Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация контроля за проведением противопожарной пропаганды и обучения мерам пожарной безопасности

 

Управления надзорной деятельности территориальных органов МЧС Рос- сии и их подчиненные подразделения организуют работу по контролю за:

– организацией обучения населения мерам пожарной безопасности органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности;

– проведением противопожарной пропаганды органами государственной власти, органами местного самоуправления, пожарной охраной и организациями;

– обеспечением первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений местными органами самоуправления;

– организацией работы по обучению мерам пожарной безопасности работ- ников организаций, которые проводятся администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

В каждом органе ГПН должны быть разработаны и в установленном по-рядке утверждены соответствующие организационно-распорядительные доку- менты, регламентирующие работу по контролю за обучением мерам пожарной безопасности и проведением противопожарной пропаганды. При этом должны быть разграничены полномочия между управлениями надзорной деятельности и их территориальными отделами (отделениями, инспекциями) надзорной дея- тельности по проведению этой работы.

Планирование работы по контролю за состоянием обучения мерам пожарной безопасности и проведением противопожарной пропаганды осуществляется в квартальных планах работы территориального органа ГПН в разделе «профилактические мероприятия».

Мероприятия планируются с учетом анализа пожаров, гибели и травмирования людей на пожарах, пожароопасных периодов, местных условий и включают в себя следующие направления:

– работа со средствами массовой информации: публикация материалов в городской (районной, многотиражной) печати; выступления по городскому (районному, объектовому) радиовещанию; работа с местными радиоканалами, студиями кабельного телевидения;

– контроль организации обучения населения мерам пожарной безопасности;

– контроль за проведением инструктивно-методических занятий с должностными лицами, ответственными за противопожарное состояние объектов и (или) обучением граждан мерам пожарной безопасности на предприятиях и по месту жительства;

– участие в проведении тематических мероприятий для населения, пресс- конференций, дней открытых дверей (подготовка, проведение и освещение в СМИ);

– организация и (или) контроль за изготовлением наглядно-изобразительной продукции;

– проведение мероприятий, направленных на предупреждение гибели людей на пожарах;

– пожарно-профилактические мероприятия, направленные на предупреж-дение пожаров от детской шалости с огнем;

– организация подписки на ведомственные печатные издания.

Работа по предупреждению гибели и травмирования людей на пожарах планируется территориальными органами ГПН в числе других пожарно- профилактических мероприятий и включает в себя мероприятия информа-ционного, надзорного и массово-разъяснительного характера.

Территориальные органы ГПН вносят предложения подразделениям и службам городских, районных управлений (отделов) внутренних дел и жилищно-коммунальным организациям об организации совместной работы в целях профилактики пожаров по вине лиц, склонных к злоупотреблению спиртными напитками, употреблению наркотических веществ, без определенного места жительства и занятий и выполнения необходимых мероприятий (по отдельному плану).

Территориальные органы ГПН вносят предложения городским (районным) управлениям (отделам) по образованию о планировании ежегодных совместных мероприятиях по проведению методических занятий с педагогическим составом образовательных учреждений по преподаванию курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а также, по согласованию с ними, могут участвовать в выступлениях перед учащимися в рамках преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

В территориальных органах ГПН разрабатываются планы взаимодействия с городскими (районными) организациями ВДПО, составляются планы совместной работы с заинтересованными общественными объединениями и организациями, другими видами пожарной охраны.

Планирование ежемесячной работы государственных инспекторов по пожарному надзору осуществляется в соответствии с требованиями соответствующих Методических рекомендаций. Государственные инспекторы по пожарному надзору, кроме плановых и внеплановых проверок закрепленных объектов, планируют конкретные мероприятия по контролю за состоянием обучения населения мерам пожарной безопасности и проведением противопожарной пропаганды, с указанием конкретной даты проведения, наименования и формы мероприятия и объекта, на котором предполагается его проведение.

