Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Мотивация учебной деятельности (Л.).

Сценарий урока

I. Мотивация учебной деятельности (Л.).

Слайд 2. Звучит песня «Пропала собака» (музыка В. Шаинского, слова А. Ламма).

Учитель читает текст упражнения 1 на странице 94 в учебнике.

− Как вы думаете, что было потом? Прочитайте комментарий и задания к упражнению.

II. Построение проекта выхода из затруднения (Р. + П. + К.).

Работа по учебнику.

− Определите тему урока. Чему надо сегодня научиться?

− Прочитайте объявление (упражнение 2). О чём забыли составители? Как бы вы дополнили текст данного объявления?

После обсуждения учитель открывает слайд 3.

Коллективное выполнение упражнения 3.

Проверка по слайду 4.

Самостоятельная работа (упражнение 4). (Коллективная проверка по слайдам 5–8.)

Упражнение рубрики «Если осталось время».

Слайд 9.

Закрепление изученного.

Висит объявленье у наших ворот:

Собака нужна – сторожить огород.

А. Барто

− Нужны ли дополнительные сведения в данном объявлении? Если да, то какие?

Физкультминутка

2. Работа в тетради «Русский язык» (с. 30−31) (Р. + П. + К.).

Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)

Слайд 10.

Почему собака виляет хвостом?

− Почему собака ходит злая,

Хвостиком виляя?
− То ли хвостик так обучен,

То ли плохо он прикручен!

В. Орлов

Упражнение «Напиши красиво».

− Напишите букву она первой строчке нижним способом.

− Напишите сочетание букв со за одно движение. В конце строки напишите за одно движение буквосочетание со и соединительный штрих после буквы о.

− В буквосочетании ро за первое движение пропишите длинную наклонную линию, а за второе движение второй элемент буквы р и букву о нижним способом.

Слайд 11.

− На последней строчке безотрывно напишите буквы а, б, д, л, м, я п, н, и, у, И, Ш.

Упражнение «Вставь пропущенные сочетания букв». (Фронтальная работа.)

Послушайте стихотворение. Назовите первое слово с пропущенными буквами. Какое сочетание букв нужно вставить?

Аналогичная работа проводится с остальными словами.

− Выпишите слова, в которые вставлены буквы. Подчеркните в них буквосочетания жи, ши; чу, щу.

Упражнение«Разгадай кроссворд». (Работа в парах.)

Проверка выполненной работы: 1 – фамилия; 2 – спасибо; 3 – дорога; 4 – собака; 5 – адрес; 6 – медведь; 7 – ребята; 8 – учитель.

− Спишите 1–2 предложения по выбору или составьте свои предложения со словами из кроссворда.

Упражнение «Догадайся, где какое слово пропущено». (Самостоятельная работа.)

− Прочитайте первую пару слов.

− Чем различаются слова? (Слова различаются первой буквой и значением: Скворцов – фамилия мальчика, скворцов – образовано от слова «скворцы».)

− Впишите слова в предложения.

Слайд 12.

Проверка выполненной работы.

− Спишите любые предложения по выбору в тетрадь.

Упражнение «Определи, где кончается одно предложение и начинается следующее». (Фронтальная работа.)

− Прочитайте текст. Какие трудности вы испытали при чтении? (Трудно понять смысл текста.)

− Прочитайте самое начало и определите, где кончается первое предложение. О ком в нём говорится? Какой знак надо поставить в конце первого предложения? (Вопросительный знак.)

− Как напишем начало второго предложения? Зачеркните строчную букву з,сверху напишите заглавную букву З.

Аналогичная работа проводится с остальными предложениями.

− Прочитайте измененный текст.

Упражнение «Спиши текст». (Самостоятельная работа.)

Слайд 13.

Проверка выполненной работы.

Что медведь на зиму запасает? Землянику, малину, орехи. Хороши запасы! Где же он их хранит? Всё лето медведь жирок нагуливает, а зимой его тратит. Ай да мишка!

– При списывании подчеркните знак в конце предложения и заглавную букву в начале.

Щелчок по крестику – закрытие презентации.

III. Итог урока.

– Когда бывает сложно понять смысл текста?

