Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные средства невербальной коммуникации.

Большинство жестовявляются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Жестам всегда присуща, во-первых, вариативность, обусловленная индивидуальными особенностями человека; во-вторых, многофункциональность.

Мимика - координированные движения мышц лица, отражающие состояние, чувства, эмоции. Мимический признак — единица анализа лицевого выражения. Он включает ряд физиологических характеристик (направление движения лицевых мышц, отношения между движениями мышц, напряжение мышц лица).

Поза - определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него. Важными компонентами коммуникации являются также открытость и закрытость позы: открытая поза определяется поворотом корпуса и головы к собеседнику, раскрытостью ладоней, нескрещенным положением ног, расслабленностью мышц, прямым взглядом в лицо; эта поза собеседника способна облегчить контакт, «оживить» общение, продемонстрировать симпатию к партнеру; закрытая поза характеризуется «отбрасыванием» корпуса назад, скрещенным положением рук и ног, напряженностью мышц.

Звуковое оформление речи: громкость, темп, ритм и высота звука и атипические индивидуальные особенности произношения - речевые паузы, смех, покашливание, вздохи, плач, заикание и т. п.

Проксемика - способ использования пространства. Существуют различные пространственные зоны коммуникации: 1. Интимная зона (15-45 см) – допускаются только самые близкие люди. В каждой культуре свой размер интимной зоны. 2. Личная зона (45-120 см) – общение деловых

партнеров. 3. Социальная зона (120-350 см) – общение в малой группе (10-15 чел.). 4. Публичная зона (от 350 см) – общение с большой группой людей, массовой аудиторией.

Использование материальных предметов, имеющих символическое значение. Одежда и внешний вид (прическа, украшения, косметика и т.п.) говорит о личности коммуниканта, его социальном статусе, роли, работе.

Основные функции этих знаков невербальной коммуникации связаны с объединением людей в группы и дифференциацией их социального статуса (например, знаки различия в армии, политические знаки или значки, памятные знаки и медали).

 

17. Теория речевых актов. Коммуникативный кодекс. Принцип кооперации и принцип вежливости.

Теория речевых актов (ТРА) составляет центр прагматики. Основоположники ТРА — английский философ Дж. Остнн (AUSTIN, John Langshaw) и его последователь Дж. Сёрль (SEARLE, John Rodgers) — положили начало исследованиям речевого акта, когда произнесение высказывания оказывается совершением того или иного действия.

Под речевым актом понимается высказывание, которое порождается и произносится с определенной целью, имеет определенный мотив для совершения адресованного действия, например просьбы (Прошу Вас прийти), совета (Советую Вам прочесть эту книгу) и др. Чтобы совершаемое действие можно было назвать тем или иным речевым актом, должны быть выполнены определенные условия: для осуществления своих намерений говорящий должен иметь представление (хотя бы смутное) о ситуации общения, об адресате и прогнозировать собственный образ в предполагаемой ситуации.

Говорящий и его адресат — основные действующие начала в речевом акте.

Речевой акт — сложное образование, состоящее из трех фаз.

Локуция(локутивный акт) — фаза выбора и организации языковых средств.

Иллокуция (иллокутивный акт) — фаза осуществления коммуникативного намерения говорящего совершить нечто с помощью речи. Понятие иллокуции связано с выражением намерения говорящего, его мотива и цели воздействовать на слушающего с помощью речи. Иллокутивная сила, возможность воздействия на адресата с помощью высказывания — основа речевого действия. В зависимости от коммуникативной ситуации иллокутивная сила может истолковываться в высказывании по-разному. Например, высказывание «Я позвоню тебе сегодня вечером» может истолковываться как сообщение, обещание, извинение, предложение и др. Адресат должен ориентироваться в ситуации для однозначного понимания высказывания.

Перлокуция (перлокутивный акт) наступает при достижении иллокутивного воздействия на адресата и получении определенного результата. Перлокутивный эффект от речевого действия распознается по реакции адресата, когда говорящему удается убедить собеседника пожаловаться, поставить в тупик, оказать влияние.

2. Типология речевых актов, предложенная Дж. Сёрлем, включает следующие классы:

Репрезентативы — сообщения о некотором положении дел (Я утверждаю, что книга интересная), когда высказывание оценивается по шкале истинно / ложно.

Директивы — стремление говорящего побудить слушающего к свершению чего-либо (Прошу Вас ответить на вопрос), когда высказывание оценивается по шкале «от скромных попыток до агрессии».

Комиссивы — обещания, обязательства (Обязуюсь помогать больным).

Экспрессивы — выражение психического состояния говорящего, этикетное поведение по отношению к слушающему (Прошу прощения).

Декларативы— объявления, назначения, изменяющие положение дел. Они успешны лишь в том случае, когда говорящий наделен социальным правом или статусом такие декларации или назначения осуществлять (Декан факультета: Назначаю Вас старостой группы).

 

Коммуникативный кодекс

Для гармонизации общения, важно, чтобы собеседники отдавали себе отчёт в каждом из своих речевых поступков. Если речевые действия собеседников сознательны и преднамеренны, то они могут быть рассмотрены с позиций коммуникативного кодекса. "Коммуникативный кодекс представляет собой сложную систему принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде категорий и критериев"(Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: Рипол классик, 2002, С. 112).

Базовыми категориями, формирующими этот кодекс, являются коммуникативная цельи коммуникативное намерение. Цель определяется речевой стратегией, намерения - тактикой.

Базовые категории играют роль регуляторов речевого общения, приводящих в действиекритерии и принципы корректного речевого поведения.

  1. Важнейшими критериями являются:

o критерий истинности, который определяется как верность действительности;

o и критерий искренности, который определяется как верность себе.

2. Главными принципами коммуникативного кодекса являются:

o принцип кооперации Г.Грайса;

o принцип вежливости Дж.Лича.

Принцип кооперации. Сам Грайс описывает принцип кооперации следующим образом: "Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога".

· Принцип кооперации входят 4 максимы:

o максима полноты информации;

o максима качества информации;

o максима релевантности;

o максима манеры.

Максима полноты информации связана с дозировкой информации, необходимой для акта общения.

· Постулаты к этой максиме таковы:

o твоё высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется;

o твоё высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется.

· Максима качества информации конкретизируется следующими постулатами:

o Не говори того, что ты считаешь ложным.

o Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

· Максима релевантности предполагает фактически только один постулат:

o Не отклоняйся от темы.

Максима манеры предполагает оценку способа передачи информации и связана не с тем, что говорится, а с тем, как говорится.

· Общий постулат этой максимы - выражайся ясно, а частные постулаты таковы:

o избегай непонятных выражений;

o избегай неоднозначности;

o будь краток;

o будь организован.

Принцип вежливости. Если принцип кооперации характеризует порядок совместного оперирования информацией в структуре коммуникативного акта, то принцип вежливости - это принцип взаиморасположения говорящих опять же в структуре речевого акта.

· Дж.Лич, формулируя принцип вежливости, предусмотрел следующие максимы:

o максима такта;

o максима великодушия;

o максима одобрения;

o максима скромности;

o максима согласия;

o максима симпатии.

Соблюдение принципа вежливости создаёт среду позитивного взаимодействия, обеспечивает благоприятный фон для реализации коммуникативных стратегий.

Максима такта предполагает соблюдение границ личной сферы собеседника. В составе каждого речевого акта есть область общих речевых действий и область частных интересов.

Максима такта рекомендует говорящему соблюдать осторожность в отношении речевой стратегии и области частных интересов собеседника.

Максима великодушия есть максима необременения собеседника, фактически она предохраняет собеседников от доминирования в ходе речевого акта.

Максима одобрения - это максима позитивности в оценке других. Несовпадения с собеседником в направлении оценки мира очень сильно влияет на возможность реализации собственной коммуникативной стратегии.

Максима скромности есть максима неприятия похвал в собственный адрес. Реалистическая самооценка - одно из условий успешности развёртывания речевого акта.

Максима согласия - это максима неоппозиционности. Вместо углубления противоречия, возникшего в ходе общения, эта максима рекомендует поиск согласия, для того чтобы акт общения получил продуктивное завершение.

Максима симпатии рекомендует благожелательность, она является условием действия других максим, она также предохраняет речевые акты от конфликта.

 

18. Уровни коммуникации. Межличностная коммуникация. Понятие межличностной коммуникации. Ситуационные и психологические предпосылки межличностной коммуникации. Речевое и неречевое поведение в межличностном взаимодействии. Коммуникативные барьеры. Коммуникативные стратегии и тактики.

Коммуникация всегда совершается в конкретных социальных условиях, причем последние не являются внешними, а включены в процесс коммуникации, связывая ее с функционированием более широких общественных структур. Основой коммуникации являются общая система значений и правила ее употребления. Можно различать разные уровни коммуникации в соответствии с типом общности, на обеспечение которой направлена передача значений.

На первом уровнекоммуникация представляет собой прежде всего передачу и принятие информации, в том числе ее кодирование и декодирование, назначение которых состоит в выравнивании различий, имеющихся в исходной информированности вступивших в контакт индивидов.

Открыто взаимный характер коммуникация приобретает на втором уровне, где она представляет собой взаимную передачу и принятие значений. На этом уровне коммуникация непосредственно связана с совместной деятельностью по решению общей задачи, которая ведет к некоторой дифференциации функций не только в деятельности, но и в связанной с ней коммуникации.

На третьем уровне на передний план выступает то, что для коммуникации наиболее существенно, а именно стремление понять установки и взгляды друг друга, прислушивание к мнению других, даже когда с ним не соглашаются и т. д. В этом случае коммуникация направлена на формирование общей оценки достигнутых результатов, вкладов отдельных участников.

Межличностная коммуникация это процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.

Особенности межличностной коммуникации:

• неизбежность коммуникации — обмен информацией для человека является важнейшей потребностью;

• необратимость коммуникации — невозможность уничтожить сказанное (Слово не воробей);

• непосредственная обратная связь;

• многоканальность — слух, зрение, обоняние сообща­

ют дополнительную информацию о партнере;

■ межличностные отношения, которые складываются в деловых и творческих контактов — неофициальных, в результате эмпатии. На характер таких отношений влияют условия коммуникации: анонимный обмен информацией (между незнакомыми людьми в поезде, зрительном зале н т. п.); функционально-ролевое общение (между членами профессионального коллектива); личное, или интимное, общение (в группе друзей, в семье).

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...