Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс коммуникации можно представить в виде последовательности нескольких взаимосвязанных этапов.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

1. Теория коммуникации в системе наук. Предмет теории коммуникации. Законы и категории теории коммуникации.

2. Основные этапы теории развития коммуникации. Современные концепции коммуникации. Структурные модели коммуникации.

3. Процесс коммуникации. Составляющие коммуникативного процесса. Формы и виды коммуникации.

4. Обеспечение информационного обмена в коммуникации. Производство информации, распространение, приём, использование информации.

5. Представление о коммуникации как о процессе и структуре. Методы и функции теории коммуникации. Факторы, влияющие на доступность информации. Эффективность восприятия информации.

6. Содержание, средства и язык коммуникации. Семиотика языка: синтактика, семантика, прагматика. Вербальная и невербальная коммуникация.

7. Теория речевых актов. Коммуникативный кодекс. Принцип кооперации и принцип вежливости.

8. Уровни коммуникации. Межличностная коммуникация. Понятие межличностной коммуникации. Ситуационные и психологические предпосылки межличностной коммуникации. Речевое и неречевое поведение в межличностном взаимодействии. Коммуникативные барьеры. Коммуникативные стратегии и тактики.

9. Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе. Структура и динамика коммуникации в малой группе. Прагматика коммуникации в малых группах. Понятие массовой коммуникации. Структура и функции массовой коммуникации. Структура и функции массовой коммуникации (Коммуникаторы. Массовая информация. Средства передачи массовой информации. Массовые аудитории. Реакция аудитории). Эффективность массовой коммуникации.

10. Коммуникативная личность. Адресант и адресат. Коммуникативные роли. Социальная и гендерная специфика речевого поведения коммуникантов.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

11. Теория коммуникации в системе наук. Предмет теории коммуникации. Законы и категории теории коммуникации.

 

Теория коммуникации — сравнительно молодая область научного знания, которая стала обретать статус самостоятельной академи­ческой дисциплины в нашей стране лишь в последнее десятилетие. Возникновение связано с необходимостью рефлексии по поводу собственной деятельности представителями средств массовой коммуникации в условиях информационного взрыва, что обусловило преобладание в этой сфере знания журналистов и лингвистов, а также выбор в качестве теор. Основания общенаучных принципов информационного подхода.

Т.К. – 1. Путь сообщения, связь одного места с другим.

2. общение, передача информации от человека к человеку, специфическая форма их взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и др. сигнальных форм связи.

Предмет - коммуникация, ее роль и место в обществе , коммуникативные методы, системы процессы, закономерности их функционирования и развития.

Если для российской системы образования теория коммуника­ции — сравнительно новая учебная и научная дисциплина, то за ру­бежом, особенно в университетах Европы и США, уже сложилась определенная традиция ее преподавания. В течение нескольких десятилетий в США и ряде других стран читаются курсы по теории коммуникации, сло­жился круг авторитетных специалистов и школ, издается большое количество учебной и научной литературы.

Коммуникация является объектом изучения многих наук: семиотики (свойства знаков и знаковых систем в обществе), социологии (функц. Особенности общения разл. соц групп), этнографии (бытовые и культурологические особенности коммуникации как общения в этнических сообществах), психологии (факторы, способствующие передаче и восприятию информации, межличностной и массовой коммуникации и причины затрудняющие этот процесс, а также мотивацию речевого поведения коммуникантов), риторики, кибернетики (разработка общих принципов создания систем управления и систем для автоматизации умственного труда), информациологии.

С появлением работ Н. Винера, К. Шеннона, У.Р. Эшби, наших отечественных ученых А.И. Берга, А.Н. Колмогорова и других термины «коммуника­ция», «информация», «информационный обмен» получили широ­кое распространение в самых разных отраслях науки и стали едва ли не самыми многозначными. К началу 1960-х гг. только в зару­бежной философской и социологической литературе насчитыва­лось около сотни определений коммуникации. Можно с уверен­ностью сказать, что сегодня таких определений существует на по­рядок больше. Поэтому каждый, кто интересуется результатами научных исследований в данной области, сталкивается с богатым спектром точек зрения, аспектов, срезов, попыток общетеорети­ческого и специального подхода к исследованию и пониманию коммуникации.

