Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи уроков чтения на современном этапе. Качества навыка чтения.

Обучающая функция урока.

1. Совершенствование навыка чтения: целенаправленная работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения.

2. Формирование читательских умений по работе с текстом; активизация «вдумчивого чтения», т.е. умением думать над произведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения

3. Проведение литературоведческой пропедевтики и формирование первоначальных литературоведческих знаний.

Развивающая функция

4. Развития речи, образного и логического мышления, воссоздающего и творческого воображения детей.

Воспитывающая функция

5. Обеспечение нравственного и эстетического воспитания детей.

6. Формирование у детей современного мироощущения и мировоззрения, не противоречащего научным достижениям в разных областях знания.

В его составе обязательно предусматривается работа по развитию речи детей, причем всех видов - слушанию, говорению, чтению и письму. Непосредственная читательская деятельность детей с тек­стом должна составлять примерно 2/3 урока. Использование разно­образных методических приемов на уроке чтения не должно стано­виться самоцелью, а должно увязываться с этапами работы над произведением, его литературными особенностями, с обучающими целями урока и его развивающими задачами. Тогда работа с тек­стом художественного или научно-познавательного произведения будет активизировать умственную деятельность детей: учить на­блюдать факты произведения, сравнивать их, обобщать, т.е. вы­полнять аналитические и синтетические операции.

Все сказанное позволяет назвать задачи современного урока чтения:

× Совершенствование навыка чтения: целенаправленная рабо­та над правильностью, беглостью, сознательностью и вырази­тельностью чтения.

× Формирование читательских умений по работе с текстом;

× активизация «вдумчивого чтения», т.е. умения думать над произ­ведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения.

× Проведение литературоведческой пропедевтики и формиро­вание первоначальных литературоведческих знаний.

× Обеспечение нравственного и эстетического воспитания детей.

× Формирование у детей современного мироощущения и ми­ровоззрения, не противоречащего научным достижениям в раз­ных областях знания.

× Развитие речи и формирование читательской самостоятель­ности, образного и логического мышления, воссоздающего и творческого воображения детей.

 

Значимость уроков классного чтения и состоит прежде всего в том, что на них в комплексе решаются познавательные и воспитательные задачи, расширяются знания детей об окружающей действительности, прошлом и настоящем нашей Родины, ее народа, формируются элементы коммунистического мировоззрения, положительные моральные качества, учащиеся развиваются умственно и эстетически, овладевают основами самостоятельного приобретения знаний из книг и т. д. В этом нас убеждает анализ книг для чтения «Родная речь»1. В книгах в определенной взаимосвязи выступает содержательная сторона и методический аппарат (задания и вопросы по анализу текстов, система самостоятельных работ и т. п.). Для осуществления образовательно-воспитательных задач в их единстве необходимо, чтобы вся работа на уроках чтения была для учащихся одновременно процессом познания и воспитания. Поэтому важно не только что читать, но и к а к работать над текстом. Реализация образовательно-воспитательных задач на уроках чтения в равной степени предполагает овладение учащимися определенным комплексом знаний умений и формирование у них личностных качеств, необходимых советскому человеку.

 

Качества навыка чтения.

Овладение учащимися полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Навык чтения – это автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. Психолог Т. Г. Егоров, чтение рассматривается как вид деятельности, для которого характерны три взаимосвязанные стороны: восприятие буквенных знаков, озвучивание и осмысления». Таким образом, в методике закрепляется мнение, что без понимания прочитанного вообще нельзя говорить о чтении. Техника чтения обозначает все три компонента процесса чтения: восприятие, произнесение, понимание.
В последующие годы чтение все более автоматизируется – это этап автоматизации. Это означает, что сам процесс чтения все менее осознается учащимися и на первый план выдвигается осознание текста.

Такой путь – от аналитического до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, что учитель обеспечит в классе определенный режим работы:

¾ Каждодневное упражнение в чтении

¾ Отбор текстов с учетом психологических и возрастных особенностей детей

¾ Систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения

 

Специально организовывать чтение про себя: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, собственно чтение про себя. В методической литературе разработана достаточно полная характеристика навыка чтения. Отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, сознательность, беглость, выразительность.

Под правильностью чтения понимается плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Как показывает школьная практика, учащиеся чаще искажают те слова, смысла которых они не понимают. В целях предупреждения ошибок целесообразно: а) выяснение перед чтением лексического значения слов, без понимания смысла которых восприятие текста затруднено, б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав, в) создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста (в частности, четкость заданий), г) предварительное чтение текста про себя, д) в целях осознания содержания и подготовки к чтению вслух систематический контроль со стороны учителя за чтением учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, е) методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера (например, ошибку в окончаниях слов учитель может исправить, не прерывая чтение ученика; ошибку, в результате которой исказился смысл предложения, учитель исправляет, используя прием повторного чтения).

Беглость чтения – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Согласно действующей программе, темп чтения учащихся к концу первого года обучения составляет 30—40 слов в минуту, к концу II класса — 60— 80 слов, к концу III — 80—90 слов. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого жизненно не оправдана. Проверяя беглость чтения, учитель учитывает сложность текста, а также правильность и сознательность чтения. На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает также характер заданий, которые они выполняют, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста в целях более осознанного его восприятия. Выполнение таких заданий одновременно является и упражнением в чтении. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.
Сознательность чтения - понимание младшими школьниками фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств, а также собственным отношением ученика к изображаемому.
Выразительность чтения – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое отношение к нему. Формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст — это «значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация.

Интонация — совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых — ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса.
Работу над выразительностью речи детей учитель начинает с того, что учит их управлять своим дыханием во время произношения и правильно использовать голос. Голос, как известно, характеризуется следующими особенностями: силой, высотой, темпом, тембром. Учащиеся учатся говорить (читать) громко или тихо в зависимости от содержания текста, выбирать быстрый, средний или медленный темп речи, придавать голосу ту или иную эмоциональную окраску. Обучение выразительному чтению включает знакомство с паузой и логическим ударением.
При обучении выразительному чтению ведущим является не подражание образцу, а понимание текста, собственного отношения учащихся к событиям, о которых рассказывает автор, сопереживание с героями произведения. Однако необходимо подчеркнуть особую роль выразительного чтения учителя для формирования выразительного чтения учащихся. Школьники всегда должны слышать выразительную речь учителя.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...