При проведении мероприятия по контролю государственный инспектор по пожарному надзору должен проверить состояние обучения работников организации мерам пожарной безопасности и проведение противопожарной пропаганды. Выявленные в данной области недостатки отражаются в составленных документах по результатам проверки.

В целях упорядочения работы, приказом по органу ГПН из числа государственных инспекторов по пожарному надзору целесообразно назначить куратора направления «контроль за состоянием обучения мерам пожарной безопасности и проведением противопожарной пропаганды» и куратора направления «контроль за проведением противопожарной пропаганды среди несовершеннолетних». Совмещение функциональных обязанностей кураторов направлений не рекомендуется. В рамках самостоятельной работы в системе служебной подготовки государственным инспекторам по пожарному надзору, закрепленным за данными направлениями деятельности, следует дополнительно изучить соответствующие нормативные правовые акты и рекомендуемую литературу [19–26].

Для успешной организации работы по контролю за состоянием обучения мерам пожарной безопасности и проведением противопожарной пропаганды, следует систематизировать и хранить:

– копии статей, заметок, информаций, опубликованные в местной печати;

– тексты радиовыступлений, в том числе эфирные справки;

– информационные материалы, пресс-релизы, сообщения, направленные для размещения на теле- радиоканалах, в том числе эфирные справки;

– необходимую документацию, относящуюся к подготовке и проведению тематических мероприятий;

– информационные материалы, письма и т. д., направленные в органы исполнительной власти, в органы местного самоуправления, руководителям предприятий и организаций;

– образцы выпускаемых наглядно-изобразительных материалов;

– документы по взаимодействию с общественными организациями в области обучения населения мерам пожарной безопасности и проведения противопожарной пропаганды;

– справки, отчетные материалы по направлениям деятельности и вести журналы учета работы по соответствующим направлениям деятельности (приложения 35, 36);

– руководящие материалы, директивные указания, информационные, аналитические и справочные материалы по контролю за организацией обучения населения мерам пожарной безопасности и проведением противопожарной пропаганды.

Государственный инспектор по пожарному надзору, назначенный ответственным за контроль состояния обучения мерам пожарной безопасности и проведения противопожарной пропаганды:

– изучает и организует выполнение приказов, указаний, информационных писем и других руководящих документов по вопросам контроля за проведением за состоянием обучения мерам пожарной безопасности и проведением противопожарной пропаганды;

 

– анализирует работу по организации обучения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганде, проводимую органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, собственниками (руководителями) предприятий, подразделе-ниями ГПС, другими видами пожарной охраны и разрабатывает предложения по улучшению её эффективности;

– осуществляет учет мероприятий, проводимых по вопросам организации обучения мерам пожарной безопасности и проведения противопожарной пропаганды; ведет учёт городских (районных) средств массовой информации, систематизирует материалы в деле «контроль за состоянием обучения мерам пожарной безопасности и проведением противопожарной пропаганды», ведет журнал учета проводимой работы;

– ведет учет организаций, осуществляющих обучение мерам пожарной безопасности;

– организует подготовку и передачу материалов в городские (районные), объектовые средства массовой информации;

– участвует в разработке и подготовке мероприятий, направленных на улучшение обучения населения и работников объектов мерам пожарной безопасности;

– участвует в планировании и подготовке массовых тематических мероприятий, дней открытых дверей, пресс-конференций, презентаций и т. д. для населения;

– контролирует разработку и внедрение наглядно-изобразительных средств противопожарной пропаганды, видео- кино- аудиоматериалов, осуществляет их учет;

– готовит аналитические обзоры оперативной обстановки с пожарами, гибелью и травмирования людей при них для информирования органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителей (собственников) предприятий и организаций;

– участвует в разработке типовых планов-заданий участковым уполномоченным милиции для работы с населением на территории административных участков;

– готовит ежемесячный, ежеквартальный, полугодовой и годовой отчеты о деятельности подразделения о проводимой работе по контролю за состоянием обучения мерам пожарной безопасности и проведением противопожарной пропаганды;

