Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наука как компонент духовной культуры. Философские основания науки. Критерии научности.
Наука – это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. В процессе развития науки происходит не только накопление нового знания и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире – в этом процессе перестраиваются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда. Даже беглое сравнение современной науки и науки предшествующих эпох обнаруживает разительные перемены. Наука зародилась в древности, свидетельством тому творчество Аристотеля, Архимеда, Евклида. Однако длительное время научное знание пребывало в эмбриональном состоянии. Отметим, что потребности материального производства и социального развития влияют на становление, рост и направление научных исследований, но и наука, в свою очередь, влияет на производство и жизнь общества. Развитая наука требует постоянной опоры на факты, широкой распространенности, последовательной рационализации, доминирования соответствующего менталитета. Всего этого не было в должном объеме ни в эпоху античности, ни в эпоху средневековья. В античности наука существовала как результат происшедшего в рабовладельческой формации разделения физического и умственного труда. В качестве самостоятельной формы общественного сознания она стала функционировать начиная с эпохи эллинизма, когда целостная культура античности стала дифференцироваться на отдельные виды духовной деятельности. Становление собственно научных, обособленных и от философии и от религии форм знания обычно связывается с именем Аристотеля, заложившего первоначальные основы классификации различных знаний. Однако элементы научного знания оказывали в эпоху античности слабое влияние на производство – последнее осуществлялось главным образом рабами с помощью ручных орудий на основе эмпирических знаний, веками выработанных навыков. И в средневековье наука не могла развиваться нормально. Медленные темпы её развития зависели не только от засилья религиозной идеологии, но и от натурального хозяйства, продолжавшего обходиться ручными орудиями труда и индивидуальным опытом мастеров.
Философские основания науки не следует отождествлять с общим массивом философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы. В философских основаниях можно выделить по меньшей мере две взаимосвязанные подсистемы: во-первых, онтологическую, представленную сеткой категорий, которые служат матрицей понимания и познания исследуемых объектов (категории "вещь", "свойство", "отношение", "процесс", "состояние", "причинность", "необходимость", "случайность", "пространство", "время" и т.п.), во-вторых, эпистемологическую, выраженную категориальными схемами, которую характеризуют познавательные процедуры и их результат (понимание истины, метода, знания, объяснения, доказательства, теории, факта и т.п.). Обе подсистемы исторически развиваются в зависимости от типов объектов, которые осваивает наука, и от эволюции нормативных структур, обеспечивающих освоение таких объектов. Развитие философских оснований выступает необходимой предпосылкой экспансии науки на новые предметные области.
Рассмотрим основные особенности научного познания, или критерии научности: 1. Его (научного познания) основная задача - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, основная ее особенность. Ориентация науки на изучение объектов, их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет первую главную особенность научного познания. Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности.
2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания. Наука ставит своей конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности (объект в исходном состоянии) в соответствующие продукты (объект в конечном состоянии). Это преобразование всегда определено сущностными связями, законами изменения и развития объектов, и сама деятельность может быть успешной только тогда, когда она согласуется с этими законами. Поэтому основная задача науки — выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты. 3. Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Собрание разрозненных знаний (а тем более их механический агрегат, "суммативное целое"), не объединенных в систему, еще не образует науки. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.
4. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается - в той или иной мере - осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. При этом следует иметь в виду, что хотя наука в сущности своей рациональна, но в ней всегда присутствует иррациональная компонента, в том числе и в ее методологии (что особенно характерно для гуманитарных наук). Это и понятно: ведь ученый - это человек со всеми своими достоинствами и недостатками, пристрастиями и интересами и т.п. Поэтому-то и невозможно его деятельность выразить только при помощи чисто рациональных принципов и приемов, он, как и любой человек, не вмещается полностью в их рамки.
5. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания - объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации "чистоты" его рассмотрения. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического и самокритичного отношения субъекта к действительности и к самому себе, исключающего косность, догматизм, апологетику, субъективизм.Постоянная ориентация на истину, признание ее самоценности, непрерывные ее поиски в трудных и сложных условиях - существенная характеристика научного познания, отличающая его от других форм познавательной деятельности.
6. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т.п. Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала - важный показатель (критерий) научности.
7. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое "научное оборудование", зачастую очень сложное и дорогостоящее (ускорители частиц, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, синергетический и другие приемы и методы.
8. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п. Вот почему тут важнейшее значение имеют логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.
38.Проблема общества в историко-философской мысли. Современный анализ общества как саморазвивающейся социокультурной системы. 1.Проблема общества в философии. В ходе исторического развития выработалось наиболее общее понятие общества как совокупной деятельности людей, направленной на производство и поддержание жизни.Такой подход наметился уже в Античности. Демокрит писал, что люди под действием нужды научились создавать орудия труда, добывать пищу, строить дома, развивали ум. Аристотель называет че-ка общественным существом, политическим животным. Гос-во это развитое общество, а общество совокупность общин. В философии нового времени у гоббса появилась 2 состояния общества: естественное и гражданское. В естественном всегда шла борьба, поэтому люди заключили договор и создали общество гражданское.Гегель рассматривал общество как сферу экономических отношений. Маркс утверждал, что общество это совокупность общественных отношений. Философское понимание общества включает в себя 2 признака: 1) общество – обособившаяся часть природы 2) эта часть рахвивается по собственным законам 2. «Общество – это, прежде всего, такие особого рода отношения между людьми, которые дают им возможность возвыситься всем вместе над своей чисто животной, биологической природой и творить собственно человеческую надбиологическую реальность». Общая теория систем является теоретической основой Systems Science (науки о системах) – дисциплины, созданной во второй половине ХХ века, основанной на системных методологических принципах, широком использовании эмпирических данных конкретных научных дисциплин, математике и компьютерном модулировании, ориентированной на практические приложения в сфере управления2. Как известно, под системой (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение) понимается «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство». Существенной характеристикой общества как системы является его сложность. Кроме того, постоянной тенденцией развития общества как системы является усложнение, рост уровня сложности вследствие развития форм активности системы. С позиций системного подхода, анализируя общество, необходимо, во- первых, рассмотреть данную систему в качестве части более крупной системы (т.е. проанализировать внешние связи системы), во-вторых, следует выявить подсистемы и элементы, из которых состоит данная система, рассмотреть ее внутреннюю структуру. Итак, общество является подсистемой, частью действительности. С точки зрения О.Н. Козловой, вся действительность может быть рассмотрена как система, характер развития которой определяется взаимодействием двух |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |