Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные концепции социального развития и его движущих сил.

Слово «прогресс» означает «движение вперед», «успех». Иногда развитие отождествляется с прогрессом, но подобное отождествление следует признать неверным. Не всякое развитие может быть оценено как прогрессивное, существует регрессивное развитие.

Основными признаками развития являются: 1)качественный (а не количественный) характер изменений; 2)их необратимость; 3)направленность (наличие тенденции в изменениях).

Признаком развития является возникновение нового.Прогресс следует определить как движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от худшего к лучшему.

2.Античные теории социального развития

В истории социальной мысли в принципе существовали 4 теории, оценивающие направленность и качество социального развития. Это теории прогресса (Демокрит), регресса, циклического развития (круговорота) были у Гераклита, Эмпедокла, стоиков) и маятникового развития. Последнюю теорию можно считать разновидностью предыдущей.Идеи регресса и цикличности доминировали в античности. Движение по кругу рассматривалось в античности как идеально правильное, совершенное. Оно представлялось совершенным античным мыслителям потому, что не имеет начала и конца и происходит в одном и том же месте, являя собой как бы неподвижность и вечность.

3. Идея прогресса и христианство.

Устремленность в будущее, напряженное ожидании нового пришествия Христа, Страшного Суда и конца Света. Христианство не оптимистично во взглядах на общий ход и тем более итог земного исторического процесса. Тем не менее, именно христианское сознание с его обращенностью в будущее и представлением о царстве Божьем явилось духовным основанием формирования представлений об общественном прогрессе в Новое время.

4.Вера в прогресс как отличительная черта эпохи Просвещения.

Разум у просветителей играл роль движущей силы истории. Разум развивается и меняет жизнь к лучшему. Полное торжество разума будет означать и благоденствие человечества.

Идея общественного прогресса утверждается в эпоху Просвещения, Теория прогресса, согласно которой, несмотря ни на что человечество, общества, социальные институты постепенно и неуклонно развиваются поступательно, совершенствуются, движутся по восходящей линии. Анн Робер Тюрго и Жан-Антуана Кондорсе разрабатывали рационалистическую теорию прогресса. Скорость прогресса, по Тюрго, зависит в первую очередь от сочетания обстоятельств и талантов людей. Кондорсе исходил из положения о безграничности возможностей человеческого разума и способности человека к совершенству. У Сен-Симона и его школы прогресс - универсальный закон природы: он управляет людьми даже независимо от их воли. Основа общественного прогресса - в разуме, воплощенном в научных знаниях, технических достижениях, индустрии и в людях:ученых, изобретателях, «индустриалах». Ламарк, создатель первой целостной концепции эволюции органического миракак прогрессивный процесс усложнения организации живых организмов.Ламаркприравнивает органическую эволюцию с прогрессом. По Дарвину - эволюция полностью определяется адаптацией к условиям среды и не содержит никакой цели. Дарвин не отождествлял эволюцию с прогрессом.

II. Критерии прогресса.

· осознание человеком свободы. (по Гегелю)

· развитие материального производства, движение общества от одной общественно-экономоческой формациии к другой (по Марксу, Энгельсу)

Критерий прогресса априорен. Он принадлежит не истории, а философии истории. Устанавливаемый общий критерий прогресса неизбежно будет сближаться или прямо совпадать с развитием какой-то определенной сферы жизни общества - научно-технической, нравственной, религиозной и др., - и эта сфера тем самым будет оцениваться как важнейшая, определяющая по отношению к другим. Например, для Тойнби критерием анализа было состояние религиозного духа в обществе. Когда мы говорим об общественном прогрессе, то имеем в виду развитие общества в целом. Прогресс в одних областях жизни может исторически совмещаться с застоем или регрессом в других областях.

Наиболее удовлетворительным критерием общественного прогресса можно считать уровень гуманизма общества, то есть положение в нём личности: степень её экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения её материальных и духовных потребностей; состояние её психофизического и социального здоровья.

III.Противоречия общественного прогресса и его критика.

Социальная действительность в XIX-XX вв. не подтверждала оптимистических ожиданий, заключенных в прогрессистском мировоззрении. По мнению С. Франка и Бердяева «концепции прогрессизма нет морального оправдания. Прошлые поколения оказываются удобрением для урожая будущего». По Бердяеву, подлинный смысл истории заключается в необходимости выхода за ее рамки в область сакрального (священного), где материальная организация жизни сливается с духовной.

К.Поппер пишет: Поиски смысла в истории, "историцизм" - это надежда и вера униженного человека, это перекладывание на историю ответственности за нашу собственную судьбу. Испанский философ Х.Ортега-и-Гассет считает «Жизнь – драма. Идея прогресса, подобно хлороформу, усыпляет сознание, жизнь становится похожей на туристическую поездку, организованную всемирно известным турагентством».

Как видите прогресс – это и очевидность и многоаспектная философская проблема.

 

43. Человек как предмет философского анализа. Социальное и биологическое в человеке, понятие антропосоциогенеза.
Изучение человека начинается в античной философии, где он либо творение богов, либо самая большая природная сила. Человек сам творит свою судьбу, а боги ему либо мешают, либо помогают. В средние века человек утратил свою творческую функцию и стал только божьим творением. Он не властен над самим собой, его жизнь предопределена свыше. Целью его жизни спасение от грехов и подготовку к суду. Философия эпохи возрождения «возродила» творческого человека и прировняла его к богу. Целью жизни было объявлено земное счастье и общество должно обеспечить человеку это счастье. 1)биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи 2) социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность. Труд из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал развитию мышления, выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества. Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода. Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов - биосоциальнымсуществом.

Антропосоциогенез — исторический процесс превращения человека как антропоса, биологического существа, в члена общества, носителя его основных, в первую очередь производственных, нравственных и эстетических отношений.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...