Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: «Оценка функционального состояния больного. Роль медсестры в наблюдении за больными».

Раздел №6

«Оценка функционального состояния больного. Роль медсестры в наблюдении за больным»

ЗАНЯТИЕ № 13

Знать:

· режимы деятельной активности, положение пациента в постели;

· роль медицинской сестры в наблюдении за пациентами;

· состояние сознания пациента.

 

Уметь:

· определить положение пациента в постели;

· Провести осмотр кожных покровов и видимых слизистых;

 

Одутловатое лицо.

2. Лицо Корвизара – отёчное, желтовато-бледное с синеватым оттенком, рот постоянно полуоткрыт, губы цианотичны, глаза слипающиеся, тусклые.

3. Лихорадочное лицо – гиперемия кожи, блестящие глаза, возбуждённое выражение.

4. «Львиное лицо» - с бугорчато-узловатым утолщением кожи под глазами и над бровями, расширенным носом (наблюдается при проказе).

5. «Маска Паркинсона» - амимичное лицо, свойственное больным энцефалитом.

6. Лицо «восковой куклы» - слегка одутловатое, очень бледное, с желтоватым оттенком и как бы просвечивающейся кожей.

7. Сардонический смех, когда рот расширяется, как при смехе, а лоб образует складки, как при печали.

8. Лицо Гиппократа – запавшие глаза, заостренный нос, мёртвенно-бледная с синеющим оттенком кожа лица, иногда покрытая крупными каплями холодного пота.

9. Ассиметрия мышц лица.

Изменение черт и выражения лица при различных эндокринных заболеваниях.

В процессе наблюдения за пациентами медсестра обращает внимание на окраску кожных покровов. Окраска зависит от степени кровенаполнения кожных сосудов, количества и качества пигмента, толщины и

прозрачности кожи.

Синюшная окраска кожи (цианоз) бывает обусловлена гипоксией при недостаточности кровообращения, хронических заболеваниях лёгких и т.д.

Жёлтая окраска различных оттенков кожи и слизистых оболочек связана с нарушением выделения печенью билирубина или повышением гемолиза.

Красная окраска кожи может быть преходящего характера при лихорадочных состояниях, перегреве тела и т.д.

Тёмно-бурая или коричневая окраска кожи наблюдается при недостаточности функции надпочечников.

Бледная окраска кожи связана с недостаточным наполнением кожных сосудов кровью (спазм, острая кровопотеря, коллапс, анемия и т.д.) Может принимать землистый, пепельный, коричневый, «кофе с молоком» оттенки.

Все изменения кожной окраски несут в себе важное диагностическое значение, т.к. характерны для определённых заболеваний.

 


Ситуационные задачи

1. Вы заметили, что больной, которому назначен постельный режим, вышел в коридор и направляется в туалет. Как поступить?

 

2. При обработке кожи больному м/с заметила в местах костных выступов на кожи больного синюшность. Что с больным? Тактика м/с.

 

3. В палату поступила больная. Положение пассивное. Плохо ориентируется в пространстве. Температура 37,50С. Среднего телосложения. Кожные покровы бледные. Оцените общее состояние.

 

4. По утрам пациент жалуется на появление отеков век, после того как накануне вечером выпьет большое количество воды. Какова может быть причина отеков?

 

5. При поступлении пациента масса тела 70кг через сутки масса тела 70,5кг. Каковы возможные причины?

 

Проверь себя

1. Как оценивается тяжесть состояния больного?

 

2. Какие вы знаете виды положения больного в постели?

 

3. Какие вы знаете режимы активности больного?

 

4. Какой окраски может быть кожа больного при различных заболеваниях?

 

.


ЗАНЯТИЕ № 14

Знать:

· Нормальные показатели температуры;

· Виды лихорадки по уровню подъёма и характеру температурной кривой

Уметь:

· Измерить температуру тела в подмышечной впадине и зарегистрировать результат;

· Измерить температуру тела в прямой кишке, зарегистрировать результат;

· Построить график недельной температуры кривой по заданному типу ( субфебрильная, фебрильная, перемежающая, волнообразная, кризис, лизис);

· Продезинфицировать термометр после использования, обеспечить правильное хранения чистых термометров.

 

 

Механизм теплообразования и пути теплоотдачи.

У здорового человека температура тела в течение суток колеблется в очень небольших пределах и не превышает 370С. Такое постоянство температуры обеспечивается путём сложной регуляции теплопродукции (образование тепла) и теплоотдачи.

Образование тепла в организме происходит в результате окислительных процессов в мышцах и внутренних органах. Чем выше интенсивность обменных процессов, тем больше теплопродукция.

Следует помнить, что у человека постоянная температура тела поддерживается путём нейрогуморальной регуляции отдачи тепла кожей и внутренними органами в окружающую среду. Теплоотдача может осуществляться путём теплопроведения, теплоизлучения и испарения. Способность организма изменять уровень теплоотдачи зависит главным образом от богатой сети кожных кровеносных сосудов, которые значительно и быстро могут изменять свой просвет. При недостаточной выработке тепла в организм (или при его охлаждении) рефлекторно происходит сужение сосудов кожи и уменьшается отдача тепла. Кожа становится холодной, сухой, иногда появляется озноб (мышечная дрожь), что способствует некоторому увеличению теплопродукции скелетными мышцами. Наоборот, при избытке тепла (или при перегревании организма) наблюдается рефлекторное расширение кожных сосудов, увеличивается кровоснабжение кожи и соответственно растёт отдача тепла проведением и излучением. Если этих механизмов теплоотдачи недостаточно (например, при большой физической работе), резко

усиливается потоотделение: испаряясь с поверхности тела, пот обеспечивает очень интенсивную потерю тепла организмом.

Таким образом, сложная регуляция процессов теплоотдачи и теплопродукции обеспечивает температурное постоянство внутренней среды организма, оптимальное для нормальной жизнедеятельности органов и тканей. Нарушение механизма теплопродукции в результате действия различных внешних или внутренних причин может привести к снижению или (чаще) повышению температуры тела – лихорадке.

Измеряют температуру тела максимальным медицинским термометром Цельсия, который состоит из стеклянной трубки с капиллярным просветом, на конце которой имеется резервуар, заполненный ртутью. Ртуть, нагреваясь и увеличиваясь в объёме, поднимается по капилляру до определённой отметки на шкале термометра. Термометр показывает максимальную высоту подъёма столбика ртути и поэтому называется максимальным. Однако самостоятельно ртуть не может опуститься в резервуар, так как этому препятствует резкое сужение капилляра в нижней его части. Возвратить ртуть в резервуар можно только встряхиванием, при этом столбик ртути перемещается по капилляру, что контролируется по шкале, находящейся внутри корпуса.

Шкала термометра рассчитана на определение температуры тела с точностью до 0,10С, для чего на ней имеются соответствующие деления. Медицинским термометром можно измерить температуру тела человека от 34 до 420С.

Измерение температуры тела

 

Температуру тела по показаниям можно измерять:

­ в паховой складке;

­ в полости рта;

­ в прямой кишке

­ во влагалище.

При этом учитывать, что температура в полостях на 0,5-10С выше, чем в кожных складках.

 

 

Показания: обязательная 2-х разовая ежедневная манипуляция

 

Оснащение рабочего места:1) продезинфицированный термометр; 2) полотенце; 3) емкости с дезинфектантом.

 

Подготовительный этап выполнения манипуляции.

1. Стряхнуть термометр ниже 35оС.

2. Уложить или усадить больного (в зависимости от состояния).

3. Осмотреть подмышечную впадину и осушить её полотенцем.

 

Основной этап выполнения манипуляции.

4. Поместить термометр в подмышечную впадину больного так, чтобы ртутный резервуар со всех сторон соприкасался с телом.

5. Прижать термометр рукой.

6. Снять показания измерения через 10 мин.

7. Результат измерения зарегистрировать в журнале и в температурном листе.

 

Заключительный этап выполнения манипуляции.

8. Термометр после использования погрузить в дез.раствор на время, согласно инструкции по его применению.

9. По истечении времени экспозиции, термометр промыть чистой проточной водой до исчезновения запаха дезинфектанта, насухо вытереть и хранить в чистой промаркированной емкости, на дно которой положить слой ваты.

 


 

Проверь себя

1. Какие состояния могут приводить к физиологическому повышению температуры тела?

2. Дать определение лихорадки.

3. Перечислить периоды лихорадки.

4. Какую помощь нужно оказать пациенту в I период лихорадки?

5. Какую помощь нужно оказать в II период лихорадки?

6. Какую помощь нужно оказать в III период лихорадки?

7. Назвать способы определения температуры тела.

8. Как подразделяется лихорадка в зависимости от степени повышения температуры тела?

9. Перечислить типы температурных кривых.

10. Провести дезинфекцию термометров.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 15

Знать:

· Нормальные показатели пульса, ЧД.

Уметь:

· Исследовать пульс на лучевой артерии, дать хар-ку пульса, сделать графическую запись в температурном листе или сестринской карте;

· Определить тип дыхания, провести подсчет ЧД, оценить результат, зарегистрировать.

 

 

Словарь терминов

Дыхание – процесс обмена газами между организмом и окружающей средой.

 

Одышка – затрудненное дыхание с изменением частоты, глубины, ритма дыхательных движений.

 

Пульс – ритмичное колебание стенок артерии под давлением волны крови.

 

Тахикардия – учащение сердечных сокращений более 80 в 1 мин.

 

Брадикардия – замедление сердечных сокращений менее 60 в 1 мин.

 

 

Исследование артериального пульса дает возможность получить важные сведения о работе сердца и состоянии кровообращения.

Пульсомназываются ритмические колебания стенки артерии, обусловленные выбросом крови из сердца в артериальную систему и изменением в ней давления в течение систолы и диастолы.

Пальпация сосудов является основным методом исследования пульса. Как правило, пульс начинают исследовать на лучевой артерии, поскольку она располагается поверхностно, непосредственно под кожей, и хорошо прощупывается между шиловидным отростком лучевой кости и сухожилием внутренней лучевой мышцы

 

Свойства пульса:

ª частота – в норме колеблется от 60-80 ударов в минуту.

Учащение пульса – тахикардия, урежение – брадикардия.

 

ª ритм – если пульсовые удары следуют один за другим через одинаковые промежутки времени, то говорят о правильном ритме (ритмичном). В противном случае наблюдается неправильный, аритмичный пульс.

 

ª напряжение пульса определяется силой, которая требуется для надавливания на стенку артерии, чтобы прекратить пульсацию:

- напряжённый пульс – при повышенном артериальном давлении

- мягкий пульс – при пониженном артериальном давлении.

 

ª наполнение пульса складывается из высоты пульса и от части его напряжения. Оно определяется количеством крови, образуемым пульсовую волну, и зависит от систолического объёма сердца.

 

ª величина пульса определяется его напряжением и наполнением. Она зависит от степени расширения артерии при сердечном сокращении и от спадания её стенки во время диастолы. По величине различают пульс: большой (при увеличении ударного объема крови, большом колебании давления в артерии, а также при снижении тонуса артериальной стенки, может быть при лихорадке), малый (слабое наполнение и напряжение, наблюдается при тахикардии), нитевидный(величина пульсовых волн на столько незначительная, что он с трудом определяется, может быть при шоке, массивной кровопотере).

Места исследования пульса:

Ø на сонной артерии (центральный)

Ø на лучевой (периферический)

Ø на бедренной (периферический)

Ø на подколенных (периферический)

Ø на височных (периферический)

Ø на артериях тыла стопы.

 

После исследования пульса медсестра должна зарегистрировать его сначала в листе учета динамического наблюдения, затем в температурном листе: цена одного деления при частоте пульса до 100 ударов в минуту равна 2 удара, при частоте пульса свыше 100 цена одного деления равна 4 удара.

 

Техника определения.

