Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Конструирование инструктажа в производственном обучении

В работах Н. Е. Эргановой инструктаж рассматривается как прием обучения, поскольку он обобщает целую систему действий мастера. В отличие от приемов показа, рассказа, беседы, это комплексный прием, включающий применение простейших и сложных действий, ориентировочных основ различных типов в определенной системе.

Автором выявлены следующие функции инструктажа:

1. Разъяснение цели и задач предстоящей учебно-производственной деятельности. Причем целью практической деятельности могут быть изготовление какого-либо предмета, настройка аппаратуры, т. е. материальный результат труда.

2. Актуализация теоретических понятий, служащих основой формирования профессиональных умений.

3. Анализ конструкции устройств, применяемых в ходе практических действий.

4. Изучение структуры действий, движений, необходимых для выполнения учебно-производственного задания.

5. Объяснение последовательности выполнения приемов и операций.

6. Объяснение условий техники безопасности и правил организации рабочего места.

7. Управление практической деятельностью учащихся. Это позволяет вовремя скорректировать действия учащихся, избежать ошибок и предотвратить брак в работе.

В педагогической и методической литературе описываются различные виды инструктажа, которые классифицируются по нескольким основаниям:

1. По месту в процессе обучения: вводный, текущий, заключительный.

2. По количеству учащихся, охватываемых инструктажем: индивидуальный, групповой, фронтальный.

3. По форме предъявления: письменный, устный.

4. По объему: полный, с информационными пробелами, избыточный.

Устная форма инструктажа широко распространена в методике производственного обучения. Основная форма общения с учащимися при устном инструктаже – словесная. Устное объяснение мастер сопровождает показом способов и приемов выполнения операций.

Путем устного объяснения проводится вводный, текущий и заключительный инструктаж.

Цель вводного инструктажа – подготовка учащихся к предстоящей учебно-производственной деятельности. Методика вводного инструктажа различна. Она зависит от объема инструктажа, его содержания и структуры. В свою очередь, эти параметры зависят от времени изучения темы и вида учебно-производственных работ. Если учащиеся хорошо ориентируются в теоретических вопросах, если виды учебно-производственных работ не новы для них, целью урока является совершенствование практических умений и навыков, то мастер ограничивается напоминанием основных операций. Если методическая ситуация иная, то мастеру необходимо детально рассмотреть структуру трудового процесса, т. е. применить полный инструктаж.

В процессе разработки методики вводного инструктажа важно:

1) ознакомить учащихся с содержанием предстоящей работы;

2) проанализировать инструкционную карту, технологическую документацию;

3) разъяснить структуру трудовой деятельности;

4) показать способы выполнения отдельных операций;

5) предупредить о возможных ошибках.

При вводном инструктаже применяются такие методы, как показ трудовых действий, алгоритмический, диалогический.

В эффективности вводного инструктажа большую роль играют такие факторы, как мастерство педагога, опыт прежней трудовой деятельности учащихся, их отношение к предмету. Грамотно организованный вводный инструктаж нацеливает учащихся на практическую деятельность. Вводный инструктаж, как правило, носит фронтальный или групповой характер, если все учащиеся группы будут выполнять одну и ту же учебно-производственную работу.

Цель текущего инструктажа – контроль за качеством выполнения учебно-производственных работ. Текущий инструктаж занимает значительное время у мастера на уроке. Как правило, во время текущего инструктажа мастер делает обходы рабочих мест учащихся. Рекомендуется планировать несколько целевых обходов. Первый целевой обход проводится для контроля начала работы, второй – для проверки организации рабочих мест учащихся. Третий целевой обход мастер проводит, чтобы убедиться в том, что учащиеся соблюдают технику безопасности. Далее название целевых обходов совпадает с названием основных операции выполняемого трудового процесса.

Для контроля процесса формирования профессиональных умений навыков мастера производственного обучения применяют различные методы: наблюдение за деятельностью учащегося или бригады, диалогический метод в сочетании с методом показа трудовых действий.

Цель проведения заключительного инструктажа заключается в подведении итогов выполнения учебно-производственных работ. Продолжительность его зависит от конкретной ситуации. Форма проведения инструктажа фронтальная, так как работают все учащиеся.

