Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационные стратегии и внедрение интернет-коммуникаций в Японии. Краткий обзор онлайн-СМИ

К концу 20 века азиатский регион достиг невиданных экономических высот и темпов роста, беспрецедентных в истории. Экономисты отмечают, что в начальный период индустриализации Великобритании потребовалось чуть более 50 лет, а Америке чуть менее 50 лет для увеличения производства на душу населении, в то время как тот же Китай добился того же результата примерно за 10 лет. Ускорение экономического развития азиатских регионов совпало по времени с созданием и внедрением новых технологий в современном обществе. Причем эти процессы происходили на фоне глобализации, что способствует росту значения интернета и телекоммуникаций. Так, Япония уже тогда была примером современного высокоразвитого государства.

С 1980-х началась либерализация национальных рынков связи по всему миру с целью создания рентабельной структуры телекоммуникаций. В итоге в 1997 года в Женеве ряд государств подписали соглашение о либерализации внутренних рынков, что нанесло удар по их монополистам (из-за чего процесс проходил очень болезненно) и привело к снижению тарифов на различные виды связи. Япония начала реформы в сфере телекоммуникаций в 1985 г. В течение 1986-1988 гг. были проведены три этапа приватизации государственной корпорации «Эн-Ти-Ти», являющейся крупнейшим в мире телефонным оператором. При этом, бывший монополист «Эн-Ти-Ти» до сих пор контролирует до 90% местных линий связи, предлагая вторичным операторам связи высокую плату за доступ к телефонным сетям, что негативно сказывается на развитии рынка интернет-услуг.

Либерализация телекоммуникаций способствовала быстрому росту информационных услуг. Одновременно с увеличением объема ресурсов мировая киберсеть начинает претерпевать контактные изменения. Первоначально Интернет использовался в научно-исследовательских целях, однако в течение 1990-х гг. направленность компьютера становится преимущественно коммерческой. Такая коммерциализация способствовала активному расширению, по сути глобализации Интернета. Но сейчас в Интернете значительно укрепился и научно-исследовательский сектор.

Проникновение капитала в интернет и снятие барьеров на национальных телекоммуникационных рынках стали в течение 1990-х гг. важнейшими экономическими процессами в развитии информационных инфраструктур и все эти годы являются предметом оживленных дискуссий среди специалистов. В первой половине 1990-х гг. коммерциализация киберпространства вызывала тревогу у многих специалистов по ИТ и СМИ, однако позже отношение экспертов меняется. Слабость сектора коммерческих услуг в интернете начинает восприниматься в странах с беспокойством. В течение 1990-х гг. японские компании с неохотой осваивали интернет. В развитии электронной торговли Япония значительно уступала ведущим экономическим державам, а на азиатском континенте — Южной Корее и Сингапуру. В 2001 г. на 48 японских компаний, занятых в электронном бизнесе, акции которых котируются на японском электронном фондовом рынке, приходилось 610 южнокорейских компаний‚ включенных в листинг национальной высокотехнологичной биржи. Японские экономисты начали бить тревогу, что национальный сетевой рынок в такой ситуации окажется занятым иностранными, прежде всего американскими коммерческими компаниями.

В ноябре 2000 г. национальный парламент принял Основной закон об ИТ, позволяющий Японии осуществить рывок в развитии электронной коммерции. В соответствии с этим законом были устранены бюрократические препятствия, стоящие на пути сетевой экономики. По данным правительства, развитию электронной торговли мешали 733 постановления и 124 закона. Парламент и правительство также приняли энергичные меры для ликвидации фактического доминирования структур «Эн-Ти-Ти» на рынке местных телекоммуникаций. В ноябре 2000 г. премьер-министр Японии Иосиро Мори заявил, что активно расширяя электронную коммерцию, правительство намерено создать электронную Японию. Действия правительства вполне объяснимы, т.к. в течение 90-х годов Интернет стал полем для экономической деятельности современного общества.

Влиятельная региональная организация — Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество — активно работала над совместным проектами внедрения ИТ и телекоммуникаций. В рамках АТЭС государства участвуют в создании единой Азиатско-Тихоокеанской информационной инфраструктуры. Заметную роль в развитии программы АТИИ и других региональных проектов сыграли масштабные инвестиции государств-доноров, прежде всего Японии. На проекты в сфере ИТ азиатских стран Япония ассигновала 15 млрд долларов. Японское правительство учредило специальный фонд финансирования ИТ-разработок в области международных стандартов кибергорода (хай-тек парка). Страна приняла участие в создании хай-тек парков на территории многих азиатских государств, однако не все планы были выполнены из-за кризиса и завышено-нереалистичных ожиданий.

Четкие акценты на развитии информационных и телекоммуникационных технологий в стратегическом экономическом планировании позволили добиться азиатским государствам заметных успехов на мировом информационном рынке. На долю электроники пришлась треть объема экспорта стран Азии. В июне 2000 г. объем азиатского телекоммуникационного рынка составил 400 миллиардов долларов. Из них более 200 миллиардов приходилось на рынок мобильных телесетей‚ число абонентов мобильных телефонных служб в Азии приблизилось к 150 миллионам, число азиатских интернет-пользователей превысило 75 миллионов и к 2005 году должно было вырасти до 400 миллионов человек.

Во многих государствах азиатского региона давно организовались электронные правительства — интернет-ресурсы государственных учреждений. Эта система включает в себя публикацию различной правительственной информации, а также представляет широкий спектр услуг (сбор налогов, прием заявлений, платежей, доступ к электронным системам государственных закупок для компаний и др.). Важнейшим элементом электронного правительства является непосредственное взаимодействие местных органов власти с гражданами. Так, японская компьютерная сеть в соответствии с программой Министерства общественного управления, внутренних дел, почты и телекоммуникаций уже в 2005 году использовалась районными почтовыми отделениями сейсмоактивных регионов страны для оперативного оповещения населения через электронную почту о предстоящих землетрясениях.

Ещё одной интересной особенностью вхождения японцев в киберпространство стал их алфавит. Они пользуются смешанным идеографически-силлабическим письмом, в котором сочетаются иероглифы и слоговые знаки (кана). В соответствии с реформой орфографии в настоящее время рекомендуется использовать 1945 иероглифов, однако число реально используемых иероглифов больше рекомендованного. Для компьютерного воспроизведения письменности имеют значение также различные сочетания каны. Принятое направление письма – сверху вниз, встречается и горизонтальное написание. Отсюда становится понятным, что перенесение японской письменности в компьютерную программу является достаточно объемной и трудоемкой задачей. Эта задача была успешно решена в 1978 году. Компьютер весил 220 кг.

Но к началу 21 века японское население весьма охотно приобретает не только гаджеты, но и бытовую электронную технику, позволяющую выходить в Интернет: видеоигровые консоли, палмтопы, вебфоны (функции телефона, факса, принтера, сканера и интернет-браузера), цифровые фотокамеры с встроенной электронной почтой, автомобильные навигационные системы, коммуникаторы и проч. К тому же страна стала одним их лидеров по внедрению мобильной телефонии, в частности, Япония первой в мире развернула мобильные телефонные сети третьего поколения. В конце 2001 г. 69% мобильных телефонов страны были подключены к Интернету, около 45 млн. абонентов сотовой связи выходили в Интернет с телефонов. В этот период мобильный доступ в Интернет стал самым популярным видом интернет-связи в Японии.

На данный момент японцы наиболее активно посещают информационные порталы, а не новостные: Livedoor, Youtube, Fc2. Одним из таких популярных порталов является Yahoo! Japan Corporation — один из крупнейших Интернет-порталов в Японии, совместное предприятие американской интернет-компании Yahoo! и японской Softbank. Компания была основана в январе 1996 года Масаёси Соном, создателем компании SoftBank. В апреле 1996 года начала работать служба поиска информации на японском языке. Сейчас на портяале есть ряд сервисов:


· сервис, позволяющий настраивать персональные страницы Yahoo! Japan для личного пользования, изменяя различные параметры и подстраивая под себя. На персональной странице могут быть размещены списки, новости, почта, погода, сайты, RSS, а также можно изменять фон страницы,

· онлайн-аукцион,

· интернет-магазин,

· аналог Google Maps,

· сервис, дающий исчерпывающую информацию о налогах, недвижимости и акциях Японии,

· сервис для детей, на котором собраны детские сайты, а также позволяющий фильтровать поиск для детей,

· бесплатная служба электронной почты,

· служба обмена мгновенными сообщениями.


Кроме того, в Японии есть такие популярные порталы как Nhk.or, Quote.yahoo, Kyodo


и другие. В стране также действуют крупные информационные агентства. На первом месте располагается Киодо Цусин — кооперативное объединение ведущих газет и полугосударственной телерадиовещательной корпорации Эн-Эйч-Кей. Оно распространяет политическую, экономическую, научную, спортивную информацию на японском и английском языках, а также иностранную информацию своих корреспондентов и иностранных агентств. Агентство обслуживает 63 газетных издательства, 72 радиостанции и 57 информационных агентств за рубежом. Существует ещё Дзидзи цусин — второе по значению, также акционерное.

Во Всемирном рейтинге свободы прессы — 2004 Япония занимает 42-е место (10,0 баллов). Для сравнения: в 2003 году Япония находилась в рейтинге на 45-м месте (8,0 баллов), в 2002 — на 28-м месте (7,50 балла). В рейтинге «Свобода прессы 2005», подготовленном Freedom House, Япония занимает 40-е место (свободные СМИ).

СМИ в Японии представлены широким спектром печатных изданий, радиостанций и телевизионных каналов. При этом доступ в информационное пространство Японии труден для иностранцев (и журналистов, и телерадиовещательных корпораций) и небольших японских изданий, не участвующих в деятельности пресс-клубов (кися курабу), так что само это пространство довольно монополизированное.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...