Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль налоговой политики в государственном регулировании экономики Казахстана. Современный опыт зарубежных стран.

Если действующая налоговая политика, функционирует во блага государству, отвечает всем требованиям современной экономики страны и помогает в достижении поставленной цели, то роль налоговой политики можно считать положительной.

Очень тяжело добиться результата, чтобы налогообложение положительно влияло на хозяйствующие субъекты, так как для государства первостепенной и главной задачей является максимизация, а для налогоплательщика – минимизация налоговых изъятий.

Некоторые страны применяют налоговые методы, стимулирующие создание новых высокотехнологичных производств. Старые промышленные районы зачастую имеют устаревшую индустриальную структуру хозяйства. В прошлом они относились к числу высокоразвитых, но ранее передовые отрасли пришли в упадок и не могут определять экономический рост регионов.

Задача переориентации промышленности сегодня направлено на развитие новых передовых производств и переквалификацией рабочей силы. Изменяя налоговые ставки, налоговые льготы и налоговую базу в целом, государство решает поставленную задачу.

В современных условиях государствам свойственно все расширяющееся вмешательство в различные сферы экономической жизни. В США степень этого вмешательства меньше, чем в других странах, в Щвеции – больше, Германия и Япония занимаю

+т золотую середину.

Налоговая политика в развитых странах влияет на решения ряда приоритетных задач. Главными из них, например, в США являются:

· Рост доходной базы городов;

· Сохранение существующих предприятий и имеющихся рабочих мест;

· Достижение сбалансированного качественного роста экономики;

· Развитие индустриальной базы;

· Помощь беднейшим районам.

 

 

Одной из форм финансового воздействия является субсидирование капитальных вложений и промышленность, субсидирование цен в виде льготных тарифов на электроэнергию и воду для отдельных районов, льготные условия кредитования – займы под низкий процент, долгосрочные займы, дотации по кредитам. В некоторых странах (Германия, Франция) на территориях ряда муниципалитетов введена специальная бюджетная надбавка за каждое вновь созданное рабочее место наряду с применением налоговых льгот. Местные органы управления несут значительную долю расходов по подготовке рабочей силы для новых отраслей хозяйства. Кроме того, предприятия, самостоятельно организующие подготовку своих рабочих и служащих, пользуются налоговыми льготами.

Некоторые страны Западной Европы (Великобритания, Франция, Италия, Норвегия) использовали в подлежащих развитию районах государственные инвестиции, субсидии и займы елевого назначения, размещали предприятия национализированных отраслей, строили производственные здания широкого назначения, которые сдавались в аренду или продавались предпринимателям на выгодных финансовых условиях с временным освобождением от налога на собственность. В Германии крупные налоговые льготы получают фирмы, инвестирующие капитал в восточные земли. Поддерживается льготами убыточная сталелитейная промышленность. Стимулируется развитие современных отраслей промышленности в сельской местности.

Финансовое воздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходимость возникает прежде всего для регулирования развития районов с высокой концентрацией производства и населения, где неизбежно обострение проблем окружающей природной среды, народонаселения, ресурсообеспечения и др. С задачей ограничения первыми столкнулись Великобритания и Франция, позднее – Япония.

В качестве сдерживающих мер со стороны государства и местных органов управления используются дополнительное налогообложение (Нидерланды, Япония) или лицензирование (Великобритания, Франция и Италия) предпринимательской деятельности. Введение стабилизационных налогов применяется в Германии. Лицензирование рассматривается также как форма дополнительного местного налога – лицензионного сбора. В Японии проблема решается главным образом манипулированием ставками земельного налога.

Государство с помощью налоговой политики регулирует экономикой, управляет негативными явлениями, происходящими на рынке, анализирует проблемы и способствует их решению.