Теория коммуникации чаще всего обращается именно к социальной коммуника­ции - специфической форме взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем.

Футурологический подход к коммуникации наиболее ярко представляет теория информационного общества (Д.Белл, А.Тоффлер, Г.Маклюэн). В данной теории средства коммуникации рассматриваются в качестве единственного стимула и источника социального развития. Информация здесь выступает основой культуры и всех культурных ценностей.

Различают два вида коммуникации: синхроническую и диахроническую. Синхроническая (горизонтальная) коммуникация реализуется посредством устных и письменных коммуникационных каналов между современниками. Благодаря такой коммуникации обеспечиваются единство, сплоченность, консолидация общества. Синхроническая коммуникация необходима для решения текущих общественных задач, координации действий разных социальных групп, для жизнедеятельности этноса в настоящем времени.

В диахронической (вертикальной) коммуникации происходит передача информации духовного содержания от поколения к поколению. Таким образом, формируется социальная память. Диахроническая коммуникация, следовательно, сохраняет этническую общность, движение языка, традиций.

Если целями общения является обмен информацией преимущественно эмоционального содержания, то целями коммуникации являются: обмен и передача информации; формирование умений и навыков, развитие профессиональных качеств; формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом; обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями; изменение ценностных установок и мотивации поведения; обмен эмоциями.

 

 

Законы и категории теории коммуникации.
Конечная цель исследования коммуникации — выявление и фор­мулирование ее законов. Специфика законов, формулируемых тео­рией коммуникации определяется ее предметом и ха­рактеризуется спецификой сложившихся информационных связей в природе и обществе.

Законы:

1) всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, ха­рактеризующееся обменом разного рода информацией, следова­тельно, должно быть не менее двух сторон - участников коммуникацион­ного взаимодействия (источник и приемник, оратор и слушатель);

2) закон обратной связи

3) всякая коммуникация имеет знаковый характер

4) «закон минимального основания»: для осуществления коммуни­кации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и прием­ника основания в виде системы знаков или правил приема и передачи;

5) «закон гетерогенности (неоднородности) коммуникативных систем» - коммуни­кация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информа­ционных потенциалов взаимодействующих систем., поскольку полное совпадение обеспечивает какой-д. обмен информацией между коммуникантами.

6) количество передаваемой информации обратно пропорционально частоте передаваемых сигналов: чем более редок сигнал, тем он более информативе

 

Всякая тео­рия оперирует своим понятийным (категориальным) аппаратом. Теория коммуникации не исключение. У нее достаточно разрабо­танный категориальный аппарат, свидетельствующий о высокой степени развитости самой теории. Система категорий, которыми оперирует теория коммуникации, включает понятия, используе­мые на различных уровнях коммуникативного знания: чем выше уровень теоретического обобщения, тем более общие понятия он включает.

В перево­де с латыни коммуникация означает «делать общим, связывать, общаться». Часто коммуникация приобретает социальное звучание. При таком отождествлении коммуникации и социальной комму­никации неизбежно возникает проблема соотношения понятий «коммуникация» и «общение». Естественно, возникает проблема, не обозначает ли термин «коммуникация» тот же круг явлений, что и понятие «об­щение». Подходы к разрешению этой проблемы:

Первый подход состоит в отождествлении двух понятий. Его придерживаются многие отечественные психо­логи и философы — Л.С. Выготский, В.Н. Курбатов, А.А. Леонтьев и др.

Второй подход связан с разделением понятий «коммуника­ция» и «общение». Такую точку зрения высказывает отечественный философ М.С. Каган. Он считает, что коммуни­кация и общение различаются по крайней мере в двух главных от­ношениях. Во-первых, «общение имеет и практический, материаль­ный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информацион­ным процессом». Во-вторых, они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимо­действие систем. Инвариантом большинства определений выступает понятие информации или информационного обмена. Общение – также процесс, имеющий ярко выраженный информационный характер. Именно поэтому в зависимости от трактовки информации мы можем получить и различные представления о коммуникации и общении.

Третий подход основан на понятии информационного обмена. К нему склоня­ются те, кто считает, что общение не исчерпывает все информаци­онные процессы в обществе.

