Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние современной налоговой политики Республики Казахстан.

ТЕМА: Современная налоговая политика и оценка ее эффективности.

ПЛАН:

 

I. Характеристика налоговой политики Республики Казахстан.

1.1 Состояние современной налоговой политики Республики Казахстан.

1.2 Роль налоговой политики в государственном регулировании экономики Казахстана. Современный опыт зарубежных стран.

 

II. Анализ и оценка эффективности проводимой налоговой политики Республики Казахстан на современном этапе.

2.1 Анализ эффективности налоговой политики на современном этапе..

2.2 Проблемы и недостатки налоговой политики Казахстана.

 

III. Стратегия развития налоговой политики Республики Казахстан.

3.1 Совершенствование налоговой политики Республики Казахстан.

3.2 Перспективы развития налоговой политики современного государства.

 

 

II. Анализ и оценка эффективности налоговой политики Республики Казахстан.

III. Стратегия развития налоговой системы Республики Казахстан.

ТЕМА: Современная налоговая политика и оценка ее эффективности.

ПЛАН:

 

I. Характеристика налоговой политики Республики Казахстан.

1.1 Состояние современной налоговой политики Республики Казахстан.

1.2 Роль налоговой политики в государственном регулировании экономики Казахстана. Современный опыт зарубежных стран.

 

II. Анализ и оценка эффективности проводимой налоговой политики Республики Казахстан на современном этапе.

2.1 Анализ эффективности налоговой политики на современном этапе..

2.2 Проблемы и недостатки налоговой политики Казахстана.

 

III. Стратегия развития налоговой политики Республики Казахстан.

3.1 Совершенствование налоговой политики Республики Казахстан.

3.2 Перспективы развития налоговой политики современного государства.

 

 

Состояние современной налоговой политики Республики Казахстан.

 

Сегодня, Казахстан находится на стадии формирования налоговой системы, на стадии доработки налогового механизма, все больше развивает налоговую систему и устраняет ошибки прошлых лет. Ежегодно вводятся изменения в налоговом законодательстве, периодически проводится реорганизация структуры налоговых органов управления государственных доходов и применяется на практике. Можно сказать, что современный Казахстан, путем усовершенствования налоговой политики, постепенно, пошагово достигает своих экономических целей. Но на сегодняшний день существует ряд недостатков и проблем в современной налоговой политике Республики Казахстан и ее можно признать несовершенной. Как и в любой другой стране, с развитой экономикой, в Республике Казахстан, главным инструментом управления экономическими процессами, является налоговая политика. Поэтому можно сказать, что налоговая политика – это косвенной воздействие на экономику страны, с помощью различных инструментов.

Налоговая политика, сопровождается Налоговым Кодексом Республики Казахстан, в котором установлены правила введения, порядок исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а так же отношения между государством и налогоплательщиком связанные с исполнением налогового обязательства.

Среди множеств политик, в стране, необходимо выделить финансовую, так как с помощью ее функционирования, обеспечиваются финансовые потребности государства. Частью финансовой политики, является налоговая политика, через которую происходит изъятие совокупного общественного продукта государством. Как и в любой стране с рыночной экономикой, в Казахстане, основной целью налоговой политики является обеспечение достаточным объемом финансовых ресурсов бюджета государства.

Основой налоговой политики являются отношения между государством, которое выступает главным субъектом и хозяйствующими субъектами. Систему этих налоговых отношений составляет группа налогов, установленных государством, с определенными ставками налогообложения, которые тесно связаны между собой. Данная налоговая система, воздействует на каждый хозяйствующий субъект государства, улучшая качество продукции, предоставления услуг, тем самым повышает эффективность производства, стимулируя экономический рост. Государство в свою очередь стимулирует хозяйствующие субъекты, с целью увеличения средств, для развития производства, так же в благотворительных целях и расширения производства отдельных видов продукции. Для этого в Республике Казахстан существует понятие налоговых льгот, которое представляет собой поощрения, в виде снижения уплаты налогов, полного или частичного освобождения от них, своего рода облегчение налогового бремени.

Есть и другая сторона стимулирования, при сокрытии доходов или не полной уплате налогов, Налоговым кодексом Республики Казахстан, предусмотрено ряд санкций административного, экономического характера и уголовной ответственности.

