Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская сатира 20 -30-х годов, анализ одного из произведений.

Горы и ущелья

Путь конквистадоров

Романтические цветы

Жемчуга
Костёр

Чужое небо

Пьесы

Дон Жуан в Египте (1912)

Игра (1913, опубликована 1916)

Актеон (1913)

Гондла (1917)

Дитя Аллаха (1918)

Отравленная туника

Анна Андреевна Ахматова (1889 — 1966) – знаменитая российская поэтесса 20 века, писательница, переводчик, критик и литературовед. Автор известной поэмы «Реквием» о репрессиях 30-х годов.

Впервые стихотворение Анны Ахматовой было опубликовано в 1911 году. Первая книга стихов поэтессы вышла в 1912 году («Вечер»). В 1914 был опубликован второй ее сборник «Четки» тиражом 1000 экземпляров. Именно он принес Анне Андреевне настоящую известность. Еще через три года поэзия Ахматовой вышла в третьей книге «Белая стая»

Стихи Ахматовой о любви доказывают тонкое понимание ею всех граней человека. В своих стихотворениях она проявляла высокую нравственность. Кроме того лирика Ахматовой наполнена размышлениями о трагедиях народа, а не только личными переживаниями.
1912- сборник «Вечер», в издании «Цеха поэтов»

1914 — весной впервые вышли «Чётки» в издательстве «Гиперборей»

1917 — третья книга, «Белая стая»

1921 - сборник «Подорожник»

1935—1940 — написана поэма «Реквием»

Литературный дебют Мандельштамасостоялся в 1910 г. – в журнале «Аполлон» были напечатаны его пять стихотворений. Вступает к организованному Николаем Гумилевым «Цеху поэтов», в который входили Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Михаил Кузмин. Мандельштам публикует не только стихи, но и статьи на литературные темы. В 1913 г. вышла в свет первая книга его стихотворений «Камень», сразу поставившая автора в ряд значительных русских поэтов. поэтические сборники – «Tristia» (1922), «Вторая книга» (1923), «Стихотворения» (1928). Осенью 1933 г. Мандельштам пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», за которое в мае 1934 г. был арестован.

 

 

5. Футуризм. Характеристика направления.

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого. Манифест футуризма состоял из двух частей: текста-вступления и программы, состоявшей из одиннадцати пунктов-тезисов футуристической идеи. Милена Вагнер отмечает, что «в них Маринетти утверждает радикальные изменения в принципе построения литературного текста — «разрушение общепринятого синтаксиса»; «употребление глагола в неопределенном наклонении» с целью передачи смысла непрерывности жизни и упругости интуиции; уничтожение качественных прилагательных, наречий, знаков препинания, опущение союзов, введение в литературу «восприятия по аналогии» и «максимума беспорядка» — словом, все, направленное к лаконичности и увеличению «быстроты стиля», чтобы создать «живой стиль, который создается сам по себе, без бессмысленных пауз, выраженных запятыми и точками»

Основные признаки футуризма:

бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;

бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

поиски раскрепощённого "самовитого" слова, эксперименты по созданию "заумного" языка;

культ техники, индустриальных городов;

пафос эпатажа.

Группировки

«41°» — объединение, основанное в Тифлисе в 1917 году

Кубофутуризм («Гилея») — течение в русском искусстве 1910-х годов, охватившее главным образом литературу и живопись. Термин связан с тем, что поэты-футуристы выступали в тесном контакте с художниками-кубистами

«Мезонин поэзии»

– творчество В. Маяковского

Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов

Маяковский не признавал традиционные стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм; полиметрические композиции объединяются стилем и единой синтаксической интонацией, которая задаётся графической подачей стиха: сперва разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а с 1923 года знаменитой «лесенкой», которая стала «визитной карточкой» Маяковского.

«Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929

в середине 1920-х годов он начал разочаровываться в социалистическом строе, так называемые его заграничные поездки воспринимают как попытки убежать от себя, в поэме «Во весь голос» присутствует строчка «роясь в сегодняшнем окаменевшем говне»

Лирическая сторона Маяковского раскрылась в «Неоконченном»

Первым крупным произведением, написанным молодым поэтом в 1915 году, стала поэма с несколько эпатирующим названием «Облако в штанах».

Первоначальное название поэмы – "Тринадцатый апостол" – было заменено цензурой. Маяковский рассказывал: «Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: “Что вы, на каторгу захотели?” “Долой вашу любовьПоэма была прямым откликом на империалистическую войну, хотя отдельные метафоры и сравнения были навеяны злободневностью, например: "Тело твое я буду беречь и любить, как солдат, обрубленный войной, ненужный, ничей, бережет свою единственную ногу". В. Маяковский в поэме "Облако в штанах" стремился всем содержанием дойти до самого корня человеческих страданий в том устройстве общества, которое делает войну неизбежной. В поэме выражено сочувствие страдающему человеку, а также показано прославление активности самих угнетенных и обездоленных. Поход против слабостей людей, искалеченных и оболваненных капитализмом, разоблачение иллюзий и заблуждений страдающего человека были органической частью мятежного пафоса "Облака". В поэме В. Маяковского отразились настроения масс, которые еще далеко не избавились от неуверенности в своих силах, от преувеличения сил врага: "Слышу: тихо, как больной с кровати, спрыгнул нерв. И вот, - сначала прошелся едва - едва, потом забегал, взволнованный, четкий". Отвлеченное противопоставление страдания счастью, исступленное воспевание страдания и жертвы врывались диссонансом в активную, бунтарскую проповедь "Облака". И для этого были свои причины. Муки труда и рабства, невежества и одичания, нищеты и моральной деградации, в которые капитализм вверг широкие трудящиеся массы, не могли пройти для них бесследно. В. Маяковский с необычайной силой утверждает - молодость нового мира, нового пути: "У меня в душе ни одного седого волоса, и старческой нежности нет в ней! Мир против мощью голоса, иду - красивый, двадцатидвухлетний". Маяковский отвергает "старую жизнь": "Долой вашу любовь!", "Долой ваше искусство!", "Долой ваш строй!", "Долой вашу религию". Эти четыре крика "Долой!" помогают осмыслить идейное значение поэмы. Но в реальном движении образов все четыре крика "Долой!" кричат об одном: всей своей поэмой Маяковский добирался до главного, существенного зла, раздражаясь общими бедствиями и всеми несчастиями героя поэмы.

Поэт соединяет личные переживания лирического героя с переживаниями всей страны.

 

6.Имажинизм. Характеристика направления.

Имажини́зм (от лат. imagо — образ) — литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в созданииобраза. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Основные признаки имажинизма:

  • главенство "образа как такового"; образ – максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;
  • поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
  • эпитет есть сумма метафор, сравнений и противостояний какого-либо предмета;
  • поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
  • текст, имеющий определённое связное содержание, не может быть отнесён к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой "каталог образов", одинаково читаться с начала и с конца.

Творческие разногласия имажинистов привели к делению на правое (Есенин, Ивнев, Кусиков, Грузинов, Ройзман) и левое крыло (Шершеневич, Мариенгоф, Н.Эрдман) с противоположными взглядами на задачи поэзии, её содержательную сторону, форму, образ.

В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. И, если в лучших стихотворениях Сергея Есенина — "половодье" самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях — отчаяние, тлен, безысходная грусть. В Москве Есенин опубликовал своё первое стихотворение “Береза”, которое было напечатано в Московском детском журнале “Мирок

В 1915 году Сергей Александрович Есенин уехал в Петроград (ныне Санкт-Петербург) и познакомился там с великими поэтами России 20 века с Блоком, Городецким, Клюевым. В 1916 году Есенин опубликовал свой первый сборник стихов “Радуница”, в который входили такие стихотворения, как “Не бродить, не мять в кустах багряных”.

