Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школьный этап олимпиады по русскому языку – 6 класс №5

1. В каком слове количество звуков и букв совпадает?

1) Мать; 2) беречь; 3) вернешься; 4) ясли; 5) боюсь.

2. Сколько раз встречается звук [з] в предложении: Зина обратилась с просьбой к Лизе.

3. Определите, какое слово затранскрибировано:

[паласкат’] (малыша)

4. Отметьте слова, в которых подряд идут два гласных звука:

1) театр; 2) какао; 3) каёмка; 4) сиять; 5) союз; 6) струя; 7) оазис;

8) пианино.

5. Расставьте ударение в словах:

Торты, позвонишь, положил, красивейший, хвоя, развитой (язык), копировать, добыча, баловать, случай.

6. Составьте разные слова, используя буквы слова ГРАММАТИКА. Например, рама, тир и т.д.

7. Разберите слова по составу:

Пришкольный, наводчик, овощерезка, одеться, набережная, осенний, заправка, сверхновый.

8. К какой части речи относятся выделенные слова:

На то и печь, чтобы хлебы печь. Снежное покрывало все поле покрывало. Ведро дало течь, и вода стала течь.

9. Запишите имена существительные яблоко, помидор, телёнок, килограмм в форме родительного падежа множественного числа.

10. Придумайте антонимы к словам:

Заболевать, дружить, строить, недостаток, шум.

11. В каком словосочетании неправильно определено главное слово?

х х х х

1) Строить дом; 2) в осеннем саду; 3) наш класс; 4) бригада геологов;

х

5) поход в лес.

 

12. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Воспоминания ст…рожила, (не)сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная надпись, библ…отечные книги, об(а,о)ятельная улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…дающие цветы.

 

Ответы №5:

1. 5 (1б)

2. 3 (1б)

3. Поласкать (1б)

4. 1,2,7,8 (0,5 б за каждый правильный ответ)

5. Торты, позвонишь, положил, красивейший, хвоя, развитой (язык), копировать, добыча, баловать, случай. (0,5 б за каждый правильный ответ)

6. (0,5 б за каждое правильное слово)

7. (0,5 б за каждое правильное слово)

8. На то и печь (сущ), чтобы хлебы печь (гл). Снежное покрывало (сущ) все поле покрывало (гл). Ведро дало течь (сущ), и вода стала течь (гл). (0,5 б за каждый правильный ответ)

9. Яблок, помидоров, телят, килограммов. (0,5 б за каждый правильный ответ)

10. Выздоравливать, ссориться, разрушать, достоинство, тишина. (0,5 б за каждый правильный ответ)

11. 4 (1б)

12. Воспоминания старожила, не спеши отвечать, закаляйся с детства, аккуратная надпись, библиотечные книги, обаятельная улыбка, чувствуешь радость, участвуешь в олимпиаде, запевать в хоре, объединиться в группу, устная речь, гигантские шаги, увядающие цветы.

(0,5 б за каждое правильное слово)


 

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. №6

 

Фонетика и орфоэпия:

 

1. Найдите слово, в котором количество звуков ибукв совпадает:

 

Вьюга, агентство, уменьшить, ясный.

 

2. Расставьте ударения в словах:

 

водопровод, километр, прибыла, из развитых (языков), красивее, звонит

 

3. В каком слове выделенный согласный произносится твёрдо?

 

Тире, крем, музей, шинель

 

4. Сколько мягких согласных звуков в пословице:

 

Не трудиться – хлеба не добиться?

 

Словообразование и орфография:

 

1. Обозначьте корни в однокоренных словах. Обоснуйте свой ответ.

 

Летят перелетные птицы

 

Ушедшее лето искать,

 

Летят они в дальние страны,

 

А я не хочу улетать.

 

2. Обозначьте состав слов:

 

зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик, заранее, двумястами.

 

3. Каким способом образованы слова приход, вызов, полёт, переход?

 

4. Какое слово «лишнее»?

 

Женитьба, свадьба, косьба, молотьба

 

Лексика:

 

1. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова:

 

трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

 

2. Замените синонимами устаревшие слова:

 

чело, ланиты, ветрило, перст, брань, глаголет, брадобрей.

 

3. Объясните значение данных фразеологизмов, подберите к ним синонимичные фразеологизмы:

 

на всех парусах, засучив рукава, одного поля ягоды, между двух огней.

 

Морфология. Синтаксис:

 

1. Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?

 

Столовая закрыта. Дайте столовую ложку.

 

Какой способ словообразования лежит в основе этого задания?

 

2. В каком словосочетании неправильно выделено главное слово:

 

читать книгу, в весеннем лесу, наша бригада, бежать по аллее, петь громко.

 

3. Даны грамматические характеристики четырёх имён прилагательных. Найдите в одной из них ошибку.

 

А. Имя прилаг., ж.р., ед.ч., В.п.

 

Б. Имя прилаг., ср.р., ед.ч., П.п.

 

В. Имя прилаг., м.р., мн.ч., И.п.

 

Г. Имя прилаг., ж.р., ед.ч., Т.п.

 

Пунктуация:

 

1. Найдите предложение без пунктуационных ошибок:

А. Все любят цирк, и взрослые, и дети.

Б. Всегда учи уроки, и всё у тебя получится.

В. «Сходи за хлебом» - попросила меня мама.

Г. Что пристал ко мне, ты?

 

Комплексный анализ текста:

Прочитайте текст. Определите его тему, идею. Подберите заголовок. Определите стиль текста. Какие типы речи соединены в данном тексте? Укажите изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения). Выпишите слова с чередующимися корнями, отметьте орфограмму. Найдите и выпишите предложения с пунктуационными ошибками, исправьте их, графически объясните постановку знаков препинания.

Если хочешь понять душу леса найди лесной ручей, и отправляйся его берегом. Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной. Вижу, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей. Ручей журчит и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся, лопаются и сбиваются в белопенный ком. Ручей разрастается, ширится. Вода собирается в струйки, будто сжимает мускулы в мучительной борьбе.

 


ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС №6 (ответы)

 

Фонетика и орфоэпия:

 

1. Вьюга

 

2. ВодопровОд, киломЕтр, прибылА, из развитЫх (языков), красИвее, звонИт

 

3. Тире

 

4. 5

 

Словообразование и орфография:

 

1. Летят, перелетные, улетать.

 

2. Зелень-, вы-нос-лив-ость-, за-гор-а-л-и-сь, на-лад-чик-, огурч-ик-, за-ран-ее, дв-умя-ст-ами.

 

3. бессуффиксным

 

4. Свадьба

 

Лексика:

 

1. Трасса-дорога, дискуссия-спор, авеню-улица, маэстро-музыкант, фиаско-поражение, шеф-начальник.

 

2. Чело-лоб, ланиты-щёки, ветрило-парус, перст-палец, брань-битва, глаголет-говорит, брадобрей-парикахер.

 

3. на всех парусах (быстро)-со всех ног, засучив рукава (старательно)-не покладая рук, одного поля ягоды (похожи)-два сапога пара или как две капли воды, между двух огней (между двух опасностей)-между Сциллой и Харибдой.

 

Морфология. Синтаксис:

 

1. Столовая (сущ.-подлежащее) закрыта. Дайте столовую (прил.-определение) ложку.

 

Переход слов из одной части речи в другую

 

2. наша бригада

 

3. В.

 

Пунктуация:

 

1.Б.

 

Комплексный анализ текста:

 

Тема - лесной ручей.

 

Идея – лесной ручей-душа леса

 

Стиль – художественный

 

Тип – повествование и описание

 

Тропы –олицетворения: душа леса; вода встречает; ручей распускает пузыри; рождаясь, пузыри

 

мчатся

 

сравнение: будто сжимает мускулы;

 

эпитеты: белопенный ком, мучительная борьба

 

Корни с чередованием: разрастается, собирается, сжимает

 

Предложение с ошибкой – первое. Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся его берегом.

 

Олимпиада №7

 

1. Даны пары слов. В каких из них слова состоят из одинаковых звуков?

лес – сел, лезь – сель, лес – съел, лес – сель, лезь – сел.

(1 балл)

 

2. Расставить ударение в словах:

Закупорить, баловать, памятуя, заржаветь, жалюзи, завидно, обеспечение, включишь, черпать, облегчить.

(11 баллов)

 

3. Разделите слова на две группы. На каком основании вы это сделали?

Купать, купить, скупка, купальня, выкупить, выкупаться, откупаться, искупаться, накупить, прикупить.

(11 баллов)

 

4. Какое из этих прилагательных по составу отличается от остальных? Ответ обоснуйте.

Плоский, броский, веский, пермский, майский.

(2 балла)

 

5. Определите, какие из данных существительных относятся к одушевлённым, какие – к неодушевлённым. Какие слова вы отнесли к двум группам? С чем это связано?

Существо, полк, москвич, истребитель, туз, шпроты, матрёшка, спутник.

(12 баллов)

 

6. Определите разряд прилагательных по значению. Какие из приведённых ниже прилагательных в данных словосочетаниях можно отнести к двум группам? В каких случаях это возможно?

Тёплый шарф, звонкий согласный, музыкальные пальцы, железный характер, лисья хитрость, стальной трос, каменное лицо, собачья преданность, беличья шуба, сестрицын платок.

(12 баллов)

 

7. К какому спряжению относятся перечисленные глаголы?

Выспаться, выглядеть, вытереть, вытерпеть, выстоять, вынести.

(6 баллов)

 

8. Определите, к какой части речи относятся слова:

Трёшка, три, трое, трёхлетний, утроить, трояк, тройной, третий.

(8 баллов)

 

9. Каким человеческим порокам соответствуют эти прозвища? Если возможно, сгруппируйте их по значению.

Лентяй, пустомеля, дармоед, тунеядец, бездельник, невежа, лодырь, ротозей, разиня, невежда, разгильдяй, оболтус, олух.

(6 баллов)

 

10. Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела:

Попасть … в небо; с гулькин …; под горячую …; с молодых …; семи пядей во …; смотреть сквозь…; ударить … в грязь; чесать … .

(8 баллов)

 

11. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова:

Орлята учатся летать. Мне слышался знакомый шум. Он прочитал на память несколько строк. Нас не нужно жалеть. Цыплят по осени считают.

(5 баллов)

 

12. Расставьте недостающие знаки препинания:

Золото, золото падает с неба!

Дети кричат и бегут за дождём.

Полноте дети его мы сберём,

Только сберём золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

 

(4 балла)

 

13. Напишите сочинение-рассуждение, в котором попытайтесь доказать или опровергнуть идею пословицы: «Поспешишь – людей насмешишь». (Объем сочинения – 8 – 10 предложений). (14 баллов)

Олимпиада №7 ОТВЕТЫ

1. Лезь – сель. (За правильно выбранную пару – 1 балл).

 

2. ЗакУпорить, баловАть, памятУя, заржАвЕть, жалюзИ, завИдно, обеспЕчение, включИшь, чЕрпать, облегчИть. (За каждое слово – 1 балл; если у слова заржаветь указаны два варианта, то за это слово – 2 балла).

 

3. 1). Купать, купальня, выкупаться, искупаться.

 

2). Купить, скупка, выкупить, откупаться, накупить, прикупить.

 

(За каждое правильно выбранное слово – 1 балл. 2 балла добавляется за грамотное объяснение).

 

4. Плоский (1 балл – за правильный выбор слова; 1 балл добавляется за объяснение).

 

5. Существо, полк, шпроты – неодушевленные; матрёшка – одушевленное.

 

Слова москвич, истребитель, туз, спутник относятся к двум группам.

 

(За каждое слово – по одному баллу; за грамотное объяснение каждого слова, относящегося к двум группам, добавляется еще по одному баллу).

 

6. Тёплый шарф (качественное), звонкий согласный (относительное), музыкальные пальцы (качественное), железный характер (качественное), лисья хитрость (качественное), стальной трос (относительное), собачья преданность (качественное), сестрицын платок (притяжательное).

