Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Олимпиада по русскому языку для 6 класса №3

Олимпиада 1

 

1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

А) Мать

Б) беречь

В) вернешься

Г) ясли

Д) боюсь

2. В каких словах ударение падает на первый слог?

А) Хвоя

Б) сорит

В) досуг

Г) удить

Д) древко

3. Какие слова не являются синонимами?

А) Погасить – потушить

Б) лелеять – нежить

В) бесхитростный – незатейливый

Г) горе –случай

Д) солидный – видный

4.В какой паре слов нет рифмы?

А) документ-инструмент

Б) обидно-завидно

В) алфавит-позвонит

Г) торты-мосты

5. Из приведённых ниже слов назовите то, которое имеет только единственное значение.

А) чешка

Б) полька

В) француженка

Г) финка

Д) голландка

6. Какое из устаревших слов является историзмом?

А) чело

Б) длань

В) барщина

Г) ланиты

7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

А) откро..те, пове..ло

Б) отп..реть, задерж..м

В) выж..г, раста..т

Г) выгор..т, расскаж..т

8. Укажите пример с нарушением речевой нормы.

А) прилягте

Б) ехайте

В) повтори́м

Г) хотите

9. От какого слова образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?

А) камень

Б) разносить

В) разведывать

Г) автомат

10. В каком слове пишется одна буква Н?

А) обществе..ый

Б) страуси..ый

В) стекля..ый

Г) стари..ый

Открытые вопросы

 

Вопрос 1

Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.

Редкий — … — редкостный

Лень — … — ленивец

Цена — … бесценность

 

 

Вопрос 2

Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения

А) С обоих сторон раздавались голоса. Б) Ихний ребенок плохо воспитан. В) Моя мама работает инженершей на заводе.

 

Вопрос 3

Расставьте ударения в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

 

Вопрос 4

Расшифруйте данные пословицы.

УЛДЕ МЕРЯВ, А ХЕТЕПО САЧ.

НОДИ В ПЛЕО ЕН ОВИН.

ЕН ВЁС ОТ ОТОЛОЗ, ТОЧ СТИЛЕБТ.

ЕН ГОИБ ГРОШИК ТЮБИЖОГА.

 

Вопрос 5

Из данного предложения выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением.

Своим названием рыба-зебра обязана многочисленным полоскам, украшающим её тело

Творческие задания

 

Задание 1

ВСоставьте пары антонимов из фразеологизмов:

не разлей вода, повесить нос, до седьмого пота, как кошка с собакой, денежный мешок, угасшее светило, спустя рукава, ни гроша за душой, восходящая звезда, воспрянуть духом

 

Задание 2

Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.

Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин

 

Задание 3

Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Стих, печь, жаркое

 

Задание 4

К данным прилагательным подберите два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.

Тяжёлый — …

Сладкий — …

Острый — …

Золотой — …

Свежий — …

 

Задание 5

Отгадайте загадки (Отгадка присутствует в самом вопросе)

 

А) Какой овощ всегда носит с собою черепаха?

Б) Какие конфеты содержат мел?

В) Какая часть линейки очень быстро тает на солнце?

Г) Какое животное жить не может без уроков?

Д) Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?

 

 


Ответы 1

Ответы на тестыТестовое задание

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5

Д А,Д Г Г В

Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10

Ответ В В Б А Б

 

Ответы на открытие вопросы

 

Ответ на вопрос 1:

Редкий – редкость – редкостный (суффиксальный)

Лень – ленивый – ленивец (суффиксальный)

Цена – ценный (суффиксальный) – бесценность (суффиксальный)

 

Ответ на вопрос 2:

А) С обеих сторон раздавались голоса.

Б) Их ребенок плохо воспитан.

В) Моя мама работает инженером на заводе

 

Ответ на вопрос 3:ТОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, красИвейший, хвОя, приговОр, завИдно, срЕдства, добЫча

 

Ответ на вопрос 4:

Делу время, а потехе час

Один в поле не воин

Не все то золото, что блестит

Не боги горшки обжигают

Ответ на вопрос 5:рыба-зебра, многочисленным

Ответы на творческие задания

 

Пример ответа на творческое задание №1:

восходящая звезда — угасшее светило

денежный мешок — ни гроша за душой

повесить нос — воспрянуть духом

спустя рукава — до седьмого пота,

как кошка с собакой — не разлей вода

 

Пример ответа на творческое задание №2Среда, слово, кайма, насос, спаниель

 

Пример ответа на творческое задание №3

Выучить стих — ветер стих,

русская печь — печь пироги,

жаркое лето — приготовить жаркое.

Пример ответа на творческое задание №4

Тяжёлый стол — тяжелый туман

Сладкий торт — сладкий сон

Острый нож — острый язык

Золотой кулон — золотой человек

Свежий хлеб — свежий анекдот

 

Пример ответа на творческое задание №5

А. репа Б. карамель, мармелад В. Иней Г. Сурок Д. рис

 


 

Задания олимпиад по русскому языку 6 класс

 

 

№2


Задание 1.Расставьте ударение в словах:

Глиняный, ремень, сливовый, баловать, квартал, цемент, щавель, украинцы, кухонный,красивее.

 

Задание 2.Укажите, какие из данных слов происходят от того же корня, что и слово стол:

 

1) столовая; 2) столяр; 3) застолье; 4) столица; 5) столетник; 6) столешница; 7) престол.

 

Задание 3.Решите орфографическую задачу.

 

Укажите разряды имен прилагательных.

1) балко…ая дверь; 2) безветре…ый день; 3) медвежья берлога;

4) внимательный ученик; 5) шустрые белки; 6) золотые руки;

7) бараба…ая дробь; 8) каме…ое сердце

 

Задание 4.Объясните значение выделенных слов (отрывок из «Сказки о царе Салтане»

 

…Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идет

И ко граду их ведёт.

 

Задание 5. К данным существительным подберите имена прилагательные:

боль, шампунь, тюль, рояль, полынь, домишко, иваси, путь, бандероль, мозоль, какао, шаль.

 

Задание 6.Выпишите из текста слова, которые:

1) склоняются;

2) спрягаются;

3) не склоняются и не спрягаются

 

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами. Могучий дуб стоит подле красивой липы.

 

Задание 7.

Выполните морфемный разбор слов:

Осинка, царапинка, снежинка, осетринка, тропинка, корзинка, росинка, приморский.

 

 

Ответы на задания олимпиады по русскому 6 класс №2

 

Задание 1.

 

Гли`няный, реме`нь, сли`вовый, балова`ть, кварта`л, цеме`нт, щаве`ль, украи`нцы, ку`хонный, краси`вее

Задание 2.

 

1), 2), 3), 4), 6), 7)

Задание 3.

 

1) Балконная дверь - относительное; 2) безветренный день – относительное;

 

3) медвежья берлога – притяжательное; 4) внимательный ученик – качественное;

 

5) шустрые белки – качественное; 6) золотые руки - качественное;

 

7) барабанная дробь – относительное; 8) каменное сердце – качественное

Задание 4.

 

Витязи – воины; четами – парами; сединами – седыми волосами; ко граду – к городу

Задание 5.

 

Например, зубная боль, хороший шампунь, красивый тюль, концертный рояль, горькая полынь, ветхий домишко, вкусная иваси, длинный путь, долгожданная бандероль, твердая мозоль, сладкое какао, чёрная шаль.

Задание 6.

 

а) (по) дорожке, стенами, васильки, узкой, высокой, ленивой и др.;

 

б) бьют, цепляются, бежит, лепечут и др.;

 

в) весело, тихо, высоко.

Задание 7.

 

Осин-к-а, царап-ин-к-а, снеж-ин-к-а, осетр-ин-к-а, троп-инк-а, корзин-к-а, рос-инк-а, при-мор-ск-ий.


 

 


ОЛИМПИАДА №4

1этап

№1. Объявление в газете гласит: «Путевка трудящимся объединения будет стоить в районе 5 тысяч рублей». Нет ли ошибок в этом объявлении? Запишите свой вариант.

 

№2. Замените одним словом следующие фразеологизмы: мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши. Придумайте короткий рассказ с этими устойчивыми выражениями.

 

№3. В кинофильме «Невеста из Парижа» хозяйка представляет своего отца гостье:

«- Знакомьтесь, это мой папа. Он тридцать лет баранку крутил.

- Он что, пекарь?

- Нет, шофер».

Почему они не поняли друг друга?

 

№4. В каких словах и почему на месте многоточия нужно вставить Е: тр…угольник, тр…листник, тр…зубец, тр…волнение, тр…десятое царство.

