Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Таким образом человеческое мышление не приковано к представлениям об отдельных предметах, а пользуется обобщёнными концептами — понятиями.Способность образовывать понятия весьма полезна: понятия содержанием беднее единичных представлений, они являются в нашем уме заместителями целых классов, заключающихся под ними видовых понятий и единичных объектов. Такая способность при помощи одного понятия охватывать мыслью существенные признаки объектов, не только непосредственно данных, но также принадлежащих и прошедшему, и будущему, возвышает человека над случайными условиями данного места и времени и даёт ему возможность размышлять, между тем как ум животного почти всецело прикован к потребностям данного мгновения, его духовный горизонт и в пространственном, и во временном смысле чрезвычайно узок, человек же в рефлексии может даже «отмыслить прочь» самое пространство».
Итак, постепенно совершенствуясь, отражение, в конце концов, достигает уровня человеческого сознания. Из эволюции психики диалектический материализм делает следующие философские выводы: - психика есть свойство живой материи, но свойство особого рода: продукты психики — мысли, чувства идеальны; - психика вообще и сознание в частности представляет собой формы приспособления живых организмов к условиям среды, мощное средство ориентировки и выживания индивидов; - психика и сознание свидетельствуют о наличии целесообразности в органической природе; - физиологические аппараты психики и функции последней неразрывны и взаимосвязаны.
3.Сознание существует как порождённый деятельностью мозга невидимый и необратимый поток чрезвычайно быстро меняющихся побуждений, впечатлений, чувств, мыслей, а также как совокупность более стабильных идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов. Специфика существования сознания — в исключительной подвижности его процессов, а также в том, что их непосредственное бытие скрыто от любого внешнего наблюдения. Единственный способ прямо и непосредственно ухватить этот поток - «самоотчёт» индивида о происходящем в его сознании. Сознание и все его проявления, неотделимы от природно-биологических процессов (деятельности мозга и нервной системы), но к ним принципиально несводимы. Элементы сознания являются внепространственными, нематериальными — идеальными образованиями. Сознание локализуясь в здесь и сейчас обладает способностью мгновенно, превышая все предельные физические скорости, преодолевать пространство и время. Сознание человека — одновременно и его самосознание, т.е. сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, себя как особой и единой личности. Самосознание — своеобразный центр нашего сознания. Понятие «сознание» в широком смысле включает в себя и бессознательное. Первый уровень бессознательного — неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций и т.п. Этот контроль осуществляется автоматически (именно бессознательно). Бессознательны (или частично бессознательны) некоторые желания и побуждения, сны, патологические душевные состояния (фобии и пр.). Второй уровень бессознательного — это процессы и состояния, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до поры до времени остающиеся неосознанными, хотя в принципе они могут перемещаться в поле сознания. Сюда относятся переживания, которые «вытеснены» из сознания во имя его защиты от слишком большого объёма информации, от болезненных, тревожных впечатлений. Третий уровень бессознательного находит проявление в некоторых процессах художественной, научной, философской и иной интуиции. Проблемы индивидуального и коллективного бессознательного рассматривались в философских учениях Зигмунда Фрейда, Карла Густова Юнга, Эриха Фромма и других представителей «философии бессознательного» (подробно см. файл 24).
Билет 32 Познание как предмет философского анализа. Познавательные способности человека (чувственное и рациональное познание). Субъект и объект познания.
1. Чувственное и рациональное познание. Теороия познания, или гносеология (от греческого «гносис» - знание, познание), оформилась вместе с возникновением философии в качестве одного из её фундаментальных разделов. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности, а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины и о её критериях. Большинство философских систем сложившихся в новое время выделяли два основных этапа познания: 1. Чувственное познание (рассматривалось в качестве начального этапа познания как в смысле историческом (т.е. в смысле филогенеза – развития человеческого рода), так и в смысле индивидуальном (т.е. в смысле онтогенеза – индивидуального развития человека). Чувственное познание существует в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях. Ощущение возможно рассматривать как простейший, исходный элемент чувтвенного познания. Видов ощущений больше чем органов чувств. Некоторые ощущения возникают в результате взаимодействия различных органов чувств. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |