Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности композиции и сюжета рассказа

Художественная организация рассказа Андреева «Кусака»

Художественная организация рассказа Андреева «Кусака»

Особенности композиции и сюжета рассказа

Тема взаимоотношений человека и собаки – традиционная тема русской, особенно детской, литературы. Основоположником зообеллетристики в отечественной литературе считается Л.Н.Толстой. Его произведения о собаках («Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька», «Бешеная собака», «Собака и ее тень») полны драматизма, эмоциональности и образности, отличаются особенной поэтичностью и большим воспитательным воздействием на детей.

Л.Н.Андреев в своем рассказе «Кусака» продолжил традиции Л.Н.Толстого, Д.Н.Мамина-Сибиряка («Зимовьё на студеной», «Богач и Ерёмка»), А.П.Чехова («Каштанка», «Белолобый»). Почти одновременно с рассказом Андреева появляется рассказ А.И.Куприна «Белый пудель». В двадцатом веке эта тема получит самое активное развитие. Одним из самых ярких писателей, исследующих взаимоотношения человека и собаки, будет М.Пришвин (рассказы «Ярик», «Первая стойка», «Сват», «Ужасная встреча», «Лада», «Копыто», «Как я научил собак горох есть» и, наконец, сказка-быль «Кладовая солнца»).

Рассказ Андреева «Кусака» относится к ранним «реалистически-бытовым» рассказам. Он впервые был напечатан в «Журнале для всех» в 1901 году. «Рассказ включен в «Книгу рассказов и стихотворений», изданную в Москве книжным магазином С.Курина и Ко. Деньги от продажи сборника в 1905 году были переданы забастовочному комитету работников почты и телеграфа».[1]

В этом «раннем событийно-бытовом рассказе угадывается «истинный» Андреев с тяготением автора к освещению коренных вопросов человеческого духа и всебытия»[2]. Написан он не для детей, но изучается ими в средних классах, в случае если они занимаются по программе авторского коллектива под редакцией В.Л.Коровиной или по программе авторского коллектива под редакцией Г.И.Беленького. Включен рассказ в школьную программу, потому что помогает пробудить в ребятах чувство гуманности и сострадания к животным.

Рассказ не автобиографичен, и под влиянием каких событий он был написан, никто не знает. Но «сюжеты Андреев почти не выдумывал – он просто умел их выделить из происходящего вокруг».[3] Поэтому можно предположить, что Леонид Николаевич в детстве или будучи уже взрослым человеком был свидетелем жестокого обращения с собакой, что оставило след в его душе и подтолкнуло к написанию рассказа «Кусака».

Рассказ «Кусака», как и рассказ «Петька на даче», является «событийным», и для него также характерен сюжет «единого действия» [4]. На первый план выдвинута одна жизненная ситуация – тяжелая жизнь бездомной собаки. Ее характер и состояние раскрываются автором через случай – приобретение на время хозяев.

Сюжет рассказа доступен детскому сознанию. Он драматический. В нем обрисована трудная и одинокая жизнь беспризорной собаки, которой удалось найти себе хозяев лишь на лето. Счастье ее было кратковременно, жизнь «без принадлежности людям» полна несчастья, трудностей и лишений. И рассказ заканчивается печально: с наступлением осени дачники уехали в город, оставив Кусаку на даче одну.

Одним из главных компонентов сюжета является жизнь персонажей в ее пространственно – временных изменениях.

В «Кусаке» нет четко установленных пространственных границ развития действия.

Читая рассказ, мы узнаем, что героиня живет в поселке, «она никому не принадлежала» и поэтому у нее не было определенного места жительства. Но однажды она поселилась на даче с садом и приобрела там хозяев. Эта дача стала для нее домом.

Автор, как и в рассказе «Петька на даче», употребляет прием – композиционное кольцо, то есть произведение заканчивается тем же событием, которым оно начиналось. В конце рассказа «Кусака», как и в начале, перед читателем предстает одинокая и никому ненужная собака.

Рассказ состоит из трех частей. Первая часть, которую можно озаглавить «Ничья», знакомит читателя с героиней, ее образом жизни и рассказывает о встречи с «пропоицей-мужиком». Вторая является центральной и, по сравнению с рассказом «Петька на даче», более развернутой. Здесь можно выделить три важных эпизода: 1) «Очень добрые люди». Эта часть повествует о знакомстве собаки с ее первыми хозяевами, 2) «Счастье собаки». Здесь рассказывается о произошедших внешних и внутренних изменениях с Кусакой. 3) «Отъезд дачников». Эта часть повествует о наступлении осени и о сборах дачников в дорогу. И самая маленькая часть – «Опять одна» - рассказывает о горе собаки: потере хозяев и наступлении одиночества.