При пальпации пульса кисть исследуемого охватывают правой рукой в области лучезапястного сустава так, чтобы I палец располагался на тыльной стороне предплечья, а остальные пальцы на передней его поверхности. Нащупав артерии, прижимают ее к подлежащей кости. Пульсовая волна под пальцами ощущается в виде расширения артерии. При пальпации артерий до исследования пульса оценивают состояние сосудистой стенки. Для этого II и III пальцами левой руки сдавливают артерию выше места ее исследования правой рукой. После прекращения пульсации сосуда под пальцами правой руки начинают ощупывать стенку артерии. В норме артерия прощупывается в виде тонкой эластичной трубки. При некоторых заболеваниях (артериосклероз) артерии изменяются, стенки их уплотняются, ход становится извилистым. При значительном отложении солей кальция в стенках артерий они прощупываются в виде плотных, извитых, шероховатых трубок, иногда с четкообразными утолщениями.

 

Дыхание –процесс обмена газами между организмом и окружающей средой. Частота дыхания – 16-20 дыхательных движений в 1 минуту.

Осматривая грудную клетку и живот можно подсчитать частоту дыхательных движений, а также определить типы дыхания. Физиологически дыхание делится на три типа:

  • грудной – дыхательные движения грудной клетки осуществляются в основном за счет сокращения межреберных мышц. Встречается преимущественно у женщин.
  • брюшной– дыхательные движения осуществляются главным образом диафрагмой: в фазе вдоха она сокращается и опускается, в фазе выдоха – расслабляется и поднимается. Встречается преимущественно у мужчин.
  • смешанный– дыхательные движения совершаются одновременно за счет сокращения межреберных мышц и диафрагмы. В физиологических условиях это можно наблюдать иногда у лиц пожилого возраста и при некоторых патологических состояниях дыхательного аппарата и органов брюшной полости.

При некоторых заболеваниях наблюдается неправильное дыхание: то учащается, то становится редким, с большими паузами. Такое дыхание связано с нарушением деятельности дыхательного центра.

Дыхание Чейна-Стокса характеризуется тем, что после долгой паузы возникают вначале редкие поверхностные дыхательные движения, которые постепенно учащаются, углубляются и сопровождаются шумом. Такое дыхание возникает при повреждении головного мозга (опухоли мозга, расстройства мозгового кровоснабжения).

Дыхание Куссмауля –это редкое, шумное, глубокое дыхание, встречается при диабетической коме, уремии.

Биотовское дыхание – появляются продолжительные паузы до 1 мин на фоне равномерного по глубине дыхания.

 

Одышка– это субъективное ощущение затруднения дыхания, обычно сопровождающееся неприятным ощущением нехватки воздуха с нарушением частоты, глубины и ритма дыхательных движений.

Одышка(dyspnoё) по проявлению может быть субъективной, объективной или одновременно субъективной и объективной. Под субъективной одышкой понимают субъективное ощущение больным затруднения дыхания. Объективная одышка определяется объективными методами исследования и характеризуется изменением частоты, глубины или ритма дыхания, а также продолжительности вдоха или выдоха.

Одышку нужно различать и по ее происхождению. Она может быть физиологической и патологической.

Физиологическая одышка наблюдается при повышенной физической нагрузке или чрезмерном психическом возбуждении.

Патологическая одышка бывает при различных заболеваниях органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, кроветворной системы, центральной нервной систем и при отравлении различными ядами.

Появление механического препятствия в верхних дыхательных путях (гортань, трахея) затрудняет и замедляет прохождение воздуха в альвеолы и тем самым вызывает инспираторную одышку.

Сужение просвета мелких бронхов и бронхиол, которое может происходить при воспалительном отеке и набухании их слизистой оболочки или при спазме гладких мышц (бронхиальная астма), препятствует нормальному движению воздуха из альвеол и затрудняет фазу выдоха. При этом наблюдается экспираторная одышка.

Патологическое состояние, сопровождающееся значительным уменьшением дыхательной поверхности легких, клинически проявляется смешанной одышкой – временной или постоянной.