– осуществляет взаимодействие с Центром (отделом, отделением) пропаганды и связям с общественностью ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Государственный инспектор по пожарному надзору, назначенный ответственным за контроль проведения противопожарной пропаганды среди несовершеннолетних:

– анализирует обстановку с пожарами, виновниками или жертвами которых стали несовершеннолетние, а также обстановку в детских и образовательных учреждениях; информирует о них городские (районные) средства массовой информации; участвует в разработке мероприятий, направленных на предупреждение пожаров от детской шалости с огнем;

– разрабатывает информационные, текстовые и обучающие материалы для проведения инспекторским составом ГПН профилактической работы в детских и образовательных учреждениях, а также занятий и выступлений на родительских собраниях, перед учащимися и педагогами;

– организует взаимодействие с городским (районным) управлением (отделом) образования, информирует его о состоянии обстановки с пожарами, о проблемах в области обучения несовершеннолетних мерам пожарной безопасности;

– совместно (по согласованию) с городским (районным) отделом управления образования контролирует качество преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности», обучение детей мерам пожарной безопасности во внеурочное время;

– оказывает практическую и методическую помощь работникам образовательных учреждений в организации преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– участвует в планировании, подготовке и информационном обеспечении семинарских и инструкторско-методических занятий с методистами, организаторами и преподавателями курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– направляет информацию о пожарах с гибелью и травмированием несовершеннолетних на пожарах в инспекции по делам несовершеннолетних городских (районных, линейных) управлений (отделов) внутренних дел, оказывает практическую и методическую помощь в разработке типовых планов-заданий сотрудникам органов внутренних дел, осуществляющих профилактику правонарушений среди несовершеннолетних (по согласованию);

– участвует в планировании и подготовке тематических массовых мероприятий (конкурсов, викторин, праздников, спортивных соревнований), направленных на предупреждение пожаров среди несовершеннолетних;

– участвует в организации работы дружин юных пожарных и в подготовке их команд к участию в соревнованиях, региональных тематических мероприятиях, слётах и т. д.;

– изучает и организует выполнение приказов, указаний, информационных писем и других руководящих документов по вопросам контроля за проведением противопожарной пропаганды среди несовершеннолетних;

– осуществляет взаимодействие с Центром (отделом, отделением) пропаганды и связям с общественностью ГУ МЧС по субъекту Российской Федерации по курируемому направлению;

– ведет соответствующую документацию по учету работы, проводимой по данному направлению.

Среди материалов по контролю за проведением противопожарной пропаганды среди несовершеннолетних следует иметь:

– руководящие документы по организации контроля за проведением противопожарной пропаганды среди несовершеннолетних;

– материалы о состоянии оперативной обстановки с пожарами, об итогах проверок детских и образовательных учреждений и проблемах обучения детей мерам пожарной безопасности;

– перечень школ, имеющих действующие радиоузлы и кино-видеоустановки;

– документы по результатам проверок качества обучения детей основам пожаробезопасного поведения в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности», проведению профилактической работы с родителями, педагогическими коллективами, техническим составом детских и образователь-ных учреждений;

– копии материалов проверок детских загородных оздоровительных лагерей и мест отдыха;

– материалы по контролю за организацией и подготовки массовых профилактических мероприятий для несовершеннолетних;

– материалы по работе с дружинами юных пожарных.

Кроме того, в органе ГПН хранятся:

– аудиоматериалы с записями выступлений сотрудников на городских (районных), региональных радиостанциях, тематических радиопередач в области пожарной безопасности, специально подготовленные материалы для трансляции на объектовых радиоузлах;

– видеоматериалы с записями выступлений сотрудников на городских (районных) и кабельных телеканалах, тематических телепередач по проблемам пожарной безопасности, ролики социальной рекламы, учебные тематические видеофильмы;

– архив оперативного видеодокументирования;

– архив фотоматериалов с изображением последствий произошедших пожаров, результатов рейдов по проверке противопожарного состояния объектов (групп объектов, населенных пунктов), работы с дружинами юных пожарных и т. д.