Необходимо отметить, что излишне высокие налоговые ставки, применение жестких санкций, тормозят рост производства хозяйствующих субъектов, увеличивает сопротивление налогоплательщиков, подталкивает к сокрытию совокупного дохода, ограничивает финансовые возможности субъектов налогообложения. Частые изменения в налоговом законодательстве, а именно изменение налоговых ставок, способов и порядков уплаты налогов, негативно влияют на эффективность налоговых льгот и на экономику в целом. С помощью налоговой политики можно стимулировать или, наоборот, ограничить деловую активность

К главным задачам налоговой политики нашей страны, можно отнести создание совершенной законодательной базы в сфере взимания налогов, правильное регулирование налогового механизма. Здоровое функционирование всей налоговой системы, для того чтобы обеспечить государство необходимыми финансовыми ресурсами в достаточном объеме, так же это целенаправленное финансирование в приоритетные хозяйствующие субъекты для эффективного развития экономики. Для этого необходимо, чтобы каждый налогоплательщик понимал, что взимаемая часть совокупного дохода направлена на блага общества, чтобы он обладал достаточной информацией, на что именно финансируются ресурсы, для развития каких сфер (культуры, здравоохранение, образования и т.д.) собираются налоги.

В Республике Казахстан налоговую политику можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Отличаются они, в зависимости от масштаба и сферы влияния. То есть если внешняя налоговая политика решает более масштабные проблемы, направлена на избежание двойного налогообложения, унификацию налоговых систем страны, определяет отношения с другими странами, то внутренняя политика функционирует в пределах Республики Казахстан, решает внутренние проблемы и задачи.

Для того, чтобы Казахстанская налоговая политика эффективно функционировала, она должна включать в себя сочетание всех трех политик, известных на сегодняшний день, для того чтобы ставки налогообложение стали оптимальными, которые будут способствовать развитию малого и среднего предпринимательства, обеспечивала максимальный уровень социальной защиты. Немаловажным условием так же является привлечение иностранных инвестиций, поэтому местные органы власти, готовы оказывать косвенную помощь инвесторам, которая выражается в виде скидок с продажной цены или арендной платы при покупке или найме земельных участков, так же оказывают помощь в создании промышленных зон на выгодных условиях. Подобная государственная помощь не рассчитана на прибыль, она обеспечивает повышение прибыли частному капиталу.

Кроме основной фискальной функции, в которой заключается сущность налогов, налоговая система служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, ускорение научно технического прогресса. Государство реализует свою налоговую политику через налоговый механизм, его рычаги, звенья и элементы. Который включает в себя для начала разработку механизма, которая составляется в зависимости от целей, преследующие государством. Затем необходимо воспроизвести построенный механизм на практике, для того чтобы проверить, все ли установленные нормы и правила соблюдены и проанализировать, на сколько эффективно действует данный механизм, в зависимости от результата, устранить полученные ошибки и ввести необходимые дополнения. Организационно – правовые нормы и инструменты государство оформляет в законах, указах Президента и других актах нормативного характера, определяет методы изъятия валового внутреннего продукта, виды платежей, налоговых ставок и льгот, способов обложения и т.д. Как определено в учебном пособии Ермекбаевой Б.Ж. и Лесбекова Г.А. “Основы налогообложения”, всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно обеспечить через определенные организационные структуры и разграничить на следующие звенья:

- правовое регулирование и регламентирование;

- налоговое планирование и прогнозирование;

- налоговое регулирование;

- управление налогообложением;

- налоговый контроль.

То есть государство, осуществляет принятие законодательных актов, которые регламентируются в законе о налогах, в законе о бюджете на соответствующий 2015 год. На основе данных постановлений и нормативных документах, местные органы управления государственных доходов в пределах своей компетенции осуществляют организацию налоговых отношений, отвечающую современному состоянию экономического развития государства.

Для того, чтобы провести оценку современного состояния налоговой политики Республики Казахстан, государство проводит прогнозирование экономической ситуации в стране за прошедшие несколько лет, выискивая проблемы, несовершенства законодательной базы, ищет их пути решения, намечает перспективы развития, способы улучшения и утверждает законодательно.

С помощью налоговой политики регулируется общий объем финансовых ресурсов не только у хозяйствующих субъектов, но и у государства. Для этого, государство например, устанавливает высокие ставки налогов, с помощью которых обеспечивается ограничение производства и перемещение доходов от более богатых слоев населения к более бедным. Так же государство склонно применять НДС, который менее обременителен для торговых, спекулятивных операций и особенно чувствителен для капиталоемких производств. Проводится ускорение налоговых ограничений на международную миграцию капиталов в целях контроля над инвестиционной политикой других стран. Так же это применение высоких ставок и норм социальных налогов с целью поддержания громоздкой систем социального страхования и обеспечения.