– Кто в этом виноват? (Создатель текста.) Что ему посоветуем?

 

 

Урок 31
описание внешности животного.
правописание сочетаний жи–ши,
работа со звуковыми моделями
(повторение)

Педагогические задачи:создать условия для сочинения небольших рассказов с описанием внешности животного; научить подбирать слова, соответствующие заданным звуковым моделям, применять правила написания и обозначения гласных после шипящих и правила правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Слайд 2.

− Отгадайте, описание какого животного я хочу предложить вашему вниманию:

Этот зверь живёт лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча, песнь поёт,

Только мышь его боится…

Угадали? Это – … (кот).

II. Включение в систему знаний и повторение (П. + К. + Р.).

Работа по учебнику.

Учитель читает текст упражнения 1.

− Как звали котёнка? Почему ему дали такую кличку?

– Каким вы представили себе Тишку?

Слайд 3.

− Перечитайте текст самостоятельно и найдите сравнения.

− Рассмотрите котёнка. Опишите его внешность и повадки. Прочитайте, как написал о коте М. Харитонов.

Слайд 4.

Какой характер у кота? Какую кличку можно дать этому коту?

Самостоятельная работа (упражнение 3). (Коллективная проверка.)

Слайд 5.

− Отгадайте загадку:

Что за зверь со мной играет:

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапках коготки.

(Котёнок.)

После отгадывания учитель щёлкает по слайду – появляется изображение-отгадка.

Физкультминутка

Упражнение «Котята» (Р.)

(темп медленный)

И. п. – стойка ноги врозь. Приподнять предплечья, кисти вверх, пальцы развести, отводя плечи назад, прогнуться – вдох.

Расслабив мышцы, вернуться в и. п. – выдох.

Упражнение рубрики «Если останется время».

Упражнение категории «Трудное задание» (выполняется по группам).

Слайд 6.

Словарно-орфографическая работа: город.

Величав, красив и молод,

За плотиной вырос… (город).

В. Фетисов

После отгадывания учитель щёлкает по слайду – появляется изображение-отгадка.

♦ Рубрика «Это интересно!».

– Знаете ли вы, как получали названия города?

Чаще всего города назывались, как и реки, на берегу которых они возникли.

Владимир, Ярославль были названы по именам князей, которые их основали.

Есть город Лермонтов, названный в честь великого русского поэта.

Город Гороховец, как считают учёные, получил такое название потому, что когда-то в этой местности находились огромные посевы гороха.

− А почему наш город так называется?

Сценарий урока

Работа по учебнику.

Чтение рубрики «Обрати внимание», с. 101.

− Какие слова важно подбирать, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой?

Коллективное выполнение упражнения 1.

Проверка по слайдам 3, 4.

Упражнение рубрики «Если останется время».

Слайд 5. Проверка написанных слов и постановки ударений.

Работа в парах (упражнение 5).

Слайд 6.

− Что такое скороговорка?

− Прочитайте скороговорку и определите, какой звук повторяется. В каком слове он обозначается другой буквой? (Сапожки.)

− Спишите скороговорку.

Физкультминутка

2. Работа в тетради «Русский язык» (с. 32−33) (Р. + П.).

Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)

Слайд 7.

− Отгадайте загадку:

В клетке он один сидит,

Сам с собою говорит.

Ты загадку отгадай:

Это птица – … (попугай).

После отгадывания учитель щёлкает по слайду – появляется изображение-отгадка.

Упражнение «Напиши красиво».

− Напишите букву о на первой строчке нижним способом.

− Напишите сочетание букв -по- за одно движение.

− В конце строки напишите за одно движение буквосочетание -по- и соединительный штрих после буквы о.

− В буквосочетании то напишите букву т, как обычно, за три движения, а затем напишите букву о нижним способом.

− На последней строчке безотрывно напишите буквосочетания -со-, -по- с соединительным штрихом после буквы о.

Упражнение «Найди и выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв». (Самостоятельная работа.)

− Найдите и подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв.

Слайд 8.

Проверка выполнения работы: маяк, каюта, юнга, ягода, ёжик, енот, яхта, юбка, юмор.

− Выпишите эти слова.

