Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образец морфологического разбора прилагательного.

И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу (М. Ю. Лермонтов).

 

1. Хороша (какова?)— прилагательное,

начальная форма — хороший.

2. Постоянные признаки: качественное, краткое;

непостоянные признаки: ед. число, жен. род.

3. Она ( была какова?) хороша (часть сказуемого).

 

1. Высокая (какая?)— прилагательное,

начальная форма — высокий.

2. Постоянные признаки: качественное;

непостоянные признаки: полное, положительная степень сравнения, ед. число, жен. род, И. п..

3. Она ( была какая?) высокая (часть сказуемого).

 

1. Тоненькая— прилагательное,

начальная форма — тоненький.

2. Постоянные признаки: качественное, полное;

непостоянные признаки: положительная степень сравнения, ед. число, жен. род, И. п.

3. Она ( была какая?) тоненькая (часть сказуемого).

 

1. Чёрные — прилагательное,

начальная форма — чёрный.

2. Постоянные признаки: качественное;

непостоянные признаки: полное, положительная степень сравнения, мн. число, И. п..

3. Глаза (какие?) чёрные (сказуемое).

 


Билет№9.

 

1 Прочитайте текст и проведите его анализ по предложен­ному плану. Назовите части речи, которые имеют степени срав­нения. Расскажите о значении и образовании степеней сравне­ния. Проанализируйте соответствующие примеры из текста и приведите собственные.

Примерный ответ:

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ И НАРЕЧИЯ
Прилагательные
Степень сравнения – это грамматическая категория прилагательных, выражающая различия в степени проявления качества. Например: сильный – сильнее, более сильный, менее сильный, сильнейший, наиболее сильный, наименее сильный, самый сильный, сильнее всех, сильнее всего.
Различают 3 степени сравнения качественных прилагательных:
1) положительная степень (позитив) ,
2) сравнительная степень (компаратив) ,
3) превосходная степень (суперлатив) .
Положительная степень сравнения показывает, что данный признак предмета не сравнивается с аналогичным признаком в другом предмете. В качестве положительной степени рассматривается исходная (начальная) форма прилагательного, например: быстрый, гостеприимный, беспечный; душный, грустный, легкий, мелкий, малый, гордый, решительный, смелый, умелый, искусный, чудесный, прелестный, уместный, мгновенный.
Сравнительная степень показывает, что данный признак предмета проявляется в большей или меньшей степени по сравнению с аналогичным признаком в другом предмете, на­пример: смелее, более смелый, менее смелый; выше, более высокий, менее высокий.
Сравнительная степень служит средством сравнения по качеству:
– однородных предметов: сегодня утро пасмурнее, чем вчера; лица ребят становятся радостнее при виде матери;
– разнородных предметов с одинаковыми свойствами: дыня слаще арбуза; сын выше отца; сестра младше брата;
– одного и того же предмета: Перед сессией студенты становятся ответственнее и добросовестнее.
Сравнительная степень образуется:
1) синтетическим способом; средством выражения степени сравнения являются суффиксы -ее- (-ей-), -е, -ше и приставки по-;
2) аналитическим способом; средством выражения степени сравнения являются дополнительные слова более – менее;
3) супплетивным способом; средством выражения степени сравнения является мена основ: хороший – лучше, лучший; плохой – хуже, худший; маленький – меньше.
Сравнительная степень прилагательного имеет 2 формы: простую (синтетическую) и составную (аналитическую) .
Простая форма сравнительной степени образуется от основы положительной степени прилагательного путём прибавления суффиксов:
1) -ее (-ей) : кругл-ый – кругл-ее (кругл-ей) ; прекрасн-ый – прекрасн-ее (прекрасн-ей) ; длинн-ый – длинн-ее (длинн-ей) ; протяжн-ый – протяжн-ее (протяжн-ей) ;
2) -е, если:
а) основа прилагательного оканчивается на г, к, х, д, т, cm с последующим чередование согласного основы: жарк-ий – жарч-е; дорог-ой – дорож-е; тих-ий – тиш-е; молод-ой – мо-лож-е; богат-ый – богач-е; чист-ый – чищ-е;
б) прилагательное имеет суффикс -к- (-ок-, -ек-) с последующим усечением суффикса и чередованием согласного основы: низк-ий – ниж-е; узк-ий – уж-е; высок-ий – выш-е; близкий – ближ-е;
3) -ше, если основа прилагательного оканчивается на г, к с последующим усечением этих согласных: далёк-ий – даль-ше; долг-ий – доль-ше; тонк-ий – тонь-ше.
Формы степеней сравнения на -ее (-ей) , -е, -ше могут сочетаться с приставкой по-, которая привносит добавочное значение смягчения степени преобладания качества; ср. : больше – побольше; интереснее – поинтереснее; веселее – повеселее; теснее – потеснее; тяжелее – потяжелее; вкуснее – повкуснее.

