Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции

В условиях несовершенной конкуренции на рынке труда действуют следующие факторы:

наличие у каждой фирмы конкурентов в сфере труда;

деятельность государства на рынке труда;

деятельность профсоюзов на рынке труда.

В условиях несовершенной конкуренции и при полной занятости населения, если отдельная фирма осуществляет дополнительный набор работников, то она вынуждена будет платить повышенную заработную плату в сравнении с другими фирмами, при чем высокие ставки заработной платы будут выплачиваться не только тем, кого вновь принимают на работу, но также и старым работникам. В таких условиях фирма будет нести повышенные расходы на заработную плату.

Деятельность государства на рынке труда сводится к следующим моментам:

регулирование продолжительности рабочего времени;

регулирование продолжительности отпусков;

регулирование уровня минимальной заработной платы.

Деятельность профсоюзов на рынке труда сводится к следующим моментам:

профсоюзы способствуют расширению спроса на труд. Они протестуют против увеличения безработицы, выступают против увольнений работников, сокращаемых с производства.

профсоюзы способствуют сокращению предложения труда иностранных рабочих, женского и детского труда.

профсоюзы выступают против сокращения продолжительности рабочего времени, а также способствуют росту заработной платы путем переговоров с нанимателями.

 

4. Бюджетное ограничение показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.

Бюджетная линия— это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данный доход при определенных ценах. Для каждой бюджетной линии можно построить кривую безразличия, которая будет иметь с бюджетной линией точку касания.

Если I — доход потребителя, Рх — цена блага Х, Рy – цена блага Y, а Х и Y составляют купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = Рх × Х + Рy × Y

При Х = 0, Y = I / Рy , т.е. весь доход потребителя расходуется на благо Y. При Y = 0, Х = I / Рх, т.е. мы находим количество блага Х, которое потребитель может купить по цене Рх.

 

 

Принципы рыночных отношений

1. Частная собственность. Институт частной собственности позволяет любому субъекту по своему усмотрению приобретать, контролировать, применять и реализовывать любые материальные ресурсы, недвижимость, товары, ценные бумаги и т.п.

2. Свобода предпринимательства и выбора.

Этот принцип означает, что любой субъект может свободно на любом рынке покупать любой товар, по любым ценам, осуществлять производство товаров, оказывать услуги, а также торговать на любом рынке, любым товаром, по любым ценам.

3. Личный интерес. Любой субъект стремится получить максимальный доход при минимальных затратах. Каждый делает то, что выгодно, прежде всего, ему самому. Личный интерес является двигателем экономического прогресса.

4. Конкуренция. Наличие на рынке большого числа продавцов и производителей по каждому конкретному товару. Свободный вход и выход с рынка любого продавца или производителя.

5. Опора на систему цен или рыночную систему. Означает свободное ценообразование ни в чем не ограниченное со стороны правительства, а также то, что любой предприниматель полностью информирован о состоянии рынка и его компонентах, т.е. цене, норме прибыли, движении капитала.

6. Ограниченная роль правительства. Роль правительства состоит в удовлетворении коллективных потребностей.

Функции рынка:

Регулирующая. Рынок служит регулятором спроса и предложения, денежной и товарной массы.

Стимулирующая. Рынок стимулирует посредством цен, конкуренции и других инструментов

Информационная. Рынок дает информацию о количестве, качестве, ассортименте, цене поставляемых товаров и услуг на рынок,

Посредническая. Рынок является посредником, связывающим звеном между производителями, продавцами и покупателями.

Ценообразуюшая. Рынок формирует приемлемую для производителей, продавцов и покупателей цену исходя из уровня издержек, а также под воздействием спроса и предложения, конкуренции.

Санирующая. Рынок, очищает общественное производство, экономику от нерентабельных, убыточных, неэффективных хозяйствующих субъектов, дает «зеленый свет» более предприимчивым, эффективным.

 

6. На рынке работают следующие виды монополистических структур:

1. Естественная монополия – единственное предприятие представляющее целую отрасль, существование которого целесообразно по естественным образом сложившимся в экономике страны причинам.