Упражнение «Найди в стихотворении слова, которые пишутся одинаково». (Самостоятельная работа.)

− Прочитайте стихотворение. Найдите и подчеркните в стихотворении слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному. Чем они различаются?

− Поставьте в подчеркнутых словах знак ударения.

− Прочитайте стихотворение вслух.

− Запишите пары слов в рабочую тетрадь: воро́на – во́рона, сoро́к – со́рoк.

− Одинаковые ли модели у слов ворона и сорока? Составьте звуковые модели этих слов.

Слайды 9, 10.

Проверка выполненной работы. (В слове воронапервый и пятый звуки – звонкие согласные, а не глухие, в отличие от слова сорока.)

− Вспомните и запишите слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному.

Упражнение «Раздели, если возможно, слова для переноса». (Самостоятельная работа.)

Слайд 11.

Проверка выполненной работы: пись-мо, ще-но-чек, боль-шая, ста-ру-шка (ста-руш-ка), маль-чик, ко-ло-коль-чик, ху- день-кий, зер-ка-ло, чай-ник, объ-езд, пла-тье.

− Какие правила переноса помогли вам справиться с заданием? (Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить.)

− Почему слова очень, олень, улей, осень, стая, которые состоят из двух слогов, нельзя делить для переноса?

Упражнение «Впиши пропущенные слова». (Самостоятельная работа.)

− Прочитайте текст упражнения. Если вы сомневаетесь в написании пропущенного слова, то откройте учебник на странице 79 и с опорой на учебник впишите слова.

Слайд 12.

Проверка выполненной работы.

Упражнение «Найди в словах каждой группы общую часть».

− Объясните значение второго, третьего и четвёртого слова в первом столбике, используя при этом первое слово. (Водичка – уменьшительное от слова «вода»; водный – относящийся к воде, например, водный транспорт; водяной − живущий в воде.)

− Самостоятельно выделите общую часть в словах и поставьте ударение.

Слайд 13.

− В каждой группе назовите слова, в которых подчеркнутая часть звучит чётко. (В первой группе − водный, во второй − свет, светлый, в третьей – зимний, зимушка, в четвёртой – горка, горный.)

− Как называют слова, записанные в первом столбике? во втором? в третьем? в четвёртом? Спишите 1–2 группы родственных слов в тетрадь.

Щелчок по крестику – закрытие презентации.

Упражнение «Спиши». (Самостоятельная работа.)

− Послушайте текст. (Читает учитель.) Обратите внимание на интонацию при чтении. Как восклицательная интонация и интонация перечисления показаны в предложениях? (В предложениях стоят запятые, а в последнем – восклицательный знак.)

− Спишите текст, руководствуясь правилами списывания.

III. Итог урока (Р. + К.).

Проверьте написанное, сверяя с образцом.

– Какие ошибки обнаружили? Проанализируйте их, чтобы в будущем не допускать.

Домашнее задание:упражнение 4.

 

 

Урок 33
описание внешности и повадок животного.
отработка умения задавать вопросы к словам,
порядок действий при списывании

Педагогические задачи:помочь учащимся овладеть действиями, необходимыми для составления небольших рассказов, выявления слов, значение которых требует уточнения, наблюдения за омонимами; научить устанавливать звуковой и буквенный состав слов, задавать вопросы к словам, называющим предметы и признаки.

Сценарий урока

Работа по учебнику.

Учитель читает письмо, которое написал в журнал Алёша.

− Как вы думаете, Алёша любит своего пернатого друга?

− Расскажите о животном, которое есть у вас. Давайте подумаем вместе, кого называют четвероногим другом, а кого – пернатым.

Слайды 3, 4. После обсуждения учитель открывает данные слайды.

Комментированное выполнение упражнения 2.

Проверка по слайду 5.

Слайд 6. Упражнение 3 категории «Трудное задание». (Текст вынесен на слайд).

– На какой вопрос отвечает выделенное слово?

Учитель щёлкает по слайду – появляется вопрос над словом.

– Какие вопросы ты задашь к словам в последней строчке?

Учитель щёлкает по слайду – появляются вопросы над словами.

− Давайте вместе подумаем, как образуются новые слова. Прочитайте и приведите свои примеры. Какое значение имеет часть слова по-?

