многие негативные последствия ограничения конкуренции могут причинить существенный ущерб экономике. С необузданной рост могущества государственного проникновения в экономику он создает опасность тотального контроля над ней с разрушением механизмов рыночного саморегулирования. Проблема государственного регулирования экономики является тот факт, что политико-делового цикла (вследствие периодичности избирательных кампаний и полномочия органов власти) становится существенным фактором в макроэкономических колебаний. Политики стремятся использовать инструменты налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики сделать так, чтобы к моменту выборов была благоприятной социально-экономической ситуации. Понятно, что такие действия не всегда оправданы с точки зрения логики развития экономической системы. Наконец, государственное вмешательство может создать проблему дисбаланса между свободой человека, в первую очередь экономических, и принуждения. Нарушение прав человека, избыточное присутствие государства в экономике может стать слишком высокой и неоправданной ценой, чтобы заплатить даже за эффективную экономику.


 

Список литературы:

 

 

1.Бункина М.К., Семенов В.А., Макроэкономика (основы экономической политики). АО “ДИС”, 2011г. с-106.

2.Ефимов А.В. Очерки истории США: от открытия Америки до окончания гражданской войны - М., 2012г. с-56.

3.История мировой экономики /Под ред. Конотопова М.В., Сметанина С.И. - М., 2011г. с-78.

4.Учебник по основам экономической теории (экономика). В.Д. Камаев и коллектив авторов, “ВЛАДОС”, 2013г. с-98.

5.Мотылев В.Е. Экономическая история зарубежных стран - М., 2012г. с-213.

6.Очерки новой и новейшей истории США Т1-2 - М., 2011г. с-356.

7.Очерки Экономических реформ /Под ред. Ю.Ф. Воробьева - М., 2013г. с-91.

8.Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В.М. Власовой, Финансы и статистика, 2011г. с-345.

9.Полонский Ф.Я. Экономическая история зарубежных стран. - М., 2014г. с-73.

10.Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций /Под общ. ред. В.И. Голубовича - Минск: Экоперспектива, 2012г. с-67.

11.Куликов Л. М. Основы экономической теории. Учебное пособие. / Л.М. Куликов. - М.: 2011г. с-736.

12. Ревенков А. М. Планирование в системе государственного регулирования экономики. / А.М. Ревенков. - М. : ИНФРА-М – 2012г. с-236.

13. Хайнц А. Социальная рыночная экономика. Германский путь. / А. Хайнц. - М. : Издательство «Дело». – 2014г. с- 94.

14.Холланд С. «Планирование и смешанная экономика. Вопросы экономики» / С. Холланд. - М. : Инфра-М – 2013г. с-256.

15.Яремчук Н. В. Экономическое развитие современной России. / Н.В. Яремчук Н.В. - М. ; 2015г. с-416.

16.Курс экономики: Учебник / ред. Б. А. Райзберга. - М. : ИНФРА-М, 2011г. с- 528.

17.Общая экономическая теория / ред. Корогодина. - Воронеж. : ВГУ, 2012г. с- 321.

18.Экономическая теория: Учебник / ред. В.И. Видяпина. - М.: ИНФРА - М, 2013. с-342.

 


[1] Бункина М.К., Семенов В.А., Макроэкономика (основы экономической политики). АО “ДИС”, 2011г. с-106.

[2] Ефимов А.В. Очерки истории США: от открытия Америки до окончания гражданской войны - М., 2012г. с-56.

[3]История мировой экономики /Под ред. Конотопова М.В., Сметанина С.И. - М., 2011г. с-78.

[4] Учебник по основам экономической теории (экономика). В.Д. Камаев и коллектив авторов, “ВЛАДОС”, 2013г. с-98.

 

[5] Мотылев В.Е. Экономическая история зарубежных стран - М., 2012г. с-213.

[6] Очерки новой и новейшей истории США Т1-2 - М., 2011г. с-356.

[7] Очерки Экономических реформ /Под ред. Ю.Ф. Воробьева - М., 2013г. с-91.

 

[8]Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В.М. Власовой, Финансы и статистика, 2011г. с-345.

[9] Полонский Ф.Я. Экономическая история зарубежных стран. - М., 2014г. с-73.

 

[10] Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций /Под общ. ред. В.И. Голубовича - Минск: Экоперспектива, 2012г. с-67.

[11]Куликов Л. М. Основы экономической теории. Учебное пособие. / Л.М. Куликов. - М.: 2011г. с-736.

[12] Ревенков А. М. Планирование в системе государственного регулирования экономики. / А.М. Ревенков. - М. : ИНФРА-М – 2012г. с-236.

[13] Хайнц А. Социальная рыночная экономика. Германский путь. / А. Хайнц. - М. : Издательство «Дело». – 2014г. с- 94.

 

[14] Яремчук Н. В. Экономическое развитие современной России. / Н.В. Яремчук Н.В. - М. ; 2015г. с-416.

 

[15] Холланд С. «Планирование и смешанная экономика. Вопросы экономики» / С. Холланд. - М. : Инфра-М – 2013г. с-256.

[16] Курс экономики: Учебник / ред. Б. А. Райзберга. - М. : ИНФРА-М, 2011г. с- 528.

[17] Общая экономическая теория / ред. Корогодина. - Воронеж. : ВГУ, 2012г. с- 321.

[18]Экономическая теория: Учебник / ред. В.И. Видяпина. - М.: ИНФРА - М, 2013. с-342.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...