 

№5. «Лентяй! Пустомеля! Дармоед! Тунеядец! Бездельник! Неряха! Лодырь!» - прокричала мачеха. В скольких грехах она обвинила пасынка? Какие же это грехи?

 

№6. Вот стихотворение:

Весло везло осла в село,

Седло свисало всем назло,

И, весело свистя, звало

Сто мух вокруг с собой в тепло…

Сколько в нем слов с нулевым окончанием? Докажите.

 

№7. Какими частями речи могут быть слова дали, жгут, стих, пила, жаркое, звонок, мелок. Составьте с ними предложения.

 

№8. Расставьте ударение в словах: столяр, понял, дремота, центнер, магазин, августовский, пуловер, шинель, звонит, договор, изобретение, балую.

 

2 этап

№1. «Спрячьте» слова космонавт, мореплаватель, воспитатель, художник, писатель, подобрав к ним синонимы.

 

№2. В сказках часто встречаются характерные для них повторы, иногда синонимические: путь-дорога, хитрый-мудрый, бить-колотить, ждать-пождать. Какова, по-вашему, роль повторов в сказках? Приведите свои примеры.

 

№3. Продолжите текст, подражая стилю автора:

… Неожиданно донесся запах подснежника!.. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он украшение жизни… (Г. Троепольский)

 

№4. Сколько частей в романе-дилогии? Какое хорошо известное вам слово поможет ответить на этот вопрос? Назовите известные вам романы-дилогии. А знаете ли вы трилогии? Приведите примеры.

 

№5. Можно ли слова сережка, орел, стрелка, белка писать с большой буквы? Почему? Докажите.

 

№6. Объясните значение фразеологизмов и придумайте с ними веселый рассказ: показать где раки зимуют, лезть из кожи вон, спать с открытыми глазами, остаться с носом.

 

№7. Расставьте ударение в словах: партер, положил, шофер, средства, красивее, километр, случай, портфель, крапива, компас, поняла, вызреть.

 

3 этап

№1. В книге «От двух до пяти» К.И. Чуковский приводит множество ошибок маленьких детей и утверждает, что ошибки появляются из-за буквального следования законам языка. Согласны ли вы с писателем? Объясните, почему были допущены следующие ошибки:

а) Двухлетняя Саша спросила у бабушки, пытавшейся расстегнуть ей пальто: «Зачем ты меня отпугиваешь?»

б) «– Ты же пил чай. – Да не пил я. Я только пивнул капельку».

 

№2. Закончите пословицы. Придумайте короткий рассказ с одной пословицей.

Всякая птица… Кто где родится… Умные речи… Петь хорошо вместе… грамоте учиться… Кто хочет много знать… Не зная броду… Без хозяина земля… Из поговорки...

 

№3. Объясните, что означают выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Как называются эти слова?

…Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду их ведёт.

 

№4. Какие из этих слов можно считать однокоренными: широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, полный, подпольный, заполнение, полюс, полёвка, половик, поленница, половник? Объясните свой выбор.

 

№5. Подберите слово со значением «человек, знающий все тонкости кухни», образующее словообразовательное гнездо по схеме:

- их +а

- ёнок

основа - ёшк +а

- н +я

- ск +ой

- енн +ая

 

№6. Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово «лишнее»? Почему?

 

№7. Перед вами предложение на непонятном языке. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи. Сурепая рашка зажугила квинячий торщ. Что вам помогло справиться с этим заданием?

 

№8. Расставьте ударение в словах: алфавит, аристократия, банты, бутик, газопровод, дефис, досуг, кладовая, красивее, кухонный, торты, украинец.

 

4 этап

 

№1. Слова-близнецы встречаются часто. Например, прилагательные «сторонний» и «посторонний», существительные «кров» и «сокровище». Но почему их так называют – «слова-близнецы»? Чем же они всё-таки отличаются? Обоснуйте свой ответ примерами.

 

№2. Сейчас многие слова уже позабыты, и это мешает нам иногда правильно понимать, что писатель хотел сказать. К таким, в частности, можно отнести и выделенное слово в отрывке из повести М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская». Объясните, что означает это слово в разговоре Вари с братом. А как говорят сейчас? Приведите пример.

- Я это расскажу Верочке!

- Давно ли ты уверяла, что я для нее – все равно!

- Поверьте, я лучше всего говорю по-русски – я не монастырка.

 

№3. Какие из этих словосочетаний вы считаете правильными? Почему? Запишите с правильными словосочетаниями предложения.

