Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таким образом человеческое мышление не приковано к представлениям об отдельных предметах, а пользуется обобщёнными концептами — понятиями.

Способность образовывать понятия весьма полезна: понятия содержанием беднее единичных представлений, они являются в нашем уме заместителями целых классов, заключающихся под ними видовых понятий и единичных объектов. Такая способность при помощи одного понятия охватывать мыслью существенные признаки объектов, не только непосредственно данных, но также принадлежащих и прошедшему, и будущему, возвышает человека над случайными условиями данного места и времени и даёт ему возможность размышлять, между тем как ум животного почти всецело прикован к потребностям данного мгновения, его духовный горизонт и в пространственном, и во временном смысле чрезвычайно узок, человек же в рефлексии может даже «отмыслить прочь» самое пространство».

 

Итак, постепенно совершенствуясь, отражение, в конце концов, достигает уровня человеческого сознания.

Из эволюции психики диалектический материализм делает следующие философские выводы:

- психика есть свойство живой материи, но свойство особого рода: продукты психики — мысли, чувства идеальны;

- психика вообще и сознание в частности представляет собой формы приспособления живых организмов к условиям среды, мощное средство ориентировки и выживания индивидов;

- психика и сознание свидетельствуют о наличии целесообразности в органической природе;

- физиологические аппараты психики и функции последней неразрывны и взаимосвязаны.

 

3.Сознание существует как порождённый деятельностью мозга невидимый и необратимый поток чрезвычайно быстро меняющихся побуждений, впечатлений, чувств, мыслей, а также как совокупность более стабильных идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов.

Специфика существования сознания — в исключительной подвижности его процессов, а также в том, что их непосредственное бытие скрыто от любого внешнего наблюдения. Единственный способ прямо и непосредственно ухватить этот поток - «самоотчёт» индивида о происходящем в его сознании.

Сознание и все его проявления, неотделимы от природно-биологических процессов (деятельности мозга и нервной системы), но к ним принципиально несводимы.
Понимание сознания не может быть ограничено изучением физических реакций между клетками мозга человека – сознание включает в себя мысли, чувства в их содержательном аспекте.

Элементы сознания являются внепространственными, нематериальными — идеальными образованиями.

Сознание локализуясь в здесь и сейчас обладает способностью мгновенно, превышая все предельные физические скорости, преодолевать пространство и время.

Сознание человека — одновременно и его самосознание, т.е. сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, себя как особой и единой личности. Самосознание — своеобразный центр нашего сознания.

Понятие «сознание» в широком смысле включает в себя и бессознательное.

Первый уровень бессознательного — неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций и т.п. Этот контроль осуществляется автоматически (именно бессознательно). Бессознательны (или частично бессознательны) некоторые желания и побуждения, сны, патологические душевные состояния (фобии и пр.).

Второй уровень бессознательного — это процессы и состояния, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до поры до времени остающиеся неосознанными, хотя в принципе они могут перемещаться в поле сознания. Сюда относятся переживания, которые «вытеснены» из сознания во имя его защиты от слишком большого объёма информации, от болезненных, тревожных впечатлений.

Третий уровень бессознательного находит проявление в некоторых процессах художественной, научной, философской и иной интуиции.

Проблемы индивидуального и коллективного бессознательного рассматривались в философских учениях Зигмунда Фрейда, Карла Густова Юнга, Эриха Фромма и других представителей «философии бессознательного» (подробно см. файл 24).

 

 

Билет 32 Познание как предмет философского анализа.

Познавательные способности человека (чувственное и рациональное познание).

Субъект и объект познания.

 

1. Чувственное и рациональное познание.

Теороия познания, или гносеология (от греческого «гносис» - знание, познание), оформилась вместе с возникновением философии в качестве одного из её фундаментальных разделов. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности, а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины и о её критериях.

Большинство философских систем сложившихся в новое время выделяли два основных этапа познания:

1. Чувственное познание (рассматривалось в качестве начального этапа познания как в смысле историческом (т.е. в смысле филогенеза – развития человеческого рода), так и в смысле индивидуальном (т.е. в смысле онтогенеза – индивидуального развития человека). Чувственное познание существует в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях.

Ощущение возможно рассматривать как простейший, исходный элемент чувтвенного познания. Видов ощущений больше чем органов чувств. Некоторые ощущения возникают в результате взаимодействия различных органов чувств.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...