Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и функции теории коммуникации.

Метод сравнения представляет собой познавательную операцию, основанную на суждениях о сходстве -или различии объектов. С помощью сравнения выявляются их качественные и количественные характеристики. Главное условие использования данного метода состоит в наличии общего основания (признака), по которому сравниваются изучаемые объекты.

Одним из широко используемых в социогуманитарном знании методов сравнения является сравнительно-историческии. С его помощью познаются различные ступени развития одного и того же явления или сосуществующих явлений, имеющих некое общее основание.

Социологический метод представляет собой совокупность приемов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных, отражающих реальное состояние коммуникативных процессов в обществе.

Контент-анализ обращен к содержательной стороне информации. Это экспериментальный метод, в первую очередь рассчитанный на изучение деятельности средств массовой информации путем систематической числовой обработки, оценки и интерпретации формы и содержания сообщения информационного источника.

Интент-анализ - метод, с помощью которого изучается проблема целенаправленности вербальной коммуникации. Интент-анализ разрабатывается главным образом в рамках психологической науки и исходит из того, что человеческая речь представляет произвольное (т.е. преднамеренное) действие. Метод наблюдения применяется при сборе предварительного материала исследования и контроле полученных эмпирических данных.

Функции теории коммуникации.

Познавательная функция, выполнение которой, во-первых, предполагает описание изучаемого объекта (явления), накопле­ние полученного исследовательского материала и его системати­зацию, во-вторых, познавательная функция теории коммуникации направлена на разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих механизмы коммуникации, информационного обмена, взаимо­действия.

Методологическая функция теории коммуникации состоит, в о -первых, в том, чтобы разработать эффективный способ науч­ного познания коммуникативной реальности. Во-вторых, эта функция состоит в выработке исходных прин­ципов познания для всего комплекса коммуникативных исследова­ний в рамках наук коммуникативного цикла.

Прогностическая функция — она предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития социальной ком­муникации; во-вторых, заблаговременное проведение науч­ных экспертиз разрабатываемых и вводимых технических сис­тем коммуникации с точки зрения ожидаемого от них эффекта;

Практическая (инструментальная) функция теории коммуникации позволяет решить такие важные проблемы, как оптимизация процесса коммуникации, выработка рекомендаций для достижения стратегии эффективной коммуникации, учет объективных и субъ­ективных факторов коммуникационного процесса.

 

Эффективность восприятия информации.

На восприятие информации в деловых коммуникациях влияют следующие факторы:

  • опыт: сходство, интеллект, самоанализ, социальное чутье:
  • сложность: люди плохо понимают тех, кто сложнее и тоньше их. Однако чем больше типов «живет» в одном человеке, тем больше типов реальных людей он знает.

Доступность информации.

Доступность, согласно французскому ученому А. Молю , отражает спо­собность соотнести настоящее с будущим, слова друг с дру­ гом, ожидаемое с прошедшим нли связать артикли с сущест­вительными, сказуемое с подлежащим, прилагательное с нарицательным существительным, дополнение с глаголом и т. д.

1) показывает следующее соотношение: если сообщение не содержит нового (для получателя все в сообщении извест­ но), то информация отсутствует либо близка к нулю.

2) Другая крайность — в сообщении все абсолютно но­ во, велика неопределенность. Содержание такого сообще­ ния содержит слишком много информации, но оно будет недоступно для принимающего ее.

Если сообщение не содержит ничего нового — оно банально. Если подано в необычной, заумной форме — оригинально. Доступным является такое сообще­ние, в котором уровень оригинальности ниже максимума.

Успешность, доступность коммуникативного процесса зависит от того, насколько стандартно для адресата сооб­ щение. Под оригинальностью понимается необычность, не­ стандартность представления информации в сообщении (максимум интервала «банально / оригинально»).

 

16. Содержание, средства и язык коммуникации. Семиотика языка: синтактика, семантика, прагматика. Вербальная и невербальная коммуникация.

Содержание коммуникации представляют знаки как части системы средств выражения, несущие закодированную информацию, расположенные в определенной последовательности согласно определенным (заданным системой) правилам. Коммуникация может осуществляться с помощью различных знаковых систем, например речи, жестов, азбуки Морзе и др.

Изучением таких знаковых систем занимается семиотика. Семиотика — наука, занимающаяся исследованием свойств знаковых систем и, соответственно, знаков. Основные принципы семиотики сформулировал американский философ Ч.С. Пирс. Ему же принадлежит и сам термин «семиотика».

Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: 1) семантику, изучающую отношения между знаками и обозначаемым предметом, т. е. содержание знаков; 2) синтактику, изучающую отношения между знаками или правила построения знаков в рамках знаковой системы; 3) прагматику, изучающую отношение между знаком и тем, кто пользуется знаками.

Семиологические исследования коммуникативных систем во многом опираются на труды швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра. Соссюр рассматривал знак как двустороннее психическое образование, соединяющее понятие (означаемое) и акустический образ (означающее).

Семантика изучает значение единиц языка (слов). Обычно для разъяснения структуры языкового значения используется «семантический треугольник» или «треугольником Фреге». Тип вещи, предмета, явления действительности называют денотатом знака. Конкретную вещь чаще называют референтом знака. Поскольку человек обозначает вещи не напрямую, а через свое восприятие вещи, то в эту вершину треугольника часто помещают представление о вещи, сигнификат знака. Понятие также иногда называют еще и по-другому: концепт или десигнат знака.

Прагматика — раздел семиотики, посвященный изучению соотношения знаковых систем и употребляющих их индивидов; теория употребления языка; совокупность факторов, определяющих использование языка его носителями.

Классическая типология знаков предложена Ч. Пирсом. По степени отношения к означаемому он различает три типа знаков:

1) иконические знаки - образы, они имеют естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное (икона, картина, фотография);

2) индексальные знаки указывают на объект (указание пальцем, стрелкой, окриком);

3) символы - условны, не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в высказывании и мысли (слова, аллегории и т.п.).

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...