Упражнение рубрики «Если осталось время».

Проверка по слайду 7.

Упражнение 5 категории «трудное задание».

Проверка по слайдам 8, 9.

Физкультминутка

Сценарий урока

I. Постановка учебной задачи (Л. + Р.).

Учитель читает отрывок из рассказа В. Драгунского.

− Как мальчик общается со своей собакой? Как Дымка благодарила мальчика? Кто из вас понимает сигналы животных? Как вы думаете, для чего это нужно знать человеку? А как мы можем узнать о намерениях животного, догадаться о его желаниях, действиях? Ведь животные, в отличие от нас, не обладают способностью говорить! Именно умение быть внимательными, наблюдательными в описании внешнего вида животного, замечать любые изменения в его поведении, взгляде помогает человеку быть другом собаке, кошке, попугаю…

– Сегодня будем учиться действиям, которые позволят нам обрести эти умения.

II. «Открытие» новых знаний.

1. Работа по учебнику (П. + К. + Л.).

− Когда собака рычит? Когда кошка мурлычет? Когда собака поджимает хвост? Когда кошка поднимает шерсть дыбом?

Чтение рубрики «Обрати внимание», с. 107.

− Чем язык животных отличается от языка людей?

Учитель читает стихотворение А. Барто «Совесть».

− Почему мальчик переживает? Что такое совесть?

Дифференцированное выполнение упражнений 3, 5 категории «Трудное задание».

Слайд 2.

– Какие слова записали и в каком порядке? (День, её, дверь.)

Слайд 3. Проверка упражнения 5.

Комментированное выполнение упражнения 6.

Проверка по слайду 4.

– На какой вопрос отвечают слова в каждой группе?

Слайд 5. Учитель открывает слайд после обсуждения вопросов.

Физкультминутка

2. Работа в тетради «Русский язык» (с. 34−35) (К. + Р.).

Слайд 6.

Упражнение «Дорисуй».

Спи, сын!

Только мой сынок уснёт −

Дедка Дрёма к нам придёт...

Старый Дрёма старичок −

Острый, серый колпачок...

Дедка Дрёма, сам с вершок,

Принесёт с собой мешок...

А в мешке для деток сны

У него припасены...

Для дурных, для шалунов

Не припас он сладких снов,

Но для крошки моего

Лучший сон есть у него!

Г. Галина

− А вы как думаете, что в мешке? Дорисуйте.

Упражнение «Напиши красиво». (Самостоятельная работа: 1–2-я строки.)

− Прочитайте слово на 3-й строке. (Гол.)

− За первое движение напишем буквосочетание -го- и соединительный штрих, после этого сделаем паузу, оторвав ручку от тетради, а потом пропишем букву л.

− Обратите внимание на точку начала написания буквы л.

− На последней строке напишите строчные буквы о и в, чередуя их.

Упражнение «Вставь пропущенные буквы». (Фронтальная работа.)

− Какую букву надо вписать в слово? Проговорите слово хором орфографически. Впишите нужные слова в предложения. (Самостоятельная работа.)

Слайд 7. Проверка выполненной работы.

На улице громко залаяла собака.

Москва – главный городРоссии.

Вчера все ребятанашего класса были в театре.

В зоопарке появился ещё один белый медведь.

Железная дорОгасоединила два города.

До свидания,увидимся завтра.

− В предпоследнем предложении поставьте ударение в слове доро́га. Придумайте свое предложение с этим словом и запишите в тетрадь. Измените ударение в слове доро́га так, чтобы получилось новое слово. (Дорога́.) Объясните значение слова дорога́. Придумайте и запишите предложение с этим словом.

Упражнение «Продолжи предложения, используя сочетания слов». (Фронтальная работа.)

− Объясните значение устойчивых сочетаний слов: считал ворон; мастер на все руки; клевал носом.

− Проведите линию от выбранного фразеологизма к нужному предложению.Запишите устойчивые сочетания в столбик.

Слайд 8.

− Замените каждое устойчивое сочетание слов одним словом. (Считал ворон – бездельничал; мастер на все руки – умелец; клевал носом – засыпал.)