Так же эффективность проводимой налоговой политики в стране зависит от выбора налоговой базы, метода и режима налогообложения, то есть начисление налога налоговыми органами управления государственных доходов, самодекларирование доходов, уплата налога получателями доходов, удержание при выплате дохода и т.д.

Но как упоминается в книге Оронова А.В. и Кашина В.А. “Налоговая политика и налоговое администрирование”, с экономической точки зрения, основным вопросом налоговой политики является выбор момента применение налога. Законодатель учитывает конкретные социально – экономические процессы, конкретные циклы гражданского и коммерческого оборота, должен выбрать на каком этапе, в каком звене (а если на всех этапах, во всех звеньях – то какими налогами, как и в каких размерах) применять механизмы налогообложения.

Правильный выбор налоговой политики того или иного правительства, определяется правильным выбором объектов налогообложения как по применяемым налоговым режимам, так и по размерам налоговых платежей.

Мы знаем, что по экономическим критериям, налоги делятся на прямые и косвенные. Такое деление ведет налогообложение, с одной стороны, доходов, с другой – расходов. То есть их различие зависит от возможности переложения этих налогов. Например если прямые налоги уплачиваются непосредственно носителем налога, то плательщиком косвенного налога является субъект налогообложения, который перекладывает бремя налога на другое лицо, выступающим фактическим его плательщиком.

Так опираясь на зарубежный опыт, можно выделить группу стран, которым присуще прямые налоги – это Германия, США, Канада, Япония; косвенные же налоги во Франции и Италии. В Казахстане же преобладает сбалансированное количество прямых и косвенных налогов.

Для эффективного осуществления налогового права, в налоговом кодексе Республики Казахстан установлены основные принципы налогообложения, среди них:

1) Принцип обязательности налогообложения

Налогоплательщик обязан исполнять налоговое обязательство, налоговый агент - обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан в полном объеме и в установленные сроки.

2) Принцип определенности налогообложения

Налоги и другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения означает установление в налоговом законодательстве Республики Казахстан всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов.

3) Принцип справедливости налогообложения

1. Налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным.
2. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера.

4) Принцип единства налоговой системы

Налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков (налоговых агентов).

5) Принцип гласности налогового законодательства
Республики Казахстан

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.

 

В Республике Казахстан согласно действующего налогового законодательства в настоящее время функционируют следующие налоги, сборы и платежи:

I. Налоги:

1. Корпоративный подоходный налог.

2. Индивидуальный подоходный налог.

3. Налог на добавленную стоимость.

4. Акцизы.

5. Рентный налог на экспорт.

6. Налогообложение недропользователей.

7. Социальный налог.

8. Налог на транспортные средства.

9. Земельный налог.

10. Налог на имущество.

11. Налог на игорный бизнес.

 

II. Другие обязательные платежи:

1. Регистрационные сборы.

2. Сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан.

3. Сбор с аукционов.

4. Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности.

5. Сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.

6. Сбор за сертификацию в сфере гражданской авиации.

7. Плата за пользование земельными участками.

8. Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников.

9. Плата за эмиссии в окружающую среду.

10. Плата за пользование животным миром.

11. Плата за лесные пользования

12. Плата за использование особо охраняемых природных территорий.

13. Плата за использование радиочастотного спектра.

14. Плата за предоставления междугородной и (или) международной телефонной связи, а так же сотовой связи.

15. Плата за пользование судоходными водными путями.

16. Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.

17. Государственная пошлина.

 

 

В настоящее время в республике налоговая политика подвергается жесткой, но обоснованной критике. И сегодня совершенствование налоговой политики направлено на устранение недостатков, препятствующих обеспечению полноты поступления в бюджет финансовых ресурсов, упрощению структуры налогов и сборов.

Если раньше налоги взимались только в фискальных целях, как средство сбора денег на содержание государственного аппарата, то в наше время, налоги широко используются как средство реализации и поддержки общей социально – экономической политики. Современные налоги, уже только по уровню налоговых изъятий должны оказывать влияние на социально – экономические процессы в отдельных странах и в мире в целом. При этом такое влияние может быть как позитивным, так и негативным в зависимости от того, насколько цели и задачи налоговой политики соответствуют целям и задачам проводимой в данной стране социально – экономической политики.