Наречие
Наречия на -о, -е, образованные от качественных прилагательных, имеют форму сравнительной степени, которая совпадает с формой сравнительной степени соответствующих прилагательных: становиться глупее, читать хуже, быть смелее.

Некоторые наречия имеют также и форму превосходной степени на -епше, -айше, которая в современном языке малоупотребительна (покорно — покорнейше, строго — строжайше) , например:

Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столицам.

(А. Грибоедов)

В современном языке более употребительна составная форма превосходной степени, которая представляет собой сочетание двух слов — сравнительной степени наречия и местоимения всех (всего) : бежать быстрее всех, летать выше всех, понять лучше всего.

 

Билет№10

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложен­ному плану. Расскажите о морфологических признаках глагола Проанализируйте соответствующие примеры из текста.

Примерный ответ:

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Основные признаки глагола

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это значение действия:  
 действия физического, умственного, речевого, эмоционального; Рубить, думать, говорить, любить.
 движения и положения в пространстве; Бежать, стоять.
 процесса; Развиваться.
 состояния и др. Спать, болеть.
Б) Морфологические признаки  
Вид, переходность, возвратность, наклонение, время, лицо, род, число, спряжение.  
Глагол изменяется по наклонениям, временам, числам, лицам или родам (в единственном числе).  
В) Синтаксические признаки Примеры
В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения. Ср.: Лунаярко озаряла всю долину.
В предложении глагол может распространяться другими частями речи, чаще всего – существительными и наречиями, образуя словосочетания. Ср.: Озаряла долину; яркоозаряла.

2. Начальная форма глагола – инфинитив (неопределённая форма глагола). Глагол в форме инфинитива отвечает на вопросы что делать? что сделать? Это неизменяемая форма.

· Инфинитив имеет окончания -ть, -ти;

Читать, нести.

-чь одновременно является и окончанием, и частью корня, где чередуются г/ч, к/ч.

Лечь – лягу, сечь – секу.

· Инфинитив имеет следующие морфологические признаки:

вид (совершенный – несовершенный),
возвратность – невозвратность,
переходность – непереходность.

Например: читать (несовершенный вид, невозвратный, переходный).

· В предложении инфинитив может быть любым членом предложения, но чаще всего инфинитив бывает сказуемым или его частью и подлежащим.

Ср.: Жить– родине служить; Я хочу поступитьв консерваторию; У меня возникло острое желаниеоглянуться; Она попросила меняпрочитатьписьмо; Она приселаотдохнуть.

3. Вид глагола – глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

  • Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?

Читать, бежать, смеяться, литься.

  • Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать?

Прочитать, убежать, засмеяться, вылиться.

· В русском языке есть небольшое число двувидовых глаголов, то есть таких глаголов, которые в зависимости от контекста имеют то значение совершенного вида (и отвечают на вопрос что сделать?), то несовершенного вида (и отвечают на вопрос что делать?).

Казнить, женить, жениться, велеть, исследовать, обследовать, арестовать, атаковать и др.

Например: По стране распространялись слухи, что король лично казнит (что делает? – несовершенный вид) своих врагов; Король казнил (что сделал? – совершенный вид) более пятидесяти мятежников.

4. Возвратность – в русском языке противопоставлены:

  • невозвратные глаголы (не имеют постфикса -ся);

Мыть, решить, беречь.

