Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феноменологическое направление реализации качественного подхода.

Феноменологическое направление реализации качественного подхода.

Как показано в предыдущей главе философская феноменология и связанные с ней гуманистическая психология и экзистенциально – феноменологическая психология являются одним из теоретических источников качественного исследовательского подхода. Однако ее основателями феноменология рассматривалась как теоретическая дисциплина. Наше же внимание обращено к тому, как основные идеи феноменологии используются при реализации качественного подхода в психологическом исследовании. Поэтому мы, во-первых, анализируем два наиболее известных психологических феноменологических подхода, ассоциируемых с Утрехтской и Дьюкуенской школами, и, во-вторых, предлагаем вариант осуществления качественного подхода, основанный на идеях эвристики.

Дьюкуенская школа.

Основателем дьюкуенской феноменологической психологической школы является А. ван Каам. (van Kaam, A. 1966) Existential Foundations for Psychology. New York, NY: Appelton Century Crofts). Наиболее известными ее представителями являются А. Джиоржи, П. Колацци, Р. фон Экарсберг. Мы более подробно остановимся на работе А. Джиорджи и на сравнении его взгляда на феноменологическое психологическое исследование с позицией М. Ван Манена.

ВзглядыА. Джиорджиимеют тесную связь с феноменологической философией и психологией Э. Гуссерля. Э. Гуссерль полагал, что цель феноменологической психологии состояла в том, чтобы применить феноменологический метод в психологическом исследовании. Метод предполагал использование эйдетической редукции, которая должна была обеспечить раскрытие сущности изучаемого феномена. Э. Гуссерль полагал, что эйдетическая редукция обеспечивает «средства доступа к инвариантным существенным структурам сферы чистого умственного процесса». (Husserl, E. (1971) Phenomenology: Edmund Husserl's article for the Encyclopaedia Britannica 1927: new complete translation by R. E. Palmer. The British Society for Phenomenology 2(2): 77-90. p. 81). А. Джиорджи и другие представители дьюкуенской феноменологической традиции в психологии использовали его идеи для обоснования гуманитарного статуса психологии в противовес доминирующей позитивистской парадигме. Результатом стало появление экзистенциальной феноменологической психологии как альтернативы психологии mainstream.

А. Джиорджи считал, что психология должна развить свои собственные методы и процедуры, которые не полагаются на естественные науки. (Giorgi, A., Fischer, W. F. and von Eckartsberg, R. (eds.) (1971) Duquesne Studies in Phenomenological Psychology: Volume 1. Pittsburgh, PA: Duquesne University Press and Humanities Press). Он использовал положения экзистенциальной феноменологической философии и адаптировал критерии феноменологического метода, сформулированные М. Мерло-Понти для решения задач психологического исследования. (Giorgi, A. (1985b) Sketch of a psychological phenomenological method. In: A. Giorgi (ed.), Phenomenology and Psychological Research, pp. 3-21. Pittsburgh, PA: Duquesne University Press). В результате он сформулировал следующие положения, отражающие специфику психологического исследования:

1. Описание. Первый критический момент перехода от философии к психологии для А. Джиорджи заключается в перемещении фокуса внимания при исследовании феномена с изучения рефлексивного опыта самого исследователя на рефлексивный опыт других людей.

2. Редукция. В феноменологической философии формулируется требование преодолеть влияние личного отношения и переживаний на описание исследуемого феномена. А. Джиорджи, однако, считает, что это требование не возможно выполнить в психологическом исследовании на этапе сбора данных. Предпосылками для дальнейших обобщений являются как раз личностно нагруженные описания субъективного опыта. Сведение (редукция) субъективной (ноэтической) стороны опыта к представлениям об объективных свойствах изучаемого феномена является задачей анализа данных.

3. Сущности. А. Джиорджи утверждал, что открытие сущности или смысла феномена является общей задачей феноменологической философии и феноменологической психологии. Различие же состоит в том, что философ ищет универсальные инварианты, в то время как психолог обращается к смыслам, связанным с контекстом. Для этого необходимо признать, что уже познанные сущности или смыслы могут измениться из-за их отношений с контекстом или ситуацией.

4. Интенциальность. В феноменологической философии интенциальность означает отнесенность сознания к объекту. В психологии поведение рассматривается как произвольное и отвечающее контексту ситуации. Кроме того, в поведении «участвует» не только сознание, но и тело.

Таким образом, А Джиорджи модифицировал критерии феноменологического метода в философии, чтобы сделать его приемлемым для психологического исследования. Впоследствии его формулировки широко использовались в клинических и социально – психологических исследованиях. Основным источником данных в таких исследованиях остается интервью. Однако в отличие от М. ван Манена, А. Джиорджи, и вслед за ним другие исследователи, применявшие феноменологический метод, отказывались от использования других типов данных, основанных на опыте респондентов. Исключение составляет предложенная Р. фон Экартсбергом «интерпретационная феноменологическая психология», где используется более широкая база данных – мифы, нарративы, произведения искусства и так далее. (von Eckartsberg (1998b) Existential-phenomenological research. In: R. Valle (ed.), Phenomenological Inquiry in Psychology: Existential and Transpersonal Dimensions , pp. 21-61. New York, NY: Plenum Press).

Анализ данных состоит в размышлениях исследователя над ними с целью психологического объяснения изучаемого феномена. А. Джиорджи описывает четыре ключевых этапа анализа. (Giorgi, A. (1985b) Sketch of a psychological phenomenological method. In: A. Giorgi (ed.), Phenomenology and Psychological Research, pp. 3-21. Pittsburgh, PA: Duquesne University Press)

1 Чтение всех описаний с тем, чтобы получить обобщенный текст, включающий в себя излагаемые респондентами события и сопутствующий им опыт.

2. Редукция значений к единицам, соответствующим, во-первых, психологическому исследовательскому контексту, и, во-вторых, конкретным исследовательским задачам. На этом этапе исходный текст переводится в управляемые «единицы значений». Единицей значения является слово или фраза, отличающаяся от других. Важно, что на этом этапе сохраняется язык оригинального текста.

3 Преобразование обыденных выражений респондентов в психологический язык с акцентом на исследуемом явлении. В основе преобразования лежит процесс отражения и образного изменения. Именно здесь исследователь задается вопросом: «Что является существенным в этой единице значения»? Образное изменение - процесс, который исследователь использует, чтобы определить то, что является существенным и что появляется случайно.

4. Синтез преобразованных единиц значения в последовательные структуры. Задачей исследователя на этом этапе является классификация рядоположенных единиц значений и реконструкция общего структурного описания, которое представляет собой самый общий смысл изучаемого феномена. При этом все вовлекаемые в анализ единицы значений должны явно или неявно быть представлены в общем структурном описании. Этот заключительный этап очень важен в феноменологическом исследовании, так как фиксирует общность через образцы опыта респондентов.

В заключение следует указать на сходства и различия в подходах к психологическому феноменологическому исследованию М. ван Манена и А. Джиорджи. Сходство, на наш взгляд, состоит в том, что оба говорят о необходимости переводить высказывания респондентов на язык психологии. Различие же видится в степени «эмпиричности» исследования. В версии А. Джиорджи исследование гораздо в болей мере базируется на фактических данных, собираемых с целью анализа и объяснения. Кроме этого, М. ван Манен не придает решающего значения последовательности и структурированности самого исследовательского процесса, тогда как для А. Джиорджи прозрачность совершения необходимых шагов играет важную роль.

 

Феноменологическое направление реализации качественного подхода.

Как показано в предыдущей главе философская феноменология и связанные с ней гуманистическая психология и экзистенциально – феноменологическая психология являются одним из теоретических источников качественного исследовательского подхода. Однако ее основателями феноменология рассматривалась как теоретическая дисциплина. Наше же внимание обращено к тому, как основные идеи феноменологии используются при реализации качественного подхода в психологическом исследовании. Поэтому мы, во-первых, анализируем два наиболее известных психологических феноменологических подхода, ассоциируемых с Утрехтской и Дьюкуенской школами, и, во-вторых, предлагаем вариант осуществления качественного подхода, основанный на идеях эвристики.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...