− Прочитайте каждое предложение два раза: с устойчивым выражением и со словом, которое подобрали сами. (Например: «На уроке Вася не слушал учителя, а сидел и считал ворон». «На уроке Вася не слушал учителя, а сидел и бездельничал».)

− Какое из предложений – с фразеологизмом «считал ворон» или со словом «бездельничал» − более яркое, выразительное?

Упражнение «Впиши в считалки пропущенные слова».

− Прочитаем считалки вместе. Я буду читать текст считалок, а вы – договаривать пропущенные слова.

− Какие слова вы вставили в считалки? Для чего они нужны? (Эти слова используют для счёта.)

− Обратите внимание на написание слова четыре. Поставьте в слове ударение и разделите его на слоги. Подчеркните «опасные места». Произнесите слово несколько раз орфографически. Впишите нужные слова в считалки.

Проверка выполненной работы.

Слайд 9.

Упражнение «Определите, где кончается одно предложение и начинается следующее». (Фронтальная работа.)

− Прочитайте текст. Какие трудности вы испытали при чтении? (Трудно понять смысл текста.)

− Прочитайте самое начало и определите, где кончается первое предложение. О ком в нём говорится? Какой знак надо поставить в конце первого предложения? (Точку.)

− Как напишете начало второго предложения? Зачеркните строчную букву в,сверху напишите заглавную букву В.

Аналогичная работа проводится с остальными предложениями.

Учитель щёлкает по слайду – появляются знаки препинания и заглавные буквы.

− Прочитайте изменённый текст.

Упражнение «Спиши текст». (Самостоятельная работа.)

− При списывании подчеркните знак конца предложения и заглавную букву в начале.

Слайд 10.

Проверка работы.

На день рождения Вале подарили очень красивую книгу. В ней рассказывалось о маленьком мальчике Маугли. Он жил в лесу вместе с волками. Маугли был настоящим другом зверей.

III. Итог урока (Л. + К.).

Слайд 11.

− Кто написал книгу «Маугли»? Почему мальчик оказался в волчьей стае? (Ответы учащихся.)

Щелчок по крестику – закрытие презентации.

– Какие качества помогли вам сегодня справиться с заданиями? Все ли учебные задачи удалось вам успешно решить? Кто уже осознал, каких знаний и умений пока не хватает?

Домашнее задание: упражнение 4.

 

 

Урок 35
речевой этикет: слова приветствия.
отработка порядка действий при списывании

Педагогические задачи:создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить письму предложений с соблюдением гигиенических норм; способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Сценарий урока

Сценарий урока

I. Сообщение темы урока (Л.).

Слайд 2.

Если плачет кто-то рядом,

Если слёзы льются градом,

Подойдите вы к нему

И спросите: «Почему?»

Это, дети, сделать надо –

Плохо плакать одному.

Д. Родович

− Рассмотрите рисунки. Давайте вместе подумаем, выражение лица может помочь познакомиться? Кому из ребят будет легче познакомиться и подружиться?

Слайд 3.

– Какие слова помогут им познакомиться?

II. Включение в систему знаний и повторение (П. + Р.).

Работа по учебнику.

Чтение рубрики «Обрати внимание».

− Почему нужно следить за выражением лица и жестами?

Коллективное выполнение упражнения 1.

Слайд 4.

− Приведите свои примеры сравнений.

Вопросы категории «Трудное задание».

Как прекрасно все вокруг,

Если рядом верный… (друг).

Учитель читает стихотворение М. Пляцковского.

Ответы на вопросы и выполнение заданий (упражнение 2).

Чтение рубрики «Обрати внимание».

Самостоятельная работа (упражнение 3).

Проверка по слайду 5.

Работа в парах (упражнение 4).

Проверка по слайду 6. (Найдёшь, гриб.)

Физкультминутка

2. Работа в тетради «Русский язык» (П. + К. + Р.).

Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)

Слайд 7.

− Отгадайте загадку:

Стоит девица на грядке, вся в заплатках,
Кто взглянет, всяк заплачет.

(Луковица.)

После того, как дети отгадают загадку, учитель щёлкает по слайду – появляется изображение-отгадка.

Упражнение «Поучись писать букву ю вторым способом».

− Научимся писать букву ю вторым способом: пишем прямую наклонную линию, отрываем ручку от бумаги; пишем второй и третий элементы за одно движение без пауз и без отрыва ручки от листа.

− Запишите элементы буквы ю в воздухе (в тетради).

− На третьей строчке напишите букву ю и соединительный штрих после нее.

Слайд 8.

– На последней строчке запишите буквосочетания: -юг-, -юн-, -юм-, -юя-, -юл-, -юз-.

Упражнение «Впиши пропущенные сочетания букв». (Работа в парах.)

− Впишите пропущенные сочетания букв.

− Прочитайте пословицы, объясните их значение. Что объединяет все эти пословицы? (Все они о дружбе.)

− Спишите 2–3 пословицы, которые вам понравились. (Выполняется самостоятельно.)

Упражнение «Выпиши из стихотворения слова». (Самостоятельная работа.)

Слайд 9.

Проверка выполненной работы: ле-ни-вец, ви-сит, (на) ве-тке (вет-ке), ска-зал, по-про-бу-ет, про-ви-сеть, хо-тя.

Учитель обращает внимание на перенос слова по-про-бу-ет (непоп-ро-бу-ет).

Вторая часть упражнения выполняется фронтально.

− Объясните значение слова ленивец, используя при этом слово лень.

Слайд 10.

– Как называются такие слова в русском языке? (Однокоренные слова.)

− Есть ли у этих слов общая часть? Назовите её.

Учитель щёлкает по слайду – общая часть подчёркивается.

Упражнение «Запиши слова к нужной схеме». (Самостоятельная работа.)

− Прочитайте задание. Составьте порядок выполнения задания.

Слайд 11.

(1. Поставить ударение в слове.

2. Поделить его на слоги.

3. Записать в нужный столбик или не записать никуда, если слово не соответствует ни одной из схем.)

Слайд 12.

Проверка выполненной работы:

поэт делить всегда улыбка рисунок смешинки помогать пополам почему огромные пословица

− Какие слова не подошли ни к одной из схем? (Дружба, настоящий, правда, горькая, льдина.)

− На какие группы можно разделить слова, не вошедшие ни в один из столбиков? (На три группы: 2-слоговые, 3-слоговые, 4-слоговые.)

Слайд 13.

− Что объединяет слова дружба, правда, льдина? (Они все состоят из двух слогов, и первый слог ударный.)

Упражнение «Запиши вопросы к словам». (Фронтальная работа.)

− Задайте вопрос к каждому слову.Назовите слова вместе с вопросами, на которые они отвечают. Запишите вопросы к словам.

− Что называют слова «красивая», «кислый» – какие-то предметы или их признаки? В каком случае мы говорим «что делает?», а в каком – «что делают?»?

Упражнение «Спиши». (Самостоятельная работа.)

− При списывании подчеркните знак конца предложения и заглавную букву в начале.

Слайд 14.

– Обратите внимание на слова превратиться, исчезнет, обнюхивал, совершенно. (Слова записаны на слайде.) Найдите эти слова в тексте упражнения. Подчеркните в них «опасные места», поделите на слоги. Прочитайте ещё раз эти слова орфографически.

− Обратите внимание на предложения, внутри которых стоят запятые. При списывании не пропустите их. Спишите текст. Проверьте свою запись, сверив с тетрадью на печатной основе.

Щелчок по крестику – закрытие презентации.

− Почему слово «Бимбо» пишется с заглавной буквы? Какие еще примеры слов вы можете привести?

III. Итог урока (Р.).

– Расскажите, что вам известно по изучаемой теме.

– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание:упражнение 5.

 

 

Урок 37
речевая ситуация: обсуждение интересов.
Сочетания жи–ши; ча–ща; чу–щу

Педагогические задачи:создать условия для составления небольших рассказов о своих друзьях и увлечениях; научить задавать вопросы к словам, называющим предметы и признаки, применять правила написания и обозначения гласных после шипящих.

Сценарий урока

Работа по учебнику.

− Что такое «правда»? А бывает ли правда горькой?

Слайд 7.

Коллективное выполнение упражнения 2.

Комментированное выполнение упражнения 3.

Проверка по слайду 8.

Упражнение рубрики «Если останется время».

– В устном народном творчестве очень популярна занимательная словесная забава – скороговорка. Как вы понимаете значение этого слова? (Это фраза, которую надо очень скоро, то есть очень быстро, говорить.)

– С этой забавой мы учимся быстро, чётко, понятно говорить. Прочитайте самостоятельно скороговорки. (Упражнение 5). Почему трудна скороговорка? (Можно всё перепутать.)

– В скороговорке собраны очень похожие по звучанию слова. Когда мы произносим их быстро, они путаются, и получается смешно. Прочитайте слова, в которых пропущены буквы. Какой звук вы произносите на месте буквы ч: мягкий или твёрдый?

– Какие гласные показывают, что согласный перед ними мягкий? (Буквы я, е, ё, и, ю показывают, что согласный перед ними мягкий.) Какие буквы пропущены в словах скороговорок?

– А буквы а и у могут показывать, что перед ними – мягкие согласные звуки? Что же здесь необычно? (Необычно, что после мягких согласных стоят буквы а, у.)

А что можете сказать о буквах ч, щ? (Они всегда обозначают мягкие звуки.)

Слайд 9.

– Рассмотрите звуковые модели слов «щука» и «галчата». Что заметили? (Звуки ч и щ мягкие и обозначены зелёным цветом).

Слайд 10.

Сочетанья ча и ща

В слове пища и свеча,

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать –

Нужно с буквой а писать.

Слайд 11.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чуи щуучу:

Чулки и чудо, и чугун,

Чудак и щука, и ворчун,

Ищу, пищу, верчу, тащу

Я с упишу и чу ищу.

Работа по вариантам (упражнение 5). (Взаимопроверка.)

Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга – самый верный,

Самый лучший друг!

Из неё узнаешь

Обо всём на свете,

На любой вопрос она

Без труда ответит.

В ней стихи и сказки –

Всё к твоим услугам…

Береги же книгу!

Стань и ты ей другом!

Г. Ладонщиков

– Какие тайны русского языка помогла вам узнать замечательная книга «Русский язык»? А знаете ли вы, какая книга самая интересная? Та, которую вы ещё не прочитали.

Физкультминутка

2. Работа по резервным страницам рабочей тетради (П. + Р.).

Упражнение «Выпиши слова, к которым подходит эта модель». (Самостоятельная работа.)

Слайд 12.

Проверка выполненной работы: мишка, яхта, леска, юнга, нитка, ёлка, вёсла, яшма.

Упражнение«Запиши слова дорога, корова, собака, города, ребята в такой последовательности». (Самостоятельная работа.)

Слайд 13.

Проверка выполненной работы: корова, дорога, города, ребята, собака.

Упражнение«Спиши». (Самостоятельная работа.)

Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там ему было темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, всегда в шкафу за то, что ты трус. (Л. Толстой.)

− Расскажите порядок списывания текста. Обратите внимание на предложения, внутри которых стоят запятые.

− Спишите текст.

Слайд 14.

– Проверьте свою запись, сверив с записью на доске. Почему слово «Саша» пишется с заглавной буквы? Какие еще примеры подобных слов вы можете привести? Прочитайте 1–3-е предложения. Подготовьтесь записать их по памяти.

IV. Итог урока (Л.).

Учитель читает стихотворение И. Мазнина «Давайте дружить»:

Дружить друг с другом,

Как птица – с небом,

Как поле – с плугом,

Как ветер – с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!..

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям.

Давайте будем

Беречь планету –

Во всей Вселенной

Похожей нету:

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?..

Слайд 15. Автоматически звучит песня о дружбе.

Щелчок по крестику – закрытие презентации.

 

 

Урок 38
речевая ситуация: обсуждение проблемного
вопроса. отработка порядка действий
при списывании

Педагогические задачи:создать условия для понимания слова как единства звучания и значения; научить определять ударный слог.

Сценарий урока

Сценарий урока

Работа по учебнику.

Учитель читает стихотворение В. Лейкина «Причины опозданий».

− Как войти в класс в случае опоздания на урок?

− Выберите вариант извинения из предложенных или предложите собственный.