Окладистые усы, окладистая борода, окладистые брови

Пристальный взгляд, пристальное здание, пристальное внимание

Дремучая поляна, дремучий лес, дремучий сквер

Закадычные братья, закадычные друзья, закадычные родственники

Разинуть дверь, разинуть рот, разинуть портфель

 

№4. Прочтите шутливый текст, сочиненный А. Усачевым. Глаголы какого наклонения встречаются в этом тексте? Почему? Придумайте, чего еще не было бы, если бы Колумб не открыл Америку?

 

Пятьсот лет назад известный мореплаватель Христофор Колумб совершил великое открытие: он ОТКРЫЛ АМЕРИКУ. Этот факт известен всем, даже учителям истории и географии. А вот всем ли известно, что было бы, если бы пятьсот лет назад Колумб не открыл Америки?

 

Если бы Колумб не открыл Америку, не было бы, например, табака, и самих курильщиков, и общества борьбы с курением, и с чем бы оно тогда боролось, - непонятно. Кофе тоже не было бы, и …

 

№5. Нашей северной столице с именем определенно повезло. Не то что Москве? У златоглавой всегда было одно имя. У города на Неве за время его существования было три официальных и три неофициальных имени. Все они употребляются по ситуации и сейчас. Назовите эти имена.

 

№6. Прочитайте притчу Л.Н. Толстого «Отец и сыновья». Выпишите из нее все слова с приставками. Попробуйте сказать своими словами, в чем главная мысль этой притчи.

 

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»

 

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит».

 

№7. Найдите однокоренные слова в английской загадке, которую перевёл на русский язык К.И. Чуковский. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения. Помогите Кондрату: сколько же копеечек дала бабушка? Объясните свой ответ.

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Захотели сладкого пряничка.

Бабушка по улице старенькая шла,

Девочкам по денежке бабушка дала:

Марьюшке – копеечку,

Марусеньке – копеечку,

Машеньке – копеечку,

Манечке – копеечку, -

Вот какая добрая бабушка была!

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Побежали в лавочку и купили пряничка.

И Кондрат задумался, глядя из угла:

Много ли копеечек бабушка дала?

 

№8. Перепишите следующие слова в таком порядке:

Слова, где есть только глухие согласные звуки

Слова, где есть только звонкие согласные звуки

Слова, где есть и глухие, и звонкие согласные звуки

 

Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики.


 

 

ОТВЕТЫ №4

Этап

 

№1. Путевка для рабочих будет стоить около пяти тысяч рублей. 2 балла

 

№2. Замените одним словом следующие фразеологизмы: мозолить глаза (надоедать), точить лясы (болтать), клевать носом (засыпать, дремать), бить баклуши (бездельничать).За короткий рассказ с этими устойчивыми выражениями. 6 баллов

 

№3. Крутить баранку – значит работать шофёром, водителем машины).

2 балла

№4. В каких словах и почему на месте многоточия нужно вставить Е: трЕугольник, трИлистник, трЕзубец, трЕволнение, трИдесятое царство. В одном случае это числительное, в другом - Е является соединительной гласной.

4 балла

№5. Лень (лодырь и бездельник), тунеядство (тунеядец и дармоед), болтовня (пустомеля), неаккуратность и неопрятность (неряха). 4 балла

№6. Одно слово – мух. 1 балл

 

№7. Дали (сущ., глагол), жгут (сущ., глагол), стих (сущ., глагол), пила (сущ., глагол), жаркое (сущ., прил.), звонок (сущ., кр. прил.), мелок (сущ., кр. прил.).Составьте с ними предложения. 3 балла

 

№8. СтолЯр, пОнял, дремОта, цЕнтнер, магазИн, Августовский, пулОвер, шинЕль, звонИт, договОр, изобретЕние, балУю.2 балла

 

Максимально – 24 балла

Этап

 

№1. Космонавт (астронавт), мореплаватель (путешественник), воспитатель (педагог), художник (живописец), писатель (художник слова, мастер слова), подобрав к ним синонимы. 2 балла

 

№2. Царство-государство, огонь-пламя, жжет-палит, повторы помогают избежать одних и тех же синтаксических сочетаний в тексте. 3 балла

 

№3. Продолжение текста - 5 баллов

 

№4. Диалог – два, трилогия – 3 части. Оцениваем примеры - 3 балла

№5. Сережка, Орел, Стрелка, Белка – собственные имена. 2 балла

 