В методике производственного обучения успешно применяются различные формы письменных инструкций, рабочие карты, содержащие информацию, необходимую для выполнения комплексной работы: перечень материалов, инструментов, операций с точным указанием их последовательности.

Операционная карта содержит указания, касающиеся проведения одной операции. Инструкционно-технологические карты содержат задания, сведения о материально-техническом оснащении, необходимом для выполнения задания, перечень и последовательность операций, способы выполнения каждой операции, элементы контроля, средства наглядности: чертежи, схемы, таблицы.

 

Тема: Контроль и коррекция знаний, умений и навыков студентов

Большое значение в правильной постановке процесса обучения в профессиональном учебном заведении имеет хорошо налаженный учет знаний и оценка достигнутых учащимися навыков. Цель контроля - установление состояния качества образования на различных временных этапах учебно-воспитательного процесса, выявление соответствия качества целям подготовки, использование результатов контроля для управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых.

Различают четыре функции контроля: диагностическую, обучающую, организующую и воспитывающую.

Диагностическая функция вытекает из самой сущности контроля, нацеленного на выявление интересующего явления, его оценки, принятия по итогам контроля соответствующего управленческого решения.

Обучающая функция служит задачам обеспечения обратной связи от обучаемых к педагогу, повышения уровня знаний и навыков в процессе контроля, индивидуализации темпа обучения.

Организующая функция заключается во влиянии контроля на организацию всего учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. В зависимости от результатов контроля принимаются решения о необходимости проведения дополнительных занятий, консультаций, корректировке программы обучения, поощрении обучающихся и педагогов.

Воспитывающая функция призвана обеспечить формирование необходимого представления о знании как самоценности.

Все приведенные функции тесно взаимосвязаны, и вместе с тем каждая из них в разной степени проявляется в различных формах контроля.

Задачи педагогического контроля в общем виде сводятся к следующему:

• проверка хода и результатов обучения;

• диагностика ошибок и результатов обучения;

• анализ;

• коррекция;

• формирование заданий;

• формирование знаний, умений и навыков;

• развитие мышления, речи и памяти;

• развитие интереса к контролю и учению;

• развитие воли;

• воспитание коллективизма;

• воспитание ответственности и дисциплинированности;

• воспитание критичности и самокритичности;

• формирование умения самоконтроля.

Содержание контролируемой информации должно соответствовать целям обучения, трансформированным в содержание образования, или (для чего учить) и содержание обучения (чему учить) определять качество профессиональной подготовки.

Традиционно под «образованием» как результатом понимается характеристика системы знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных и физических возможностей обучающихся, формирование у них научного мировоззрения и морали, готовности к жизни и труду. Часто под «образованием» понимается характеристика определенной ступени интеллектуального и социального развития человека, а конечный результат выражается в «требованиях к выпускнику», «модели выпускника».

В то же время в педагогике содержание образования рассматривается как аналог содержания общественного опыта, который включает в себя систему знаний о природе, обществе, практические навыки и умения в разнообразных видах труда, способы творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения.

Таким образом, подход к определению содержания образования и к содержанию контролируемой информации имеет много аспектов. В то же время все эти аспекты можно включить в единое понятие готовности к будущей профессиональной деятельности, которая основывается на личностно-компетентностно-социальном подходе. Определив содержание понятия готовности к будущей профессиональной деятельности, можно создать модель выпускника и сформулировать требования к нему.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся, а также уровня их психофизиологического развития (речь, память, мышление, работоспособность, здоровье) совершенно необходим. Однако, средств, позволяющих обеспечить данный контроль, недостаточно, так как они не отражают всех требований внешней социально-про­фессиональной среды к будущему специалисту. Достаточность можно достичь, если использовать контроль социально-личностных и социально-профессиональных характеристик обучающегося, учитывающих современные социально-экономические отношения в обществе, знать профессионально ориентированные теории и методики, иметь навыки выполнения приемов профессиональной деятельности, ориентирования в профессиональной литературе, а также обладать развитым профессиональным интересом и потребностью совершенствования квалификации. Для оценки всех этих составляющих как раз и служит педагогический контроль.

Различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодический (рубежный), итоговый. Основанием для их выделения служит специфика дидактических задач на различных этапах обучения: текущий контроль проводят в процессе усвоения нового учебного материала, рубежный применяют для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин (на экзаменах, приеме курсового проекта, защите дипломного проекта). Таким образом, все эти виды в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.

Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися знаниями, умениями, навыками.

В профессиональных образовательных учреждениях основными методами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль и др.

Общее назначение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между учащимися и преподавателем, на основании которой устанавливается, как учащиеся воспринимают и усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений учащихся. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, свою область применения, ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и учащимся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного материала.

Устный опрос требует от преподавателя предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех учащихся группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.

Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный устные опросы. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство состоит в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. Для этого вопросы должны подразумевать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически увязанными друг с другом, расположенными в такой последовательности, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить домашнее задание, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так как он позволяет оценить подготовленность учащихся к их выполнению.

Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы учащихся на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления.

Чтобы сделать такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед учащимися вопросы, требующие развернутого ответа. Они должны быть четкими, конкретными, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал. Их содержание должно стимулировать учащихся логически мыслить, сравнивать, анализировать сущность явлений, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний.

Вопросы обычно задают всей группе и после небольшой паузы вызывают для ответа конкретного учащегося.

Для того чтобы группа слушала ответ своего товарища, можно использовать специальные приемы. Например, учащимся предлагается составить план ответа, оценить (проанализировать), прокомментировать (или прорецензировать) или дополнить ответ (полноту и глубину, последовательность, самостоятельность, форму). Можно использовать и такой прием, как постановка вопросов учащемуся, отвечающему у доски. В тех случаях, когда учащийся испытывает затруднение, преподаватель предлагает группе задавать вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание полученного задания.

Таким образом, чтобы вызвать при проверке познавательную активность учащихся всей группы, целесообразно использовать комбинированный опрос.

Заключительная часть устного опроса – подробный анализ ответов учащихся. Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает вывод о том, как изучен учебный материал. При оценке ответа учитывается его правильность и полнота, сознательность, логичность изложения, культура речи, умение увязывать теоретические положения с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.

Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверить всех обучаемых. Поэтому опытные преподаватели в целях рационального использования учебного времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: с письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой. Все это позволяет при тех же затратах времени проконтролировать работу большего количества учащихся. Так, пока одни работают у доски, другие решают задачи на доске, выполняют письменную работу, отвечают на поставленные вопросы с места.

Письменная проверка – важнейший метод контроля знаний, умений и навыков учащегося. Однородность работ, выполняемых учащимися, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направления для индивидуальной работы с каждым.

Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе (выполнение домашних заданий).

Письменные работы в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными по содержанию и форме: диктанты (чертежные, технологические и др.), сочинения, ответы на вопросы, решение задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных ответов, рефератов. По продолжительности письменные контрольные работы делятся на кратковременные (7-15 минут), когда проверяется усвоение небольшого объема учебного материала, и более длительные, но не свыше одного академического часа (за исключением сочинений по литературе), последние проводятся для рубежного контроля.

Для обеспечения большей самостоятельности в выполнении контрольных работ рекомендуется предлагать группе несколько вариантов, проверочных заданий. При этом трудность контрольных вопросов и задач для всех вариантов должна быть одинаковой. В отдельных случаях полезно давать индивидуальные задания.

После проверки и оценки контрольных письменных работ проводится анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки и причины, вызвавшие неудовлетворительные оценки. При большом количестве однотипных ошибок, свидетельствующих о недостаточном усвоении многими учащимися того или иного раздела (темы), следует провести разбор плохо усвоенного материала. Однако анализ не должен ограничиваться только рассмотрением ошибок. Важное значение для обучения и воспитания имеет анализ контрольных работ, выполненных на «4» и «5», с точки зрения полноты и оригинальности предложенного решения или ответа.

Отметим особенности таких форм письменной проверки, как самостоятельная работа, диктанты, сочинения и рефераты, самоконтроль и взаимопроверка.

Самостоятельную работу можно проводить для текущего и периодического контроля. При текущей проверке самостоятельные работы, как правило, невелики по объему, содержат задание в основном по теме учебного занятия. Проверка в этом случае тесно связана с процессом обучения на данном занятии, подчинена ему. При периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше по объему и времени ее выполнения.

Диктанты (предметные и технические) широко используют для текущего контроля. С их помощью можно подготовить учащихся к усвоению и применению нового материала, к формированию умений и навыков, провести обобщение изученного, проверить самостоятельность выполнения домашнего задания. Для диктантов подбирают вопросы, не требующие длительного обдумывания и подразумевающие очень краткий ответ. Часто содержание диктантов заранее записывается на магнитофон, иногда по вариантам. При этом преподаватель имеет возможность наблюдать за работой всей группы, предупреждать списывание.

Сочинения и рефераты целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они не только позволяют систематизировать знания учащихся, проверить умение раскрыть тему, но и играют особую роль в формировании мировоззрения. В процессе подготовки сочинения и реферата учащийся мобилизирует и актуализирует имеющиеся знания, приобретает самостоятельно новые, необходимые для раскрытия темы, сопоставляет их со своим жизненным опытом, четко уясняет свою жизненную позицию. При проверке этих работ преподаватель обращает внимание на соответствие работы теме, полноту раскрытия темы, последовательность изложения, самостоятельность суждений.

Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащегося, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки. Все это необходимо для формирования навыков самообразования. Перед самостоятельной работой учащиеся получают инструкцию о выполнении работы и ключ для самопроверки. Инструкция должна показать учащимся, какие знания и умения контролируются, а ключ содержит правильные ответы, по которым учащиеся сверяют результаты работы и вносят необходимые исправления. При этом либо учащиеся работают по обучающим программам, либо правильные ответы проецируются на экран или записываются на доске. Для показа образца нужного ответа можно использовать проектор.

Взаимопроверка осуществляется по той же схеме. Учебными планами, программами профессиональных образовательных учреждений предусматриваются следующие формы организации контроля знаний и умений обучающихся: обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защита курсовых и дипломных проектов (работ), семестровая и итоговая аттестация.

Практическая проверказанимает особое место в системе контроля, позволяет выявить умение учащихся применять полученные знания на практике, степень овладения необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В процессе выполнения профессиональных заданий учащийся обосновывает принятые решения, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, т.е. одновременно с проверкой умений осуществляется контроль знаний.

Этот метод используют при изучении общеобразовательных и общетехнических предметов, но наиболее широко – специальных дисциплин, на лабораторных и практических занятиях, при выполнении курсовых и дипломных проектов, при прохождении производственной практики.

Для практической проверки предлагаются самые разнообразные задания: разработать техническую документацию, изготовить конкретное изделие, выполнить практическую работу, проанализировать производственную ситуацию, поставить эксперимент и т.д.

Например, на лабораторных и практических работах преподаватель имеет возможность проверить не только знание теоретических положений, необходимых для выполнения заданий. В процессе наблюдения за ходом таких работ – последовательностью, самостоятельностью, уверенностью в действиях – выявляются устойчивость навыков обращения с приборами, умение производить измерения, выполнять расчеты, анализировать полученные результаты, делать выводы, оформлять отчет о проделанном.

Для контроля широко используются профессиональные задачи (технологические, диагностические, экономические, педагогические и др.), деловые игры, подобранные в соответствии с требованиями квалификационной характеристики специалиста. Они позволяют наиболее объективно определить уровень готовности учащегося к прак­тической деятельности, сформированность таких важнейших интеллектуальных умений, как анализ и синтез, обобщение, сравнение, перенос знаний, использование знаний в нестандартных ситуациях.

Практическая проверка – это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения учащимися конкретной производственной деятельности, так и по ее результатам. Основные критерии оценки деятельности учащихся следующие: правильность при­менения приемов работы, рациональная организация труда и рабочего места, выполнение установленных норм и требований к конкретному виду работы (рациональное использование оборудования и инструмента, соблюдение правил техники безопасности, степень самостоятельности при выполнении задания).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...