Приехав в Россию с сша стал работать над циклами стихов “Хулиган”, “Исповедь хулигана”, “Любовь хулигана”. В 1924 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) вышел сборник стихов С.А.Есенина “Москва кабацкая”. Потом Есенин стал работать над поэмой “Анна Снегина” и уже в январе 1925 года он закончил работать над этой поэмой и опубликовал её.

14 декабря 1925 года Сергей Александрович Есенин закончил работать над поэмой “Черный человек”, над которой трудился 2 года. Эта поэма была напечатана уже после смерти поэта.

 

 

7. Общая характеристика русской советской литературы 20­30х годов. Основные темы, направления и их представители.

Этапы развития советской литературы, ее направление и характер обусловила обстановка, сложившаяся в результате победы Октябрьской революции.

Видной литературной группой, пришедшей из «старого мира» и заявившей устами своих вождей о принятии революции, был футуризм (Н. Асеев, Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Маяковский, В. Хлебников), трибуной которого в 1918—1919 гг. стала газета Народного комиссариата просвещения «Искусство коммуны». Футуризму было свойственно отрицательное отношение к классическому наследию прошлого, попытки с помощью формалистических экспериментов передать «звучаль» революции.. В молодой советской литературе были и другие литературные группировки, требовавшие отказа от любого наследия прошлого: у каждой из них имелась своя, порой резко противоречащая другим, программа такого исключительно современного искусства.(попутчики, эмиграанты)
Значительную роль в эти годы играли поэты, связан­ные с течением футуризма. Велимир Хлебников, стремив­шийся проникнуть в истоки народного языка и показав­шии неизвестные ранее возможности поэтической речи, пи­сал восторженные гимны о победе народа (поэма «Ночь перед Советами»)

В 20-х гг. выдвинулись Семен Кирсанов и Николай Тихонов, баллады и лирика последнего (сборники «Орда», 1921 г.; «Бра­га», 1923 г.) утверждали мужественно-романтическое направление. Героика гражданской войны сделалась веду­щим мотивом творчества Михаила Светлова и Михаила Голодного. Романтика труда — основная тема лирики поэта-рабочего Василия Казина.
Писалась сатирическая проза (Зощенко, Иьф, Петров, Булгаков), темой была гражданская война (как народная трагедия) – Булгаков- Белая гвардия, Бег Литература 30-х гг. широко отразила перестройку жизни, обусловленную активностью масс и их сознательной работой. Предметом изображения становятся индустриальные гиганты, преображающаяся деревня, глубокие изменения в среде интеллигенции. В конце периода усиливается также интерес писателей к оборонной и патриотической теме, решаемой на современном и историческом материале.
А. Толстой заканчивает в это время трилогию «Хождение по мукам», повествующую о судьбе интеллигенции в революции.

Жизнь и творчество Е. Замятина

Входит в группу так называемых писателей попутчиков, которых произведения возникали параллельно с принятой в государстве литературой социалистического реализма, не подчиняясь ей требованиям, хотя часто не могли печататься.

=роман «Мы» привел = запрет публиковаться, он пишет письмо И.В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу. Получает положительный ответ. Начало пути

-В 1908 г. параллельно с инженерной работой начинает писать.

-Первым его значительным произведением становится повесть «Уездное» (1911), гротесктно рисовавшая мир русского провинционального собственничества.

-Второе произведение «На куличках» (1914) – сатира на опору империи, российское офицерство.

-В его творчестве развилась отечественная повествовательная традиция – он стал одним из зачинателей орнаментальной прозы ХХ в. – откровенно субъективного, затейливого повествования как бы от имени какого-то третьего лица, щедро использующего живую речь.

. Самый известный из рассказов З. революционных лет стал рассказ «Пещера».

З. был убеждён, что революция понижает духовный потенциал личности в России и исказит будущее общество.

-Предостерегать от этого он считал своим долгом художника.

-Так появилось самое значительное произведение З. – роман-антиутопия «Мы».

Роман-антиутопия «Мы»

В романе рисуется далёкое будущее, ХХХI в. На земле воцарилось всеобщее «математически безошибочное счастье». Его обеспечивает Единое Государство, которое обеспечивает полное удовлетворение всех физических потребностей. Ради этого все должны отказаться от всего, что отличает их от других – личных чувств, собственных стремлений и прочих. Само понятие «человек» заменено понятием «нумера» - на груди все носят золотые бляхи с присвоенным нумером. Все живут по законам Часовой Скрижали, которая безупречно организует устройство жизни.

 

Михаил Булгаков

- советский писатель, драматург и театральный режиссёр.

Он сотрудничает в газетах, выходивших на Северном Кавказе.

-В 1921 г. переезжает в Москву, пишет для газеты «Накануне» и публикует в газете железнодорожников «Гудок». -В то время Б. ночами создает свой первый роман – «Белую гвардию».

-Но Собачье сердце напечататься не удалось и критика не щадила писателя. Возникли пьесы «Дни Турбиных» (1926), «Зойкина квартира» (1926), «Бег». Единственное, что поддерживает художника в его противостоянии власти – братство людей, связанных служением искусству. -Роман «Мастер и Маргарита» (1929-1940).

М. Зощенко (1884—1958)

Очевидна задача художника: не издеваться над обывателем, глядя на него сверху вниз, а дать ему возможность посмотреть на себя со стороны.

«Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова»(1921—1922) начали историю Зощенка как сатирика. Творчество Зощенко не просто юмор, а злободневная сатира, которая оказывается близка и понятна нам в современности. В рассказе «Нервные люди» затрагивается одна из главных проблем его эпохи – так называемый «квартирный вопрос».

Ильф и Петров (настоящее имя — Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг; 1897—1937, настоящее имя — Евгений Петрович Катаев;

-Сатира Ильфа и Петрова выросла на традициях отечественной литературы, немыслима без них и в то же время отлична от всего, что ей предшествовало.

 

в финалах появляется грусть — чтобы подчеркнуть безнадежное, как осенний дождь, разочарование кладоискателей — в «Двенадцати стульях» или чтобы оттенить холодное, как зимняя ночь, одиночество новоявленного графа Монте-Кристо — в «Золотом теленке».

9. Тема гражданской войны в произведениях русских советских писателей 20-30х годов. Творчество М.Шолохова, И. Бабеля, М.Булгакова

Михаи́л Алекса́ндрович Шо́лохов

Достиг художественных вершин во второй половине 20-х-первой половине 30-х годов. -События коллективизации и соответствующая тема в литературе, казалось, резко разделил, даже противопоставил с другимим писателями.

-Советская литература мыслилась прежде всего рабоче-крестьянской.

-Этому критерию творчество Шолохова отвечало в наибольшей степени.

-Его художественный мир демонстративно «антиинтеллигентен».

-В четырехтомном «Тихом Доне» среди центральных героев интеллигент (в широком смысле) только один - Евгений Листницкий, причем предполагается, что это герой скорее отрицательный, чем положительный.

-В двухтомной «Поднятой целине», где речь должна была идти о подъеме народного сознания, которое Шолохов был вынужден отождествить с «целиной», интеллигенция совершенно ни при чем, только мелькает не имеющий почти никакого значения образ учительницы.

-В незаконченном романе «Они сражались за родину» один из главных героев, Николай Стрельцов, - агроном, интеллигент от земли, и не случайно он абсолютно на своем месте в качестве рядового красноармейца, а образ его брата-генерала был присочинен позже и во многом сыграл роль рупора автора по отношению к проблеме «культа личности».

