Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные формы, методы и средства противопожарной пропаганды
В практической деятельности используются устная, массово-разъяснитель- ная, печатная, телевизионная, рекламная и другие виды пропаганды в области пожарной безопасности. В последнее время широко используется пропаганда во Всемирной электронной сети Интернет. К основным формам и методам пропагандистского и обучающего воздействия относятся [18]: 1. Проведение устной противопожарной пропаганды: индивидуальные (групповые) беседы, занятия, инструктажи, лекции; выступления в трудовых коллективах и на сельских сходах; конференции, совещания, семинары по проблемам обеспечения пожарной безопасности. 2. Проведение массово-разъяснительной пропаганды: тематические встречи с населением, дни открытых дверей, презентации, конференции, представительские приемы, пресс-конференции, спортивно-массовые праздники, соревнования, конкурсы, игры; театрализованные представления, спектакли; экскурсии на выставочные отделения Центров противопожарной пропаганды, выставки производителей пожарно-технической продукции. 3. Печатная пропаганда: периодические издания (газеты, журналы, книги, информационные бюллетени, каталоги); наглядно-изобразительные издания (плакаты, памятки, рекламные листовки, афиши, календари, почтовые знаки, открытки и т. д.); фотоизобразительная продукция. 4. Теле-, видео-, кино-, аудиопропаганда: телевизионные каналы, кабельное телевидение; радиовещательные каналы и станции (городские, областные и районные проводные радиосети, объектовые радиоузлы, УКВ ЧМ (FM)-радиостанции); телеграфные и телетайпные агентства; киноустановки кинотеатров и объектов; передвижные видео и киноустановки. 5. Пропаганда во Всемирной электронной сети Интернет: сайты противопожарной направленности; сайты электронных средств массовой информации. 6. Наружная противопожарная реклама: щитовая реклама, реклама на транспорте, световые табло, панно, реклама «стеновая» и т. д. Одним из эффективных средств противопожарной пропаганды и информирования населения в области обеспечения пожарной безопасности является внедрение современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей. Приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31 мая 2005 г. № 428/432/321 «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций» утверждено «Положение о порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях, угрозе террористических акций и распространения соответствующей информации». Порядок размещения технических средств информации включает в себя рекомендации по основным видам технических средств информации, местам их размещения, установке и использованию. Для подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также оперативного информирования и своевременного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических ак- ций рекомендуются к использованию следующие технические средства инфор- мации: – наружные (располагаемые вне помещений) наземные отдельно стоящие светодиодные панели на собственной опоре (Г-образной или П-образной фор- мы) размером экрана от 12 до 60 м2 и энергопотреблением до 30 кВт.; – наружные (располагаемые вне помещений), размещаемые на зданиях и сооружениях светодиодные панели размером экрана до 12 кв. м.; – внутренние (располагаемые внутри помещений) навесные телевизионные плазменные панели (далее – плазменные панели); – внутренние (располагаемые внутри помещений) телевизионные проек- ционные экраны (далее – проекционные экраны); – радиотрансляционные сети пассажирского транспорта; – информационные плакаты на ограждениях объектов строительства, транспортных средствах наземного пассажирского транспорта и остановочных павильонах; – уличные информационные таблички, стенды, вывески, плакаты, пере- тяжки, щитовые и крышные установки и др.; – иные современные технические средства. Территориальные органы МЧС России, МВД России и ФСБ России осу- ществляют функции методического руководства и контроля (в пределах своей компетенции) за использованием технических средств информации для реше- ния вопросов по обучению населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны об- щественного порядка, а также своевременного его оперативного информиро-вания о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций. Технические средства информации в местах массового пребывания людей, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов мест- ного самоуправления и организаций, рекомендуются для использования в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычай- ных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного его оповещения и оперативного информиро- вания о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций. Организации, деятельность которых связана с массовым пребыванием лю- дей, осуществляют установку и (или) предоставление участков для установки технических средств информации, а также предоставление имеющихся технических средств информации и выделение времени для размещения соответ- ствующей информации по согласованию с территориальными органами МЧС России, МВД России и ФСБ России.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. № 381 «О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей» приказами МЧС России, МВД России и ФСБ России от 28 октября 2008 г. №646/919/526 утверждены «Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей». Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация специализирован- ных технических средств должны соответствовать установленным в Российской Федерации требованиям качества и безопасности, предъявляемым к про- дукции, производственным процессам, эксплуатации и услугам. Приказом МЧС России от 29 июня 2006 г. № 386 утвержден Административный регламент, который определяет последовательность (административные процедуры) и сроки действий по осуществлению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее – государственная функция по организации информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах). Под иными каналами понимаются каналы общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН), а также каналы единой сети электросвязи Российской Федерации. Юридическом фактом, являющимся основанием для информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах, является решение руководителя федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления и организации о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликви- дации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС). Юридическим фактом для информирования через средства массовой ин-формации населения, проживающего (находящегося) в опасной зоне потенци- ально опасного объекта, опасного природного явления может также являться сообщение об указанных происшествиях непосредственно в орган повседнев- ного управления (дежурную службу) соответствующего уровня РСЧС (Центр управления в кризисных ситуациях, Центр управления силами федеральной противопожарной службы, Единую диспетчерскую службу муниципального образования, пункт приема сообщений по единому телефонному номеру «01»).