№6. Показать где раки зимуют (проучить, с угрозой, чтоб неповадно было), лезть из кожи вон (стараться, усердствовать), спать с открытыми глазами (следить), остаться с носом затратить силы впустую, ни с чем)... 6 баллов

 

№7. ПартЕр, положИл, шофЁр, срЕдства, красИвее, киломЕтр, слУчай, портфЕль, крапИва, кОмпас, понялА, вЫзреть.2 балла

 

Этап

№1. К.И. Чуковский прав, действительно ошибки появляются из-за буквального следования законам языка. И ещё, нужно знать значение и происхождение слова. Саша считала, что глагол «отпугивать» происходит от слова «пуговица», как слова «отстёгивать, открывать», и означает «расстёгивать». От глагола «пить» образован несуществующий глагол «пив+ну+ть» из-за буквального следования законам языка: «хлебать – хлебнуть, глотать – глотнул, толкать – толкнул».

Балла

№2. Всякая птица своё гнездо любит.Кто где родится там и пригодится.Умные речи приятно и слушать.Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Грамоте учиться всегда пригодится.Кто хочет много знать, тому надо мало спать.Не зная броду, не суйся в воду.Без хозяина земля круглая сирота.Из поговорки слова не выкинешь.

Баллов

№3. Витязи– воины,четами– парами,сединами– седыми волосами,

ко граду– к городу. Это устаревшие книжные слова. 2 балла

 

№4. Однокоренными являются слова: полярный – полюс, полевой – полёвка, полный – заполнение, подпольный – половик. Учитывается объяснение своего выбора.

Балла

№5. Повар – повариха, поварёнок, поварёшка, поварня, поварской, поваренная

Балла

№6. «Лишнее» слово – «свадьба», оно пишется соответственно с произношением со звонким д,несмотря на слово «сватать».Учитываем объяснение.

Балла

№7. Сурепая(прилаг., определение),рашка(сущ., подлежащее), зажугила(глагол, сказуемое), квинячий( прилаг., определение),торщ( сущ., дополнение). Учитываем объяснение.

Балла

№8. АлфавИт, аристокрАтия, бАнты, бутИк, газопровОд, дефИс, досУг, кладовАя, красИвее, кУхонный, тОрты, украИнец.

Балла

 


Олимпиада №7

 

1. Даны пары слов. В каких из них слова состоят из одинаковых звуков?

лес – сел, лезь – сель, лес – съел, лес – сель, лезь – сел.

(1 балл)

 

2. Расставить ударение в словах:

Закупорить, баловать, памятуя, заржаветь, жалюзи, завидно, обеспечение, включишь, черпать, облегчить.

(11 баллов)

 

3. Разделите слова на две группы. На каком основании вы это сделали?

Купать, купить, скупка, купальня, выкупить, выкупаться, откупаться, искупаться, накупить, прикупить.

(11 баллов)

 

4. Какое из этих прилагательных по составу отличается от остальных? Ответ обоснуйте.

Плоский, броский, веский, пермский, майский.

(2 балла)

 

5. Определите, какие из данных существительных относятся к одушевлённым, какие – к неодушевлённым. Какие слова вы отнесли к двум группам? С чем это связано?

Существо, полк, москвич, истребитель, туз, шпроты, матрёшка, спутник.

(12 баллов)

 

6. Определите разряд прилагательных по значению. Какие из приведённых ниже прилагательных в данных словосочетаниях можно отнести к двум группам? В каких случаях это возможно?

Тёплый шарф, звонкий согласный, музыкальные пальцы, железный характер, лисья хитрость, стальной трос, каменное лицо, собачья преданность, беличья шуба, сестрицын платок.

(12 баллов)

 

7. К какому спряжению относятся перечисленные глаголы?

Выспаться, выглядеть, вытереть, вытерпеть, выстоять, вынести.

(6 баллов)

 

8. Определите, к какой части речи относятся слова:

Трёшка, три, трое, трёхлетний, утроить, трояк, тройной, третий.

(8 баллов)

 

9. Каким человеческим порокам соответствуют эти прозвища? Если возможно, сгруппируйте их по значению.

Лентяй, пустомеля, дармоед, тунеядец, бездельник, невежа, лодырь, ротозей, разиня, невежда, разгильдяй, оболтус, олух.

(6 баллов)

 

10. Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела:

Попасть … в небо; с гулькин …; под горячую …; с молодых …; семи пядей во …; смотреть сквозь…; ударить … в грязь; чесать … .

(8 баллов)

 

11. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова:

Орлята учатся летать. Мне слышался знакомый шум. Он прочитал на память несколько строк. Нас не нужно жалеть. Цыплят по осени считают.

(5 баллов)

 

12. Расставьте недостающие знаки препинания:

Золото, золото падает с неба!

Дети кричат и бегут за дождём.

Полноте дети его мы сберём,

Только сберём золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

 

(4 балла)

 

13. Напишите сочинение-рассуждение, в котором попытайтесь доказать или опровергнуть идею пословицы: «Поспешишь – людей насмешишь». (Объем сочинения – 8 – 10 предложений). (14 баллов)

Олимпиада №7 ОТВЕТЫ

1. Лезь – сель. (За правильно выбранную пару – 1 балл).

 

2. ЗакУпорить, баловАть, памятУя, заржАвЕть, жалюзИ, завИдно, обеспЕчение, включИшь, чЕрпать, облегчИть. (За каждое слово – 1 балл; если у слова заржаветь указаны два варианта, то за это слово – 2 балла).

 

3. 1). Купать, купальня, выкупаться, искупаться.

 

2). Купить, скупка, выкупить, откупаться, накупить, прикупить.

 

(За каждое правильно выбранное слово – 1 балл. 2 балла добавляется за грамотное объяснение).

 

4. Плоский (1 балл – за правильный выбор слова; 1 балл добавляется за объяснение).

 

5. Существо, полк, шпроты – неодушевленные; матрёшка – одушевленное.

 

Слова москвич, истребитель, туз, спутник относятся к двум группам.

 

(За каждое слово – по одному баллу; за грамотное объяснение каждого слова, относящегося к двум группам, добавляется еще по одному баллу).

 

6. Тёплый шарф (качественное), звонкий согласный (относительное), музыкальные пальцы (качественное), железный характер (качественное), лисья хитрость (качественное), стальной трос (относительное), собачья преданность (качественное), сестрицын платок (притяжательное).

 

Каменное лицо (качественное и относительное, если речь идет о статуе), беличья шуба (притяжательное и относительное). (За каждое прилагательное – 1 балл; за правильный выбор тех прилагательных, которые можно отнести к двум группам, добавляется по одному баллу).

 

7. Выспаться (2), выглядеть (2), вытереть ()1, вытерпеть ()2, выстоять (2), вынести (1). (За каждое слово – 1 балл).

 

8. Трёшка (сущ.), три (числ.), трое (числ.), трёхлетний (прил.), утроить (гл.), трояк (сущ.), тройной (прил.), третий (числ.). (За каждое слово – 1 балл).

 

9. 1). Лентяй, дармоед, тунеядец, бездельник, лодырь – не любят работать, лентяи.

 

2). Ротозей, разиня, олух – невнимательные люди.

 

3) Разгильдяй, оболтус – небрежные, разболтанные люди.

 

4) Пустомеля – болтает чепуху.

 

5) Невежа – плохо воспитан.

 

6) Невежда – малообразованный человек.

 

(За каждую группу слов – 1 балл.)

 

10. Попасть пальцем в небо; с гулькин нос; под горячую руку; с молодых ногтей; семи пядей во лбу; смотреть сквозь пальцы; ударить лицом в грязь; чесать затылок. (За каждое правильно вставленное слово – 1 балл).

 

11. Летать (дополнение); шум (подлежащее); на память (обстоятельство); не нужно жалеть (сказуемое); по осени (обстоятельство). (За каждое слово – один балл).

 

12. «Золото, золото падает с неба!» –

 

Дети кричат и бегут за дождём.

 

Полноте, дети, его мы сберём,

 

Только сберём золотистым зерном

 

В полных амбарах душистого хлеба!

 

(За каждый знак препинания – 1 балл).

 

№8 Олимпиада по русскому языку для 6 класса

 

Задание 1. Какие согласные звуки слышатся в следующей фразе: Во втором часу ночи мы с братом были на вокзале. Обозначьте звуки с помощью значков транскрипции. Например: [б], [б,] и т. д.

 

Задание 2. Расставьте ударения в следующих словах: статуя, призывник, магазин, ненавидеть, средства, инструмент, километр, столяр, шофер, договор, квартал, звонишь.

 

Задание 3. Выполните морфемный анализ следующих слов: подземный, стройка, пришкольный, сумочка, выкупалась.