-В единственном рассказе Шолохова, имеющем очень большое литературное значение, - «Судьбе человека» - образ врача эпизодичен и человек этот дан в восприятии шофера.

Шолохов был вместе с тем чрезвычайно «закрытым» человеком.

-О своей жизни принципиально не рассказывал практически ничего. ¨

-Скрытность Шолохова порождала невероятные легенды о нем, беспрепятственно кочевавшие по страницам разных изданий.

В 1925 г =первый свой сборник «Донские рассказы», который немедленно переиздается с дополнениями под названием «Лазоревая степь»

Страницы «Донских рассказов» густо политы кровью, причем часто кровью ближайших родственников. «Брат на брата», «сын на отца», «отец на сына» восстают у Шолохова в самом буквальном смысле. Тому было немало примеров в жизни.

-Многие герои рассказов - реальные люди, в основном жители хутора Каргина.

Исаак Бабель

- советский писатель, журналист и драматург, известный своими «Одесскими рассказами» и сборником «Конармия» о Первой Конной Армии Будённого.

-Он сам начал сочинят рассказы на французском языке.

Вскоре в журнале «Летопись», основанном М. Горьким, были опубликованы рассказы Б. «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» и «Мама, Римма и Алла».

-Результатом прожитой жизни стала книга новелл «Конармия

Михаил Булгакова

- советский писатель, драматург и театральный режиссёр. -Родился в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии- -В 1921 г. переезжает в Москву, пишет для газеты «Накануне» и публикует в газете железнодорожников «Гудок», что сводит его с И. Бабелем, И. Ильфом, Е. Петровым, В. Катаевым, Ю. Ошелей.

-В то время Б. ночами создает свой первый роман – «Белую гвардию».

- После завершения романа Б. пишет три повести: «Дьяволиада» (1923), «Роковые яйца» (1924) и «Собачье сердце» (1925).

-Повести объединены единым принципом изображения мира – «фантастическим реализмом», который служит Б. средством создать свой миф о Москве, пришедший на смену «петербургскому мифу».

 

 

Горы и ущелья

Путь конквистадоров

Романтические цветы

Жемчуга
Костёр

Чужое небо

Пьесы

Дон Жуан в Египте (1912)

Игра (1913, опубликована 1916)

Актеон (1913)

Гондла (1917)

Дитя Аллаха (1918)

Отравленная туника

Анна Андреевна Ахматова (1889 — 1966) – знаменитая российская поэтесса 20 века, писательница, переводчик, критик и литературовед. Автор известной поэмы «Реквием» о репрессиях 30-х годов.

Впервые стихотворение Анны Ахматовой было опубликовано в 1911 году. Первая книга стихов поэтессы вышла в 1912 году («Вечер»). В 1914 был опубликован второй ее сборник «Четки» тиражом 1000 экземпляров. Именно он принес Анне Андреевне настоящую известность. Еще через три года поэзия Ахматовой вышла в третьей книге «Белая стая»

Стихи Ахматовой о любви доказывают тонкое понимание ею всех граней человека. В своих стихотворениях она проявляла высокую нравственность. Кроме того лирика Ахматовой наполнена размышлениями о трагедиях народа, а не только личными переживаниями.
1912- сборник «Вечер», в издании «Цеха поэтов»

1914 — весной впервые вышли «Чётки» в издательстве «Гиперборей»

1917 — третья книга, «Белая стая»

1921 - сборник «Подорожник»

1935—1940 — написана поэма «Реквием»

Литературный дебют Мандельштамасостоялся в 1910 г. – в журнале «Аполлон» были напечатаны его пять стихотворений. Вступает к организованному Николаем Гумилевым «Цеху поэтов», в который входили Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Михаил Кузмин. Мандельштам публикует не только стихи, но и статьи на литературные темы. В 1913 г. вышла в свет первая книга его стихотворений «Камень», сразу поставившая автора в ряд значительных русских поэтов. поэтические сборники – «Tristia» (1922), «Вторая книга» (1923), «Стихотворения» (1928). Осенью 1933 г. Мандельштам пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», за которое в мае 1934 г. был арестован.