Проверка проводится государственным инспектором по пожарному надзо- ру или группой государственных инспекторов по пожарному надзору в присут-ствии полномочного представителя объекта (группы объектов, административ- но-территориального образования), как правило, при проведении мероприятий по контролю.

При проведении мероприятий по контролю (плановых и внеплановых проверок) за соблюдением требований пожарной безопасности органами государственной власти, органами местного самоуправления в части организации и проведения противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности, разработки и реализации мер пожарной безопасности для населенных пунктов и административно-территориальных образований, государственные инспекторы по пожарном у надзору должны проверить наличие:

 

– распорядительного документа (постановления, распоряжения и т. д.), регламентирующего организацию работу органов государственной власти, органов местного самоуправления по данному направлению деятельности;

– должностного лица (структурного подразделения), назначенного приказом (распоряжением, постановлением) ответственным за обучение мерам пожарной безопасности и проведение противопожарной пропаганды;

– соответствующей документации по финансированию системы обучения мерам пожарной безопасности и проведения противопожарной пропаганды, степень их полноты и реализации.

В ходе проверки организаций проверяется комплекс организационно- плановых мероприятий по выполнению требований нормативных документов, в том числе ведомственных норм и правил, касающихся проведения противопожарной пропаганды и обучения работников мерам пожарной безопасности, в частности:

– наличие в организации распорядительного документа, которым установлен соответствующий её пожарной опасности противопожарный режим и определен порядок и сроки прохождения противопожарных инструктажей и занятий по пожарно-техническому минимуму;

– наличие общеобъектовых инструкций о мерах пожарной безопасности и их соответствие требованиям «Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;

– наличие инструкций о мерах пожарной безопасности, разработанных для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т. п.) и их соответствие действующим нормам и правилам пожарной безопасности;

– обязательность допуска к работе работников организаций только после прохождения ими противопожарных инструктажей;

– порядок организации и прохождения работниками дополнительного

обучения по предупреждению и тушению возможных пожаров при изменении специфики работы;

– организация обучения мерам пожарной безопасности работников организаций администрацией (собственниками);

– наличие на объектах с массовым пребыванием людей разработанной инструкции, определяющей действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей;

– проведение не реже одного раза в полугодие практических тренировок всех задействованных в эвакуации работников;

– наличие обучающих программ, согласованных с МЧС России, для обслуживающего персонала зданий и сооружений с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к категории мало мобильных;

– обязательность специального обучения обслуживающего персонала проведению эвакуации лиц, относящихся к категории мало мобильных;

– наличие специальных программ обучения, утвержденных руководителями организаций и (или) федеральных органов исполнительной власти, согласованных с МЧС России;

– оформление мест проведения занятий методическими пособиями (материалами);

– квалификация специалистов, проводящих обучение.

В дошкольных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях проверяются наличие специальных обучающих программ, согласованных с МЧС России, организация занятий (бесед) с учащимися и студентами по изучению правил пожарной безопасности.

В ходе контроля состояния обучения населения (жильцов, квартиро-съемщиков) мерам пожарной безопасности по месту жительства проверяется:

– наличие списка ответственных квартиросъемщиков, прошедших противопожарный инструктаж;

– наличие адресных списков неработающего населения, подлежащего обучению;

– наличие графиков проведения занятий;

– квалификация лиц, проводящих обучение;

– наличие методических материалов для проведения занятий.

Кроме того, в целях распространения противопожарных знаний среди населения, повышения культуры пожаробезопасного поведения, предотвращения пожаров, гибели и травмирования людей при них, могут применяться различные формы и методы проведения противопожарной пропаганды, не запрещенные законодательством, как разработка и распространение рекомендаций населению по способам и приемам спасения при пожаре, памятки для священнослужителей для бесед с прихожанами о мерах пожарной безопасности и т. п.