При некоторых заболеваниях могут меняться глубина дыхания и продолжительность его фаз – вдоха и выдоха. При воспалении плевры дыхание становится поверхностным и болезненным; при эмболии или тромбозе легочной артерии внезапно наступает резкая смешанная, нередко болезненная одышка с глубоким вдохом и выдохом. Больной в этот момент может занимать вынужденное, иногда сидячее (ortopnoe) положение. Наиболее тяжелая форма такой одышки называется удушьем, или асфиксией. Она появляется также при остром отеке легких, бронхиолитах у детей.

Удушье, возникающее в виде внезапного приступа, называется астмой.

 

Неотложная помощь при одышке и удушье:

  1. Придайте пациенту полусидящее положение в постели или с опущенными с кровати ногами.
  2. Сообщите об этом врачу.
  3. Измерьте артериальное давление.
  4. Проведите оксигенотерапию через пеногаситель (с помощью маски или носового катетера). Пеногасителем является 70% этиловый спирт или 10% спиртовой р-р антифомсилана.
  5. Выполняйте последующие действия по назначению врача.

 

Подсчет дыхательных движений

 

Основная функция органов дыхания – это обеспечение организма кислородом и удалением углекислого газа. Медицинская сестра при осуществлении ухода должна уметь оценить функциональное состояние больного, т.е. наблюдать за частотой, глубиной, ритмом дыхания. В норме взрослый человек делает в одну минуту 16-20 дыхательных движений.

 

Показания: 1) заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной системы;2) нарушение мозгового кровообращения; 3) заболевания почек; 4) отравления.

 

Оснащение рабочего места: 1) температурный лист; 2) секундомер.

 

Подготовительный этап выполнения манипуляции.

1. Предложить больному лечь и предоставить ему возможность в течение нескольких минут успокоиться и расслабиться.

2. Не фиксировать внимание больного на данном виде исследования, в противном случае он может изменить частоту и глубину дыхания.

Основной этап выполнения манипуляции.

3. Положить руку поперек груди или на эпигастральную область больного.

4. Другой рукой взять руку больного как бы для подсчета пульса

5. Наблюдать за движением руки, лежащей на груди или эпигастральной области в течение одной минуты (вдох и выдох – одно дыхательное движение).

6. Полученный результат внести в температурный лист, в графу «дыхание» в виде цифровой записи.

7. Дать оценку исследования.

По типу дыхания:

Грудной – дыхательные движения осуществляются в основном за счет сокращения межреберных мышц. При этом грудная клетка во время вдоха расширяется и слегка приподнимается, а во время выдоха суживается и незначительно опускается. Такой тип дыхания характерен для женщин;

Брюшной – дыхательные движения осуществляются за счет сокращения мышц диафрагмы и мышц брюшной стенки. Этот тип дыхания встречается преимущественно у мужчин;

Смешанный – дыхательные движения осуществляются одновременно при помощи сокращения межреберных мышц и диафрагмы. Такой тип дыхания встречается чаще у спортсменов.

По глубине:

Поверхностное дыхание: - проявляется снижением амплитуды дыхательных движений;

Глубокое дыхание: - характеризуется увеличением амплитуды дыхательных движений грудной клетки.

По частоте:

Нормальное дыхание – частота 16 – 20 в 1 минуту;

Брадипноэ: - редкое дыхание с частотой менее 16 в 1 минуту;

Тахипноэ: - учащенное дыхание с частотой более 20 в 1 минуту.

Заключительный этап выполнения манипуляции.

8. Вымыть руки под проточной водой и обработать антисептиком.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 16

Знать:

· Нормальные показатели АД.

Уметь:

· Измерить АД, сделать графическую запись в температурном листе;

· Подсчитать водный баланс, вести лист учета водного баланса.

 

Словарь терминов

 

Артериальное давление– сила, с которой кровь давит на стенки артерии.

 

Гипертензия – повышение артериального давления выше 139/90мм. рт. ст.

 

Гипотензия – снижение артериального давления ниже 90/60мм. рт.ст.

 

 

Артериальное давление – давление, которое возникает в артериальной системе организма при сердечных сокращения. Различают:

n систолическое давление – возникает в артериях в момент максимального подъёма пульсовой волны после систолы желудочка (в момент появления тона при измерении артериального давления).

n диастолическое давление – поддерживается в артериальных сосудах в диастолу, благодаря их тонусу (в момент исчезновения тона).

