Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

 

7.1. Основные принципы технического регулирования в области пожарной безопасности.

7.2. Организация и основные направления нормативно-технической деятельности орга- нов государственного пожарного надзора.

7.3. Нормативные правовые акты и нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности, порядок их разработки и применения.

 

Основные принципы технического регулирования в области

Пожарной безопасности

В настоящее время в связи со вступлением в силу в 2003 г. Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» существенным образом изменилась отечественная система нормирования, в том числе и в области пожарной безопасности. Согласно положениям указанного закона стандарты, нормы, правила утвержденные федеральными органами исполнительной власти до июля 2003 года, являются обязательными только до принятия соответствующих технических регламентов, после чего эти нормативные документы будут носить лишь рекомендательный характер. Обязательные для выполнения требования должны содержаться только в технических регламентах. Такая концепция значительным образом отличается от действовавшей в стране до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании». Это влечет за собой существенные изменения подходов к нормированию в области пожарной безопасности.

Исходя из потребностей общества и экономики, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности должны способствовать достижению требуемого уровня безопасности с минимальными экономическими издержками. Реализация такого подхода оптимальными средствами, с учетом основных принципов законодательства о техническом регулировании возможна при переходе к объектно-ориентированным технологиям построения системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты на основе оценки пожарного риска.

Использование понятия риска стало особенно актуальным после вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании», в котором впервые в Российской Федерации на законодательном уровне дано определение этого понятия. Согласно ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании» риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

Развитие использования понятия риска получило в рамках Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту – Технический регламент), в котором определено понятие пожарного риска как мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей. Понятие пожарного риска стало, по сути, краеугольным камнем для Технического регламента, закрепив на законодательном уровне концепцию гибкого нормирования пожарной безопасности объектов различного назначения. Основополагающая статья 6 Технического регламента следующим образом определяет условия обеспечения пожарной безопасности объекта защиты:

«Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности».

Под пожарным риском понимается мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.

Пожарные риски подразделяются на допустимые, индивидуальные и социальные.

Допустимый пожарный риск - пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий.

Индивидуальный пожарный риск - пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара.

Социальный пожарный риск - степень опасности, ведущей к гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара;

По сути, вышеуказанная статья регламентирует возможность применение как вероятностного (на основе понятия пожарного риска), так и детерминированного (на основе нормативных документов по пожарной безопасности) подходов, отдавая приоритет первому из подходов.

При применении риска обычно выделяют три аспекта проблемы: анализ риска; оценка риска; управление риском.

Под анализом риска понимаются: выявление нежелательных событий, влекущих за собой реализацию пожара, анализ механизмов возникновения подобных событий, выявление и характеристика возможных негативных последствий реализации пожарной опасности.

Оценка риска предусматривает осуществление процедуры количественного определения его величины.

Управление риском – это совокупность мероприятий организационного и технического характера, направленных на предупреждение и устранение причин пожаров или снижение их последствий.

Нормативное значение пожарного риска для зданий и сооружений установлено ст.79 Технического регламента о требованиях пожарной безопас-ности.

Индивидуальный пожарный риск в зданиях и сооружениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания и сооружения точке. Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Нормативные значения пожарных рисков для производственных объектов установлены ст. 93 Технического регламента.

Величина индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях и на территориях производственных объектов не должна превышать одну миллионную в год. Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска.

Величина индивидуального пожарного риска в результате воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, не должна превышать одну стомиллионную в год.

Для производственных объектов, на которых для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной стомиллионной в год и (или) величины социального пожарного риска одной десятимиллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной миллионной в год и (или) социального пожарного риска до одной стотысячной в год соответственно. При этом должны быть предусмотрены средства оповещения людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения, о пожаре на производственном объекте, а также дополнительные инженерно-технические и организационные мероприятия по обеспечению их пожарной безопасности и социальной защите.

 

Величина социального пожарного риска воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, не должна превышать одну десятимиллионную в год.

Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска и оформления отчетов в случаях, установленных Техническим регламентом, определены Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 272.Определение расчетных величин пожарного риска проводится по утвержденным МЧС России методикам:

Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (утв. приказом МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382) (ред. от 12.12.2011);

Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (утв. приказом МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404) (ред. от 14.12.2010).

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...