Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ

В процессе общения люди всегда преследуют цели. А чтобы достичь коммуникативных целей, нам необходимо использовать особые приемы, называемые коммуникативными тактиками и коммуникативными стратегиями. Что такое коммуникативная цель? Коммуникативная цель - результат, на который ориентирован коммуникативный акт. Интенция - желание коммуниканта осуществить действие с помощью коммуникативного акта.

КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ

Коммуникативная стратегия является частью коммуникативного взаимодействия или поведения. Для достижения цели, в коммуникативной стратегии мы пользуемся целым рядом вербальных и невербальных средств. Стратегия является лишь общей нормой поведения, в некоторых случаях можно выходить за рамки стратегии. Люди ежедневно используют стратегии. Например, каждый день любой из нас использует такую стратегию, как приветствие. Приветствие используется для разных людей, а значит и для разных целей коммуникации с этими людьми. Со временем малая часть стратегий теряет свою информативность за счет того, что ритуализируется.

КОММУНИКАТИВНАЯ ТАКТИКА

Коммуникативная тактика отличается от коммуникативной стратегии тем, что тактике присущи практические действия в реальном процессе взаимодействия, и тактика по своим масштабам не соотносится с коммуникативной стратегией, а соотносится с набором коммуникативных задач, намерений. Тактический ход, который является практическим средством достижения коммуникативной цели, является коммуникативным намерением.

Коммуникативные барьеры.Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. Имеют место самые разные попытки систематизации коммуникативных барьеров.

Так, В. Шепель выделяет шесть наиболее явных барьеров:

♦ дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение;

♦ инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя иными проблемами;

♦ антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность;

♦ языковый барьер — существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта;

♦ профессиональное неприятие - некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;

♦ неприятие имиджа коммуникатора (см.: Шепелъ В. Настольная книга бизнесмена и менеджера.- М., 1992. С. 118-119). В литературе по психологии принято выделять четыре типа барьеров:

♦ фонетический — невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, акцент, речь с большим количеством звуков-паразитов и т.п.;

♦ семантический — различие в системах значений слов;

♦ стилистический — несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического состояния партнера по общению;

♦ логический сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений. В теории коммуникации в качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.

 

19. Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе. Структура и динамика коммуникации в малой группе. Прагматика коммуникации в малых группах. Понятие массовой коммуникации. Структура и функции массовой коммуникации. Структура и функции массовой коммуникации (Коммуникаторы. Массовая информация. Средства передачи массовой информации. Массовые аудитории. Реакция аудитории). Эффективность массовой коммуникации.

 

Малой группой обычно называют небольшое число людей, хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. Качество определений малой группы в литературе приближается сотне, но чаще всего в них указывается на следующие признаки:

-контактность — возможность каждого члена группы общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друга, обмениваться информацией;

целостность — социальная и психологическая общность индиви­дов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как еди­ное целое;

-стабильность состава, обусловленная прежде всего индивидуаль­ной неповторимостью и незаменимостью участников;

Разновидности малых групп.:

Обилие малых групп в обществе обусловливает их разнообразие, что в свою очередь ставит пробле­му типологизации.

Первичные и вторичные: согласно Ч. Кули, первичная группа — это прежде всего семья, состоящая из роди­телей и детей. Сходными признаками обладают также группы сверстников, особенно возникающие в детстве и в ранней молодос­ти. Вторичные малые группы - общности, в которых непосредственных контактов меньше, чем в первичных, а для общения между членами группы используются различные «посредники», например в виде средств связи.

Формальные и неформальные. Формальные малые группы - это группы, членство и взаимоотношение в которых определяются формальными предписаниями и договоренностями, заданными извне. Примером формальной малой группы может служить любая группа, созданная в условиях какой-либо конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс. Неформальные малые группы— такие группы возникают стихийно, статусы и вытекающие из них роли не носят предписательного характера, здесь нет заданной по вертикали системы взаимоотношений.

По длительности существования выделяются времен­ные группы(семинар, собрание), и стабильные (семья, трудовые и учебные группы).

В зависимости от степени произвольности реше­ния индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, учас­тии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на от­крытые и закрытые.

^ Функции групповой коммуникации.

Коммуникация в малой группе, помимо информативной, выполняет следующие функции: формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы.

Важнейшей функцией коммуникации в малой группе выступает не просто изменение установок или поведения члена группы под влиянием внешних стимулов, но достижение определенной степе­ни согласия.

Таким образом, коммуникация в группе выполняет функцию обмена информацией между членами группы и комплекс функций, направленных на поддержание отношений, на поддержание статуса группы.

Структура и динамика коммуникации в малой группе:

При исследовании малых групп чаще всего выделяют:

-структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (экономические, организационные, функциональные);

-структуру связей, возникающую в процессе общения (ролевую и коммуникативную структуры, структуру эмоциональных отношений).

В малой группе разная информация распространяется разными способами, по разным коммуникативным путям (коммуникативным сетям).

Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций чле­нов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...