 

Пульсовое давление– разница между систолическим и диастолическим давлением. В норме 50 – 60 мм рт.ст.

Гипертензия – повышение артериального давления более чем 139/90 мм рт.ст.

Гипотензия– понижение артериального давления ниже 90/60 мм рт.ст.

Артериальное давление выражают в миллиметрах ртутного столба. Нормальное систолическое давление колеблется в пределах 90-139 мм рт.ст., дистолическое – в пределах 60-90 мм рт.ст.. Следовательно, норма артериального давления колеблется от 90/60 мм рт.ст. до 139/90 мм рт.ст.

Помимо цифровой записи артериального давления в виде дроби (например, АД=120/80 мм рт.ст.), данные измерения регистрируют в температурном листе в виде двух столбиков: в графе «У.» (утро) – систолическое, в графе «В.» (вечер) – диастолическое. Измеряется АД обычно раз в сутки. Цена 1 деления равна 5 мм рт.ст.

Лист учёта водного баланса

Дата _______________________________________________________________________

Наименование больницы _____________________________________________________

Отделение ____________________________Палата _______________________________

Ф.И.О. Иванов Иван Петрович

Возраст 45 лет Масса тела 70 кг

Диагноз Обследование________________________________________________________

 

ВРЕМЯ ВЫПИТО КОЛ–ВО ЖИДКОСТИ ВРЕМЯ ВЫДЕЛЕНО МОЧИ В мл (ДИУРЕЗ)
9.00 завтрак 250,0 10.40 220,0
10.00 в/в капельно 400,0 12.00 180,0
14.00 обед 350,0 17.00 150,0
16.00 полдник 100,0 20.00 200,0
18.00 ужин 200,0 3.00 170,0
21.00 кефир 200,0 6.00 150,0
За сутки Всего выпито 1500,0 Всего выделено 1070,0

ЗАНЯТИЕ № 17

Знать:

· режимы деятельной активности, положение пациента в постели;

· роль медицинской сестры в наблюдении за пациентами;

· состояние сознания пациента.

· Нормальные показатели температуры;

· Виды лихорадки по уровню подъёма и характеру температурной кривой;

· Нормальные показатели пульса, ЧД.

· Нормальные показатели АД.

 

Уметь:

· Определить положение пациента в постели;

· Провести осмотр кожных покровов и видимых слизистых;

· Составлять план сестринского ухода за больными с лихорадкой, отеками;

· Измерить температуру тела в подмышечной впадине и зарегистрировать результат;

· Измерить температуру тела в прямой кишке, зарегистрировать результат;

· Построить график недельной температуры кривой по заданному типу

( субфебрильная, фебрильная, перемежающая, волнообразная, кризис, лизис);

· Продезинфицировать термометр после использования, обеспечить правильное хранения чистых термометров;

· Исследовать пульс на лучевой артерии, дать хар-ку пульса, сделать графическую запись в температурном листе или сестринской карте;

· Определить тип дыхания, провести подсчет ЧД, оценить результат, зарегистрировать;

· Измерить АД, сделать графическую запись в температурном листе;

· Подсчитать водный баланс, вести лист учета водного баланса.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 18

Оценка функционального состояния пациента (занятие в учреждении здравоохранения)

Обобщение и систематизация знаний, навыков и умений по оценке функционального состояния пациента.

 

 

Раздел №7

 

«Личная гигиена пациента.

Организация лечебного питания

В стационаре».

ЗАНЯТИЕ № 19

Знать:

· Биомеханику тела пациента и медсестры при перемещении;

· Правила перемещения и изменения тела пациента в постели;

· Элементы сестринского процесса при проблемах, связанных с нарушением двигательной активности.

 

Уметь:

· Удерживать больного методом «захват через руку»;

· Провести перемещение больного из положения «лежа на боку» в положение «сидя с опущенными ногами»;

· Провести перемещение больного из положения «сидя на стуле» в положение «лежа на кровати»

· Удерживать больного методом «подмышечный захват»

· Придать больному положение Фаулера.

 

 

Проверь себя

 

1. Какие правила перемещения и изменения положения тела в постели?

2. Какие положения больного в постели Вы знаете?

3. Из каких положений больного можно его переместить в другое?

4. Каким методом можно держать больного в одном положении?


Стандарт

 

РАЗМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА С ГЕМИПЛЕГИЕЙ В ПОЛОЖЕНИИ ФАУЛЕРА

(ВЫПОЛНЯЕТСЯ ОДНОЙ СЕСТРОЙ)

Цель: придание пациенту физиологического положения.

Показания: кормление (прием пищи самостоятельно); выполнение процедур, требующих этого положения; риск развития пролежней и контрактур.

Оснащение: набор подушек, валики, упор для стоп, половинки резинового мячика (2 шт.),

2 салфетки.

Примечание: процедура может выполняться как функциональной, так и на обычной кровати.

 

Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре: 1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться.   Установление контакта с пациентом.
2. Объяснить цель и ход процедуры. Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре.
3. Получить согласие пациента на проведение процедуры. Соблюдение прав пациента.
4. Подготовить оснащение. Обеспечение эффективного проведения процедуры.
5. Вымыть руки (социальный уровень). Обеспечение инфекционной безопасности.
II. Выполнение процедуры 6. Закрепить тормоза кровати. Поднять кровать на максимально удобную для работы с пациентом высоту. Обеспечение безопасности пациента и правильной биомеханики тела сестры.
7. Опустить боковые поручни (если они есть), с той стороны, где находится сестра. Обеспечение доступа к пациенту и его безопасность.
8. Убедиться, что пациент лежит на спине посредине кровати. Убрать подушки. Расположение пациента в позицию, удобную для перемещения.
9. Поднять изголовье кровати под углом 45-60° (или подложить три подушки). Обеспечение комфортного состояния пациента. Улучшение вентиляции легких. Обеспечение расслабления пациента.
10. Усадить пациента как можно выше. Подложить под голову небольшую подушку (в том случае, если поднималось изголовье). Снижение вероятности «заваливания» пациента на парализованную сторону тела. Улучшение вентиляции легких, работы сердца, снижение внутричерепного давления. Обеспечение комфортного приема пищи и жидкости, рвотных масс. Профилактика напряжения мышц шеи.
11. Слегка приподнять вверх подбородок пациента. Снижение нагрузки на шейный отдел позвоночника.
12. Отодвинуть верхние конечности пациента от его туловища и подложить под локти и кисти небольшие подушки. Предупреждение сгибательной контрактуры мышц верхней конечности и перерастяжения капсулы плечевого сустава
13. Положить кисти на половинки резиновых мячиков, покрытых салфетками. Сохранение функционального положения кистей. Предупреждение контрактуры суставов кистей.
14. Положить пациенту тонкую подушку под поясницу Снижение нагрузки на поясничный отдел позвоночника.
15. Согнуть пациенту ноги в коленном и тазобедренном суставах, положив под нижнюю треть бедра подушку или сложенное одеяло Предупреждение длительного переразгибания коленных суставов и сдавливания подколенной артерии.
16. Подложить пациенту валик под нижнюю треть го­лени таким образом, чтобы пятки не касались матраса. Профилактика пролежней в области пяток.
17. Обеспечить упор для стоп под углом 90° Обеспечение тыльного сгибания стопы. Предуп­реждение отвислости стопы. Сохранение тонуса мышц
18. Убедиться, что пациент лежит удобно, расправить простыню. Поднять боковые поручни. Опустить кровать на прежнюю высоту. Обеспечение безопасности пациента.

Перемещение пациента из положения

«сидя на стуле» в положение «лёжа на кровати»

(выполняется одной медсестрой)

 

Показания: перемещение пациента в том случае, если пациент может помочь.

Этапы Применения
Подготовка к процедуре
1. Установить доверительные отношения с пациентом.  
2. Оценить состояние пациента и возможность помощи с его стороны. Обеспечить активное участие пациента в перемещении.
3. Оценить окружающую обстановку. Обеспечить безопасность пациента.
Выполнение процедуры
1. Предупредить пациента, что на счёт «три» вы поможете ему встать. На каждый счёт слегка раскачивайтесь вперёд назад, создавая инерцию тела для безопасности пациента и сестры, при перемещении. Делайте это медленно!
2. Поставить пациента на счёт «три» на ноги (поворачивайтесь одновременно с ним, нога к ноге, пока он не почувствует край кровати). Исключите риск падения пациента, связанного возможностью потери равновесия.
3. Посадить пациента на кровать. Встать лицом к пациенту сбоку от него ближе к изголовью. Расставить ноги на ширину 30 см. Для обеспечения правильной биомеханики тел; сестры и безопасности пациента!
4. Развернуть свою ногу, расположенную ближе к изголовью, кнаружи.  
5. Держать спину прямо.  
6. Провести одну руку под колени пациента, охватить их сверху, другой рукой охватить плечи пациента.  
7. поднять ноги пациента на кровать, поворачивая его туловище при этом вокруг оси на 90° и опуская его голову на подушку. Уложить пациента на кровать
Завершение процедуры
1. Укрыть пациента, убедиться, что он лежит удобно и комфортно  
2. Вымыть и высушить руки Обеспечение инфекционной безопасности

 


Перемещение пациента из положения

«лёжа но боку» в положение «сидя с опущенными ногами»

 

Этапы Применения
Подготовка к процедуре
1. Установить доверительные отношения с пациентом.  
2. Оценить состояние пациента и возможность помощи с его стороны. Обеспечить активное участие пациента в перемещении.
3. Оценить окружающую обстановку. Обеспечить безопасность пациента.
Выполнение процедуры
1. Опустить Боковы поручни (если они есть) с той стороны, где находится медицинская сестра. Обеспечить доступ к пациенту и его безопасность.
2. Встать напротив пациента, левую руку подвести под его плечи, правую руку под колени, охватывая их сверху. Не наклоняться! Согнуть ноги в коленях для соблюдения правильной биомеханики тела.
3. Поднять пациента, опуская его ноги вниз и одновременно поворачивая его на постели в горизонтальной плоскости под углом 90°. Помните о соблюдении правильной биомеханики тела сестры и пациента!
4. Усадить пациента, продолжая стоять к нему лицом и удерживая его левой рукой за плечо, а правой - за корпус тела. Исключите риск падения пациента, связанного с возможностью головокружения.
5. Убедитесь, что пациент сидит устойчиво и уверенно.  
6. Подложить упор под спину пациента. Используйте подушки и другие средства для упора.
Завершение процедуры
1. Надеть пациенту тапочки и поставить под ноги скамейку. Исключить опасность переохлаждения и отвисания стоп.
2. Вымыть и высушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности

 

 



Размещение пациента в положении Фаулера

(выполняется одной медсестрой)

 

Может выполниться как на функциональной, так и на обычной кровати

 

Показания: риск развития пролежней, необходимость физиологических отправлений в постели, вынужденное положение пациента.

 

Показания к процедуре

1. Объяснить цель и ход размещения, получить согласие

2. Подготовить необходимое оснащение: подушки, валики из одеял, уnop для ног.

3. Оценить состояние пациентам окружающую обстановку.

Закрепить тормоза кровати (если они есть).

 

Выполнение процедуры

1. Опустить боковые поручни (если они есть) с той стороны, где находите, медсестра.

2. Убедиться, что пациент лежит на спине посредине кровати и укбрать подушки.

3. Поднять изголовье кровати под углом 45 - 60' (90' -- высокое фаулерово положение. 30' - низкое фаулерово положение) или подложить три подушки: человек, прямо сидящий на кровати, находится в положении Фаулера.

4. Подложить подушку или сложенное одеяло под голени пациента

5. Положить под предплечье и кисти подушку (если пациент не может самостоятельно двигать руками).

 

Примечание: предплечья и запястья должны быть приподняты и расположены ладонями вниз.

 

6. Положить пациенту под поясницу подушку.

7. Подлож

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...