 

Каменное лицо (качественное и относительное, если речь идет о статуе), беличья шуба (притяжательное и относительное). (За каждое прилагательное – 1 балл; за правильный выбор тех прилагательных, которые можно отнести к двум группам, добавляется по одному баллу).

 

7. Выспаться (2), выглядеть (2), вытереть ()1, вытерпеть ()2, выстоять (2), вынести (1). (За каждое слово – 1 балл).

 

8. Трёшка (сущ.), три (числ.), трое (числ.), трёхлетний (прил.), утроить (гл.), трояк (сущ.), тройной (прил.), третий (числ.). (За каждое слово – 1 балл).

 

9. 1). Лентяй, дармоед, тунеядец, бездельник, лодырь – не любят работать, лентяи.

 

2). Ротозей, разиня, олух – невнимательные люди.

 

3) Разгильдяй, оболтус – небрежные, разболтанные люди.

 

4) Пустомеля – болтает чепуху.

 

5) Невежа – плохо воспитан.

 

6) Невежда – малообразованный человек.

 

(За каждую группу слов – 1 балл.)

 

10. Попасть пальцем в небо; с гулькин нос; под горячую руку; с молодых ногтей; семи пядей во лбу; смотреть сквозь пальцы; ударить лицом в грязь; чесать затылок. (За каждое правильно вставленное слово – 1 балл).

 

11. Летать (дополнение); шум (подлежащее); на память (обстоятельство); не нужно жалеть (сказуемое); по осени (обстоятельство). (За каждое слово – один балл).

 

12. «Золото, золото падает с неба!» –

 

Дети кричат и бегут за дождём.

 

Полноте, дети, его мы сберём,

 

Только сберём золотистым зерном

 

В полных амбарах душистого хлеба!

 

(За каждый знак препинания – 1 балл).

 

№8 Олимпиада по русскому языку для 6 класса

 

Задание 1. Какие согласные звуки слышатся в следующей фразе: Во втором часу ночи мы с братом были на вокзале. Обозначьте звуки с помощью значков транскрипции. Например: [б], [б,] и т. д.

 

Задание 2. Расставьте ударения в следующих словах: статуя, призывник, магазин, ненавидеть, средства, инструмент, километр, столяр, шофер, договор, квартал, звонишь.

 

Задание 3. Выполните морфемный анализ следующих слов: подземный, стройка, пришкольный, сумочка, выкупалась.

 

Задание 4. Подберите 2 группы слов (в каждой по 2-3 слова) так, чтобы у тех и других был корень вод-, но с разным значением.

 

Задание 5. Объясните смысловое различие между словами: села – сёла, осел – осёл, поем – поём, смел – смёл, небо – нёбо.

 

Задание 6. Отгадай слова:

 

1) С буквой «Д» я – время суток,

Не сочтёшь во мне минуток.

Коль на «Т» заменишь «Д»,

Буду я с тобой везде.

Стану шастать по пятам,

По дорожкам и кустам.

Куда ты – туда и я,

Не прогонишь ты меня.

 

2) Часть первая – согреет дом,

Есть в тепловой машине.

Вторая – на лице мужском.

Всё слово – в море синем…

Хотя простое полотно,

Но судно двигает оно.

 

3) Меня разыскивают все,

Когда дефект есть в колесе.

Шофёру каждому в дороге

Могу я пользу принести.

Но поменяй местами слоги-

И буду я в лесу расти.

 

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы в словах: б..т..рея, ко..екция, ж..ри, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад, в..н..грет.

 

Задание 8. В какой сказке А. С. Пушкин слово «лебедь» женского рода? Из чего это можно заключить?

 

Задание 9. Разберите по членам предложения, укажите падежи имён существительных: Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.

 

Задание 10. Составьте несколько предложений с таким расчётом, чтобы в них слово «язык»употреблялось в разных значениях.

 

Задание 11. Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант предложений:Старик обратно вернулся домой. Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки. Белый мышь умел стоять на задних лапках.

 

 

Ответы на олимпиадные задания №8

 

Задание 1. [в, ф, т, р, м, ч,, с, н, з, б, л,, г] : по 1 баллу за каждые 3 правильно указанных звука из 12 (всего 4 балла).

 

Задание 2. Статуя, призывник, магазин, ненавидеть, средства, инструмент, километр, столяр, шофер, договор, квартал, звонишь: по 0,5 балла за правильное слово (всего 6 баллов).

 

Задание 3. Под-зем-н-ый, строй-к-а, при-школь-н-ый, сумоч-ка, вы-куп-а-л-а-сь: по 1 баллу за каждое правильно разобранное слово (всего 5 баллов).

 

Задание 4. Вод-а, вод-н-ый, под-вод-ник- □. Вод-и-тель-□, пере-вод-и-ть, вод-и-тель-ск-ий: по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово (всего 3 балла).

 

Задание 5. Села (от сесть) – сёла (от село), осел (от осесть) – осёл (животное), поем (от поесть) – поём (от петь), смел (от смелый) – смёл (от смести), небо (астрономический термин) – нёбо (анатомический термин): по 0,5 балла за каждое правильно прокомментированное слово (всего 5 баллов).

 

Задание 6. 1) День – тень. 2) Парус. 3) Насос – сосна: по 1 баллу за каждое правильное слово (всего 5 баллов).

 

Задание 7. Батарея, коллекция, жюри, вермишель, парашютист, профессия, шоколад, винегрет: по 0,5 балла за каждое правильное слово (всего 4 балла).

 

Задание 8. «Сказка о царе Салтане». Из фразы «лебедь белая плывёт»: по 1 баллу за правильный ответ на каждый из 2 вопросов (всего 2 балла).

 

Задание 9. По 0,5 балла за каждый член предложения и по 0,5 балла за определение падежа имён существительных (всего 9 баллов).

 

Задание 10. Язык – речь, язык – анатомический орган, язык – блюдо, язык – «пленный», язык – стиль: по 1 баллу за каждое значение (всего 5 баллов).

 

Задание 11. Старик вернулся домой. Мальчик сидит за столом и раскрашивает картинки. Белая мышь умела стоять на задних лапках: по 2 балла за каждое правильно написанное предложение (всего 6 баллов).

 

№9 ОЛИМПИАДА

1.Расставьте ударения в словах.

Алфавит, красивее, случай, хозяева, звонишь, полчаса, щавель, средства, положил, кружева, премировать, удобнее, украинский.

 

2.Приведите 3-4 примера слов, в которых было бы звуков больше, чем букв.

 

3.Разберите слова по составу:

Загадка, предположить, трехъярусный, завьюжить, судоподъёмник, набережная.

 

4.Данные существительные напишите в родительном падеже множественного числа.

Кочерга, метла, полотенце, средство, слог, лагерь, циркуль, цыган, просьба, война, пригоршня.

 

5.О каких предметах можно сказать:

Построен, сооружен, воздвигнут;

Огромный, большой, значительный.

 

6. Вставьте пропущенные буквы:

Ур..вень воды; Ур..внять в правах; Подр..внять землю; Ср..вняться с кем- нибудь.

 

 

7. Замените имена существительные синонимами с приставкой не-:

А) нельзя терпеть ложь;

Б) его не сломило горе;

В) надо исправлять дефекты;

Г) характер закаляют испытания;

 

8. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?

 

9. Укажите, в словах какой части речи встречаются суффиксы:

-ость, - есть, -ск-,-н-,-а-.

 

10.Расставьте знаки препинания в данных предложениях, подчеркните грамматические основы.

Весна.

1.Над полями и лесами все ярче и ярче светит солнышко. 2. Потемнели в полях дороги посинел на реке лёд. 3. Прилетели белоносые грачи торопятся поправлять свои старые растрёпанные гнёзда. 4.Радостна шумна и пахуча весна. 5. Скоро скоро оденется лес листвою зацветёт на опушках черёмуха защёлкают над ручьями голосистые соловьи.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...