Слайд 5. Проверка выбранного варианта извинения.

Словарно-орфографическая работа.

Слайд 6.

− Объясните значение слова «ученик».

− Как по-другому можно назвать ученика? (Школьник.)

Слайд 7.

Звенит, заливается школьный звонок,

Зовёт всех учеников на урок.

Слайд 8.

Урок математики

У доски стояла Вера,

Не могла решить примера.

В потолок она глядела

И в руках вертела мел.

Вижу я, что плохо дело, –

И помочь ей захотел.

Хоть решён пример теперь,

Только я попал за дверь.

А разве я подсказывал?

Ну конечно, нет.

На пальцах я показывал

Правильный ответ.

М. Пляцковский

− Как вы думаете, мальчика наказали справедливо? Как ему попросить прощения за подсказку?

− Прочитайте, какой забавный случай произошёл на уроке в одном первом классе. Почему Алёша не понял учительницу?

− Найдите предложения, которые произнесла учительница. («Спишите их. Только не спешите».)

Слайд 9.

− Почему Алёша запутался? Слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному, называют омофонами.

− Как проверить эти слова?

Слайд 10. Проверка по слайду.

Запись на слайде 11:

Серый волк в густом л..су встретил рыжую л..су.

− Объясните, какие буквы надо вставить. Почему они будут разные?

Учитель щёлкает по слайду – появляются пропущенные буквы.

− Получите ключ от тайны языка. Как проверить безударный гласный?

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас слышат,

Но по-разному нас пишут.

Ведь важна не только внешность,

Потому не торопись:

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Слайд 12.

Аукцион омофонов: пруд – прут, плод – плот, луг – лук, балл – бал, код – кот, грипп – гриб, бочок – бачок, молод – молот, везти – вести, полоскать – поласкать, зализать – залезать, старожил – сторожил и т. д.

Учитель читает стихотворение Ю. Погорельского «Гость».

Я привёл к нам в гости Гену.

Вот он… чуточку смущён…

− Мама, необыкновенный,

Представляешь, мальчик он!

На уроках, переменах

Мы с ним лучшие друзья…

– Чем он необыкновенный?

– Хуже учится, чем я!

− Чем Гена понравился мальчику? В чём он увидел его необыкновенность?

– А как вы думаете, можно ли Гену считать необыкновенным? Что обозначает это слово?

− Помогите ребятам выполнить задание.

Упражнения рубрики «Если осталось время». (Самостоятельное выполнение с последующей проверкой по слайду 13.)

− Как называются подобные слова? Прочитайте пары слов. (Запись на слайде 14: запивал − запевал; примирял − примерял; полоскать − поласкать; отворить − отварить.)

− Составьте с ними предложения.

Щелчок по крестику – закрытие презентации.

Развитие речи.

На доске записаны слова: подвела, пролетел.

− Какие значения этих слов вам известны? Придумайте предложения, в которых раскрылись бы их основные значения.

Физкультминутка

Сценарий урока

Работа по учебнику.

Слайд 2.

Этот крюк вам всем знаком,

Назван мягким знаком он.

Буква есть, фонемы нет.

В этом скрыт и весь секрет.

Г. Евсюкова

Рубрика «Вспомни изученное».

Слайд 3.

− Какой секрет мягкого знака вам напомнили?

Рубрика «Обрати внимание».

− Что такое транскрипция?

Комментированное выполнение упражнения 2.

Проверка по слайду 4.

Самостоятельная работа (упражнение 3). (Самопроверка с использование слайда 5.)

− Вспомните алгоритм списывания.

− Спишите первое предложение из упражнения 4.

Упражнение рубрики «Если осталось время».

Физкультминутка

2. Работа в тетради «Русский язык» (П. + К. + Р.).

Упражнение «Дорисуй».

Из рассказов девочки Лёльки

Мама с папой мне на день рождения подарили чашку. Нет, они мне кучу всего подарили, вы не думайте! Просто я рассказать хочу про чашку. Она очень красивая, из тонкого-тонкого фарфора, с золотыми узорами. Я обычно пью из кружки с толстыми стенками, которую даже если уронишь – не разобьёшь. Сейчас у меня кру

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...