Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Конструирование урока теоретического обучения

 

Урок – основная форма организации учебного процесса. От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся.

Функции урока делятся на образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная функция состоит в способности урока формировать у учащихся знания, навыки, умения, составляющие содержание профессиональной подготовки будущего профессионала. Воспитательная функция заключается в направлении содержания урока, методов и средств на достижение целей по осуществлению формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности будущего работника. Развивающая функция – это нацеленность урока на развитие психологических качеств личности.

На уроках теоретического обучения у учащихся формируется система понятий, отражающих основы работы технических устройств, машин и механизмов, основы технологии современного производства.

Специалисты рекомендуют начать обучение с определения родовидовой принадлежности понятий. Значение слова «электродвигатель» целесообразно раскрывать через такие понятия, как «устройство», «механическое устройство», «машина», «двигатель», «электродвигатель», «электродвигатель постоянного тока». При отборе понятий требуется учитывать межпредметные связи.

При проектировании уроков теоретического обучения руководствуются следующими принципами, способствующими проявлению его специфики:

• организации освоения понятий путем рассмотрения условий их происхождения и развития;

• приоритета дедуктивного способа освоения перед индуктивным;

• определения места понятий во всей системе профессионального образования;

• формирования умений оперировать теоретическим материалом на практике, а также умения мысленно выполнять предметные практические действия.

Благодаря реализации этих принципов на уроке проявляется активная позиция учащихся и происходит формирование профессио­нального мышления.

Формы проектирования урока: план, конспект или методическая разработка.

План – краткое изложение методической структуры урока с эле­ментами его педагогической структуры. В плане фиксируются цель и задачи урока, его тип, реализуемые на уроке принципы и выбранные методы. Основное место занимает перечень и обозначение ведущей деятельности педагога и учащихся.

Конспект – подробное проектирование урока. В нем не только фиксируется все, что есть в плане урока, но и подробно излагаются содержание, приемы и методы каждого этапа урока, вся деятельность педагога и учащихся.

Методическая разработка – это комплекс всех материалов, обеспечивающих проведение урока. В ней есть план или конспект урока, объяснение многих позиций, методическое обеспечение данного урока (или серии уроков).

Педагог сам выбирает, в какой из этих форм он будет проектировать тот или иной урок, учитывая специфику усваиваемого содержания; в соответствии с содержанием меняется продолжительность урока.

При проектировании урока педагогу важно избавиться от боязни отступить от нормативов и инструкций и больше доверять своей интуиции, он должен уметь быстро менять методическую и педагогическую структуру урока на психологическую, отдав ей приоритет, стремиться к удовлетворению и развитию познавательных интересов учащихся, к формированию у них ответственного отношения к учению и будущей профессиональной деятельности. Проектируя урок, следует ориентировать его на развитие обучающихся через расширение их самостоятельности и инициативы, использование их активной деятельности.

Как уже отмечалось, урок остается ведущей, оптимальной формой обучения, хотя со времени его разработки Я. А.Коменским он видоизменился (лабораторные работы, семинар и т.д.). В структуре урока удачно взаимодействуют все компоненты педагогического процесса. Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Традиционный урок имеет следующую структуру: опрос, объяснение нового материала, закрепление изученного материала, домашнее задание.

Современные типы и виды уроков имеют свою структуру.

Рассмотрим структуру урока, реализующего развивающий тип обучения с характерной для него актуализацией опорных знаний и способов деятельности учащихся.

При этом под актуализацией понимается восстановление в памяти учащихся опорных (базовых) понятий, которые обеспечивают основу для формирования новых знаний, умений и навыков; формирования новых понятий и способов деятельности; под формированием - возможность преподавателя использовать методы и приемы, обеспечивающие проблемно-развивающий характер обучения, применение сформированных знаний и умений. На данном этапе, в отличие от закрепления, решаются учебно-познавательные задачи профессиональной направленности.

Методическая подструктура урока имеет следующий вид:

• постановка целей и задач урока;

• организация начала урока;

• актуализация опорных знаний по предмету;

• мотивация профессиональной деятельности. Как побуждение к деятельности она может быть реализована посредством:

- создания ситуации первоначального интереса к изучаемой теме;

- связи темы урока и профессии;

- примеров, формирующих положительное отношение к будущей профессии посредством содержания темы урока и т.д.

- изучения нового материала в контексте актуализированных опорных знаний и положительной мотивации к теме урока во взаимосвязи с профессией (специальностью);

• формирование новых понятий и способов деятельности педагогическими средствами с использованием методов обучения, характерных для данного урока. Организация демонстрационного эксперимента, показ алгоритма решения типовых задач и т.д.;

• обеспечение достижения планируемого уровня изучаемых понятий темы урока. Совместное обсуждение изучаемого материала на уроке, выдвижение гипотез и альтернативных путей их решения, формирование выводов и предложений. Анализ результатов демонстрационного эксперимента и формирование обобщенных итогов с учетом теории и результатов эксперимента. Самостоятельное решение типовых задач по известному алгоритму и т.д.;

• применение сформированных знаний и умений. Решение задач по предмету, решение задач межпредметного содержания, решение задач с профессиональной направленностью, разбор ситуаций, связанных с разрешением типовых проблем профессиональной деятельности, где необходимы знания по теме урока, опрос учащихся;

• подведение итогов урока, выставление оценок;

• домашнее задание.