 

Сегодня, налоговая система Казахстана стала более эффективной и приближенной к международным стандартам. Пройдя качественную реорганизацию, налоговая политика, стабилизировала условия налогообложения. Все эти изменения в целом оказали положительное влияние на поступление налогов и других обязательных платежей в бюджет страны.

 

 

Сумма государственных доходов за 2014 год составляет 5 365 835 046 тыс.тенге, из них 5 115 743 459 тыс.тенге налоговых и других обязательных платежей, а это 95% от всех доходов в государственный бюджет.

 

 

по следующей диаграмме можно увидеть , что соотношение всех государственных доходов не на много опережает доходы от налогов и других обязательных платежей в бюджет, то есть налоговые поступления составляют примерно 90 – 95% от всех доходов, так же по данной диаграмме мы можем наблюдать изменение объема налоговых поступлений за последние три года и сделать следующие выводы: наиболее высокие налоговые поступления обнаружены в 2013 году, относительно

По данной таблице, можно отследить динамику поступлений налогов и других налоговых платежей в государственный бюджет в разрезе областей:

 
                       

В РК на динамику налоговых поступлений негативное влияние оказывают как микроэкономические факторы (эрозия традиционно высокой налоговой дисциплины в секторе бывших государственных предприятий, изменение поведения предприятий в связи с ростом частного сектора, характеризующего отсутствием традиций добровольной уплаты налогов, рост сферы услуг, в которой степень собираемости налогов также меньше, чем в сфере производства товаров и т.д.), так и макроэкономические (снижение высокого уровня инфляции, кризис взаимной задолженности предприятий, рост задолженности предприятий бюджету).

В первую очередь, при анализе суммарных налоговых поступлений, следует выделить характеристики уровня экономической активности, определяющего облагаемую базу для прямых подоходных и косвенных налогов. В качестве такого показателя рассматривается месячный реальный ВВП.

При рассмотрении динамики налоговых поступлений важно принимать во внимание такой фактор, как инфляция. Если предположить абстрактную ситуацию равномерного роста всех цен и издержек, отсутствие межвременного перераспределения доходов и запасов, линейного характера связи между ростом цен и номинальными доходами, то инфляция не оказывала бы воздействия на реальные доходы, и ее влияния на величину реальных налогов сводилось бы к воздействию на эффективную ставку подоходного налога при наличии прогрессивности налоговой шкалы. Однако в действительности цены росли неравномерно, что привело к несимметричному воздействию на издержки производства и выпускаемую продукцию, а соответственно инфляция искажает налоговую базу, причем делает это множеством способов, зависящим от конкретной техники взимания отдельных налогов. Так, разрешенные к вычету из базы налога на прибыль затраты предприятий на приобретение используемых в производстве материальных ресурсов и основных средств обесцениваются в условиях инфляции за период времени между их покупкой и моментом, в который фиксируется прибыль от реализации готовой продукции. Из-за прогрессивного характера шкалы налогообложения рост цен вызывает повышение эффективной ставки подоходного налога, т.к. налогоплательщики с неизменным уровнем реального дохода переходят в номинально более доходные группы. Все специфические ставки для различных налогов в реальном исчислении снижаются пропорционально инфляции.

Второй механизм воздействия инфляции на налоговые доходы бюджета заключается в инфляционном обесценении налоговых поступлений за промежуток времени между возникновением налоговых обязательств плательщика и поступлением налога в бюджет. Действие этого механизма существенно усиливается тем, что большинство предприятий использовало метод учета реализованной продукции и прибыли по кассовому методу, а не общепринятый в странах с рыночной экономикой метод начислений. Фактором, несколько смягчающим отмеченное явление обесценения величины прибыли, стоимости реализованной продукции и, соответственно, налоговых поступлений является предоплата за поставляемую продукцию. При этом начисление конкретных налогов зависит от оформления договора: если производятся авансовые платежи, НДС начисляется в момент поступления платежа.

Различия в механизмах взаимосвязи между налоговой базой, эффективной ставкой налога и инфляцией для разных налогов приводят к неодинаковой степени чувствительности отдельных налогов к инфляционным процессам, однако четко выявить воздействие инфляции на реальные поступления налогов чрезвычайно трудно.

Относительно невысокая степень открытости казахстанской экономики приводит к необходимости рассмотрения влияния на налоговые поступления такого фактора, каквнешнеэкономическая деятельность.

Величина экспорта и импорта, внешнеторговое сальдо и прочие макроэкономические факторы могут оказывать определенное влияние на поступление отдельных видов налогов (наибольшее - на экспортные и импортные пошлины), тем не менее здесь следует учитывать, как чрезвычайно сильное воздействие нормативных изменений порядка налогообложения на получаемые доходы, так и весьма противоречивое воздействие макроэкономических факторов на отдельные виды налогов, наиболее тесно связанных с внешнеэкономической сферой.

Одним из важнейших макроэкономических факторов, воздействующим на многие экономические процессы, в том числе на государственные доходы является динамика задолженностей и неплатежей предприятий. Проблема платежного кризиса в переходных экономиках, несмотря на ее чрезвычайную важность, изучена крайне недостаточно. Среди основных факторов развития кризиса задолженности выделяют такие, как мягкость бюджетных ограничений предприятий, неплатежи предприятиями со стороны государственного бюджета, а также важной причиной является криминальная составляющая.

В качестве показателей, отражающих развитие платежного кризиса, используется величина дебиторской задолженности предприятий и недоимок по платежам в бюджет.

Во-первых, обязательства по уплате налога на прибыль и НДС появляются у предприятий после оплаты их клиентами поставленных им товаров и услуг, поэтому рост дебиторской задолженности приводит к сокращению объема реализации и прибыли, и как следствие, к падению реальных налоговых поступлений.

Во-вторых, общая величина дебиторской задолженности воздействует на динамику реальных налоговых поступлений из-за обесценения этой задолженности под влиянием инфляции. Чем больше величина дебиторской задолженности, тем при данных темпах инфляции больше ее обесценение и, соответственно, меньше реальный объем реализованной продукции, прибыли и уплаченных налогов. Чем выше инфляция, тем приданной величине дебиторской задолженности больше ее обесценение и, соответственно, меньше объем налоговой базы и налоговых поступлений.

В-третьих, от размеров просроченной дебиторской задолженности (взаимных неплатежей предприятий) существенно зависит общая величина неплатежей предприятий бюджету. Это объясняется тем, что неплатежеспособность предприятий непосредственным образом сказывается на платежеспособности их кредиторов и взаимоотношениях последних с бюджетом.

Важным фактором, характеризующим платежный кризис и оказывающим непосредственное воздействие на налоговые поступления, являются налоговые недоимки. Задолженность предприятий перед бю

джетом включает в себя сумму начисленных налогов, не перечисленных в бюджет, штрафные санкции, наложенные на налогоплательщика в связи с допущенными налоговыми нарушениями и пени за просрочку уплаты налога и штрафов. Динамика недоимки в бюджет в значительной мере может определяться политическими процессами в стране.

Важнейшим путем противозаконного сокращения налоговых обязательств является использование неучтенных в бухгалтерии наличных денег для осуществления многих хозяйственных операций, таких, как реализация продукции, приобретение товаров и услуг, выплата заработной платы и т.д.

Беспрецедентный экономический спад все более переходит из финансово-экономической и социально-политическую плоскость. Печальные итоги реформ бросают тень на все прогрессивные хозяйственные и демократические преобразования последних лет, подрывая доверие инвестора населения к государству, питают массовый пессимизм и, в конечном счете, ставят под сомнения исторические перспективы Казахстана в целом. Тем самым проблема оживления производства и достижение на этой основе положительных сдвигов в жизни людей становится первостепенным условием существования и развития казахстанского общества и государства.

Главное, что могут и должны сделать налоги для выхода из катастрофы, это занять принципиальную теоретическую позицию материальной основы государства. Надо увидеть в налогах не арену политических игр, депутатских забав и правительственных упражнений, но, прежде всего фискальный инструмент.

Применявшиеся до сих пор методы стабилизации, опиравшиеся на классические теории, не принесли ожидаемых результатов в силу нестандартности ситуации. Обычные приемы фискальной политики для сглаживания фаз экономического цикла, полезные в условиях кризиса, неприемлемы в катастрофических обстоятельствах.

Усиление государственного регулирования экономики, повышение роли бюджета и налогов в хозяйственной жизни, безусловно, требует ужесточения контроля. Особое значение имеет финансовый контроль. Здесь важно защитить финансовые и налоговые органы от перманентного реформирования, неуверенности, начальственных амбиций, кадровой тряски и реорганизаций.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...