Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возможности и ограничения в эмпирическом изучении социальных групп. Методологические проблемы исследования общностей.Проблемы изучения:изучать важно, т.к. одна из составляющих соц.гр. - об-во, членами котор. мы яв-ся. Можно увидеть влияние на причины пов-я др. людей. Исп-ся методы этнографии (анализа продуктов культуры/исследование традиций, обычаев, нравов, ценностей, и т.д.), социологии, психолингвистики (анализ знаковых систем) и т.д. Применяют анкетирование, наблюдение, контент-анализ, методику «типы этнической идентичности»Солдатовой и т.д. Сложности заключаются, к примеру, в исследовании каких-то определенных массовидных явлений, напр. паника. Если изучать со стороны - не прочувствуешь досконально , включенное наблюдение - есть риск поддаться эффекту заражения. Спрогнозировать – маловероятно, а устраивать эксперимент – вопрос об этичности встает. Социально-психологическое исследование – это вид научного исследования, осуществляющийся с целью установления в поведении и деятельности людей определённых закономерностей, обусловленных фактом вхождения этих людей в социальные группы. Так же в социальной психологии исследуется специфика социально-психологических характеристик групп, понимаемых в качестве игровых, учебных, трудовых (производственных) объединений людей. Эмпирическая база (социальная выборка) социально-психологического исследования – это группы людей, прежде всего – малые группы, понимаемые как совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной общности, – от 2 до 40 человек. Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы методов: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия». Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы её обработки. Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально психологического исследования. Методы сбора информации: наблюдение, изучение разнообразных документов, контент-анализ (исследование разных информационных источников), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространён социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный). Метод наблюдения. Наблюдение в социальной психологии – это метод сбора информации путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений: фактов поведения и деятельности людей. Стандартизированная техника наблюдения предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателя, единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений. Включённое наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного её члена. Исследователь входит в социальную среду, адаптируется к ней и наблюдает события в ней как бы «изнутри». Объектом наблюдения, как правило, являются отдельные люди, малые группы и социальные процессы, происходящие в них. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты социального поведения индивида или группы в целом в определённой ситуации. Пути повышения надёжности результатов наблюдения связаны с использованием надёжных схем наблюдения, технических средств фиксации данных, тренировки наблюдателя, минимизацией эффекта присутствия наблюдателя. Анкета, анкетирование. Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое анкетирование), по месту проведения, по способу распространения анкет (анкетирование раздаточное, почтовое, через прессу). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и проводимого в прессе анкетного опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и по объёму анкет. Предпочтение типа анкетного опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. Тест – стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание (задание или опросник). С помощью тестов в социальной психологии определяются межличностные, внутригрупповые и межгрупповые различия. Области применения тестов в социальной психологии: диагностика групп, изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции, социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.). Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определёнными параметрами оценки, например с характеристиками личности. Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе. Тестовые показатели относительны. Их диагностическое значение обычно определяют через соотнесение с нормативным показателем, полученным статистически на значительном числе испытуемых. Метод социометрии. Метод социометрии является абсолютно специфическим именно для социальной психологии. Социометрия позволяет выявить особенности систем неформальных отношений в группе; степень психологической совместимости конкретных людей; внутригрупповые статусы участников процедуры; качество психологической атмосферы группы в целом. Социометрия – теория и целостный практический метод психодиагностического социально-психологического измерения межличностных и внутригрупповых отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Джекоб (Якоб) Леви Морено (1892–1974 г.г.). Анализ документов. Анализируются документы личного дела (автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора), различные справки, отзывы, дневники, письма, фотографии и т.д. Их изучение позволяет: во-первых, выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе, последующее профессиональное становление; во-вторых, выделить в учебной и производственной деятельности юноши до призыва в армию конкретные проявления (факты), свидетельствующие о степени зрелости, активности различных психических процессов (функций), об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентаций, черт характера; в-третьих, определить общее направление и состав методических приемов для дальнейшего исследования личностных особенностей военнослужащего. Биографический метод. Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления индивида, его приобщение к общественным нормам, формирование готовности к выполнению различных ролевых функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека. 14. Большие и малые социальные группы: проблема определения дифференцирующих критериев. Большая группа –это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации. Признаки больших социальных групп: 1) имеют структурную и функциональную организацию; 2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции; 3) определенный психический склад, групповая психология; 4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.; 5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие. Виды больших социальных групп: 1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей: а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей; б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей; 2) по времени существования: а) длительно существующие группы (классы, нации); б) временно существующие группы (толпа, аудитория); 3) по организованности-неорганизованности: а) организованные группы (партии, союзы); б) неорганизованные (толпа); 4) по возникновению: а) возникшая стихийно (толпа); б) организованная сознательно (партии, ассоциации); 5) по контактности членов группы: а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой; б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания); 6) по открытости: а) открытые; б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп. Уровни развития больших социальных групп: 1) типологический – люди, объединенные в группы этого уровня, имеют общие признаки, которые не составляют основания для создания психологической общности. Такие группы не обладают единством; 2) идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами; 3) солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей. Малая группа –это немногочисленная по составу достаточно устойчивая общность людей, объединенных общей социальной деятельностью и находящихся в непосредственном личном взаимодействии и общении. Все люди являются членами тех или иных групп: учеником класса, членом бригады, студенческой группы и т. д. Минимальная численность малой группы составляет 2–3 человека, максимальная – 20–40 человек. Оптимальной считается группа в 5–7 человек. Признаки малой группы: 1) пространственное и временное соприсутствие людей, которое дает возможность для личных контактов; 2) референтность – принятие членами группы общих эталонов поведения, моральных и ценностных норм; 3) лидерство – взаимодействие лидеров и ведомых в группе, влияние лидеров на группу в целом ради осуществления общих целей; 4) интегративность группы – мера единства, слитности, общности членов группы; 5) интрагрупповая активность – мера внутригрупповой активности отдельных членов группы; 6) интергрупповая активность – мера активности группы в целом и ее членов с внешними группами; 7) микроклимат – характер взаимоотношений между людьми в группе, их психологическое самочувствие, удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней; 8) организованность – способность группы к самоуправлению; 9) интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения; 10) направленность группы – наличие постоянной цели совместной деятельности и принятие её группой. Среди целей выделяют: а) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы; б) вторичные цели более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом); в) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого; 11) эмоциональность – степень выраженности межличностных эмоциональных взаимосвязей членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы; 12) волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям; 13) разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной и они вносят свой вклад в совместную деятельность, играют разные роли); 14) выработка специфической групповой культуры – нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обуславливающие групповую динамику. Параметры малой группы: 1) состав или композиция группы – определяет своеобразие данной группы среди других групп; 2) структура группы – принятое распределение руководства и подчинения, прав и обязанностей между членами группы, порядок отношений и совместных действий членов группы, характер коммуникаций и предпочтений; 3) групповые процессы – это процессы, которые организуют деятельность группы (общение, взаимодействие, межличностные отношения, авторитет, лидерство и т. д.); 4) групповые нормы – это система общепризнанных в данном коллективе правил поведения работников в сфере труда, досуга, общения; 5) положение индивида в группе – его статус (место в системе групповой жизни), роль (способ поведения, ожидаемый от личности), позиция (система взглядов и ценностей); 6) групповые ожидания – ожидаемые образцы поведения, соответствующие каждой роли, статусу и позиции индивида как субъекта группы; 7) групповые санкции – групповые средства и механизмы управления поведением членов группы. Санкции бывают поощрительные и запретительные. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |