Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и технологии управления предприятием

Для управления столь сложной системой, какой является предприятие, используются разнообразные методы управления. Под методом управления понимается совокупность приемов воздействия на организационную систему, обеспечивающих целенаправленное изменение ее состояния и действий ее элементов. Поскольку управлять приходится действиями людей, методы управления направлены на мотивацию их трудового поведения либо за счет прямого воздействия, либо косвенно, побуждая их действовать так, как это необходимо для решения поставленных задач.

Существуют различные по формальным признакам классификации методов управления, которые по своей сути не имеют принципиальных отличий. Методы управления в зависимости от объекта управления традиционно разделяются на две группы: общие методы, относящиеся к системе управления в целом (формирование производственной программы, финансирование производственной деятельности и т.д.), и локальные методы, относящиеся к отдельным подсистемам и их частям (сменно-суточные задания подразделениям, нормы расходования отдельных видов ресурсов и т.д.). Ниже представлена наиболее простая и распространенная классификация методов управления, в соответствии с которой для эффективного управления предприятием используются пять групп основных методов.

1. Организационно-распорядительные методы определяют порядок прямых директивных воздействий на объект управления. Часто в форме приказа, указания, распоряжения ставятся задачи, определяются сроки и средства их решения. В комплексе этих методов выделяют организационное и распорядительное воздействие.

Организационное воздействие обычно связано с установлением постоянного порядка в организации и формирует систему осуществления возложенных на нее функций. Часто организационные методы, предшествуя самой деятельности предприятия, создают для нее необходимые условия, а следовательно, являются пассивными. Среди организационных методов по степени и уровню воздействия выделяют три разновидности: регламентирование, нормирование и инструктирование.

С помощью регламентирования проектируют эффективную структуру предприятия. Регламентация заключается в разработке уставов, положений организаций, положений о структурных подразделениях, определении их прав, обязанностей, ответственности, установлении взаимосвязей, что обеспечивает взаимодействие частей системы между собой без вмешательства руководителя. Кроме того, исключается дублирование функций и работ, возрастает ответственность каждого работника.

Нормированиепозволяет управлять численностью подразделений, объемом их работ и расходом материальных ресурсов на основе применения норм времени, норм численности, норм обслуживания, норм управляемости и нормативов соотношений.

Инструктированиепредназначено для четкого разделения труда между работниками. С помощью должностных инструкций определяются квалификационные требования, выполняемые функции, подчиненность, права, обязанности, персональная ответственность.

Распорядительное воздействие направлено на обеспечение согласованной работы аппарата управления, на поддержание работы в заданном режиме и перевод ее в более совершенное состояние. Действенность распорядительного воздействия зависит от своевременности и полноты информации о состоянии управляемого объекта.

Распорядительные методы понятны, динамичны, оперативны, позволяют перераспределять ресурсы, решать эпизодические задачи, вносить коррективы в процесс управления. Распорядительное воздействие реализуется через приказы, директивы, указания, распоряжения различного уровня. Важнейшим распорядительным методом является контроль исполнения, поскольку обеспечивает обратную связь и условия для корректирующих воздействий.

2. Экономические методы.Занимают ведущее положение среди методов управления в современных условиях и представляют собой систему экономических взаимоотношений между организациями и предприятиями, между внутрипроизводственными подразделениями. Эти методы позволяют сочетать государственные, корпоративные и личные интересы через систему норм взаимоотношений, цен и ценообразования, систем стимулирования персонала и т.д. В итоге возникает взаимная экономическая заинтересованность в повышении эффективности управления.

3. Социально-психологические методы предполагают использование знания психологии человека и его поведения в социальной среде, какой является трудовой коллектив. С помощью этих методов формируются первичные коллективы, поддерживается морально-психологический климат, регулируются межличностные отношения в коллективе, осуществляются профессиональный отбор и профессиональная диагностика, обеспечивается развитие трудовой демократии.

4.Правовые методы сформировались в процессе создания и применения трудового законодательства и хозяйственного права. Руководитель любого уровня должен знать действующие законы и строго руководствоваться ими в своей деятельности. Правовые методы не только имеют самостоятельное значение, но и реализуются в любых других методах управления, обеспечивая их правомерность. Эффективность применения этих методов управления обеспечивается за счет контроля соблюдения законности со стороны вышестоящих органов управления, трудовой инспекции и прокурорского надзора.

