Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная статистическая отчетность о пожарах и их последствиях

 

 

Положением о федеральном государственном пожарном надзоре уста- новлено, что органы ГПН в рамках своей компетенции осуществляют ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям [5].

Порядок государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям утвержден приказом Федеральной службы государственной стати- стики (Росстат) от 23 декабря 2009 г. № 311 «Об утверждении статистиче- ского инструментария для организации МЧС России федерального статисти- ческого наблюдения за пожарами и последствиями от них».

Указанным приказом введена квартальная Форма № 1-ПОЖАРЫ «Сведе- ния о пожарах и последствиях от них» федерального государственного статистического наблюдения, устанавливающая состав отчитывающихся субъектов и порядок представления ими отчетности (приложение 33).

Сбор и обработка данных и представление отчетности по указанной форме осуществляются структурными подразделениями (отделами, отделениями, группами) государственной статистики территориальных органов ГПН или должностными лицами, назначенными ответственными за ведение официаль- ного учета и государственной статистической отчетности о пожарах и их последствиям органов ГПН городов, районов, ЗАТО.

Форма № 1-ПОЖАРЫ состоит из двух разделов [6]:

в разделе 1 «Общие положения» приводятся показатели:

количества пожаров, ед.;

материальных потерь от пожаров, в том числе прямого материального ущерба от пожаров, тыс. руб.;

количества погибших и травмированных при пожаре, чел.;

количества уничтоженных и поврежденных строений, морских и речных судов, воздушных судов, автотракторной техники, горных выработок, пластов угля и т.д.

в разделе 2 «Основные причины и объекты пожаров» приводятся показа- тели количества пожаров по причинам возникновения пожаров и объектам, на которых произошли пожары с указанием величин прямого материального ущерба.

Юридические лица, осуществляющие деятельность по добыче угля, сланцев, нефти, подземной добыче руд и нерудного сырья, рыболовству, эксплуатации железнодорожного подвижного состава (кроме ОАО РЖД), порты, пароходства, авиационные предприятия и компании, ежеквартально до 10 числа после отчетного периода представляют государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям по установленной Форме №1-ПОЖАРЫ управлениям (отделам) надзорной деятельности главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней раз- ведки Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федера- ции, Федеральное агентство специального строительства Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги» ежеквартально до 20 числа после отчетно- го периода представляют государственную статистическую отчетность по по- жарам и их последствиям по установленной Форме № 1-ПОЖАРЫ в МЧС Рос- сии [6].

Управления (отделы) надзорной деятельности главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации » ежеквартально до 20 числа по- сле отчетного периода представляют государственную статистическую отчет- ность по пожарам и их последствиям по установленной Форме № 1-ПОЖАРЫ в МЧС России Приказом МЧС России от 18 ноября 2011 г. № 686 «О формировании официальной статистической информации в МЧС России» установлено, что управления (отделы) надзорной деятельности главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации сведения о пожарах и последствиях от них по квартальной форме федерального государственного статистического наблюдения Форме № 1- ПОЖАРЫ представляют в Департамент надзорной деятельности МЧС России до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Департамент надзорной деятельности МЧС России представляет государ- ственную статистическую отчетность по пожарам и последствиям от них по уста- новленной Форме № 1- ПОЖАРЫ в Росстат ежеквартально, на 45-й рабочий день после отчетного периода.

Представление оперативной информации о пожарах и их последствиях органами ГПН ГУ МЧС России субъектов Российской Федерации осуществ-ляется на основании указания МЧС России от 11 апреля 2005 г. № 330/6 от 12 апреля 2005 г. №5-10-421 и телеграммы Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору от 14 апреля 2005 г. № 48-63-19.

По установленной Форме № 1-ПО-С информация о пожарах и их последствиях представляется Управлениями надзорной деятельности главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации в:

– ФГБУ ВНИИПО МЧС России – еженедельно (по четвергам) до 12.00 ч.;

– МЧС России для проведения селекторных совещаний – еженедельно (каждое воскресенье) до 11.00 ч.;

– РЦ МЧС России для селекторных совещаний начальником регионального центра с начальниками Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации – еженедельно (каждый четверг) до 16.00 ч.

Сведения о пожарах и их последствиях представляются в электронном виде по форме шаблон «STA» нарастающим итогом с учетом корректировки статистических данных по Форме № 1-ПО-С (ежемесячной).

По подготовке сведений установлены следующие основные требования:

1. Отчетный период прошлого года должен соответствовать аналогичному периоду текущего года.