 

 

5. Футуризм. Характеристика направления.

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого. Манифест футуризма состоял из двух частей: текста-вступления и программы, состоявшей из одиннадцати пунктов-тезисов футуристической идеи. Милена Вагнер отмечает, что «в них Маринетти утверждает радикальные изменения в принципе построения литературного текста — «разрушение общепринятого синтаксиса»; «употребление глагола в неопределенном наклонении» с целью передачи смысла непрерывности жизни и упругости интуиции; уничтожение качественных прилагательных, наречий, знаков препинания, опущение союзов, введение в литературу «восприятия по аналогии» и «максимума беспорядка» — словом, все, направленное к лаконичности и увеличению «быстроты стиля», чтобы создать «живой стиль, который создается сам по себе, без бессмысленных пауз, выраженных запятыми и точками»

Основные признаки футуризма:

бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;

бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

поиски раскрепощённого "самовитого" слова, эксперименты по созданию "заумного" языка;

культ техники, индустриальных городов;

пафос эпатажа.

Группировки

«41°» — объединение, основанное в Тифлисе в 1917 году

Кубофутуризм («Гилея») — течение в русском искусстве 1910-х годов, охватившее главным образом литературу и живопись. Термин связан с тем, что поэты-футуристы выступали в тесном контакте с художниками-кубистами

«Мезонин поэзии»

– творчество В. Маяковского

Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов

Маяковский не признавал традиционные стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм; полиметрические композиции объединяются стилем и единой синтаксической интонацией, которая задаётся графической подачей стиха: сперва разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а с 1923 года знаменитой «лесенкой», которая стала «визитной карточкой» Маяковского.

«Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929

в середине 1920-х годов он начал разочаровываться в социалистическом строе, так называемые его заграничные поездки воспринимают как попытки убежать от себя, в поэме «Во весь голос» присутствует строчка «роясь в сегодняшнем окаменевшем говне»

Лирическая сторона Маяковского раскрылась в «Неоконченном»

Первым крупным произведением, написанным молодым поэтом в 1915 году, стала поэма с несколько эпатирующим названием «Облако в штанах».

Первоначальное название поэмы – "Тринадцатый апостол" – было заменено цензурой. Маяковский рассказывал: «Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: “Что вы, на каторгу захотели?” “Долой вашу любовьПоэма была прямым откликом на империалистическую войну, хотя отдельные метафоры и сравнения были навеяны злободневностью, например: "Тело твое я буду беречь и любить, как солдат, обрубленный войной, ненужный, ничей, бережет свою единственную ногу". В. Маяковский в поэме "Облако в штанах" стремился всем содержанием дойти до самого корня человеческих страданий в том устройстве общества, которое делает войну неизбежной. В поэме выражено сочувствие страдающему человеку, а также показано прославление активности самих угнетенных и обездоленных. Поход против слабостей людей, искалеченных и оболваненных капитализмом, разоблачение иллюзий и заблуждений страдающего человека были органической частью мятежного пафоса "Облака". В поэме В. Маяковского отразились настроения масс, которые еще далеко не избавились от неуверенности в своих силах, от преувеличения сил врага: "Слышу: тихо, как больной с кровати, спрыгнул нерв. И вот, - сначала прошелся едва - едва, потом забегал, взволнованный, четкий". Отвлеченное противопоставление страдания счастью, исступленное воспевание страдания и жертвы врывались диссонансом в активную, бунтарскую проповедь "Облака". И для этого были свои причины. Муки труда и рабства, невежества и одичания, нищеты и моральной деградации, в которые капитализм вверг широкие трудящиеся массы, не могли пройти для них бесследно. В. Маяковский с необычайной силой утверждает - молодость нового мира, нового пути: "У меня в душе ни одного седого волоса, и старческой нежности нет в ней! Мир против мощью голоса, иду - красивый, двадцатидвухлетний". Маяковский отвергает "старую жизнь": "Долой вашу любовь!", "Долой ваше искусство!", "Долой ваш строй!", "Долой вашу религию". Эти четыре крика "Долой!" помогают осмыслить идейное значение поэмы. Но в реальном движении образов все четыре крика "Долой!" кричат об одном: всей своей поэмой Маяковский добирался до главного, существенного зла, раздражаясь общими бедствиями и всеми несчастиями героя поэмы.

Поэт соединяет личные переживания лирического героя с переживаниями всей страны.

 

6.Имажинизм. Характеристика направления.

Имажини́зм (от лат. imagо — образ) — литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в созданииобраза. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Основные признаки имажинизма:

  • главенство "образа как такового"; образ – максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;
  • поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
  • эпитет есть сумма метафор, сравнений и противостояний какого-либо предмета;
  • поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
  • текст, имеющий определённое связное содержание, не может быть отнесён к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой "каталог образов", одинаково читаться с начала и с конца.

Творческие разногласия имажинистов привели к делению на правое (Есенин, Ивнев, Кусиков, Грузинов, Ройзман) и левое крыло (Шершеневич, Мариенгоф, Н.Эрдман) с противоположными взглядами на задачи поэзии, её содержательную сторону, форму, образ.

В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. И, если в лучших стихотворениях Сергея Есенина — "половодье" самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях — отчаяние, тлен, безысходная грусть. В Москве Есенин опубликовал своё первое стихотворение “Береза”, которое было напечатано в Московском детском журнале “Мирок

В 1915 году Сергей Александрович Есенин уехал в Петроград (ныне Санкт-Петербург) и познакомился там с великими поэтами России 20 века с Блоком, Городецким, Клюевым. В 1916 году Есенин опубликовал свой первый сборник стихов “Радуница”, в который входили такие стихотворения, как “Не бродить, не мять в кустах багряных”.

Приехав в Россию с сша стал работать над циклами стихов “Хулиган”, “Исповедь хулигана”, “Любовь хулигана”. В 1924 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) вышел сборник стихов С.А.Есенина “Москва кабацкая”. Потом Есенин стал работать над поэмой “Анна Снегина” и уже в январе 1925 года он закончил работать над этой поэмой и опубликовал её.

14 декабря 1925 года Сергей Александрович Есенин закончил работать над поэмой “Черный человек”, над которой трудился 2 года. Эта поэма была напечатана уже после смерти поэта.

 

 

7. Общая характеристика русской советской литературы 20­30х годов. Основные темы, направления и их представители.

Этапы развития советской литературы, ее направление и характер обусловила обстановка, сложившаяся в результате победы Октябрьской революции.

Видной литературной группой, пришедшей из «старого мира» и заявившей устами своих вождей о принятии революции, был футуризм (Н. Асеев, Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Маяковский, В. Хлебников), трибуной которого в 1918—1919 гг. стала газета Народного комиссариата просвещения «Искусство коммуны». Футуризму было свойственно отрицательное отношение к классическому наследию прошлого, попытки с помощью формалистических экспериментов передать «звучаль» революции.. В молодой советской литературе были и другие литературные группировки, требовавшие отказа от любого наследия прошлого: у каждой из них имелась своя, порой резко противоречащая другим, программа такого исключительно современного искусства.(попутчики, эмиграанты)
Значительную роль в эти годы играли поэты, связан­ные с течением футуризма. Велимир Хлебников, стремив­шийся проникнуть в истоки народного языка и показав­шии неизвестные ранее возможности поэтической речи, пи­сал восторженные гимны о победе народа (поэма «Ночь перед Советами»)