Виды естественных монополий:

а) в отрасли целесообразно находиться лишь одному, двум очень крупным предприятиям, которые в состоянии получить экономию на масштабах производства (автомобильные, металлургические заводы). Мелкие предприятия в этой отрасли существовать не смогут, т.к. не в состоянии расширить масштаб производства и минимизировать издержки. Крупным предприятиям войти в эту отрасль затруднительно, поскольку потребуются очень большие капиталы.

б) естественные монополии, владеющие уникальными природными ресурсами и месторождениями (ЮАР компания «Де Бирс» контролирует около 70% мировой переработки алмазов).

в) естественные монополии, регулируемые и контролируемые государством (предприятия энергетики, жилищно-коммунальное хозяйство). Предприятия, работающие в этих отраслях, производят общественно-значимые товары и услуги, поэтому государство поддерживает цены и тарифы на эти товары и услуги на низком уровне за счет предоставления льгот, преимуществ предприятиям монополистам. Иногда такие естественные монополии существуют просто по чисто техническим причинам. В одном городе по техническим причинам не могут существовать две телефонные компании, т.к. абонентам пришлось бы иметь два телефонных аппарата, два справочника, два номера и т.п., что не совсем оправдано.

2. Закрытые монополии

Возникают тогда, когда государство искусственно устанавливает юридические или иные барьеры для вступления в отрасль некоторых предприятий.

3. Открытая монополия - это когда какая-либо фирма является единственным производителем нового уникального товара. Конкурентов у фирмы еще нет, и они появятся не скоро. Однако монополия является открытой, т.к. она ни чем не защищена от будущих конкурентов.

4. Географические монополии - это предприятия, расположенные в удаленных или географически изолированных населенных пунктах. В городах и областях также существуют своеобразные географические монополии такие как: хлебозаводы, молокозаводы, ТЭЦ.

Другие типы рыночных структур:

монопсония - ситуация когда продукция разных производителей имеет единственного покупателя. Например, продукцию предприятий военно-промышленного комплекса покупает только Министерство обороны.

двухсторонняя монополия - это когда единственный производитель продает продукцию единственному покупателю. Например, предприятия аэрокосмической промышленности и Главкосмос России.

монополия, практикующая дискриминацию – рыночная ситуация когда монополист продает одну и ту же продукцию разным покупателям, по разным ценам.

7. ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА вызывает параллельный сдвиг бюджетной линии. Уменьшение дохода смещает бюджетную линию к началу координат. Эти сдвиги предполагают, что цены фиксированы.

Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку при каждом уровне дохода потребитель выбирает наиболее полезный набор благ. Связывая все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода, мы получаем кривую "доход-потребление", которая показывает, как потребительский набор изменяется в зависимости от дохода.

Увеличение доходов дает возможность приобретать такие блага, которые потребитель прежде не мог приобрести. Это вызывает перемещение равновесия к новой точке - Е2. Еженедельное потребление блага X - QX2 увеличилось в ответ на увеличение доходов.

При рассмотрении потребителем некачественного блага кривая "доход-потребление" поворачивает к вертикальной оси координат. После достижения определенного уровня дохода дальнейшее его увеличение приводит к сокращению потребления блага. При достижении этого уровня дохода кривая "доход-потребление" принимает отрицательный наклон. Так, при увеличении доходов выше уровня I2 наступает сокращение потребления блага X. При увеличении доходов выше определенного уровня потребители будут отказываться от потребления некачественных благ.

Нейтральные, или независимые, блага - это блага, которые не являются ни нормальными, ни некачественными для потребителя. Это блага, потребление которых остается неизменным при всех уровнях дохода. К этой группе благ относят, например, соль, туалетную бумагу, зубную пасту и т. п., расходы на которые занимают относительно незначительную часть бюджета. Это блага первой необходимости.

Факторы производства

Факторы производства — экономические ресурсы, используемые для производства товаров и услуг.

Обычно выделяют следующие факторы производства: труд; капитал; природные ресурсы; предпринимательская деятельность.

Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная на получение производственного результата. Выделяют: физический труд; умственный труд.

В качестве вознаграждения за труд выплачивается заработная плата, премии, доплаты, надбавки и др.

Классификация труда по уровню квалификации работников:

а) неквалифицированный труд;

б) квалифицированный труд, который в свою очередь может быть:малоквалифицированным;квалифицированным;высококвалифицированным

Труд измеряется продолжительностью рабочего времени, условиями труда и уровнем материального вознаграждения, получаемого работником за труд.

Капитал - это созданные человеческим трудом средства производства (машины, станки, оборудование).

Капитал может быть представлен в денежной форме и в натуральном выражении.

Виды капитала: основной капитал; оборотный капитал.

Природные ресурсы. За использование природных ресурсов пользователь уплачивает собственнику (обычно государству) ренту.

Предпринимательская деятельность - специфический фактор производства, способствующий удовлетворению общественных потребностей и получению личной выгоды либо дохода предпринимателем.

Предпринимательство осуществляет соединение труда, капитала и природных ресурсов в наиболее эффективных пропорциях с целью максимизации дохода.

 

Сущность спроса, закон спроса

Спрос – это платежеспособная потребность. Спрос выражается в количестве купленного товара.

Закон спроса - обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода. При прочих равных условиях, чем выше цена, тем ниже спрос и наоборот.

Функция индивидуального спроса (на один продукт) представлена в виде нисходящей кривой DD, поскольку между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.

Следствия из закона спроса:

1. Высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена стимулирует их желание совершить покупку.

2. Потребительское поведение подвержено действию принципа «убывающей предельной полезности», согласно которому, каждые последующие единицы товара приносят покупателям все меньшее удовлетворения. Потребители готовы приобретать дополнительные единицы товара при условии, что цена будет снижена.

3. «Эффект дохода» - с ростом цен и при неизменных доходах субъектов недоступность товаров для покупателей увеличивается - товаров покупают меньше.

4. «Эффект замещения» - с ростом цен и при неизменных доходах субъектов, покупатели переключаются на товары заменители.

Товары заменители (товары субституты) - это товары, которые могут заменять друг друга при удовлетворении одной и той же потребности (чай, кофе, какао).

Товары взаимодополняемые (комплиментарные товары) - это товары, взаимодополняющие друг друга при удовлетворении одной и той же потребности (автомобиль, моторное масло, бензин).

Из закона спроса существуют три исключения, которые получили названия:

парадокс Гиффена;

эффект Веблена;

эффект «сноба».

«Парадокс Гиффена» - в условиях экономического кризиса и инфляции рост цен на товары первой жизненной необходимости (хлеб, молоко, картофель) не приводит к сокращению спроса, а даже увеличивает его. Поскольку население меняет структуру спроса в пользу более дешевых продуктов питания и вещей.

«Эффект Веблена» в условиях экономического кризиса и инфляции рост цен на предметы роскоши (золото, бриллианты, антиквариат и т.п.) не приводит к сокращению спроса, а даже увеличивает его. Таким способом люди пытаются спасти деньги от обесценивания.

«Эффект сноба» - если потребители ожидают дальнейшего роста цен, то они закупают «впрок», несмотря на рост цен.

 

Дифференциальная рента

Дифференциальная рента - это доход, который получает землевладелец в связи с более высокой урожайностью, плодородием и лучшим местоположением земли.

У владельцев лучших земельных участков будут ниже средние издержки на единицу получаемой сельскохозяйственной продукции. В связи с этим они получат более высокий доход, а владельцы худших земель будут иметь большие издержки и довольствоваться лишь нормальной прибылью.

 

Поскольку предложение земли и других природных ресурсов совершенно неэластично SS, то спрос является единственным действенным фактором, определяющим земельную ренту. Расширение (с D2 до D1) и сокращение (с D2 до D3) спроса приводит к значительным изменениям величины ренты (с R2 до R1 и R2 до R3).

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...