Повышение налогов в той или иной форме оказывается наиболее эффективным и надежным средством, когда нужно сдержать слишком высокую конъюнктуру

Поскольку необходимость государственного регулирования экономики все ярче проявилась в XX в., основные теоретические разработки по данной проблеме также появились в это же время. В целом исследования, проведенные по проблеме роли государства в экономике, образуют три основные модели экономического развития:
1) либеральную модель;
2) планово-административную модель;
3) модель стратегии ускоренного развития.


В каждой из них четко определены место системы государственного регулирования экономик и роль налоговой политики в этом процессе.
Либеральная модель экономического развития применяется правительствами США и Великобритании. По этой модели развитие экономики происходит в основном в рамках законов рыночной экономики, а государство влияет на экономику лишь с целью поддержания социального и экономического порядка. Объем налоговых изъятий устанавливается на том минимальном уровне, который способен обеспечить государство финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения отведенных ему обществом функций.
Модель планово-административной экономики основана на исключительно государственной собственности на все средства производства, которая и предполагает государственное управление, как всей экономикой, так и отдельными хозяйствующими субъектами. Поскольку вопрос распределения прибыли хозяйствующих субъектов как собственников средств производства не ставился, роль налоговой политики в данной модели сведена к минимуму. В бюджет изымалась вся прибыль организации за исключением той части, которая устанавливалась государством для финансирования развития субъекта хозяйствования согласно утвержденному государственному плану. Данная модель экономического развития применялась в странах бывшего социалистического лагеря.
Роль налоговой политики в государственном регулировании экономики в странах, где применялась модель ускоренного экономического развития, достаточно высока.
Модель стратегии ускоренного развития впервые применялась после Второй мировой войны в Японии. По этой модели государство широко использует методы регулирования деятельности отраслей, имеющих наиболее высокий потенциал экономического роста. Для налоговой политики стран, использующих стратегию ускоренного развития, характерны:
1) большое количество целевых налоговых льгот;
2) сравнительно высокая степень налогового бремени на физических лиц.
Налоговая политика, в рамках которой осуществляется налоговое регулирование экономики, является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач. Одна из основных причин этого - интеграция национальных экономик и всемирная конкуренция за инвестиции. В таких условиях при прочих равных факторах некоторое увеличение налогового бремени по сравнению с государствами-конкурентами порождает бегство инвестиций, соответственное уменьшение налогооблагаемой базы и конечное снижение объема средств, мобилизуемых в бюджеты различных уровней. Следовательно, одним из факторов конкурентной борьбы за перераспределение инвестиционных потоков является государственное регулирование экономики и продуманная налоговая политика, как его составляющий элемент.
Эта проблема касается не только инвестиций, но и конкурентоспособности национальных производителей, поскольку налоги (как косвенные, так и прямые) являются ценообразующим фактором. Это означает, что при прочих равных условиях национальная экономика страны, в которой налоговое бремя ниже, чем у соперничающих государств, обретает конкурентные преимущества. Можно сделать важный для формирования национальной налоговой политики вывод: налоговая политика любого государства должна строиться во взаимосвязи и под определенным влиянием налоговых реформ, проведенных странами - крупными экономическими партнерами данного государства.
Реализация налоговой политики происходит посредством сформированной на ее основе налоговой системы. Налоговая система является инструментом регулирования налоговых отношений, возникающих между государством и предприятиями. Влияние налогов на процесс воспроизводства происходит в ходе налогового регулирования и представляет собой систему мероприятий, связанных с налогообложением.
Налоговое регулирование охватывает не только отдельные предприятия, но и всю экономику. Так, в ходе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) реализуются фискальная (распределительная) и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно влияет на динамику, структуру и объем производства. Налоговое регулирование также является эффективным инструментом осуществления протекционистской политики государства или проведения ограничительной политики по отношению к отдельным предприятиям-монополистам.
Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то воздействие регулирующей функции происходит на стадиях производства и потребления. В первом случае срабатывает механизм косвенного налогообложения, а во втором - система налоговых льгот, скидок, налоговыхкредитов и т.п. Это позволяет государству контролировать спрос и предложение не только на товарном рынке, но и на рынке капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.
В зависимости от распределения финансовых средств предприятий и формирования государством своих доходов в форме бюджетного фонда, а также в зависимости от перераспределения уже сконцентрированных средств на этом фонде для целенаправленного воздействия на экономику, налоговое регулирование происходит как бы на двух уровнях: на микроэкономическом уровне, т.е. на уровне хозяйствующих субъектов, и на макроэкономическом уровне, когда государство целенаправленно финансирует из бюджета приоритетные отрасли, отдельные регионы в целях сбалансированного развития всего общества.
Налоговое регулирование на микроуровне осуществляется путем законодательного установления различных налогов, сборов, пошлин и т.п., которые вносятся в бюджет государства предприятиями и организациями в обязательном порядке. Это означает, что государственное воздействие на экономику предприятий носит законодательно-принудительный характер. Налоговые обязательства распространяются на все предприятия и организации независимо от формы собственности и организационно-правового характера деятельности, за исключением финансируемых из бюджета и тех, которые освобождены от уплаты законодательно.
Известны следующие методы налогового регулирования на микроуровне:
- изменение налоговых льгот;
- дифференциация, повышение или понижение налоговых ставок;
- полное или частичное освобождение от налогов (отдельных налогов);
- отсрочка платежа или аннулирование задолженности и возврат ранее уплаченных сумм;
- применение штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов и другие нарушения налогового законодательства;
- предоставление налогового и инвестиционного налогового кредита предприятиям, осуществляющим инвестирование средств в обновление основных фондов.