Критериями, по которым принимается решение об информировании насе- ления через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожа- рах, являются: – при локальной чрезвычайной ситуации – пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо матери-альный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения; – при местной чрезвычайной ситуации – пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычай- ной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенно- го пункта, города, района; – при территориальной чрезвычайной ситуации – пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации; – при региональной чрезвычайной ситуации – пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации; – при федеральной чрезвычайной ситуации – пострадало свыше 500 чело- век, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо ма- териальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации; – при крупных пожарах – погибло 5 человек и более, либо пострадало 10 человек и более, либо материальный ущерб составляет 3420 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения пожара. В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и террито- рий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Фе-деральным законом «О государственной тайне» информация о пожарах и чрез- вычайных ситуациях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их по- следствиях, является гласной и открытой. При организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогно- зируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспе-чению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, должностным лицам, ответственным за решение этой задачи, запрещается да- вать сведения, которые могут вызвать панику среди населения, массовые нару- шения общественного порядка, а также информацию, содержащую сведения ограниченного доступа. На рис. 6.1 приведена блок-схема организации информирования населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах. Должностными лицами, ответственными за организацию информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах, являются: – руководители Управления информации и связи с общественностью МЧС России, информационных подразделений региональных центров МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации; – руководители постоянно действующих органов управления РСЧС; – оперативные дежурные органов повседневного управления РСЧС. Максимальный срок выполнения действия по организации информирова-ния населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах: – до 30 мин. после введения для соответствующих подсистем и звеньев РСЧС режима повышенной готовности; – до 20 мин. после введения режима чрезвычайной ситуации. Права и обязанности должностных лиц по организации информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты устанавливаются должностными инструкциями и долж- ностными регламентами, утверждаемыми в установленном порядке соответ-ствующими руководителями структурных подразделений, исходя из прав и обязанностей структурного подразделения по решению данной задачи. Управление информации и связи с общественностью МЧС России, инфор- мационные подразделения региональных центров МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации: а) обязаны: – регулярно осуществлять подготовку материалов о деятельности МЧС России (территориальных органов МЧС России) для центральных, региональ-ных и местных средств массовой информации; – доводить до населения через средства массовой информации в период не позднее 1,5–2 ч. после возникновения чрезвычайной ситуации и до отмены режима чрезвычайной ситуации сведения об обстановке в районе чрезвычайной ситуации и деятельности МЧС России (территориальных органов МЧС России) по ликвидации чрезвычайной ситуации; – устанавливать, поддерживать и развивать в установленном порядке связи с редакциями и корреспондентами центральных, региональных и местных средств массовой информации, в том числе радио и телевидения; – распространять официальные заявления и сообщения, готовить пресс-релизы и иные информационные материалы для средств массовой информации;
Рис. 6.1. Блок-схема организации информирования населения о чрезвычайных ситуациях и пожарах
– осуществлять сбор, обработку информации о работе МЧС России (территориальных органов МЧС России) и ее регулярное размещение на офи- циальном сайте МЧС России; – организовывать работу журналистов в районе чрезвычайной ситуации, а также выездного пресс-центра МЧС России; – организовывать брифинги, пресс-конференции, радио- и телеинтервью руководства и сотрудников МЧС России в средствах массовой информации; – участвовать в подготовке телевизионных и радиопрограмм, публика- ций для печатных средств массовой информации по вопросам безопасности населения, предупреждения чрезвычайных ситуаций и профилактики пожаров; – осуществлять рекламно-пропагандистскую деятельность в целях по-пуляризации сил и средств МЧС России, а также РСЧС; б) имеют право: – оперативно получать информацию о прогнозируемых и возникших на территории Российской Федерации чрезвычайных ситуациях и пожарах и ходе работ по их ликвидации, сведения о планируемых и проводимых подразделени- ями системы МЧС России мероприятиях по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасно-сти и безопасности людей на водных объектах; – осуществлять контроль и координацию деятельности подразделений и работников, ответственных за связь со средствами массовой информации и об- щественностью; – готовить газетные и журнальные публикации для российских и зару- бежных средств массовой информации, а также теле- и радиопередачи по наиболее важным проблемам деятельности МЧС России; – проводить фото- и видео- документирование спасательных работ и мероприятий, проводимых МЧС России; – привлекать в установленном порядке профессиональных журналистов и специалистов для создания теле- и радиопередач по тематике МЧС России, а также рекламно-пропагандистской продукции; – вести в установленном порядке переписку в пределах своей компетенции с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с организациями, редакциями центральных, региональных и местных средств массовой информации, радио и телевидения. Постоянно действующие органы управления РСЧС: а) обязаны: – согласовывать информацию, направляемую в средства массовой ин- формации, о чрезвычайных ситуациях и пожарах не своего уровня с Управле- нием информации и связи с общественностью МЧС России; – перепроверять в установленном порядке полученную информацию, достоверность которой вызывает сомнения, в территориальных центрах мони- торинга. Время перепроверки не должно превышать двух часов;
б) имеют право: – осуществлять контроль за прохождением информации, направленной в средства массовой информации, о чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты; – перепроверять полученную информацию, достоверность которой вы- зывает сомнения; – запрашивать и получать в установленном порядке необходимую ин- формацию о чрезвычайных ситуациях и пожарах от заинтересованных феде- ральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъ- ектов Российской Федерации, органов местного управления и организаций. Органы повседневного управления РСЧС: а) обязаны: – уточнять и проверять в соответствии с утвержденным алгоритмом дей- ствий степень достоверности информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах; – подготовить в срок не более 40 мин. после получения информации о чрезвычайной ситуации справочные данные по району чрезвычайной ситуации и масштабе чрезвычайной ситуации; – поддерживать взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного управления и организациями; – поставить задачу соответствующим научно-исследовательским учре- ждениям и центрам мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на отработку и представление в дежурную смену про-гноза развития чрезвычайных ситуаций; – вести хронологию развития чрезвычайной ситуации и действий сил по ее ликвидации; – выдавать необходимую информацию по запросам Управления инфор- мации и связи с общественностью МЧС России, информационных подразделе- ний региональных центров МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации; б) имеют право: – ставить задачи, соответствующим научно-исследовательским учрежде- ниям и центрам мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрез- вычайных ситуаций на отработку и представление в дежурную смену прогноза развития чрезвычайных ситуаций и на перепроверку достоверности данных; – осуществлять взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного управления и организациями; – ставить задачи подчиненным органам повседневного управления РСЧС на подготовку и представление необходимых информационных сведений, в том числе и фотоматериалов. При поступлении противоречивых сведений о прогнозируемых и возник- ших чрезвычайных ситуациях и пожарах старшее должностное лицо оператив- ной смены (оперативный дежурный) обязано перепроверить через Всероссий- ский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природно- го и техногенного характера МЧС России (Центр «Антистихия») в течение не более двух часов поступившие сведения и только после этого довести инфор- мацию до соответствующих руководителей (сотрудников) информационных подразделений МЧС России, осуществляющих взаимодействие со средствами массовой информации и общественностью. В ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и крупных пожаров, представ- ляющих опасность для населения, проживающего или работающего на пред- приятиях в опасной зоне, информация об установленных границах зоны воз- никшей чрезвычайной ситуации и решениях по защите (поведении) указанного выше населения, принятых в установленном порядке руководителем