Организация начала урока направлена на мобилизацию учащихся к предстоящей работе, чем обеспечивается их общая готовность к учебно-познавательной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений производится как опрос части учащихся по материалу домашнего задания, решение задач, выполнение демонстрационных экспериментов. Преподаватель, также используя метод обучения «беседа», может обращаться к тем понятиям, которые понадобятся на следующих этапах урока. Таким образом, учащийся подготавливается к самостоятельной поисковой деятельности, к осознанному восприятию нового учебного материала и способов действия.

Мотивация учащихся к профессиональной деятельности позволяет связать содержание темы урока с их будущей профессией, сформировать положительное отношение к специальности, профессии, особенно знать ценность и престижность своего будущего труда. Для этого пре­подаватель использует различные методы и приемы, такие, как: обеспечение оптимального педагогического общения, формирование профессионального интереса, ориентация на практический (профессиональный) смысл учебного материала, ориентация на конкретную профессиональную деятельность, убеждение и опора на положительные впечатляющие примеры профессиональной деятельности и т. д.

Анализ урока является обязательным этапом как в самооценке деятельности самим мастером профессионального обучения, так и в оценке присутствующих на уроке коллег и администрации.

Существует множество подходов к анализу урока, независимо от его типа и вида. Как правило, на основании требований к уроку выделяют конкретные показатели качества и по ним оценивают урок. Следует заметить, что в целом при анализе урока должен быть использован системный подход, когда всесторонне учитываются все факторы, влияющие на его проведение, в их взаимосвязи и взаимозависимости. При этом учитываются: место и роль урока в системе организации занятий по теме, по предмету; возраст обучающихся, их специальность (профессия); продолжительность обучения (у данного мастера); условия обучения; состояние здоровья обучающихся; время проведения занятия; тип и вид урока.

Критерии оценки урока:

• качество знаний, умений и навыков обучающихся;

• методическое мастерство мастера;

• организация урока.

Каждый из приведенных критериев может быть раскрыт через анализ конкретных показателей. Так, качество знаний и умений обучающихся проявляется в:

• качестве ответов на вопросы;

• качестве учебных умений и навыков;

• активности и самостоятельности;

• проблемности задаваемых вопросов;

•оценочных умениях (определении правильности выполненных заданий, анализе качества ответов или путей решения проблемы, выполнения приемов и т.д.);

• уровне мышления (умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать; владение понятиями, суждениями, логическим умозаключением; выполнение соответствующих заданий).

Методическое мастерство мастера выражается в:

• применении рациональных педагогических технологий;

• использовании эффективных методов обучения в их сочетании;

• эффективности организации деятельности;

• уровне проблемности на уроке;

• развитии творческого мышления обучающихся;

• эффективности использования дидактических средств;

•профессиональной (производственной, практической) направленности урока;

• реализации межпредметных связей и связей с производственным обучением (практикой);

• полноте реализации методической структуры урока;

• всесторонности реализации дидактических целей;

• психологической подготовке учащихся к деятельности;

• наличии атмосферы эмоционально-положительного настроя;

• рациональном отборе содержания учебного материала;

• четкости, логичности, доступности изложения;

• анализе типичных ошибок обучающихся;

• формировании деловых взаимоотношений у обучающихся;

• корректности, деловитости мастера.

Организация урока включает:

• организацию готовности аудитории к уроку;

• организацию готовности обучающихся к уроку;

• четкость организации деятельности;

• проведение оценки знаний и умений;

• домашнее задание.

 

Дата_____________Дисциплина____________________________________________________

Группа_______ Преподаватель (мастер п/о)__________________________________________

Тема___________________________________________________________________________

 

1. Оценка цели занятия:

- степень конкретности, четкости, лаконичности формулировки цели занятия;

- реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели;

- сообщены ли цель и план занятия учащимся.

2. Подготовленность занятия:

- планирование;

- материальная обеспеченность оборудованием;

- подготовленность к занятию учащихся.

3. Оценка содержания:

- научность, доступность и посильность изучаемого материала;

- актуальность и связь с жизнью (теории с практикой);

- степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;

- оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.

4. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся:

- рациональность и эффективность использования времени занятий;

- оптимальность темпа, чередования и смены видов деятельности;

- степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы;

- степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО;

- уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе занятия;

- эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков;

- привитие студентам навыков самостоятельной работы и культуры труда;

- степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятия.

5. Оценка основных характеристик учащихся на занятии:

- степень познавательной активности, творчества и самостоятельности;

- уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков;

- наличие и эффективность групповых форм работы в ходе занятия;

- степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.

6. Реализация психологических основ обучения:

- учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей учащихся;

- развитие мышления учащихся;

- формирование интереса к занятиям.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...