В акте по результатам проверки выявленные нарушения оформляются в виде отдельного раздела. В предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности в обязательном порядке включаются мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений. Выполнение мероприятий по состоянию обучения мерам пожарной безопасности и проведения противопожарной пропаганды контролируется в ходе внеплановых проверок.

Материалы о состоянии обучения мерам пожарной безопасности и организации проведения противопожарной пропаганды на объектах (группе объектов, территориальных образованиях, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления), оформляются в виде информационных писем, сообщений, и т. д., и направляются для принятия мер по устранению недостатков, в том числе по подведомственностям:

– в вышестоящие органы управления государственной власти субъектов Российской Федерации;

– руководителям (собственникам) организаций, в том числе их вышестоящим организациям;

– в средства массовой информации (в том числе в виде статей, заметок, фельетонов и т. п.);

– в территориальные органы прокуратуры Российской Федерации.

 

Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература

 

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасно- сти» (ред. от 11.02.2013).

2. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ред. от 06.05.2012).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. № 381 «О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализиро- ванных технических средств оповещения и информирования населения в местах мас- сового пребывания людей».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

7. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

8. Приказ МЧС России от 6 августа 2004 г. № 372 « Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам граждан- ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед- ствий – органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Рос- сийской Федерации» (ред. от 11.01.2012).

9. Приказ МЧС России от 1 октября 2004 г. № 458 « Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам граждан- ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед- ствий – региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа- циям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ред. от 11.01.2012).

10. Приказ МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31 мая 2005 г. № 428/432/321 «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения по- жарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций» (ред. от 28.10.2008).

11. Приказ МЧС России от 25 октября 2005 г. № 764 «Об утверждении Инструк- ции о порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной без- опасности работников организаций».

12. Приказ МЧС России от 29 июня 2006 г. № 386 «Об утверждении Админи- стративного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населе- ния через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

13. Приказ МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников орга- низаций» (ред. от 22.06.2010).

14. Приказ МЧС России, МВД России и ФСБ России от 28 октября 2008 г. 646/919/526 утверждены «Требования по установке специализированных техниче- ских средств оповещения и информирования населения в местах массового пребыва- ния людей».

15. Приказ МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375 «Об утверждении Админи- стративного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований по- жарной безопасности».

16. Методические рекомендации органам местного самоуправления по реализа- ции Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах мест- ного самоуправления в Российской Федерации» в области гражданской обороны, за- щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

17. Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персо- нала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях» (утв. Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору от 4 сентября 2007 г. № 1-4-60-10-19).

18. Методические рекомендации по организации обучения руководителей и ра- ботников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический мини- мум (Рекомендованы Управлением государственного пожарного надзора МЧС Рос- сии для практического использования).

19. Государственный надзор в области гражданской обороны и защиты от чрез- вычайных ситуаций: Учебник для вузов МЧС России / Под ред. канд. социолог. наук Г.Н. Кириллова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2013.

20. Кафидов В.В., Севастьянов В.М. Пропаганда и реклама в пожарном деле. 2-е издание, доп. и перераб. – М.: Вымпел, 2002.

21. Крючек Н.А., Латчук В.Н., Миронов С.К. «Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения / Под общ. ред. Г.Н. Кириллова.– М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

22. Надзорно-профилактическая деятельность МЧС России: Учебник для вузов МЧС России / Под ред. канд. социолог. наук Г.Н. Кириллова. – СПб.: Санкт- Петербургский университет ГПС МЧС России, 2013.

23. Педагогам и родителям о пожарной безопасности: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ВНИИПО МЧС России, 2005.

24. Собурь С.В. Краткий курс пожарно-технического минимума. Справочник. 2-е издание, дополненное (с изменениями). – М.: Изд-во «Пожарная книга», 2004.

25. Шарова О.Е. Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с пожарами: Учебное пособие. – СПб., 2004.

 

 

Глава 7

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...