В 20-х гг. выдвинулись Семен Кирсанов и Николай Тихонов, баллады и лирика последнего (сборники «Орда», 1921 г.; «Бра­га», 1923 г.) утверждали мужественно-романтическое направление. Героика гражданской войны сделалась веду­щим мотивом творчества Михаила Светлова и Михаила Голодного. Романтика труда — основная тема лирики поэта-рабочего Василия Казина.
Писалась сатирическая проза (Зощенко, Иьф, Петров, Булгаков), темой была гражданская война (как народная трагедия) – Булгаков- Белая гвардия, Бег Литература 30-х гг. широко отразила перестройку жизни, обусловленную активностью масс и их сознательной работой. Предметом изображения становятся индустриальные гиганты, преображающаяся деревня, глубокие изменения в среде интеллигенции. В конце периода усиливается также интерес писателей к оборонной и патриотической теме, решаемой на современном и историческом материале.
А. Толстой заканчивает в это время трилогию «Хождение по мукам», повествующую о судьбе интеллигенции в революции.

Жизнь и творчество Е. Замятина

Входит в группу так называемых писателей попутчиков, которых произведения возникали параллельно с принятой в государстве литературой социалистического реализма, не подчиняясь ей требованиям, хотя часто не могли печататься.

=роман «Мы» привел = запрет публиковаться, он пишет письмо И.В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу. Получает положительный ответ. Начало пути

-В 1908 г. параллельно с инженерной работой начинает писать.

-Первым его значительным произведением становится повесть «Уездное» (1911), гротесктно рисовавшая мир русского провинционального собственничества.

-Второе произведение «На куличках» (1914) – сатира на опору империи, российское офицерство.

-В его творчестве развилась отечественная повествовательная традиция – он стал одним из зачинателей орнаментальной прозы ХХ в. – откровенно субъективного, затейливого повествования как бы от имени какого-то третьего лица, щедро использующего живую речь.

. Самый известный из рассказов З. революционных лет стал рассказ «Пещера».

З. был убеждён, что революция понижает духовный потенциал личности в России и исказит будущее общество.

-Предостерегать от этого он считал своим долгом художника.

-Так появилось самое значительное произведение З. – роман-антиутопия «Мы».

Роман-антиутопия «Мы»

В романе рисуется далёкое будущее, ХХХI в. На земле воцарилось всеобщее «математически безошибочное счастье». Его обеспечивает Единое Государство, которое обеспечивает полное удовлетворение всех физических потребностей. Ради этого все должны отказаться от всего, что отличает их от других – личных чувств, собственных стремлений и прочих. Само понятие «человек» заменено понятием «нумера» - на груди все носят золотые бляхи с присвоенным нумером. Все живут по законам Часовой Скрижали, которая безупречно организует устройство жизни.

 

Русская сатира 20 -30-х годов, анализ одного из произведений.

-Начало XX века насыщено событиями мирового и Российского масштаба, которые поменяли человечество, общество, отношение к личности.

-Сатира, как кривое зеркало, верно последовало за реальностью в произведениях новых авторов, которые изобличили новые пороки общества и человека.

-Сатира в русской литературе XX века пережила годы бурного расцвета. Отменялась любая предварительная цензура. -В 1905—1907 годах в стране выходило более трехсот сатирических и юмористических изданий. «Бич», «Плеть», «Скорпи­он» .Несмотря на критику, преследование всего «непролетарского», в это десятилетие созданы замечательные сатирические произведения М. Зощенко и А. Платоновым, П. Романовым и Е. Зозулей, И. Ильфом и Е. Петровым, М. Булгаковым и Ю. Олешей. -В 30-е годы сатира в русской литературе идет на спад.

-Тематические направления в литературе: 1 пролетарская литература-авторы подчинились власти, соцреализм.

2. - попутчики- развивали литературу хотели сохранить независимой.

3 авторы жившие в эмиграции и никогда не приспособились западу (Набоков)

-Темы: 1. Революция и гражданская война. Что произошло и что ведёт их.

-2. размышления что ес<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...