 

Задание 4. Подберите 2 группы слов (в каждой по 2-3 слова) так, чтобы у тех и других был корень вод-, но с разным значением.

 

Задание 5. Объясните смысловое различие между словами: села – сёла, осел – осёл, поем – поём, смел – смёл, небо – нёбо.

 

Задание 6. Отгадай слова:

 

1) С буквой «Д» я – время суток,

Не сочтёшь во мне минуток.

Коль на «Т» заменишь «Д»,

Буду я с тобой везде.

Стану шастать по пятам,

По дорожкам и кустам.

Куда ты – туда и я,

Не прогонишь ты меня.

 

2) Часть первая – согреет дом,

Есть в тепловой машине.

Вторая – на лице мужском.

Всё слово – в море синем…

Хотя простое полотно,

Но судно двигает оно.

 

3) Меня разыскивают все,

Когда дефект есть в колесе.

Шофёру каждому в дороге

Могу я пользу принести.

Но поменяй местами слоги-

И буду я в лесу расти.

 

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы в словах: б..т..рея, ко..екция, ж..ри, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад, в..н..грет.

 

Задание 8. В какой сказке А. С. Пушкин слово «лебедь» женского рода? Из чего это можно заключить?

 

Задание 9. Разберите по членам предложения, укажите падежи имён существительных: Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.

 

Задание 10. Составьте несколько предложений с таким расчётом, чтобы в них слово «язык»употреблялось в разных значениях.

 

Задание 11. Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант предложений:Старик обратно вернулся домой. Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки. Белый мышь умел стоять на задних лапках.

 

 

Ответы на олимпиадные задания №8

 

Задание 1. [в, ф, т, р, м, ч,, с, н, з, б, л,, г] : по 1 баллу за каждые 3 правильно указанных звука из 12 (всего 4 балла).

 

Задание 2. Статуя, призывник, магазин, ненавидеть, средства, инструмент, километр, столяр, шофер, договор, квартал, звонишь: по 0,5 балла за правильное слово (всего 6 баллов).

 

Задание 3. Под-зем-н-ый, строй-к-а, при-школь-н-ый, сумоч-ка, вы-куп-а-л-а-сь: по 1 баллу за каждое правильно разобранное слово (всего 5 баллов).

 

Задание 4. Вод-а, вод-н-ый, под-вод-ник- □. Вод-и-тель-□, пере-вод-и-ть, вод-и-тель-ск-ий: по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово (всего 3 балла).

 

Задание 5. Села (от сесть) – сёла (от село), осел (от осесть) – осёл (животное), поем (от поесть) – поём (от петь), смел (от смелый) – смёл (от смести), небо (астрономический термин) – нёбо (анатомический термин): по 0,5 балла за каждое правильно прокомментированное слово (всего 5 баллов).

 

Задание 6. 1) День – тень. 2) Парус. 3) Насос – сосна: по 1 баллу за каждое правильное слово (всего 5 баллов).

 

Задание 7. Батарея, коллекция, жюри, вермишель, парашютист, профессия, шоколад, винегрет: по 0,5 балла за каждое правильное слово (всего 4 балла).

 

Задание 8. «Сказка о царе Салтане». Из фразы «лебедь белая плывёт»: по 1 баллу за правильный ответ на каждый из 2 вопросов (всего 2 балла).

 

Задание 9. По 0,5 балла за каждый член предложения и по 0,5 балла за определение падежа имён существительных (всего 9 баллов).

 

Задание 10. Язык – речь, язык – анатомический орган, язык – блюдо, язык – «пленный», язык – стиль: по 1 баллу за каждое значение (всего 5 баллов).

 

Задание 11. Старик вернулся домой. Мальчик сидит за столом и раскрашивает картинки. Белая мышь умела стоять на задних лапках: по 2 балла за каждое правильно написанное предложение (всего 6 баллов).

 

№9 ОЛИМПИАДА

1.Расставьте ударения в словах.

Алфавит, красивее, случай, хозяева, звонишь, полчаса, щавель, средства, положил, кружева, премировать, удобнее, украинский.

 

2.Приведите 3-4 примера слов, в которых было бы звуков больше, чем букв.

 

3.Разберите слова по составу:

Загадка, предположить, трехъярусный, завьюжить, судоподъёмник, набережная.

 

4.Данные существительные напишите в родительном падеже множественного числа.