 

Любой коммуникативны й акт осуществляется в рамках пространственно-временных координат, поэтому к числу базовых категорий относят коммуникативное пространство (реализуются все коммуник. взаимодействия, возникает постольку, поскольку осуществляются взаимодействия) и коммуникативное время (длительность и последовательность самих коммуникативных актов, проблема максимального ускорения прохождения информации от источника к получателю).

 

12. Основные этапы развития теории коммуникации. Современные концепции коммуникации. Структурные модели коммуникации.

Революции:

1. Возникновение человеческой речи (40 тыс. лет назад)

2. Изобретение письменности (3 тыс. до н.э.) Предметное, узелковок письмо, пиктография. Изобретение фонетического письма. ( век – создание славянской азбуки

3. Изобретение печатного станка (1440) Гутэнбергом в Германии. Иван Фёдоров и его книга «Апостол» - первая печатная книга в России 1564). Последствия изобретения:

· Рост научной и образовательной сферы

· Развитие библиотечного дела

· Возникновение отрасли производства бумажной пром-ти

· Рост газетно-журнальной индустрии

· Демократизация письм. Коммуникации

4. Создание телеграфного аппарата (19 век). Изобретение телефона – шотландец А.Г. Белл. (19 век). Радиосвязь – Маркони, первый радиоприемник (1895)

5. Электронные масс-медиа

 

В современной коммуникативистике выделяется несколько конкретно-научных подходов к изучению коммуникации. Во-первых, это различные подходы технократического и интеракционного характера. Во-вторых, в рамках интеракционизмаученые разделились в решении вопроса о том, как объяснить коммуникацию — ссылками на индивидуальную осознанную деятельность или в качестве производной от социальной структуры. Дебаты о коммуникации в подобных терминах занимают одно из центральных мест в современной социологии, психологии и культурологии. В рамках именно этих наук складывались основные теоретико-методологические подходы к коммуникации и предпринимались различные попытки примирить объективную структуру и субъективную волю.

^ Технократические подходы к изучению коммуникации были обусловлены спецификой конкретно-исторических условий и само­го предмета исследования. Возникли концепции технологического детерминизма, наиболее известной среди которых является теория информационного общества, рассматривающая современные технические средства ин­формации в качестве важнейшего стимула и источника социально­го развития.

В рамках технократической парадигмы получила свое развитие математическая теория коммуникации инженера и математика К. Шеннона.

Технократические теории вызывали неудовлетворенность, обусловленную их механистичностью, как правило, ограничивающей коммуникацию точкой зрения производства, передачи и обработки информации, а также используемых при этом технических средств. Преодоление механистичности формализованно-технократическо­го подхода было связано с интеракционным подходом к исследованию коммуникации, в значительно большей степени учитывающим роль человека как субъекта коммуникации.

^ Интеракционный подход рассматривает коммуникацию как взаимодействие. В рамках интеракционизма сложилось много тео­ретико-методологических направлений, разрабатываемых в психологии, социологии, социальной психологии, культурологии.

^ Теория межкультурного содержания коммуникации («проксемия»), разрабатываемая американским антропологом Э. Холлом, дает возможность уяснить культурные значения коммуникативных действий и соответствующее их выполнение, эффективность которых основана на признании принадлежности коммуникантов к определенной культурной среде.

Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств. Этот процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых средств, стратегий и пр. Отсюда и большое количество моделей коммуникации, представленных в научной и учебной! литературе.

 

^ Модель Аристотеля. В «Риторике» древнегреческий философ писал: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего». В условиях устной по преимуществу античной культуры на первый план естественным образом выдвигается ораторское искусство. Данная модель универсальна — она отражает коммуникативный акт как в устной, так и в письменной формах. В этом акте выделяются три основных элемента коммуникации: ^ ОРАТОР - РЕЧЬ - СЛУШАТЕЛЬ

Модель Лассуэлла. Разработанная на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время Второй мировой войны, эта модель в равной мере могла быть ис-пользована для анализа массовой коммуникации и любого коммуникативного действия, которое раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы: кто? сообщает что? по какому каналу? Кому? с каким эффектом?

^ Модель Шеннона—Уивера. В данной модели: источник — это тот, кто делает звонок (передает сообщение); сообщение — передаваемая информация; телефонный передатчик — кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электрические импульсы; телефонный провод — канал; телефонный приемник (второй аппарат) — декодер, осуществляющий обратное преобразование электрических импульсов в звуковые волны; приемник — человек, которому адресовано сообщение. При этом разговор может сопровождаться постоянными помехами (шумами), возникающими на линии связи; частотный диапазон канала может быть ограниченным, а абоненты могут плохо понимать язык друг друга. Ясно, что в этой ситуации они пытаются максимизировать количество информации, передаваемой по линии связи.

Циркулярная модель коммуникации. В этой модели отражена реакция коммуниканта на сообщение источника в виде обратной связи. Именно обратная связь делает коммуникацию двусторонним процессом (диалогом), позволяя каждой из сторон корректировать свои действия и цели.

13. Процесс коммуникации. Составляющие коммуникативного процесса. Формы и виды коммуникации.

В самом общем виде коммуникационный процесс можно описать следующим образом: отправитель (источник), цель которого заключается в том, чтобы оказать то или иное воздействие на получателя, передает определенное сообщение. Сообщение может быть за­кодировано с помощью вербальных (невербальных) знаков, символов, содержащих те или иные смыслы. Получателю для понимания смысла передаваемого сообщения необходимо его раскодировать (декодировать). Коммуникация предполагает и обратную связь, благодаря которой отправитель убеждается, что сообщение дошло до адресата и соответствующим образом проинтерпретировано. В этом процессе может быть выделено несколько элементов.

В качестве источника могут выступать отдельные индивиды, группы людей, общественные институты. Источник является инициатором коммуникативного процесса, который начинается только тогда, когда у отправителя возникает потребность в создании и передаче какого-либо сообщения.

Отправитель (источник) пытается заранее определить, какого рода впечатление должно сложиться у получателя от переданное сообщения, т.е. как информация будет воспринята получателем. При этом нет гарантии, что получатель поймет отправителя именно так, как хотел бы последний.

Цели кодирования — доведение замысла (идеи) отправителя до получателя; обеспечение такой интерпретации сообщения получателем, которая адекватна замыслу отправителя. Иными словами, получатель должен воспринять смысл сообщения именно таким, какой был вложен его отправителем. Для этого используются системы кодов — символов и знаков, одинаково интерпретируемых обеими сторонами.

В коммуникативистике под кодированием часто понимают соответствующую переработку исходной идеи сообщения с целью ее доведения до адресата.

Декодирование — в техническом смысле — это обратный процесс перевода закодированного сообщения на язык, понятный получателю.

Сообщение — это уже осмысленная и соответствующим образом закодированная информация. Сообщение может быть передано при личной беседе, в ходе выступления перед аудиторией, с помощью прессы, радио, телев­дения, электронной почты и пр. Обычно сообщения — это высказывания или тексты. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (Дорожный знак, рисунок, схема или фотография).

Понятие «канал» появилось в коммуникативистике благодаря исследованиям, проводимым в рамках математической теории связи (коммуникации), а также исследованиям технических средств связи.

Каналы можно разделить на естественные (аудиальные, визуальные) и искусственные (линии телефонной и радиосвязи).

Получатель — тот (или те), кому адресовано сообщение. Именно для него, собственно, и осуществляется коммуникация. Получателем может быть одно лицо, группа лиц, общество в целом или какая-нибудь его часть. Когда в роли получателя выступает более чем одно лицо, его (получателя) называют аудиторией коммуникации.

В теории коммуникации под обратной связью понимают ответную реакцию получателя на сообщение источника. При обратной связи коммуникация становится двусторонним процессом, позволяя обеим сторонам корректировать свои цели и свое поведение по отношению друг к другу.

Имеются различные подходы к типологии коммуникации. Рассмотрим различные типы коммуникаций, классифицируя их по наиболее значимым основаниям. По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц различают массовую (на уровне социетальной системы), среднего уровня (ограниченную в масштабах социальных групп и организаций - внутриорганизационные коммуникации) и локальную (внутрисемейная, триадная и др.), внутригрупповую (взаимодействие не выходит за рамки определенной группы), межгрупповую (между различными группами или большой группы с ее достаточно самостоятельными подгруппами. По отношению к каждому из внешних субъектов межгрупповых взаимосвязей коммуникации носят внешний характер - внешние коммуникации), межличностную (между отдельными людьми - диадные), внутриличностные (общение с самим собой).

