Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирования навыков выразительного чтения. Основные средства речевой выразительности.

Умение выразительно читать и говорить формируется у учащихся в течение всего начального обучения. Именно в этом возрасте детям свойственны и эмоциональная открытость, и особая искренность, и острота эмоционального восприятия. Однако первые дни работы с первоклассниками показали, что многие из них имеют недостатки в дикции. Это и пропуск отдельных звуков, глотание слогов, вялость речи или очень быстрое проговаривание слов, манера говорить сквозь зубы. У большинства читающих детей еще недостаточно развито чувство темпа и ритма. Просьба прочитать наизусть любимое стихотворение выявила также ряд недостатков: при исполнении стихотворения первоклассники очень не выразительны в своей интонации, делают неверные логические ударения, торопятся, «глотают» последние слова произведения. Все это подтолкнуло к выделению отдельного этапа по развитию выразительности речи на уроках ОГ и литературного чтения, необходимости сбора особого художественного материала и совместной работы с логопедом.

Развитие навыков выразительного чтения и речи немыслимо без специальных упражнений. Необходимо, чтобы учебно-тренировочная работа велась так, чтобы можно было увлечь каждого, чтобы даже самый инертный ученик испытал удовлетворение от практических результатов своей работы. Тренаж состоит из различных упражнений, в том или ином наборе напечатанных на карточке, которую получает на уроке каждый ученик. Упражнения могут проводиться и на подходящем материале учебников. Система заданий предусматривает тренировку голосового аппарата и выработку некоторых психофизических качеств, необходимых для овладения искусством выразительного чтения. Специальные упражнения направлены на воспитание наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости. В тренировку включатся и упражнения, позволяющие работать над эстетикой движения, верностью и уместностью жестов, мимики и т.д. Все это позволяет систематически, в комплексе работать над приобретением умений и навыков, обязательных для выразительного чтения, а также одновременно совершенствовать технику чтения учащихся в силу многофункциональности ряда упражнений (например таких, как: многократное чтение, убыстрение темпа чтения и др.)
Для формирования выразительности использую такие упражнения:
– артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов;
– чтение труднопроизносимых слов;
– выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;
– чтение одного предложения с разной интонацией;
– “эхо”: учитель читает 1–2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией;
– чтение по ролям.

Основы формирования функционально грамотной личности закладываются в начальной школе с самых первых уроков обучения грамоте, во время обучения различным видам речевой деятельности – говорению, слушанию, чтению, и письму. Функционально грамотная личность - это, в том числе, и грамотный читатель, у которого есть потребность в чтении, привычка к чтению, любовь к чтению литературы. Задача педагога – научить качественному чтению, сформировать у детей душевную потребность и привычку, привить любовь к литературному чтению.

Качественное чтение - это “беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи” [1]. Особый жанр литературы – поэзия, как нельзя лучше помогает ребёнку понять, что же такое – выразительное чтение.

Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. Искусство выразительного чтения заключается в глубоком воздействии чтеца на слушателей. Однако, умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести до слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках чтения, в частности, работа по анализу читаемых текстов и подготовка их к выразительному чтению. Выразительно читать - это значит “действовать словами”, т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его, или относится к нему говорящий.

С чего начинать работу по формированию умения выразительного чтения стихотворений? Учитывая различия в речевой подготовке учащихся, работу над выразительностью речи я начинаю вести на уроках обучения грамоте, чтения и письма, начиная с первых уроков, с упражнений в произношении учащимися глухих и звонких согласных, шипящих и гласных звуков. Большую пользу приносят артикуляционные гимнастики, упражнения с зеркальцем, дыхательные упражнения.

В дальнейшем, вся моя работа приобретает более сложный характер, так как учащиеся используют такие важные технические приёмы выразительного чтения, как сила и звучность голоса, чёткая дикция, правильное дыхание. Кроме этого, овладевают и другими необходимыми умениями: учатся определять ключевые слова, смысловые паузы и логическое ударение, правильно интонировать отрывок, определять ритм и темп чтения произведения.

Овладение приёмами работы с текстом свидетельствует о более глубоком проникновении в содержание читаемых произведений. Таким образом, для формирования выразительного чтения, учащиеся должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.

Например, идёт урок чтения, на котором дети самостоятельно читают новое, незнакомое стихотворение. Я обращаю внимание на своих учеников в момент их первого чтения. В каждом классе наверняка есть такие дети, которые при первом чтении, даже про себя, воспримут стихотворение в его эстетической значимости. Эти дети с верными акцентами интонируют произведение при чтении. Можно предположить, что у них развито чувство стиха. Большинство ребят в классе проявят интерес к тексту после выразительного чтения стихотворения учителем, или мастером художественного слова в записи, или подготовленным ребенком. В классе могут быть учащиеся, которые не проявят интереса к произведению. Ребята младшего школьного возраста неодинаково воспринимают стихи, потому что восприятие поэзии зависит не только от возраста учащихся, но и от темперамента, от уровня начитанности, от склада психики. Опираясь на эти данные нужно строить работу по формированию умения воспринимать лирику, ее анализировать, интерпретировать, интонировать в соответствии с индивидуальным пониманием произведения и определять задачу чтения.

Умение определять задачу чтения включает в себя:

умение понимать мысли героев, сопереживать им, представлять ситуацию, в которой оказывается герой,

определять своё отношение к событиям,

находить интонационные средства для его выражения.

Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к выразительному чтению, являются умения, развивающие творческое воображение детей. Эти умения формируются с помощью словесного рисования картин на основе прочитанного текста. Развитие умения определять отношение к прочитанному, умения давать оценки героям, их поступкам, событиям, возможно лишь в том случае, если дети понимают текст.

Так как звуковая сторона языка с трудом улавливается учениками на слух, особенно движение голоса по звукам разной высоты, я использую таблицы, которые включают в себя знаки разметки текста.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...