Кочерга, метла, полотенце, средство, слог, лагерь, циркуль, цыган, просьба, война, пригоршня.

 

5.О каких предметах можно сказать:

Построен, сооружен, воздвигнут;

Огромный, большой, значительный.

 

6. Вставьте пропущенные буквы:

Ур..вень воды; Ур..внять в правах; Подр..внять землю; Ср..вняться с кем- нибудь.

 

 

7. Замените имена существительные синонимами с приставкой не-:

А) нельзя терпеть ложь;

Б) его не сломило горе;

В) надо исправлять дефекты;

Г) характер закаляют испытания;

 

8. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?

 

9. Укажите, в словах какой части речи встречаются суффиксы:

-ость, - есть, -ск-,-н-,-а-.

 

10.Расставьте знаки препинания в данных предложениях, подчеркните грамматические основы.

Весна.

1.Над полями и лесами все ярче и ярче светит солнышко. 2. Потемнели в полях дороги посинел на реке лёд. 3. Прилетели белоносые грачи торопятся поправлять свои старые растрёпанные гнёзда. 4.Радостна шумна и пахуча весна. 5. Скоро скоро оденется лес листвою зацветёт на опушках черёмуха защёлкают над ручьями голосистые соловьи.

Олимпиада 1

 

1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

А) Мать

Б) беречь

В) вернешься

Г) ясли

Д) боюсь

2. В каких словах ударение падает на первый слог?

А) Хвоя

Б) сорит

В) досуг

Г) удить

Д) древко

3. Какие слова не являются синонимами?

А) Погасить – потушить

Б) лелеять – нежить

В) бесхитростный – незатейливый

Г) горе –случай

Д) солидный – видный

4.В какой паре слов нет рифмы?

А) документ-инструмент

Б) обидно-завидно

В) алфавит-позвонит

Г) торты-мосты

5. Из приведённых ниже слов назовите то, которое имеет только единственное значение.

А) чешка

Б) полька

В) француженка

Г) финка

Д) голландка

6. Какое из устаревших слов является историзмом?

А) чело

Б) длань

В) барщина

Г) ланиты

7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

А) откро..те, пове..ло

Б) отп..реть, задерж..м

В) выж..г, раста..т

Г) выгор..т, расскаж..т

8. Укажите пример с нарушением речевой нормы.

А) прилягте

Б) ехайте

В) повтори́м

Г) хотите

9. От какого слова образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?

А) камень

Б) разносить

В) разведывать

Г) автомат

10. В каком слове пишется одна буква Н?

А) обществе..ый

Б) страуси..ый

В) стекля..ый

Г) стари..ый

Открытые вопросы

 

Вопрос 1

Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.

Редкий — … — редкостный

Лень — … — ленивец

Цена — … бесценность

 

 

Вопрос 2

Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения

А) С обоих сторон раздавались голоса. Б) Ихний ребенок плохо воспитан. В) Моя мама работает инженершей на заводе.

 

Вопрос 3

Расставьте ударения в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

 

Вопрос 4

Расшифруйте данные пословицы.

УЛДЕ МЕРЯВ, А ХЕТЕПО САЧ.

НОДИ В ПЛЕО ЕН ОВИН.

ЕН ВЁС ОТ ОТОЛОЗ, ТОЧ СТИЛЕБТ.

ЕН ГОИБ ГРОШИК ТЮБИЖОГА.

 

Вопрос 5

Из данного предложения выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением.

Своим названием рыба-зебра обязана многочисленным полоскам, украшающим её тело

Творческие задания

 

Задание 1

ВСоставьте пары антонимов из фразеологизмов:

не разлей вода, повесить нос, до седьмого пота, как кошка с собакой, денежный мешок, угасшее светило, спустя рукава, ни гроша за душой, восходящая звезда, воспрянуть духом

 

Задание 2

Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.

Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин

 

Задание 3

Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Стих, печь, жаркое

 

Задание 4

К данным прилагательным подберите два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.

Тяжёлый — …

Сладкий — …

Острый — …

Золотой — …

Свежий — …

 

Задание 5

Отгадайте загадки (Отгадка присутствует в самом вопросе)

 

А) Какой овощ всегда носит с собою черепаха?

Б) Какие конфеты содержат мел?

В) Какая часть линейки очень быстро тает на солнце?

Г) Какое животное жить не может без уроков?

Д) Какую крупу каждый турист обяз<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...