5. Идейно-корпоративные методы управления, по мнению отдельных авторов, направлены на воспитание человека фирмы, создание корпоративного духа. Они основаны на воспитании, чаще всего личным примером или на примере отдельных работников, которые становятся носителями корпоративной идеологии и примером для подражания. В основу этой группы методов положены внутренние корпоративные правила (как официальные, так и неофициальные), которых должны придерживаться все работники данной системы.

Технологию управления определяют как систему операций и процедур, выполняемых руководителями, специалистами и техническими исполнителями в определенной последовательности с использованием необходимых для этого методов и технических средств.

Целью технологии управления является оптимизация управленческого процесса, рационализация его путем исключения таких видов деятельности и операций, которые не являются необходимыми для достижения результата.

Разработка технологии управления предполагает определение количества, последовательности и характера операций, составляющих процесс управления, разработку или подбор для каждой операции соответствующих способов, приемов и технических средств, выявление оптимальных условий протекания процесса перевода объекта системы из исходного состояния в желаемое.

Рис. 1. Виды технологий управления организацией

Выделяют несколько технологий управления организацией:

- линейная технология представляет собой строгую последовательность отдельных работ и операций, которые производятся в соответствии с заранее намеченным планом;

- разветвленная технология управления применяется в ситуации, когда невозможно однозначно определить одну конечную цель и оценить ситуацию. Запланированный результат достигается путем решений, разрабатываемых по нескольким направлениям;

- технология управления по отклонениям основана на том, что их устранение возможно либо силами исполнителей, либо при их значительном размере при непосредственном участии руководителя. Данный подход предполагает осуществление тщательного наблюдения и анализа отклонений;

- управление по ситуации используется при высокой степени неопределенности, когда фазы управленческого процесса проходят независимо друг от друга, а менеджер принимает оперативные решения в постоянно меняющихся условиях, основываясь на сложившейся ситуации;

- технология управления по результатам связана с усилением функции координации и взаимодействия всех подразделений предприятия. Наиболее эффективна данная технология в организациях, где небольшое время между принятием решения и результатом;

- технология управления по целям требует наличия на предприятии сильного аналитического подразделения. Управление можно разделить на следующие виды: простое целевое, программно-целевое и регламентное. При простом целевом управлении руководителем определяются только конечную цель и сроки, без путей ее достижения. Программно-целевое управление предполагает назначение целей, механизмов и сроков для каждого этапа достижения целей. Регламентное управление применяется на уровне экономики в целом, задается конечная цель, ограничения по параметрам и ресурсам;

- технология управления по потребностям и интересам связана со стимулированием деятельности человека через его потребности (еда, жилье, отдых, здоровье и т.д.) и интересов (материальные, социальные, эстетические);

- поисковое управление основано на полной ясности задач. В данном случае решение разрабатывается, отталкиваясь от цели в обратной последовательности;

- технология управления на базе "искусственного интеллекта" осуществляется с помощью информационных систем с применением современных технологий и технических средств.

Кадры управления предприятием

Под кадрами предприятия понимается совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и не основной деятельностью.

Объектом управления трудовыми ресурсами в организацииявля­ются работники, их социальное положение и взаимосвязи, деятель­ность и развитие, контроль и оценка. С ростом конкуренции, совер­шенствованием технологий, борьбой за потребителей и качество продукции изменились и требования к работнику. Главным является признание высокой социальной ответственности, лежащей на работ­никах предприятия и в первую очередь на руководителях. Это пот­ребовало существенных изменений в принципах, методах и формах работы с персоналом предприятия. Проблемы управления трудо­выми (человеческими) ресурсами, трудовым потенциалом стано­вятся важным фактором успеха предприятия.

Управление персоналом — это часть менеджмента, обеспечива­ющая формирование социальной политики предприятия, социаль­ного партнерства, доверия между наемными работниками и работо­дателями. Без управления персоналом невозможно нормальное функционирование предприятий (фирм, организаций) любых форм собственности. Процесс управления трудовыми ресурсами (персо­налом) на предприятии можно представить следующим образом:

Элемент управления трудовыми ресурсами Содержание элемента управления трудовыми ресурсами
  Формирование кадровой политики Создание системы планов, норм и нормативов, административных, экономических, социальных и других мероприятий, нацеленных на решение кадровых вопросов
  Планирование потреб­ности в трудовых ресурсах (персонале) Разработка плана удовлетворения будущих коли­чественных и качественных потребностей в люд­ских ресурсах
  Подбор персонала, отбор персонала Создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям. Оценка кандидатов на рабочие места и отбор наи­более квалифицированных из резерва, созданного в ходе набора
  Адаптации персонала Введение новых сотрудников в организацию и ее подразделения, основанное на постепенном вклю­чении их в процесс производства в новых профес­сиональных, психофизиологических, организационно-административных условиях труда
  Обучение и развитие пер­сонала Разработка программ для обучения трудовым на­выкам работников и индивидуальные программы для определенных категорий персонала
  Управление деловой карь­ерой Мероприятия по планированию, мотивации и контролю служебного роста работника
  Управление конфликтами Анализ причин конфликтов. Предотвращение и разрешение конфликтов в коллективе
  Оценка трудовой деятель­ности Разработка методик опенки работы персонала и проведения опенки трудовой деятельности с ис­полнением результатов (повышение, понижение по службе, перевод, увольнение)
  Анализ качества управ­ления персоналом Совершенствование системы управления персона­лом на предприятии

Кадровая политика тесно связана со всеми сферами хозяйственной политики пред­приятия. Основными задачами кадровой политики являются:

1) свое­временное и качественное обеспечение предприятия персоналом необходимой численности;

2) рациональное использование кадрового потенциала;

3) обеспечение условий реализации прав и обязан­ностей работников, предусмотренных трудовым законодательством.

Кадровая политика документируется, что делает возможным вы­разить взгляды руководства предприятия на улучшение взаимодей­ствия подразделений, установить последовательность в процессе принятия кадровых решений, информировать персонал о правилах внутренних взаимоотношений и т.д.

Планирование потребности в трудовых ресурсах (персо­нале - это очень важное направление кадрового планиро­вания, позволяющее установить на определенный период времени качество и количество персонала.

Планирование потребности в персонале состоит из следующих этапов:

1) анализ различных планов предприятия, имеющих влияние на кадровое обеспечение (планы производства и реализации, планы инвестиций и т.д.); 2) анализ статистики, включая информацию о развитии, продвижении, оценке персонала; 3) учет фактического состояния по количеству и качеству работников; 4) расчет каче­ственной и количественной потребности в персонале на планируе­мый период; 5) планирование мер по покрытию потребности в трудовых ресурсах. Качественная потребность в персонале — это потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалифика­ционных требований к персоналу. Количественная потребность — планируется посредством определения расчетной численности пер­сонала и ее сравнения с фактической обеспеченностью на опреде­ленный плановый период.

Стиль управления

Стиль управления — совокупность наиболее характерных и устойчивых приемов, использующихся в процессе управленческой деятельности. Стили управления, определяемые личностью руководителя: авторитарный, либеральный, демократический.

Авторитарный стиль — сосредоточение на работе и полное пренебрежение людьми. Характеризуется высокой требовательностью, единоначалием, личным контролем за ходом производственного процесса, использованием методов принуждения. Авторитарный («жесткий») стиль может быть оправдан в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, а также в экстремальных ситуациях.

Либеральный стиль — сосредоточение на человеке, стиль невмешательства в дела подчиненных, безынициативность, ожидание указаний сверху, руководитель непоследователен в своих действиях, легко поддается мнению других ( влиянию ), некомпетентен в решении вопросов, его характеризует боязнь принятия решений, перекладывание дел на подчиненных. Применение либерального («клубного») стиля свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе.

Демократический стиль — считается, что человек получает удовольствие от работы, хочет принимать участие в управлении, предполагает коллективность принятия решений; система контроля включает в себя различные формы приобщения к руководству широкого круга работников, широкая гласность. Демократический («прогрессивный») стиль следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.

Определение эффективного стиля руководства должно происходить с учетом многих факторов: психологических особенностей личности самого руководителя, потребностей и интересов подчиненных, степени их квалификации и ответственности, внутренних и внешних факторов, воздействующих на организацию. Выбор адекватного ситуации стиля руководства с учетом наиболее существенных факторов может быть определен как ситуационное лидерство.

Процесс управления включает в себя следующие функции:
- планирование — определение будущего желаемого состояния объекта управления и тех действий (мероприятий), которые необходимо осуществить, чтобы перейти из нынешнего состояния в желаемое;
- организация — размещение элементов объекта управления, определение материально — вещественных и информационных связей между подразделениями, а также с объектами внешней среды;
- контроль — сопоставление фактического состояния объекта управления с планируемым, выявление расхождений, их оценка и регулирование объекта управления с целью устранения существенного расхождения;
- стимулирование — поощрение и наказание работников в зависимости от результатов их трудовой деятельности.

Важнейшая цель управления - использование личностного потенциала каждого работника. Среди возможностей современного менеджмента есть такие как: улучшение профессиональной подготовки сотрудников, налаживание взаимодействия между подразделениями фирмы, усиление роли коллективов всех звеньев компании в решении каждодневных задач, расширение стратегических компонентов в работе менеджеров.

48. Технология разработки и оценка эффективности управленческого
решения

Технологии разработки управленческих решений в значительной степени определяют эффективность управления организационным, технологическим, инновационным, ресурсным, информационным потенциалом современных организаций и представляют собой совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных действий, которые обеспечивают разработку и реализацию управленческих решений. При этом алгоритм разработки и принятия управленческих решений с соответствующими целями, задачами, методами, способами и инструментами воздействия может быть весьма различным. С позиции системного подхода технология разработки эффективных управленческих решений - задач.

В последнее время появились подходы, которые рассматриваются как универсальное средство решения всех сложных проблем. Наибольшую известность среди них получил системный подход.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие этапы технологии разработки управленческих решений или проблем :

- выяснение задачи и выбор цели;

- перечисление или изобретение альтернатив;

- анализ альтернатив;

- выбор наилучшего решения;

- представление результатов.

Управленческое решение - это решение, принятое в социальной системе и направленное на стратегическое планирование, управление управленческой деятельностью, человеческими ресурсами, производственной и обслуживающей деятельностью, формирование системы управления организации (методология, структура, процесс, механизм), управленческое консультирование и коммуникации с внешней средой, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивает реализацию управленческих задач.

Технология разработки управленческого решения структурно включает:

- предмет решения - конкретная тема, проблема, сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, которые не позволяют в данных условиях получить желательный результат;

- субъект решения, то есть лиц, наделенных правом инициировать решения и реализовывать их;

- объект решения – исполнители решения;

- цель подготовки решения;

- причины подготовки и реализации решения;

- персонал или население, для которых готовится или реализуется управленческое решение.

 

Как процесс технология разработки и принятия управленческого решения – это алгоритм, последовательность определенных действий, поиск, группировка и анализ достаточной и необходимой информации для разработки, утверждения и реализации.

Как явление технология разработки управленческого решения это план мероприятий, постановление, письменное или устное распоряжение.

В технологиях разработки управленческих решений различают их различные основы или сущности. Так, экономическая сущность управленческого решения в технологии разработки проявляется в том, что на подготовку и реализацию любого управленческого решения требуется финансовые, материальные и другие затраты. Каждое управленческое решение имеет реальную стоимость. Реализация эффективного управленческого решения принесет предприятию прямой или косвенный доход, а ошибочное решение - убытки. Организационная сущность управленческого решения в технологии разработки проявляется в том, что к этой работе привлекается персонал. Для эффективной разработки необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимой техникой и технологией, постоянно координировать их работу.

Социальная сущность управленческого решения в технологии разработки заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относят потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности. Социальная сущность управленческого решения на стадии разработки проявляется, прежде всего, в определении и уточнении цели управленческого решения. Правовая сущность управленческого решения в технологии разработки заключается в точном соблюдении законодательных актов РБ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой организации или предприятия.

Технологическая сущность управленческого решения в технологии его разработки обуславливает обеспечение персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для подготовки и реализации управленческого решения.

Таким образом, технология разработки управленческих решений является важной составной частью любой управленческой деятельности. Это сложный технологический процесс, центр, вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческой деятельности, а его разработку и принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта.

Понятие эффективности управленческого решения (в отличие от его качества) не может быть рассмотрено изолированно от его реализации, поскольку эффективность управленческих решений обусловливается как качеством самих решений, так и качеством их осуществления.

Оценка эффективности управленческих решений достигается определением действия множества факторов технического, организационного, экономического и социально-психологического характера, проявляющихся на разных стадиях процесса разработки и реализации решений.

Принято считать, что основными из них являются:
• компетентность и опыт работы лиц, принимающих решения;
• степень информированности лиц, принимающих решения;
• уровень коллегиальности в процессе разработки решения;
• удельный вес контролируемых решений;
• степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывавших решение, в его реализации;
• мотивация исполнителей;
• характер и степень ответственности руководителей за результаты решения.

Поскольку одни и те же цели могут быть достигнуты при разной величине затрат, то основным критерием оценки эффективности управленческого решения может служить отношение полученного в результате его реализации эффекта, выраженного показателем степени достижения цели, к величине затрат на разработку решения и его осуществление. Однако принятие многих важных решений требует не одно-, а многокритериальной оценки, так как в большинстве случаев эффект управленческого решения не может быть выражен единственным показателем.

В таких ситуациях одним из наиболее часто применяемых на практике методов оценки эффективности управленческого решения является метод «затраты — прибыль», при котором эффективность количественно характеризуется получаемой прибылью на единицу затрат. При этом под прибылью понимается некоторая совокупность критериев, характеризующих то или иное решение, причем не обязательно экономической природы. В качестве таких критериев могут быть использованы как объективные показатели (потоки платежей, рентабельность, срок окупаемости, объем производства), так и субъективные оценки (имидж фирмы, социальная значимость проекта и т.п.).

Требования к руководителю

Эффективность управления, а отсюда и эффективность работы организации, во многом определяется компетенцией руководителей и их личными качествами.
Чтобы выполнять сложные функции и функции по управлению организацией, руководители должны иметь специальные знания и обладать способностью использования их в повседневной работе. Им необходимо обладать соответствующими профессиональными знаниями и умениями, способностью работать с людьми и управлять самими собой, иметь специфические личностные качества, вызывающие доверие со стороны коллег и подчиненных.
Руководитель – член организации, выполняющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

Основные требования к руководителю:

1.Компетентность. Компетентность означает не столько всеобъемлющие знания, что практически невозможно, сколько умение использовать знания своих коллег и подчиненных

2.Организаторские способности заключаются в умение объединять людей на решение тех или задач.

3.Контактность, коммуникабельность, т.е. умение расположить к себе людей.

4.Умение оценить достоинства подчиненных и определить их обязанности в соответствии со способностями и возможностями.

5.Способность организовать контроль и проверку исполнения принятых решений.

6.Умение решать проблемы комплексно, выбирая наиболее действенные формы воздействия на подчиненных.

7.Умение мыслить перспективно.

8.Проявлять заботы о подчиненных.

 

Навыки и умения, которыми должны обладать руководители могу быть объединены в 3 категории:

-Концептуальные; -Человеческие; -Технические.

Концептуальные навыки – когнитивные (познавательные) способности человека воспринимать организацию как единое целое, и в тоже время четко выделять взаимосвязи ее частей. К числу таких навыков относятся: острота ума руководителя, его умение обрабатывать поступающую информацию и его способности к планированию и стратегическому мышлению.

Концептуальные навыки необходимы всем руководителям, но особое значение они имеют для руководителей высшего звена организации, которые должны уметь схватывать суть в каждой возникающей ситуации, выделять важнейшие ее факторы и предугадывать дальнейшее развитие событий.

Человеческие навыки – определяют способности руководителя к непосредственной работе с подчиненными и умение эффективно взаимодействовать в качестве члена команды. Эти навыки проявляются в том, как руководитель относятся к сотрудникам, как он мотивирует их, как координирует их деятельность, как подает им пример, как с ними общается и как разрешает конфликты. Роль человеческих качеств руководителя в последние годы существенно возросла, что связано с повышением уровня сотрудников, глобализацией и увеличением степени многообразия рабочей силы.

Технические навыки – специальные знания и умения необходимые для выполнения производственных задач. Владение руководителями техническими навыками подразумевает наличие профессиональных знаний, аналитических способностей и умение применять инструментальные и другие средства для решения конкретных проблем в конкретных областях.

Особенно важны технические навыки на низших организационных уровнях. Многие работники получают свою первую управленческую должность благодаря своим навыкам в технической области. Однако по мере продвижения по ступенькам управленческой иерархии, потребность в технических навыках уменьшается, а значение человеческих и концептуальных навыков возрастает.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...