Налоговое регулирование на макроуровне является важнейшим средством антициклического развития экономики. В целях выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для регулирования спроса на инвестиции (его стимулирования в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве, и даже к его спаду. В этой ситуации необходимо снижать налоги с целью повышения стимулов к инвестированию.
Воздействуя на структуру экономики при помощи механизма налогового регулирования, государство ускоряет процесс накопления капитала в наиболее перспективных направлениях общественного развития, определяющих научно-технический прогресс.
Регулируя с помощью налогового механизма сбалансированное развитие страны в разрезе административно-территориального деления, государство использует метод свободных экономических зон. Сутью этого метода является сравнительно быстрый экономический рост региона через предоставление режима налогового благоприятствования. Это означает приостановку действия части налогов и снижение ставок налогов с предприятий и организаций данного региона на период действия этого режима.
В связи с тем, что социальное развитие общества является приоритетным направлением политики государства, те предприятия, которые осуществляют инвестиции в социальную сферу и проводят мероприятия, направленные на сохранение экологической безопасности страны и региона, освобождаются от налогообложения прибыли в той ее части, которая направляется на эти цели. Кроме того, посредством налогового регулирования, государство также может воздействовать на платежеспособный спрос населения, влияя на производство товаров и их предложение. Примером может являться обложение цены товара косвенными налогами (НДС, акциз, таможенная пошлина и др.). При сложившемся равновесии спроса и предложения на рынке товаров любое изменение ставок косвенных налогов приводит к нарушению равновесия между ними.
Налоговое регулирование, наряду с бюджетным, кредитным и денежным, является одним из направлений государственного регулирования экономики. Основывается государственное регулирование экономики на экономической политике. Последняя как структурный элемент надстроечных отношений должна разрабатываться исходя из объективных экономических законов и с учетом реально сложившейся обстановки социально-экономического развития общества.
Развитие социальной и экономической сфер общества находится в прямой зависимости от налогового регулирования, так как в процессе налогообложения происходит распределение средств хозяйствующих субъектов, в том числе и в государственный бюджет, а при перераспределении средств бюджета происходит стимулирование деятельности предприятий и решение социальных проблем. Следовательно, налоговое регулирование должно происходить с учетом реально сложившейся обстановки в социальной и экономической сферах общества.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...