2. К крупным пожарам относить пожары, на которых: погибло 5 и более человек, пострадало 10 и более человек, прямой материальный ущерб от пожара превысил 342 000 руб.

3. К детям относить лиц, не достигнувшим 16 лет.

4. Отчетные периоды для исчисления статистических показателей должны соответствовать срокам, приведенным в табл. 2.

Оперативные сведения по пожарам и их последствиям представляются на основании данных, имеющихся в базах карточек учета пожаров (загораний) ор- ганов ГПН субъектов Российской Федерации на момент составления отчета (12.00 мск. каждый четверг).

ФГБУ ВНИИПО МЧС России обобщает данные и представляет в Депар- тамент надзорной деятельности МЧС России, где готовится аналитическая справка о состоянии пожарной безопасности на территории Российской Феде- рации и другие аналитические материалы для доклада руководству МЧС Рос- сии [8].

Таблица 2

Отчетные периоды для исчисления статистических показателей

 

 

  Срок представления   Вид статистики
Еженедельные данные   Ежемесячные данные   Ежегодные данные
Четверг (до 16.00) с 0.00 четверга по 24.00 среды с 0.00 1-го числа месяца по 24.00 среды с 0.00 01 числа месяца года по 24.00 среды
Воскресенье (до 11.00) с 0.00 воскресенья по 24.00 субботы с 0.00 1-го числа меся- ца по 24.00 субботы с 0.00 01 числа месяца года по 24.00 субботы

 

 

Органы ГПН проводят анализ обстановки с пожарами (загораниями) и по- следствиями от них ежеквартально в целях своевременного реагирования на изменение обстановки на обслуживаемой территории.

Анализ статистики пожаров проводится в целях выявления причин и усло- вий возникновения пожаров, контроля и прогнозирования обстановки с пожа- рами. Анализ должен проводиться с учетом демографических, климатических, социально-экономических и других факторов, влияющих на обстановку с по- жарами, и завершаться разработкой мероприятий, направленных на предупре- ждение пожаров, которые включаются в планы оперативно-служебной деятель- ности территориальных органов ГПН, а также в личные планы-графики осу- ществления ГПН государственных инспекторов по пожарному надзору [14].

 

5.4. Статистическая отчетность по осуществлению федерального государственного пожарного надзора

 

В целях анализа и совершенствования деятельности органов государствен- ного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оптимизации форм отчетности по осуществлению государственного надзора приказом МЧС России от 28 августа 2013 г. № 565 «О предоставлении отчетности по осуществлению государственных надзоров в сфере деятельности МЧС России» утверждены и введены в действие с отчёта за III квартал 2013 г. формы статистической отчет ности.

Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации ор- ганизуют своевременный сбор и обобщение сведений по формам статистиче- ской отчетности и представляют их в региональные центры МЧС России по подчиненности до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в бу- мажном виде и на электронных носителях в формате Microsoft Excel с нараста- ющим итогом к окончанию года.

Специальные и воинские подразделения ФПС, созданные в целях органи-зации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно- территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организа- циях, обеспечивают заполнение форм статистической отчетности, в части ка- сающейся, и представляют их в ДПСС МЧС России до 2 числа месяца, следу- ющего за отчетным периодом, в бумажном виде и на электронных носителях в формате Microsoft Excel с нарастающим итогом к окончанию года.

ДПСС МЧС России, региональные центры МЧС России и главное управ- ление МЧС России по г. Москве организуют своевременный сбор и обобщение данных по формам статистической отчетности в части касающейся, с последу- ющим их представлением в бумажном виде и на электронных носителях в фор- мате Microsoft Excel в ФГБУ ВНИИПО МЧС России до 12 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отдельно по каждому региональному центру МЧС России, главному управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации, каждой атомной электростанции, а также по каждому специальному и воинскому подразделению ФПС (в зависимости от периодичности предоставления информации).

ФГБУ ВНИИПО МЧС России и ФГБУ ВНИИГОЧС МЧС России проводят обработку и обобщение поступивших данных по формам статистической от- четности и не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют их в бумажном виде и на электронных носителях в формате Microsoft Excel в Департамент надзорной деятельности МЧС России.

Ответственность за достоверность сведений и своевременность сбора, обобщения и представления форм статистической отчетности несут начальни- ки региональных центров МЧС России, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и директор ДПСС МЧС России.

В целях реализации Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной стати- стики в Российской Федерации» и организации работ по формированию офи- циальной статистической информации приказом МЧС России от 18 ноября 2011 г. № 686 «О формировании официальной статистической информации в МЧС России» утвержден План-график представления отчетов по формам фе- дерального статистического наблюдения в системе МЧС России структурными подразделениями центрального аппарата, территориальными органами и организациями МЧС России.

Территориальные органы МЧС России ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Департамент надзорной деятельности МЧС России по форме федерального статистического наблюде- ния №1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», утвержденной приказом Минэконо- мразвития России от 27 сентября 2010 г. № 331«Об утверждении статисти- ческого инструментария для организации Минэкономразвития России феде- рального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (приложение 34).

Департамент надзорной деятельности МЧС России представляет отчет по форме федерального статистического наблюдения №1-контроль в Минэкономразвития России ежеквартально на 15-й рабочий день после отчетного периода.

Учетными документами, на основании которых данные о проверках и их результатах включатся в форму федерального статистического наблюдения №1-контроль, являются акты проведенных проверок, предписания об устране- нии выявленных нарушений, определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, про- токолы об административных правонарушениях, постановления по результатам административных рассмотрений дел об административных правонарушениях и другие документы, содержащие решения о применении мер пресечения и (или) устранения последствий выявленных при проверках нарушений.

Статистический отчет заполняется в двух экземплярах, один из которых хранится в надзорном органе МЧС России, составившем отчет.

Сведения, содержащиеся в установленных формах государственной ста- тистической отчетности о пожарах, их последствиях, деятельности органов ГПН и осуществлению федерального ГПН используются для проведения мони- торинга эффективности федерального ГПН, на основании которого готовятся материалы по расчету, анализу и оценке показателей эффективности.

Данные мониторинга включаются в ежегодные доклады об осуществлении федерального ГПН и его эффективности, используются органами ГПН при пла- нировании и осуществлении своей деятельности, при формировании заявок на выделение необходимых финансовых средств, подготовке предложений по со- вершенствованию нормативного правового обеспечения контрольно-надзорных функций, улучшению координации и взаимодействия между органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В системе МЧС России ответственность за подготовку и представление в Минэкономразвития России в установленном порядке доклада об осуществле- нии федерального ГПН и его эффективности возложена на Департамент надзорной деятельности МЧС России.

Порядок подготовки доклада об осуществлении федерального ГПН и его эффективности определен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № 215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности та- кого контроля (надзора)».

В доклад включаются сведения об организации и проведении федерально- го ГПН и его эффективности за отчетный год и их эффективности по следующим разделам:

1. Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности.

В разделе приводятся данные анализа нормативных правовых актов, ре- гламентирующих деятельность органов ГПН и их должностных лиц, а также устанавливающих обязательные требования пожарной безопасности к осу- ществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления фе- дерального ГПН, в том числе исходя из их достаточности, полноты, объектив- ности, научной обоснованности, доступности для юридических лиц, индивиду- альных предпринимателей, возможности их исполнения и контроля, отсутствия признаков коррупциогенности, а также сведения об опубликовании указанных нормативных правовых актов в свободном доступе на официальном сайте контрольного органа в сети Интернет.

2. Организация федерального ГПН.

В разделе приводятся:

а) сведения об организационной структуре и системе управления органов ГПН;

б) перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций;

в) наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламенти- рующих порядок исполнения указанных функций;

г) информация о взаимодействии органов ГПН при осуществлении своих функций с другими органами государственного контроля (надзора), муници- пального контроля, порядке и формах такого взаимодействия;

д) сведения о выполнении функций по осуществлению федерального ГПН подведомственными органам государственной власти и органам местного са- моуправления. организациями с указанием их наименований, организационно- правовой формы, нормативных правовых актов, на основании которых указан- ные организации осуществляют контроль (надзор);

е) сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к вы- полнению мероприятий по контролю при проведении проверок.

3. Финансовое и кадровое обеспечение федерального ГПН.

В разделе приводятся:

а) сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функ- ций по осуществлению федерального ГПН (планируемое и фактическое выде- ление бюджетных средств, расходование бюджетных средств, в том числе в расчете на объем исполненных в отчетный период контрольных функций);

б) данные о штатной численности работников органов ГПН, выполняющих функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности;

в) сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации;

г) данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю;

д) численность экспертов и представителей экспертных организаций, при- влекаемых к проведению мероприятий по контролю.

4. Проведение федерального ГПН.

В разделе приводятся:

а) сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению федерального ГПН;

б) сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю.

в) сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуаль- ными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно- надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пожарах).

5. Действия органов ГПН по пресечению нарушений обязательных требо- ваний и (или) устранению последствий таких нарушений.