  • возвратные глаголы (имеют постфикс -ся).

Мыться, решиться, беречься.

5. Переходность – в русском языке есть переходные и непереходные глаголы.

  • Переходные глаголы способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога.

Читать (кого? что?) книгу; писать (кого? что?) письмо; качать (кого? что?) ребёнка, люльку.

· Непереходные глаголы не способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога (нельзя: ссориться – кого? что?; летать – кого? что?).

Все возвратные глаголы непереходные.

Мыться, решиться, беречься.

 

 


Билет№11

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Найдите в тексте наречия, определите их ид. Какие еще разряды наречий вы знаете? Приведите собственные примеры.

Примерный ответ:

Наречие – часть речи, объединяющая слова, обозначающие признак действия и состояния (говорил медленно, смотрел внимательно, сидя спокойно), признак признака (очень яркий, страшно нервный), признак предмета (яйцо всмятку, взглядисподлобья, а также различные обстоятельства, при которых совершается действие (приехал вчера, сделать назло). Местоименные наречия не обозначают, а указывают на признак (где? куда? когда? откуда? зачем? почему?, здесь, сюда, туда, тогда, затем, всегда, всюду, нигде, никогда и т.д.). Наречия – это неизменяемые слова, так как не склоняются, не спрягаются, их парадигма состоит из одной формы. Однако наречия на –о, образованные от основ качественных прилагательных имеют формы степеней сравнения. Сравнительная степень наречия омонимична сравнительной степени прилагательного. Различаются они синтаксически: сравнительная степень прилагательного относится к существительному, например: Теперь душистей лес, пышнее тень ночная, сравнительная степень наречия – к глаголу: Длинней с горы ложится тень. Суффиксы сравнительной степени, наречия, как и прилагательного, -ее, -е, -ше (ярче, удачнее, дальше), превосходит степени –айше, -ейше (строжайше, покорнейше). Аналитические формы образуются прибавлением слова более к наречию (более надежно, более дружески). Кроме неизменяемости, наречия характеризуются такими морфологическими признаками, как наличие специальных словообразовательных суффиксов –о, -е, -ому, -ему, -и и др., лексическая и словообразовательная соотносительность с другими частями речи: именами существительными (днем, набок), именами прилагательными (вкрутую, наудалую), местоимениями (по-вашему), глаголами (молча, лежа). Не имея форм словоизменения, наречия примыкают чаще всего к глаголу (идтибыстро, приехать вчера, сказать резко), реже к прилагательному (совсем плохо,необыкновенно красиво) или существительному (взгляд исподлобья, путь напрямик). Основная роль наречий в предложении – обозначение различных обстоятельств, например: Помчались кони, вдаль (обстоятельство места) пустились (П); Ах ты, мерзкое стекло, это врешь ты мне назло (П); Вечор, ты помнишь, вьюга злилась. Реже наречия бывают сказуемыми и несогласованными определениями. Например: Его помощь была очень кстати. На нем была рубашка навыпуск. По своему лексическому значению наречия делятся на две большие группы: наречия определительные и наречия обстоятельственные. Определительные наречия обозначают качественные и количественные признаки действий. Качеств, состояний и других признаков. Они делятся на пять разрядов. 1. Качественные наречия, образующиеся от качественных прилагательных, обозначают качество действия или признака, отвечают на вопрос как? (ярко, тускло, быстро, скромно, взволнованно, медленно и т.п.). 2. Количественные наречия обозначают меру и степень качества, интенсивность действия, отвечают на вопросы сколько? во сколько раз? в какой степени? (много, мало, немного, немало, почти, весьма, дважды, втрое, вдвойне, надвое, чуть-чуть, крайне, вдоволь, дотла, досыта и т.п.). 3. Наречия образа и степени действия характеризуют то, как совершается действие, отвечают на вопрос как? каким образом? Образуются от падежных форм (предложных и беспредложных) имен существительных (исподтишка, исподлобья, вдребезги, нарасхват, вплотную, вслепую, втихомолку, ощупью и т. п.). 4. Сравнительно-уподобительные наречия указывают на образ и способ действия путем сравнения или уподобления, отвечают на вопрос как? Образуются от относительных, притяжательных прилагательных и притяжательных местоимений, а также от существительных (по-моему, по-зимнему, по-волчьи, по-братски, камнем, стрелой и т.п.). Обозначение способа действия совмещается здесь с его качественной характеристикой. 5. Наречия совместности образуются от числительных и существительных, отвечают на вопрос как? (вдвоем, поодиночке, парами, пачками, стаями, по трое, частями). Наречия совместности и сравнительно-уподобительные наречия в школьном курсе рассматриваются в составе наречий образа и способа действия. Обстоятельственные наречия обозначают временные, пространственные, причинные, целевые отношения. Они делятся на 4 разряда. 1. Наречия места указывают на место совершения действия и его направление, отвечают на вопросы где? куда? откуда? (где, здесь, там, тут, везде, внизу, нигде, далеко, туда, домой, влево и т.п.). 2. Наречия времени указывают на время совершения действия и отвечают на вопросы когда? с каких пор? и др. (когда, вчера, сегодня, завтра, сначала, исстари, иногда, раньше, днем, зимой и т.п.). 3. Наречия причины указывают на причину, в силу которой совершается действие, и отвечают на вопрос почему? (почему, потому, сдуру, сослепу, сгоряча, поневоле, со зла, даром и т.п.). 4. Наречия цели обозначают цель, ради которой совершается действие, и отвечают на вопросы зачем? с какой целью? (назло, нарочно, в насмешку умышленно, напоказ, нечаянно, невзначай и т.п.). Наречия соотносятся с разными частями речи: существительными, прилагательными, числительными, местоимениями, деепричастиями и образуются разными способами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи. Образование наречий происходило и происходит различными путями. Наиболее характерными из них являются следующие: 1) Окаменение. Отрыв одной из именных форм от системы словоизменения с одновременным переосмыслением ее на основе новой функции слова. Например, наречия летом, зимой, днем, вечером представляют собой формы творительного падежа именного склонения, застывшие в результате употребления в качестве обстоятельственного слова при глаголе (приехать летом, ложиться вечером, работать днем) (ср.: приехать ранним летом). 2) Слияние предлогов с различными частями речи с одновременным переосмыслением падежных форм и превращением их (вместе с предлогами) в отдельные слова (например: вбок, внизу, втайне; надолго, врукопашную, вчистую; по-моему, по-твоему, вшестером). 3) Повторение слова с прибавлением предлога-приставки на- к форме наречия, например: сухо-насухо, крепко-накрепко, скоро-наскоро; повторение разных падежных форм одного и того же слова, например: черным-черно, белым-бело, давным-давно; а также повторение синонимичных форм, например, подобру-поздорову, нежданно-негаданно. 4) Переосмысление деепричастий путем потери видо-временных и залоговых значений, например: сидя, лежа, немедля, нехотя, шутя. 5) Суффиксальное образование наречий, например, от основ прилагательных и причастий настоящего времени действительного залога: широко, певуче, дружески, угрожающе, а также от основ количественных числительных: дважды, трижды. 6) Суффиксально-префиксальный способ образования наречий от качественных и относительных прилагательных, местоимений с помощью суффиксов –ому, -ему и приставки по-: по-новому, по-старому, по-немецки, по-стариковски, по-хорошему, по-волчьи. 7) Образование наречий из устойчивых словосочетаний, которые употребляются в функции обстоятельств: чем свет, ни свет ни заря, вверх дном, вверх ногами, на босу ногу, на скорую руку, спустя рукава, рукой подать и т.д. Наиболее продуктивными являются суффиксальный и суффиксально-префиксальный способы образования. Практически основа любого качественного прилагательного является базой для образования наречий с суффиксами –о, -е. - See more at: http://padeji.ru/morfologiya/narechie-kak-chast-rechi#sthash.bNtuLYKE.dpuf

 

 

Билет№12

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о морфологических признаках имен существительных. Какими членами предложения могут быть слова этой части речи? Приведите примеры из текста и, при необходимости, собственные.

Примерный ответ:

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...