работ по ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации (крупного пожара), доводится до указанных групп населения незамедлительно с помощью имеющихся пере- движных средств информации. Оперативный контроль за своевременной организацией информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах осуществляется руководителем дежурной смены (оперативным де-журным) органа повседневного управления РСЧС и соответствующего инфор- мационного подразделения МЧС России путем фиксации времени передачи информации и времени ее трансляции по имеющимся информационным кана- лам (с записью времени оповещения в специальном журнале). Дополнительной формой контроля за совершением действий по информи- рованию населения через средства массовой информации о чрезвычайных си-туациях и пожарах и результатами действий является представление ежеднев- ной сводки-доклада дежурной смены (рапорта дежурного) органа повседневно- го управления соответствующего уровня РСЧС вышестоящему органу повсе- дневного управления РСЧС о происшествиях за истекшие сутки, принятых по ним решениях и результатах их реализации. Время получения соответствующим органом повседневного управления РСЧС информации о введении на определенной территории режима повышен- ной готовности или чрезвычайной ситуации, а также время передачи этим органом необходимых сведений представителю соответствующего информацион-ного подразделения МЧС России для последующей передачи их в средства массовой информации фиксируется автоматически техническими средствами органов по- вседневного управления и средств массовой информации, а в местах отсутствия такой возможности – нарочными передающей и принимающей сторон. Результатом действия по информированию населения через средства мас- совой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспече- нию безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты являет- ся доведение соответствующей информации через средства массовой информа- ции, а также организация реализации соответствующих возникшей обстановке защитных мер. Результат действий фиксируется в отчетных (справочных) дан- ных по происшедшим чрезвычайным ситуациям и пожарам.
Юридическим фактом, являющимся «основанием для организации пропа- ганды в области обеспечения пожарной безопасности является требования Фе- дерального закона «О пожарной безопасности». Должностными лицами, ответственными за организацию пропаганды в об- ласти обеспечения пожарной безопасности являются: – начальник Управления информации и связи с общественностью МЧС России; – руководители информационных подразделений территориальных орга- нов МЧС России; – руководители органов (структурных подразделений), специально упол- номоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления и организаций. Организация пропаганды в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется постоянно как в повседневной деятельности, так и при различ- ных степенях готовности гражданской обороны и режимах функционирования РСЧС. Перечисленные выше должностные лица имеют право и обязаны организо-вывать и контролировать регулярную публикацию на официальных сайтах МЧС России, региональных центров МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, в центральных и региональных печатных средствах массовой информации, а также в ведомственных изданиях: журналах «Гражданская защита» и «Пожарное дело», газете «Спасатель МЧС России» ма- териалов по пропаганде в области обеспечения пожарной безопасности. Контроль за организацией пропаганды в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется в форме: – анализа в Управлении информации и связи с общественностью МЧС России ежеквартальных и годовых донесений по организации пропаганды в об- ласти обеспечения пожарной безопасности, которые представляются в установ- ленном порядке информационными подразделениями территориальных орга- нов МЧС России, и подготовки соответствующих решений; – проведения инспекторских и комплексных проверок и оценок состояния функциональных и территориальных подсистем РСЧС, а также деятельности территориальных органов МЧС России. Инструкции по проверке и оценке дея- тельности имеют специальные разделы с оценочными показателями по пропа- ганде знаний в области обеспечения пожарной безопасности. Результаты выполнения действий по организации пропаганды в области обеспечения пожарной безопасности фиксируются путем учета донесений по организации пропаганды в журнале учета, который ведется в установленном порядке в Управлении информации и связи с общественностью МЧС России. Граждане вправе обжаловать действия (бездействия) и решения, осуществ- ляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции на основании административного регламента, путем письменного или личного обращения к должностным лицам МЧС России и его территориальных органов.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |