Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Цели профессионального обучения

Цели профессионального образования определяются социально-экономическими задачами, стоящими перед современным обществом. Профессиональное образование предполагает формирование готовности к профессиональной деятельности будущего специалиста, его самоопределение в профессиональной деятельности. Целевая на­правленность профессионального обучения диктуется ведущими функциями профессионального образования, которые оно выполняет в целостной системе непрерывного образования.

Процесс целеполагания рассматривают как сложную, системную деятельность педагога профессионального обучения по выстраиванию целой иерархии целей: от наиболее общих – государственных, общественных, профессиональных, личностных – к целям конкретной дисциплины.

Таким образом, цели профессионального обучения должны задаваться и определяться конечными результатами. Цели обучения в профессиональном учебном заведении выстраиваются на основе модели специалистакак обобщенной характеристики, включающей в себя определенный объем и структуру профессиональных, психофизиологических и социально-психологических качеств, знаний и умений, которыми должен овладеть выпускник как профессионал и член общества. Построение модели с точки зрения теории готовности рассматривается в трех аспектах: личностном, функциональном (деятельностном) и социальном. Таким образом, целеполагание на уровне моделирования включает три этапа:

• построение модели будущей профессиональной деятельности (описание видов, сферы, структуры и т.д.);

• выявление модели психофизиологических и психических особенностей, характерных для профессионала в данной профессиональной деятельности;

• определение модели личности профессионала, в которую включаются личностные и профессионально важные качества работника.

Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований.

Цель педагога – это цель преподавания. Педагог совершает определенные действия по ее постановке: вычленяет, анализирует, формулирует. Руководствуясь целью, педагог значительно увереннее отбирает все другие компоненты педагогического процесса и вовлекает в него учащихся.

Цели учащихся – это цели учения. Каждый учащийся с разной степенью точности, полноты и осознанности преследует свои цели на уроке: научиться профессиональным действиям, научиться выполнять операцию лучше, чем другие, быстро выполнять задание, но не исключены и противоположные цели: выполнить задание, чтобы не наказали, получить оценку «пять», «увильнуть от работы» и т.д.

Цели учащихся могут соответствовать целям педагога, а могут и расходиться с ними. В педагогическом процессе возникает взаимодействие целей. Каждая сторона старается достичь своей цели. Педагогу в этих условиях предстоит выявить противоречие целей и найти способы их сближения. Только в этом случае возможен эффективный педагогический процесс.

Для того чтобы осознанно ставить цели и использовать их при построении педагогического процесса, надо знать их структуру, виды, применяемые в педагогике, и методику целеполагания.

Цели подчинены все остальные компоненты, она является системообразующим (определяющим) компонентом. Цели педагогического процесса определяются структурой общественного опыта, который должен быть усвоен учащимися.

Выделяют три группы целей.

• Цели обучения – формирование знаний, умений и навыков, т.е. формирование сознания и поведения.

• Цели воспитательные – формирование эмоционально-личностных отношений к различным сторонам жизни: обществу, труду, профессии, а также формирование таких личностных качеств, как коллективизм, патриотизм, гуманизм и др. (т.е. имеющих общественную направленность). Для этого необходимо развивать мотивационно-ориентационную основу деятельности учащихся, т.е. формировать у них потребность в учении, намерения к овладению общественным опытом. То же можно сказать и о форми­ровании положительного отношения к будущей профессиональной деятельности.

• Цели развивающие – формирование познавательных процессов через ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, направленных на развитие творческих способностей, задатков учащихся, а также умений их реализовать. В ходе достижения данных целей развиваются внимание, память, мышление, воля, а также самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

Структура цели постоянна, она определяется алгоритмом. Любая цель состоит из целевого объекта, целевого предмета и целевого действия

Целевое действие – конкретное действие педагога, которое он совершает для развития целевого предмета.

Целевой объект – человек в разных ролевых позициях (учащийся, студент и т.п.).

Целевой предмет – та сторона личности ученика (его опыт, направленность, качества), которая должна быть преобразована в ходе педагогического процесса.

В зависимости от области деятельности учащихся выделяют следующие виды педагогических целей:

• для теоретического обучения доминирующей является гностическая (от греч. gnosis – знание, познание) цель;

• для практического обучения доминирующей является психомоторная;

• воспитание относится к аффективной (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) области деятельности учащихся.

Цели в когнитивной области соотносятся с уровнем усвоения учебного материала: знанием, пониманием, применением, анализом, синтезом, оценкой, в психомоторной области: восприятием, диспозицией (мысленный и эмоциональный настрой), управляемой деятельностью (т.е. под руководством педагога), автоматизацией деятельности. В аффективной области цели соотносятся с уровнями эмоционально-личностного отношения явлениям окружающего мира: восприятием, реагированием, освоением ценностных ориентаций (отношением к различным объектам, явлениям и видам деятельности), формированием ценностных ориентаций, распространением ценностных ориентаций или их комплекса на деятельность (т.е. когда ценностные ориентации определяют поведение индивида).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...