В разделе приводятся:

а) сведения о принятых органами ГПН мерах реагирования по фактам вы- явленных нарушений требований пожарной безопасности, в том числе в дина- мике (по полугодиям);

б) сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений требований пожарной безопасности с их стороны;

в) сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуаль- ными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю (количество удовлетворенных судом исков, типо- вые основания для удовлетворения обращений истцов, меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц органов ГПН).

6. Анализ и оценка эффективности федерального ГПН.

В разделе приводятся показатели эффективности федерального ГПН, рас- считанные на основании сведений, содержащихся в «форме № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муници- пального контроля», утверждаемой Росстатом, а также данные анализа и оцен- ки указанных показателей.

Значения показателей оценки эффективности федерального ГПН за отчетный год анализируются по сравнению с показателями за предшествующий год. В случае существенного (более 10 процентов) отклонения значений указанных показателей в отчетном году от аналогичных показателей в предшествующем году указываются причины таких отклонений.

В указанном разделе также анализируются действия органов ГПН по пре- сечению нарушений обязательных требований пожарной безопасности и (или) устранению последствий таких нарушений, в том числе по оценке предотвра- щенного в результате таких действий ущерба (по имеющимся методикам расче- та размеров ущерба в различных сферах деятельности), а также даются оценка и прогноз состояния исполнения обязательных требований законодательства в области пожарной безопасности.

7. Выводы и предложения по результатам федерального ГПН.

В разделе приводятся:

а) выводы и предложения по результатам осуществления федерального ГПН, в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности;

б) предложения по совершенствованию нормативно-правового регулиро- вания федерального ГПН;

в) иные предложения, связанные с осуществлением федерального ГПН и направленные на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельно- сти.

К докладу прилагается отчет об осуществлении федерального ГПН по форме федерального статистического наблюдения № 1-контроль (приложение 24а).

При подготовке доклада могут использоваться данные социологических опросов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами ГПН проводятся проверки.

Порядок подготовки и обобщения сведений об организации и проведении федерального ГПН, необходимых для подготовки доклада, устанавливается МЧС России с учетом методики проведения мониторинга эффективности госу- дарственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Доклад подписывается Министром МЧС России и представляется в Ми- нистерство экономического развития Российской Федерации до 15 марта года, следующего за отчетным годом, на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы (ИС «Мониторинг»), размещенной в сети Интернет на официальном сайте Министерство экономического развития Российской Федерации.

Министерство экономического развития Российской Федерации подготав- ливает сводный доклад о состоянии государственного контроля (надзора), му- ниципального контроля за отчетный год и представляет его в Правительство Российской Федерации до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.

Сведения, содержащиеся в докладе, являются открытыми, общедоступны- ми и размещаются на официальных сайтах МЧС России и его территориальных органов, уполномоченных на осуществление федерального ГПН, в сети Интернет, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература

 

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасно- сти» (ред. от 11.02.2013).

2. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 10.07.2012).

3. Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (ред. от 16.10.3012).

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 02.10.2012).

 

5. Закон Российской Федерации от 13 мая 1992 г. № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» (ред. от 30.12.2001).

6. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ред. от 13.11.2012).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № 215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государ- ственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)» (ред. от 21.03.2012).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2010 г. № 367 «О единой межведомственной информационно-статистической системе» (ред. от 27.12.2010).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».

10.Приказ МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714 «Об утверждении порядка учета пожаров и их последствий» (ред. от 17.01.2012).

11.Приказ МЧС России от 10 декабря 2008 г. № 760 «О формировании элек- тронных баз данных учёта пожаров (загораний) и их последствий».

12. Приказ МЧС России от 22 марта 2011 г. № 133 «Об утверждении форм ста- тистической отчетности по осуществлению государственных надзоров в сфере деятельности МЧС России».

13. Приказ МЧС России от 18 ноября 2011 г. № 686 «О формировании офици- альной статистической информации в МЧС России».

14. Приказ МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».

15. Приказ Федеральной службы государственной статистики (Росстата) от 23 декабря 2009 г. № 311 «Об утверждении статистического инструментария для органи- зации МЧС России федерального статистического наблюдения за пожарами и послед- ствиями от них».

16. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 27 сентября 2010 г. № 331 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осу- ществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

17. Государственный надзор в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: Учебник для вузов МЧС России / Под ред. канд. социолог. наук Г.Н. Кириллова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009.

18. Надзорно-профилактическая деятельность МЧС России: Учебник для вузов МЧС России / Под ред. канд. социолог. наук Г.Н. Кириллова. – СПб.: Санкт- Петербургский университет ГПС МЧС России, 2013.

 


Глава 6

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...