Система персонажей в рассказе выполняет содержательную функцию. Она помогает понять замысел и идею автора. Заглавие ориентирует нас на то, что в центре этой системы находится Кусака, которая организует систему образов. К главным героям можно отнести и Лелю, по степени значимости её в жизни собаки и месту в художественной структуре произведении. Остальные герои относятся к эпизодическим («пропоица-мужик», дачники, дурачок Илюша).

Мир, который полон несправедливости и обидных неожиданностей, страшен для беспризорной собаки и непредсказуем, поэтому внимание автора сосредоточено, прежде всего, на состоянии, внутренней жизни персонажа. Описание реалий, людей, с которыми Кусаку свела судьба, во многих контекстах дается с ее точки зрения, однако к формам несобственно-прямой речи автор обращается сравнительно редко, используя лексику со значением восприятия: «меньше было говора и совсем не слышно было смеха», «пахло людьми», «в открытые окна приносились тихие звуки короткого дыхания»; слова, отражающие недостаточность знаний героя о новом для него лице: «снова пришли незнакомые люди», «глядела на сновавшие по террасе фигуры в красных рубахах» и др.

«Точка зрения героя оформляется в речи повествователя и соотносится с его точкой зрения»[5]: «Маленькая, теплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и, словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча»; «На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он».

«Однако своеобразие мировосприятия Кусаки выражается преимущественно в авторской речи»[6].

Андреев показал в своем рассказе равнодушие и безответственность, порой и жестокость людей по отношению к животным. Эта тема актуальна и для нашего времени. Нередко на улице можно увидеть, как ребятишки кидают в собаку или кошку камни или как озлобленные взрослые кричат, а иногда даже бьют своих питомцев, не стесняясь прохожих.

Рассказ «Кусака» дает читателю полное представление о бродячей жизни никому не нужной собаки. Чтобы усилить эту мысль, писатель использует свой излюбленный композиционный приём – изображение героя начинать с внешности персонажа. Использует он его и в рассказе «Кусака».

Портрет своей героини автор дает не сразу. В начале рассказа главное внимание он уделяет не столько внешности героини, сколько ее положению, образу жизни: «Выросшая на улице, никогда не имевшая ни своего угла, ни клички, ни достаточно еды, собака живет в постоянном страхе: любой может ударить, швырнуть камнем, гнать презрением».[7] Исходя из этого, читатель сам может догадаться, как выглядела собака: вид у нее напуганный; вся она сжалась, будто хочет стать маленькой, чтоб ее никто не заметил; глазки бегают, ожидая с любой стороны опасность; и от страха уши прижаты к голове и тело охватывает дрожь.

Портрет Кусаки, как и портрет Петьки, Андреев создает постепенно, через взгляд других героев. Сначала это взгляд «пропоицы-мужика»: «пожалел он и собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его пьяный и бесцельный взгляд». Это говорит о том, как отразилась тяжелая жизнь собаки на ее внешнем виде. Не от природы она «грязная и некрасивая», а от тяжелых условий существования. А взгляд Лели, приехавшей на дачу «хорошенькой девушки в коричневом форменном платье», подмечает только красивые черты Кусаки: «У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки». И уже в третьей главе автор описывает внешность собаки, когда хочет показать произошедшие с ней изменения: «длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась…».

Такое постепенное создание портрета помогает читателю осознать каждую деталь. Ведь сначала автор показывает собаку такой, какой ее видят большинство людей: обычной, грязной, неухоженной бездомной собакой. А затем автор, через взгляд Лели, как бы говорит, что, если приглядеться к бездомной собаке, то можно увидеть те ее черты, которые скрыты под грязью и лохмотьями.

Описание внешности героини дается в рассказе не один раз, а трижды. Это сделано с целью, показать эволюцию образа героя, в которой проявилось и мастерство Андреева-психолога. Ведь он показал, «как меняется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей».[8]

Сначала, когда Кусака одинока и терпит обиды от людей, перед нами предстает трогательный образ бездомной собаки: «грязная и некрасивая». Иной она предстает перед нами, когда ее приласкали и приручили. Она преобразилась: длинная шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». У нее появилось все то, что так было необходимо для счастья: имя, «на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада», принадлежность людям и возможность служить им. Этого было достаточно «для счастья собаки». Но в конце, как только дачники уехали, забыв о Кусаке, оставив ее одну, она опять предстает перед нами «промокшая, грязная…». То есть автор дает описание внешности собаки, совпадающее с первым описанием, тем самым, показывая возвращение прежней жизни.

Велика роль эпизодических персонажей в рассказе «Кусака». Они помогают глубже понять сущность главного героя, его положение и состояние, увидеть весь драматизм его жизни.

