Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие социологической мысли в России

Становление социологии в России началось во второй половине XIX в. в связи с ускорением социально-экономического развития страны и началом формирования гражданского общества. В начале XX в.

появились первые признаки иституализации социологии. В 1910 г. был опубликован капитальный

труд М. М. Ковалевского≪Социология≫, в котором прослеживается влияние европейской социологи-

ческой мысли, но уже присутствует и самостоятельный подход к вопросу о социальных детерминантах.

По мнению Ковалевского, они заключены в самом социальном взаимодействии.

Были в России и представители психологического направления в социологии. В 1916 г. основано

Русское социологическое общество. Среди видныхшяХ российских социологов конца XIX - начала XX в.

(Л следует отметить П. А. Сорокина(основатель кафедр социологии в Петроградском и Ярославском

университетах), Н. Я. Данилевского, Л. И. Мечником, П. Л. Лаврова, Н. И. Кареева, Н. К. Ми-

хайловскогои др. В 1920-е гг. развитие отечественной социологической науки шло весьма противоречиво. Многие видные ученые, в том числе и Сорокин, были вынуждены эмигрировать из страны. Основные теоретические разработки переместились в область философского исторического материализма, во многом вульгаризированного. Однако специальные и конкретные социологические исследования (по

проблемам труда, быта, культуры, социальной структуры) до начала 1930-х гг. проводились до-

статочно широко. В этот период социологическая наука нашей страны изучала такие проблемы, как:

1) методология и методика конкретных социологических исследований; 2) действие рассматривается как открытая система, поддерживающая обмен с внешней средой, существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

Можно выделить следующие функции системы, каждой из которых соответствует определенная под-

система:1) адаптивная функция, которой соответствует биологический организм;

2) личностная, которой соответствует усвоение ценностей и норм; 3) социальная, т. е. совокупность социальных ролей (образцов поведения); 4) культурная, которой соответствуют усвоенные

цели и идеалы. Вебер полагал, что без учета мотивов социология

не в состоянии установить причинные связи, которые только и позволяют создать крупномасштабную

и объективную картину социального процесса.Семья, нация, государство и армия, в отличие от человека, не имеют живого организма, значит, не обладают мышлением, волей и мотивами. Нельзя говорить о ≪коллективном сознании≫ или ≪воле государства≫ как о реальных вещах. Хотя в метафорическом смысле можно. Конечно, это не значит, что их нельзя или не следует изучать. Напротив, еще как необходимо, но иначе, чем отдельного индиивида. Стремясь познать общество, социолог, по мнению М. Вебера, должен начинать с индивида.Но изучать не его душу и эмоции, а совершаемые

им действия. Их следует считать социальными, если только они имеют осознанную цель и мотивацию.

М. Вебер рассматривает четыре типа социального действия: целерациональное, традиционное, ценностно-рациональное и аффективное. Только первые два должна изучать социология. Все типы действия

расположены снизу вверх по степени возрастания рациональности.

 

Социальный контроль

В любом обществе существуют люди, поведение которых не соответствует официально или фактически существующим нормам в этом обществе, - это девиантное поведение. Этим проявлениям отклоняющегося поведения в обществе противостоит социальный контроль. Можно сказать, что это такой способ устранения явлений социальной дезорганизации и ре-

гулирования общественных отношений, при котором вырабатываются такие нормы, ценности, санкции, которые гарантируют комфортное поведение. Каждая социальная группа вырабатывает свою систему запретов, законов, вплоть до физического насилия (например, у нас смертной казни нет, а в США есть), а также свою систему наград и поощрений. Осуществляют эту функцию либо сами члены общности, либо выделенные для этого лица, имеющие определенные полномочия (родитель наказывает ребенка, автоинспектор штрафует водителя). Еще О. Контговорил о социальном конфликте как

о способе стабилизации и укрепления социокультурной основы определенной системы.

Считается, что сам термин ≪социальный контроль≫ был введен Габриелем Тардом.Он рассматривал социальный контроль как средство возвращения к нормальной жизни тех людей, которые нарушили существующие нормы. Социальный контроль изучали также Росс, Дюркгейм, Парсоис. Парсонсговорил, что социальный контроль - это такой процесс, при котором расхождения между фактическим по ведением и социальными ожиданиями сведены к минимуму. Действие социального контроля базируется на

признании культуры группы, воспитании образцов поведения, учете индивидуальных особенностей людей, существовании социальных институтов, которые могут вмешаться в поведение человека. Действия социального контроля происходят благодаря применению санкций, привычек, обычаев. В общем виде санкция - это реакция общества на поведе-

ние индивида в социально значимых ситуациях. Важно, чтобы в системе санкций не было противоречий, иначе их эффективность снижается (например, правовые санкции не соответствуют обычаям и морали общества).

Существуют следующие санкции:

1) неформальные позитивные (слава, почет);2) формальные позитивные (грамота, одобрение обществом); 3) неформальные негативные (огорчение, неудовольствие); 4) формальные негативные (предусмотрены, заключение в тюрьму). В основном в процессе социального контроля выделяют четыре метода воздействия на личность:информирование (разъяснение правил и норм – для переехавших из другой страны), убеждение, принуждение, внушение. Конечно же, ответная реакция людей на ту или иную санкцию зависит от индивидуальной шкалы оценок. Поэтому эффект социального контроля мо-

жет быть двояким: либо усиливать социальные отклонения, либо сводить их к минимуму.

Социальный контроль рассчитан на установление определенных рамок в поведении индивида, но все же должен предоставлять гражданам инициативу,

права. Здесь большое значение имеет самоконтроль личности.

Таким образом, социальный контроль – очень важный процесс жизнедеятельности человека, который должен не только контролировать поведение человека, но и учитывать при этом общественное мнение, интересы, потребности людей.

Личность и общество

В течение тысячелетий люди объединялись в общности для удовлетворения своих потребностей и стремлений, достижения целей и утверждения ценностей. Сегодня они уже с момента своего рождения вступают в довольно плотно заселенный мир, который не всегда оказывается комфортным и ≪человекоразмерным≫. Личность≫ - одно из наиболее распространенных понятий, оно часто употребляется и в научной литературе, и в повседневной жизни. Каждая наука, изучающая человека, рассматривает его под свойственным ей углом зрения, сосредоточивая внимание на различных аспектах личностной целостности и активности. Социологи изучают прежде всего наиболее общие, устойчивые черты личности, усваиваемые ею в процессе формирования и проявляющиеся в социально-организованной деятельности. С социологической точки зрения личность есть одновременно продукт общественных отношений и субъект общественной жизни. Исходным пунктом в исследовании этой пробле-

мы является разграничение понятий ≪человек≫, ≪индивид≫, ≪личность≫. Эти термины близки, но не тождественны. Человек - с одной стороны, ≪высшая ступень живых организмов на Земле≫, а с другой -

член конкретного общества. Это биосоциальноесущество. Ему присущи биогенные черты и социо-

генные черты - то, что человек приобретает в результате взаимодействия с обществом. Важно подчеркнуть, что общество и личность понятия органически взаимосвязанные. Человек,

взятый сам по себе, ≪вырванный≫ из его взаимодействия с другими членам социальной общности, характеризуется как ≪индивид≫. Понятие ≪личность≫ фиксирует социальноекачество человека. Личность может быть описана и понята только в системе отношений, складывающихся

между людьми. Общественные отношения, интегрированные, усвоенные конкретным индивидом, и составляют сущность его личности. Можно дать такое определение личности: система социально значимых черт, присущих данному человеку. Иными словами,это своеобразный ≪сгусток≫ общественных отношений, усвоенных человеком: чем шире круг его общественных связей, тем богаче он как личность.

Поэтому личность и принято определять как индивидуальное бытиеобщественных отношений.

Общество не просто окружает человека, но и живет в нутри его. Социологии чуждо истолкование инди-

вида как изолированной, внеисторической ≪монады≫, для которой действительные общественные от-

ношения - лишь ≪внешние обстоятельства жизни≫,лишь наличная ≪среда обитания≫.

Таким образом, в социологическом плане личность есть воплощение социально-типических характеристик, т- е. отражает черты, общие для социальной группы, класса, нации, данного общества

в целом. Разумеется, это не следует понимать так, что личность полностью сводится к этим чертам

и является точным ≪слепком≫ конкретных общественных отношений.

Несводимость человека к его социально-групповому статусу, относительная независимость поведения

от первоначально обусловивших его факторов – все это фиксируется понятием ≪индивидуальность≫.

Личность есть диалектическое единство социальнотипического и индивидуального.

Социализация личности

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.
Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Виды социализации: 1. Имитация(осознанная попытка человека копировать определенную модель поведения), 2. Идентификация (способ осознания принадлежности к той или иной общности восприятия их ценностей, норм как своих собственных).

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...