Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Термин сознательное чтение во втором значении функционирует в методике на разных уровнях протекания самого процесса чтения.

Первый уровень часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.

Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.

Можно говорить и о третьем уровне сознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, иными словами, сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности. Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:

осмысление значения каждой языковой единицы текста;

понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.ё. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;

осознание себя как читателя.

 

 

3) Приемы подготовки учащихся к восприятию нового текста.

Первичному восприятию художественного произведения должна предшествовать подготовительная работа, а после вторичного синтеза необходимо проведение работ творческого характера.

Перед работой над текстом необходима подготовительная работа, так как для правильного восприятия содержания произведения учащихся необходимо иметь определённый жизненный опыт, круг знаний, а этих знаний у учащихся, как правило, недостаточно.

Подготовительная работа направлена на обогащение и уточнение представлений детей.

Задачи подготовительной работы:

· расширить представление учихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, которые будут способствовать сознательному восприятию текста;

· познакомить с жизнью писателя, создать интерес к писателю, его творчеству;

· подготовить к эмоциональному восприятию произведения: картины, музыка;

· словарная работа: архаизмы, непонятные детям слова (записать на доске труднопроизносимые слова, непонятные). Выписываются только те слова, без объяснения которых не будет понятно содержание текста.

Проводить подготовительную работу или нет, решает учитель, исходя из содержания произведения и уровня развития учащихся.

Для подготовки к первичному восприятию текста используются следующие дидактические формы предварительной работы:экскурсии, демонстрация фильмов, рассказ учителя, беседа, слушание музыки.

Экскурсия: проводится накануне, для более полного, осознанного восприятия. Например, перед чтением произведений о природе проведение экскурсии способствует углублению конкретных знаний учащихся, формированию умения наблюдать и точно описывать явления природы. На экскурсии создаются условия для практического развития у учащихся любви к природе, бережного отношения к ней. В зависимости от содержания произведения экскурсии проводятся не только в природу, а также в музеи, на предприятия, в учреждения, на стройку, к памятным местам. Во время экскурсии учитель сообщает необходимые сведения, без знания которых восприятие произведения будет затруднено, а также вводит в речь учащихся новые слова и выражения, которые встретятся в тексте.

Требования к экскурсии: знать цель, что показать на экскурсии, заранее осмотреть место, подготовить учащихся: поставить цель, записные книжки, правила поведения, итог – что наблюдали.

Демонстрация фильмов. Не всегда есть возможность наблюдать явления в натуре, не всегда это экономно и удобно организовать. В качестве источника информации могут выступать слайд фильмы, диафильмы, кинофильмы.

После просмотра фильма проводится беседа. Возможно, в процессе просмотра фильма у детей возникнут вопросы, ответы на которые учащиеся получат из рассказа, который будут читать после просмотра фильма. Такая ситуация повышает интерес к чтению.

Рассказ учителя в комплексе с беседой. – 2-3 мин.

У учащихся возрастает интерес к произведению, если познакомить их, хотя бы очень кратко, с автором произведения – рассказать о нём как человеке, его любимых занятиях, его профессии. Рассказ позволяет учителю, экономно использую время на уроке, доходчиво, эмоционально сообщить детям о писателе. Рассказ учителя сопровождается показом портрета писателя, его книг. В 1 классе – о детстве, во 2 классе то, что учили в 1классе, его жизнь, 3-4 классе – глубокое изучение произведений, подготовка выступлений о писателе самими учащимися

Беседа – возможна при условии, если у детей имеются знания, личный опыт, представления о том, что им предстоит читать.

Вопросы беседы подбираются так, чтобы все учащиеся могли принять в ней участие. При этом одни вопросы предполагают одинаковые ответы, другие – различные, третьи рассчитаны на сообразительность. В беседе, по возможности, должен быть проблемный вопрос, ответ на который можно будет получать в процессе работы над литературным произведением. В процессе беседы может использоваться наглядность, проводится словарная работа.

Слушание музыки - подготовка к восприятию произведений большой лирической эмоциональной наполненности.

Естественным заключением подготовительной беседы является сообщение учителем темы чтения.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...