Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Во всех видах знания в различных пропорциях (сочетаниях) присутствует рациональное и иррациональное познание. Рациональное познание протекает в двух основных формах: рассудка и разума. Рассудочное познание оперирует понятиями, но не вникает в их природу и содержание. Рассудок действует в пределах заданной схемы, шаблона. Рассудочная деятельность не имеет собственной цели, а исполняет заранее заданную цель. Разумное познание предполагает оперирование понятиями и исследование их собственной природы. В отличие от рассудка разумная деятельность целенаправлена. Рассудок и разум являются двумя необходимыми моментами рационального познания.

Рациональное познание (абстрактное мышление) возникает в процессе трудовой и коммуникативной деятельности человека, в одном комплексе с языком и мышлением. Существует три формы абстрактно-мысленного отражения: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса признаков. Суждение – это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. (Отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками). Умозаключение – рассуждение, в ходе которого логически выводится новое суждение.

Иррационализмом в широком смысле принято называть те учения, которые ограничивают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей - инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание и т. д.

Термин интуиция многозначен. В гносеологии принято говорить об интеллектуальной интуиции, позволяющей проникать в сущность вещей. Сама идея интуиции имеет религиозно-мистическое происхождение. Первоначально она понималась как форма непосредственного богопознания. На вопрос – в чем же состоит интуитивная творческая функция мышления? Коротко можно ответить так: в превращении чувственных образов в понятия о предметах.

Кант говорил, что его не интересует процесс формально-логического выведения – это с исчерпывающей полнотой сделал Аристотель. Канта интересовало познание в собственном смысле слова как отношение субъекта к объекту, процесс превращения чувственных созерцаний в понятия о предметах, в научное знание, обладающее необходимостью и всеобщностью.

Важнейшая роль в преобразовании чувственных созерцаний в научные понятия принадлежит категориям. Категории – это предельно общие понятия, которыми владеют люди. В предшествующей Канту философии их называли «врожденными» идеями. К предельно общим понятиям относятся «качество», «количество», «причина и следствие» и многие другие. О категориях можно сказать, что это предшествующий опыт человечества. Именно он отложился в категориях. И познание всегда представляет собой воспроизведение того, что дано человеку в данный момент через призму предшествующего опыта.

Интуиция непосредственное мысленное усмотрение. Мышление – это не только выведение из знания знания, но и непосредственное осмысленное усмотрение в предмете того, чего мы раньше не знали.

Действующая интуиция детерминирована, с одной стороны, чувственными данными, а с другой – категориями мышления. Проявляется же её действие в том, что на основе категориального всеобщего мы непосредственно мысленно усматриваем общее в чувственных данных.

Все открытия в науке осуществляются с помощью категориального синтеза непосредственного мысленного усмотрения, т.е. интуиции (которую Кант называл продуктивным воображением). – Так, все видели и знают, что яблоки с яблони падают на землю. И только Ньютон мысленным взором обнаружил связь между этими телами: яблоками и землей. Связь эта, как видно из примера, не дана глазу. Но она дана мысленному взору человека. Или. Через точку вне прямой можно провести одну прямую, параллельную данной прямой. Это утверждение Евклида также результат мысленного усмотрения. Ни прямая, ни точка как таковые глазу не даны. Они продукт мысли.

Категориальный синтез, осуществляемый интуицией, - это не выдумка Канта, а естественный познавательный объективный процесс, который если и не осознается людьми, то происходит всегда и везде, где возникает понимание того, что дано в чувствах, - где возникает знание, т.е. понятие о предмете.

Важную роль интуиции в познании подчеркивали многие философы, например, Платон, Кант, экзистенциалисты, представители психоанализа и другие. Самым известным представителем интуитивизма был Анри Бергсон.

Интуиция особо тесно связана с такой познавательной процедурой как понимание. Объяснение раскрывает существо явлений и процессов посредством мыслей. Часто используется дедуктивное объяснение, в котором факты подводятся под понятия, понятия под законы, законы под принципы. Существуют структурные объяснения характеризующие сложные объекты на основе знания их строения; генетические объяснения, описывающие события и процессы в их исторической последовательности.

Понимание – это универсальная форма освоения действительности, постижения смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной и природной реальности.

Основные особенности интуиции: непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов, неосознанность путей и средств ее решения. Общее определение интуиции звучит следующим образом: интуиция – это способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Интуиция (как особая форма познания) формируется под воздействием целого ряда факторов; основательной профессиональной подготовки человека и глубокого знания проблемы; складывания поисковой ситуации, состояния проблемности; действия у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попыток решить проблему; наличия «подсказки».

 

 

Формы научной рациональности.

Рациональность.

Характерные черты рациональности как принципа. По мнению (Людмилы Владимировны) Баевой они следующие:

1. рефлексивная направленность разума;

2. понимание разума как цели, смысла эволюции, высшей ценности человеческой цивилизации;

3. опора на факты, законы логики, опыт (в противопоставление опоре на чувства, откровение, интуицию и т.д.);

4. объективность знания как условие его достоверности;

5. антиномичность мышления, разграничение мира на противоположности;

6. признание истинным лишь того, что доступно и подвластно разуму;

7. творческий, индивидуальный, личностный характер мышления (в отличие от коллективного мифологического)

8. признание возможности познания мира, вера в науку как в средство решения любых проблем.

Рациональность в классическом варианте означает разумность, логичность, целесообразность, систематичность, согласованность, критичность, упорядоченность суждений. Ввыделяют закрытую и открытую рациональность: закрытая – поиск в рамках заданных правил, принципов; открытая – предполагает изменение заданных правил и принципов или даже отказ от них.

1. Научная рациональность.

Одной из важнейших форм познавательной деятельности, главным носителем рациональности является наука.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

Основные особенности научного познания (критериии научности):

1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др.

2. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами.

3. Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке – естественном или, что более характерно, - искусственном.

4. Строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов (логический критерий). Немало гипотез, догадок предположений, вероятностных суждений.

5. Характерна постоянная методологическая рефлексия. Означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур.

6. Открытость для критики, возможность многократного воспроизведения (другими учёными, в разное время, в разных странах) полученных выводов, их «общеобязательность».

7. Принципиальная эмпирическая (в наблюдении эксперименте, практике) проверяемость знания: его подтверждение (верификация) или опровержение (фальсификация).

8. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Характерная черта научного познания – объективность. Активность субъекта – важнейшее условие и предпосылка научного познания.

9. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое научное оборудование. Для науки характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как формальная логика, диалектика, кибернетический, синергетический и другие общенаучные приёмы и методы.

1. Формы научной рациональности.

Первая научная революция в XVIIв., в результате возникла классическая европейская наука. В ходе сформировался особый тип рациональности, научный. Наука отказалась от метафизики и схоластики. К основным чертам данного типа рациональности можно отнести следующие:

1. Утверждение механицизма и детерминизма в понимании мира и человека. Механическая картина мира приобрела статус универсальной научной онтологии.

2. Возрастание ценности индивидуального разума, авторского, творческого начала в познании. Разум перестает мыслиться как коллективный или божественный. Неизменное, беспристрастное, всеобщее знание становится идеалом научной рациональности.

3.Утверждается принцип ясности, проницаемости объектов для познания. Мир не содержит тайн и чудес, непознаваемых в принципе, с одной стороны, и что в мире есть только то, что может быть понято и проконтролировано разумом – с другой. Реальность понимается как рационально построенный мир, открытый для познания. Разум при этом рассматривается как главный инструмент для его освоения и покорения.

4. Утверждение антропоцентризма и понимание разума в качестве силы, обеспечивающей субъекту центральное место в мире и господство в природе. Понимание знания в качестве главного инструмента утверждения господства человека в мире природы.

5. Признание существования объективной истины. Понимание истины как адекватного реальности знания о предмете. Уверенность в возможности построить одну-единственную истинную теорию, доказательства и аргументы которой будут абсолютными.

 

Вторая научная революция конец XVIII- начало XIXв. Совершается переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических явлений, к дисциплинарно организованой науке.

Вторая научная революция сформировала переходный (от классического к неклассическому) тип рациональности. Так, например в физике наряду с развитием классических теорий появлялись неклассические способы обоснования научных знаний. Развитие математики и её включение в физику позволили исследовать случайные процессы, которые, согласно принципам классического рационализма, могли рассматриваться только как иррациональные. Появились теории (Максвелла – (Людвиг) Больцмана), признающие принципиальную допустимость множества возможных интерпретаций (волновая и корпускулярная теория света).

Третья научная революция вторая половина XIX до середины XX века, характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему нового типа рациональности.

Оотвергла постулаты классической науки: об атомах как о твёрдых телах, о времени и пространстве как о независимых абсолютах, о строгой механической причинности всех явлений, о возможности объективного наблюдения природы. Произошли существенные изменения в понимании идеалов и норм научного знания:

1. Учёные согласились с тем, что исследователь имеет дело не только с объектом, но и с тем, как данный объект является наблюдателю или его приборам. Любая теория стала лишь точкой зрения.

2.Возникла проблема принципиальной непознаваемости сущности объектов для рациональных форм постижения.

3.На фоне открытия множественности форм реальности обосновывалась необходимость теории множественности истин, их постоянная относительность и историчность.

Четвёртая научная революция последняя треть XX века. Компьютеризация науки, усложнение приборных комплексов, рост междисциплинарных исследований, разработка идей синергетики. Эта революция оказалась связана с появлением особых объектов исследования, что привело к радикальным изменениям в основаниях науки. Рождается поснеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы. Формируется рациональность постнеклассического типа. Её основные характеристики состоят в следующем:

1) Изучаемые объекты рассматриваются не только с позиции системного, но и исторического анализа, не только в гуманитарных науках или в геологии, но и в физике, химии и других науках.

2) Такие системы рассматриваются как переходные от состояния устойчивости в состояние бифуркации, где роль случайных и даже незначительных условий может оказать решающее влияние и изменить направление развития всей системы.

3) Субъект познания в связи с этим наделяется повышенной ответственностью, поскольку именно он и может оказаться тем «небольшим случайным воздействием», которое обусловит переход системы на необратимый следующий уровень. Исследователь теперь не просто наблюдатель, но главный участник изучаемых процессов.

4) Постнеклассическая наука впервые обратилась к изучению таких исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является человек. Это объекты экологии, включая биосферу, медико-биологические, биотехнические объекты.

5)Поскольку изучаемые системы включают и человека, ценностнонейтральный подход оказывается неприемлемым. Выделяя основное можно сказать: классический тип рациональности концентрирует внимание только на объекте и выносит за скобки то, что относится к субъекту и средствам деятельности; для неклассической рациональности характерна идея относительности объекта к средствам и операциям деятельности. Постнеклассическая рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности».

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...