В зависимости от используемых знаковых систем коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные.

Вербальная коммуникация. Вербальные коммуникативные средства представляют собой словесное взаимодействие сторон. Вербальные коммуникации осуществляются с помощью знаковых систем, символов, главным среди которых является язык, а невербальная коммуникация осуществляется с помощью жестов, мимики, движения и т.п.

14. Обеспечение информационного обмена в коммуникации. Производство информации, распространение, приём, использование информации.

Информацию мы здесь понимаем как комплекс сведений, необходимых для успешного функционирования коммуникативной системы. Согласно утверждению французского социолога А. Моля действуют глубинные факторы, превращающие информацию в качественно новое состояние.

Для успешного использования информации в различных отраслях знаний необходимо проводить исследования проблем неоднозначности восприятия информации, инерции массового сознания; разрабатывать социотехнические модели информационной сферы. Информационную сферу для проведения такого моделирования и проведения других видов анализа условно мы разделим на пять предметных областей:

1. Производство (создание) информации, её преобразование.

2. Получение и распространение информационных продуктов.

3. Предоставление информационных услуг.

4. Поиск, получение и потребление информации пользователями.

5. Создание и применение механизмов и средств обеспечения информационной безопасности.

Наличие развитой и адекватной поставленным задачам развития общества информационной сферы является необходимым условием устойчивого и динамичного развития общества и его социальных институтов. Такая информационная сфера должна включать в себя различные системы: современную коммуникационную информационную инфраструктуру на основе каналов связи различной природы (кабельные радиорелейные, спутниковые и пр.); распределительную иерархическую компьютерную сеть, входящую в информационное пространство Интернет и объединяющую информационные системы федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и фирм; систему национальных информационных ресурсов, построенную по технологии Интранет, других информационных систем и включающую регистры, кадастры, банки данных федерального и регионального уровней; комплексную систему информационной безопасности, охватывающую остальные компоненты системы и предотвращающую угрозы разрушения системы, несанкционированного доступа к данным распространения общественно опасной информации. Развитая распределенная компьютерная сеть в сочетании с развитой телекоммуникационной инфраструктуры и информационными ресурсами играет ключевую роль в формировании информационного общества. Но в то же время характеристика информационного общества не сводится к наличию развитой компьютерной сети, телекоммуникаций и информационных ресурсов. В качестве субъектов информационного общества выступают индивиды, в процессе деятельности ( включая досуг, производственные и бытовые контакты), а также различные предприятия, учреждения, и др. Технологические факторы развития глобальной информационной инфраструктуры, прежде всего, Интернет, Интранет и другие глобальные компьютерные сети и спутниковые системы сегодня играют особо важную роль. Соединение указанных сетей с аудиовизуальными средствами открывает новые перспективы. Однако появляется опасность в насаждении информации социально неприемлемого содержания, пропагандирующей национальную вражду, порнографию, насилие, войну.

 

15. Представление о коммуникации как о процессе и структуре. Методы и функции теории коммуникации. Факторы, влияющие на доступность информации. Эффективность восприятия информации.

Коммуникационный процесс - это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Его цель - обеспечить передачу и понимание информации, являющейся предметом обмена. Если взаимное понимание не достигается, то коммуникация не состоялась, из чего следует, что обе стороны играют в ней активную роль.

Процесс коммуникации возможно осуществлять при наличии следующих основных элементов: отправитель, сообщение, канал связи, получатель.

Функции теории коммуникации.

Познавательная функция, выполнение которой, во-первых, предполагает описание изучаемого объекта (явления), накопле­ние полученного исследовательского материала и его системати­зацию, во-вторых, познавательная функция теории коммуникации направлена на разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих механизмы коммуникации, информационного обмена, взаимо­действия.

Методологическая функция теории коммуникации состоит, в о -первых, в том, чтобы разработать эффективный способ науч­ного познания коммуникативной реальности. Во-вторых, эта функция состоит в выработке исходных прин­ципов познания для всего комплекса коммуникативных исследова­ний в рамках наук коммуникативного цикла.

Прогностическая функция — она предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития социальной ком­муникации; во-вторых, заблаговременное проведение науч­ных экспертиз разрабатываемых и вводимых технических сис­тем коммуникации с точки зрения ожидаемого от них эффекта;

Практическая (инструментальная) функция теории коммуникации позволяет решить такие важные проблемы, как оптимизация процесса коммуникации, выработка рекомендаций для достижения стратегии эффективной коммуникации, учет объективных и субъ­ективных факторов коммуникационного процесса.

 

Доступность информации.

Доступность, согласно французскому ученому А. Молю , отражает спо­собность соотнести настоящее с будущим, слова друг с дру­ гом, ожидаемое с прошедшим нли связать артикли с сущест­вительными, сказуемое с подлежащим, прилагательное с нарицательным существительным, дополнение с глаголом и т. д.

1) показывает следующее соотношение: если сообщение не содержит нового (для получателя все в сообщении извест­ но), то информация отсутствует либо близка к нулю.

2) Другая крайность — в сообщении все абсолютно но­ во, велика неопределенность. Содержание такого сообще­ ния содержит слишком много информации, но оно будет недоступно для принимающего ее.

Если сообщение не содержит ничего нового — оно банально. Если подано в необычной, заумной форме — оригинально. Доступным является такое сообще­ние, в котором уровень оригинальности ниже максимума.

Успешность, доступность коммуникативного процесса зависит от того, насколько стандартно для адресата сооб­ щение. Под оригинальностью понимается необычность, не­ стандартность представления информации в сообщении (максимум интервала «банально / оригинально»).

 

16. Содержание, средства и язык коммуникации. Семиотика языка: синтактика, семантика, прагматика. Вербальная и невербальная коммуникация.

Содержание коммуникации представляют знаки как части системы средств выражения, несущие закодированную информацию, расположенные в определенной последовательности согласно определенным (заданным системой) правилам. Коммуникация может осуществляться с помощью различных знаковых систем, например речи, жестов, азбуки Морзе и др.

Изучением таких знаковых систем занимается семиотика. Семиотика — наука, занимающаяся исследованием свойств знаковых систем и, соответственно, знаков. Основные принципы семиотики сформулировал американский философ Ч.С. Пирс. Ему же принадлежит и сам термин «семиотика».

Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: 1) семантику, изучающую отношения между знаками и обозначаемым предметом, т. е. содержание знаков; 2) синтактику, изучающую отношения между знаками или правила построения знаков в рамках знаковой системы; 3) прагматику, изучающую отношение между знаком и тем, кто пользуется знаками.

Семиологические исследования коммуникативных систем во многом опираются на труды швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра. Соссюр рассматривал знак как двустороннее психическое образование, соединяющее понятие (означаемое) и акустический образ (означающее).

Семантика изучает значение единиц языка (слов). Обычно для разъяснения структуры языкового значения используется «семантический треугольник» или «треугольником Фреге». Тип вещи, предмета, явления действительности называют денотатом знака. Конкретную вещь чаще называют референтом знака. Поскольку человек обозначает вещи не напрямую, а через свое восприятие вещи, то в эту вершину треугольника часто помещают представление о вещи, сигнификат знака. Понятие также иногда называют еще и по-другому: концепт или десигнат знака.

Прагматика — раздел семиотики, посвященный изучению соотношения знаковых систем и употребляющих их индивидов; теория употребления языка; совокупность факторов, определяющих использование языка его носителями.

Классическая типология знаков предложена Ч. Пирсом. По степени отношения к означаемому он различает три типа знаков:

1) иконические знаки - образы, они имеют естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное (икона, картина, фотография);

2) индексальные знаки указывают на объект (указание пальцем, стрелкой, окриком);

3) символы - условны, не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в высказывании и мысли (слова, аллегории и т.п.).

Коммуникативный кодекс

Для гармонизации общения, важно, чтобы собеседники отдавали себе отчёт в каждом из своих речевых поступков. Если речевые действия собеседников сознательны и преднамеренны, то они могут быть рассмотрены с позиций коммуникативного кодекса. "Коммуникативный кодекс представляет собой сложную систему принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде категорий и критериев"(Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: Рипол классик, 2002, С. 112).

Базовыми категориями, формирующими этот кодекс, являются коммуникативная цельи коммуникативное намерение. Цель определяется речевой стратегией, намерения - тактикой.

Базовые категории играют роль регуляторов речевого общения, приводящих в действиекритерии и принципы корректного речевого поведения.

  1. Важнейшими критериями являются:

o критерий истинности, который определяется как верность действительности;

o и критерий искренности, который определяется как верность себе.

2. Главными принципами коммуникативного кодекса являются:

o принцип кооперации Г.Грайса;

o принцип вежливости Дж.Лича.

Принцип кооперации. Сам Грайс описывает принцип кооперации следующим образом: "Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога".

· Принцип кооперации входят 4 максимы:

o максима полноты информации;

o максима качества информации;

o максима релевантности;

o максима манеры.

Максима полноты информации связана с дозировкой информации, необходимой для акта общения.

· Постулаты к этой максиме таковы:

o твоё высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется;

o твоё высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется.

· Максима качества информации конкретизируется следующими постулатами:

o Не говори того, что ты считаешь ложным.

o Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

· Максима релевантности предполагает фактически только один постулат:

o Не отклоняйся от темы.

Максима манеры предполагает оценку способа передачи информации и связана не с тем, что говорится, а с тем, как говорится.

· Общий постулат этой максимы - выражайся ясно, а частные постулаты таковы:

o избегай непонятных выражений;

o избегай неоднозначности;

o будь краток;

o будь организован.

Принцип вежливости. Если принцип кооперации характеризует порядок совместного оперирования информацией в структуре коммуникативного акта, то принцип вежливости - это принцип взаиморасположения говорящих опять же в структуре речевого акта.

· Дж.Лич, формулируя принцип вежливости, предусмотрел следующие максимы:

o максима такта;

o максима великодушия;

o максима одобрения;

o максима скромности;

o максима согласия;

o максима симпатии.

Соблюдение принципа вежливости создаёт среду позитивного взаимодействия, обеспечивает благоприятный фон для реализации коммуникативных стратегий.

Максима такта предполагает соблюдение границ личной сферы собеседника. В составе каждого речевого акта есть область общих речевых действий и область частных интересов.

Максима такта рекомендует говорящему соблюдать осторожность в отношении речевой стратегии и области частных интересов собеседника.

Максима великодушия есть максима необременения собеседника, фактически она предохраняет собеседников от доминирования в ходе речевого акта.

Максима одобрения - это максима позитивности в оценке других. Несовпадения с собеседником в направлении оценки мира очень сильно влияет на возможность реализации собственной коммуникативной стратегии.

Максима скромности есть максима неприятия похвал в собственный адрес. Реалистическая самооценка - одно из условий успешности развёртывания речевого акта.

Максима согласия - это максима неоппозиционности. Вместо углубления противоречия, возникшего в ходе общения, эта максима рекомендует поиск согласия, для того чтобы акт общения получил продуктивное завершение.

Максима симпатии рекомендует благожелательность, она является условием действия других максим, она также предохраняет речевые акты от конфликта.

 

18. Уровни коммуникации. Межличностная коммуникация. Понятие межличностной коммуникации. Ситуационные и психологические предпосылки межличностной коммуникации. Речевое и неречевое поведение в межличностном взаимодействии. Коммуникативные барьеры. Коммуникативные стратегии и тактики.

Коммуникация всегда совершается в конкретных социальных условиях, причем последние не являются внешними, а включены в процесс коммуникации, связывая ее с функционированием более широких общественных структур. Основой коммуникации являются общая система значений и правила ее употребления. Можно различать разные уровни коммуникации в соответствии с типом общности, на обеспечение которой направлена передача значений.

На первом уровнекоммуникация представляет собой прежде всего передачу и принятие информации, в том числе ее кодирование и декодирование, назначение которых состоит в выравнивании различий, имеющихся в исходной информированности вступивших в контакт индивидов.

Открыто взаимный характер коммуникация приобретает на втором уровне, где она представляет собой взаимную передачу и принятие значений. На этом уровне коммуникация непосредственно связана с совместной деятельностью по решению общей задачи, которая ведет к некоторой дифференциации функций не только в деятельности, но и в связанной с ней коммуникации.

На третьем уровне на передний план выступает то,

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...