Первый эпизодический персонаж – «пропоица-мужик». Он был первым, кто захотел ее пожалеть и приласкать. В тот момент нетрезвый мужчина «всех любил и всех жалел», говорил о добрых людях и «о своих надеждах на добрых людей». Увидев собаку, на которую «случайно упал его пьяный и бесцельный взгляд», он и сам решил проявить добро. Он не накричал на собаку, как кричали остальные, а просто позвал ее к себе, да еще и назвал именем, пусть даже общим всем собакам: «Жучка! Пойди сюда, не бойся!». Видя ее страх и желая показать, что он просто хочет ее приласкать, а не обидеть, мужчина «похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил: Да пойди, дура! Ей-богу, не трону!». А в собаке в этот момент боролись два чувства - страх и желание подойти: «Жучке очень хотелось подойти,…но она не решалась». Все же потребность ласки одержала вверх: «она размахивала хвостом и маленькими шажками подвигалась вперед», но чувство страха тормозило приближение ее к мужчине, и это колебание привело к тому, что «настроение пьяного человека изменилось». «Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу», а в этот момент беззащитная собака уже «легла перед ним на спину», ожидая ласки. Но он давно забыл о своем намерении приласкать собаку, и теперь она просто стала для него тем объектом, на котором можно выместить нахлынувшее зло: он «с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога», со словами: «У-У, мразь! Тоже лезет!». Кусаке было не столько больно, сколько обидно, что она доверилась человеку, а он ее обманул: «собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли». Этот случай изменил ее жизнь, она «с тех пор не доверяла людям». И если ей встречались такие люди, которые хотели ее приласкать, она, «поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить».

Увидеть добрые и нежные чувства, спрятанные в глубине души Кусаки, помогает знакомство с дачниками, приехавшими весной из города. Сколько их было и что это за люди автор не говорит, читатель узнает лишь, что это «ватага взрослых, подростков и детей». Андреев называет их «очень добрыми людьми». Что это авторская ирония, в которой раскрывается сущность дачников, становится ясно после авторской характеристики. В одном небольшом абзаце автор говорит о том, что они «очень хорошие люди», о благотворном влиянии природы на них («они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым, голубым и беззлобным, и это делало их еще добрее») и тут же об их желании «прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется». Таким образом, автор показывает, как у «очень добрых людей», так любящих природу, нет ни жалости, ни сострадания к живому существу. Но для Кусаки они стали хозяевами, которых так ей не хватало. Она преданно им служила, полюбила всей душой. Только они не смогли понять этого, и, когда настало время, бросили ее. Такое их поведение говорит о безответственности: приручили животное, а потом оставили на произвол судьбы. Скорее всего, они больше не вспомнят о Кусаке или вспомнят только как о забавной собачонке, которая смешила взрослых и веселила детей, и уж точно никогда не задумаются о ее дальнейшей судьбе.

После предательства Кусаки дачниками появляется эпизодический герой - деревенский дурачок Илюша, которого дразнит «кучка людей»: «Дайте копеечку, - гнусавил протяжно дурачок, и злые, насмешливые голоса наперебой отвечали ему: А дрова колоть хочешь? И Илюша цинично и грязно ругался, а они без веселья хохотали».

На Руси самым беспомощным человеком был безумный человек и к нему относились по-христиански: жалели и не обижали. Отношение людей к Илюше нехристианское, и в отношении к Кусаке есть момент нехристианского отношения. Отсюда ассоциативно возникает параллель между образом дурочка, которого обижают, а обижать нельзя, и Кусакой, которую тоже обижать нельзя, но обижают. Дурачок, как и Кусака, беззащитен и нуждается в добре и ласке. Но только окружающие этого не понимают. Они обижали Кусаку, чтобы увидеть ее страх, ласкали ее, чтобы увидеть ее смешной, потешались над ее «благодарностью». Так и над Илюшей они издеваются, чтобы повеселить себя, посмеяться. Его ругань – это неумение ответить на насмешки людей, как и «нелепые кувырки» Кусаки – неумение выразить благодарность людям. И то и другое вызывает у людей смех, ведь они всякий раз этого и ждут, они жестоко «играют» с живыми существами. Таким образом, видим, что положение дурочка аналогично положению собаки.

Показывая несправедливость, безразличие и жестокость к беззащитному, брошенному, больному, Андреев напоминает нам и показывает важность формулы жизни: «мы в ответе за тех, кого приручили». И так как Андреев рассматривал в своих произведениях не частный случай, а нечто общее, то понимаем, что в ответе мы не только за животных, но и за людей, близких нам, любящих нас, нуждающихся в нас.

В рассказе важно композиционное расположение эпизодических героев. Сначала собака встречается с «мужиком-пропоицей» и эта встреча раскрывает, помогает понять взгляд ее на мир, объясняет тяжесть ее положения. Встреча с дачниками показывает эволюцию образа собаки, изменения внутреннего мира, в которые с трудом верилось после встречи ее с «мужиком-пропоицей». А «деревенский дурачок Илюша» помогает увидеть драматические последствия встречи с дачниками, понять «нынешнее» положение Кусаки. Также эти герои помогают читателю увидеть потерю людьми нравственных качеств и гуманности, очерствение их душ.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...