Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация и проведение обучения мерам пожарной безопасности

 

6.4.1. Обучение мерам пожарной безопасности по месту учебы

 

Ежегодно в России возникает большое количество пожаров, при которых погибают, получают травмы и увечья не только взрослые, но и дети и подрост- ки. При этом, как свидетельствует статистика, примерно каждый шестой пожар происходит по вине детей и подростков. Рост числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, особенно по причине шалости детей и неосторожного обращения с огнем, констатирует о необходимости по- вышения роли органов управления образованием субъектов Российской Феде- рации и образовательных учреждений по осуществлению мер пожарной без- опасности, проведению противопожарной пропаганды и обучения детей и под- ростков мерам пожарной безопасности.

Обучение мерам пожарной безопасности по месту учебы проводится:

– в детских дошкольных учреждениях в форме участия детей в тематических утренниках, познавательных играх;

– в образовательных учреждениях начального, среднего и среднего специального образования при обучении учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– в высших учебных заведениях при обучении студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности».

Организация такой работы в органах управления образованием субъектов Российской Федерации и общеобразовательных учреждениях должна строиться с учетом требований Федерального закона «О пожарной безопасности», зако- нодательных актов и нормативных документов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в обла- сти обеспечения пожарной безопасности, соответствовать решению коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2005г № 37 (п. 7), рекомендовавшей:

– обеспечить преподавание курса «Основы безопасности жизнедеятельно- сти» в 1–11 классах образовательных учреждений общего образования, обратив особое внимание на изучение норм и правил пожарной безопасности (ППБ) в части обеспечения защиты людей при пожарах, изучение типов средств защиты органов дыхания, предназначенных для безопасности эвакуации людей при по-жарах, а также проведение тренингов поведения обучающихся в случаях воз- никновения пожаров, террористических, криминальных и других рисков;

– в планах мероприятий по обеспечению безопасности объектов образова- ния предусмотреть ежегодное проведение Дня пожарной безопасности в обра- зовательных учреждениях в первой четверти учебного года.

Особенности организации подготовки обучаемых в области пожарной без-опасности осуществляется в соответствии с «Методическими рекомендациями по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (письмо Минобрнауки России от 27 апреля 2007 г. № 03-898).

 

Содержанием учебного предмета ОБЖ предусмотрено обязательное изу- чение тем, связанных с вопросами пожарной безопасности. Вместе с тем прак- тика показывает, что отведенного федеральным базисным учебным планом времени недостаточно для полного теоретического и практического освещения проблем пожарной безопасности и отработки практических действий при воз-никновении пожара.

Формирование у обучающихся в общеобразовательных учреждениях си- стемных знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности требует до- полнительного вне учебного времени и должно осуществляться не только в рам- ках учебных часов, предусмотренных на изучение ОБЖ, но и путем проведения внеклассных мероприятий (занятия, классные часы, практикумы, «круглые сто-лы», викторины, спартакиады, дидактические игры по пожарной безопасности, День пожарной безопасности и др.) в течение всего учебного года и в особенности по окончании учебы перед каникулярным отдыхом, когда обучающимся крайне важно напомнить об основных правилах пожарной безопасности, о причинах и последствиях пожаров, а также действиях при их возникновении.

Подготовка обучаемых общеобразовательных учреждений в области по- жарной безопасности должна быть организована на всех ступенях общего обра-зования, при этом целесообразно:

– с обучающимися 1–4 классов проводить беседы по предупреждению пожаров в школе и дома, формировать навыки безопасного поведения при их возникновении;

– с обучающимися 5–9 классов изучать требования норм и правил пожар- ной безопасности и формировать навыки безопасного поведения при возникно-вении пожаров в жилом секторе, в общественных зданиях (в том числе при воз- никновении паники) и на промышленных предприятиях, способов эвакуации из горящего здания, навыки использования первичных средств пожаротушения; обучать способам эвакуации из задымленных общественных зданий с примене- нием средств индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитных комплектов), другим способам эвакуации;

– с обучающимися 10–11 классов кроме занятий в области пожарной без-опасности, предусмотренных программой ОБЖ, организовать факультативные занятия в объеме 34 ч.

Важным средством формирования навыков безопасного поведения при пожарах являются тренировки с обучаемыми по отработке плана эвакуации при пожаре в образовательном учреждении, которые рекомендуется проводить не реже одного раза в полугодие.

Для обеспечения эффективности образовательного процесса в области по- жарной безопасности необходимо использовать:

– бытовой материал, который дает возможность усилить яркость и досто- верность в изображении пожароопасной обстановки (примеры и случаи из жиз- ни, воспоминания учителя и обучающихся и т. п.);

– образцы и макеты подручных и первичных средств пожаротушения (ог- нетушители различных марок, пожарный рукав, пожарный ствол, фрагмент внутреннего пожарного крана и др.);

– средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные комплекты);

– статистику пожаров за определенный период, пострадавших в них и т. п.;

– факты из жизни школы, города, района, где расположено образователь- ное учреждение.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...