Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности мировоззрения, процесса познания, развития естествознания эпохи Средневековья.Стержнем средневекового сознания явилось религиозное мировоззрение, в котором истолкование всех явлений природы и общества, их оценка, а также регламентация поведения человека обосновываются ссылкой на сверхъестественные силы, которые полностью господствуют над материальным миром, способны по своему произволу как угодно изменять ход естественных событий и даже творить бытие из небытия. Высшей сверхъестественной силой выступал Бог. Знание рассматривалось не как главная цель духовной деятельности, а как некоторый ее побочный продукт. Средневековое сознание не ориентировано на выявление объективных закономерностей природы. Его главная функция — сохранение ценностного равновесия человека и мира, субъекта и объекта. В Средневековье были сформированы свои традиции познавательной деятельности. Они соответствовали трем основным моментам реального процесса познания: коллективный характер субъекта; предметно-преобразовательное отношение субъекта к объекту; чувственный контакт субъекта с объектом. Эти три закономерности познавательной деятельности определили формирование средневековых традиций познания, опирающихся на принципы: авторитета — авторитет, предание (схоластико-умозрительная традиция); ритуала— предметно-преобразовательное, рецептурно-манипуляционное начало (герметическая традиция); личного опыта — личный опыт выступал базисом эмпирической традиции. Традиции познавательной деятельности Средневековья: Схоластическая традиция. Главным вопросом был вопрос о том, что в реальном бытии соответствует общим понятиям человеческого разума — добру, злу, истине, Богу, времени и др. Важнейшая проблема схоластики — отношение знания и вер Герметическая традиция.На ритуальной основе возникает средневековая герметическая традиция, воплощавшаяся в алхимии, астрологии, каббале и др. Опытно – эмпирическая традиция.Традиция стихийно-эмпирического познания природы, начиная с XIII в., постепенно развивается в систему естественно-научного познания, под влиянием, в частности, естественно-научных произведений Аристотеля. Наиболее выдающиеся представители опытно-эмпирической традиции были нацелены на программу практического назначения знания. В естественно-научном знании начинают видеть средство, с помощью которого человек может добиться расширения своего практического могущества, улучшения своей жизни. Происходит технологическая революция в агротехнике. Развитие с\х стимулирует развитие ремесла, торговли, происходит урбанизация населения. В этих условиях происходит подъём в духовной сфере, появляются светские образовательные учреждения – университеты. Предпосылками для формирования новой картины мира являлись: Во-первых, допущение существования пустоты, но пока не абстрактной, а лишь как нематериальной пространственность, пронизанной божественностью. Во-вторых, изменение отношения к проблеме бесконечности природы.. В-третьих, возникает и представление о бесконечном прямолинейном движении как следствие образа бесконечного пространства. В-четвертых, возникновение идеи о возможности существования бесконечно большого тела. В-пятых, допущение существования среди движений небесных тел не только идеальных (равномерных, по окружности), соизмеримых между собой, но и несоизмеримых. Естествознание эпохи Средневековья в арабском мире. Социально-экономический и культурный уровень стран Восточного Средиземноморья, Ближнего Востока (большее их число входило в состав Византийской империи) в эпоху раннего средневековья (вплоть до второй половины XII в.) был выше, чем стран Европы. Формирование из ранее разрозненных областей единой политической системы на новой феодальной основе и быстрый рост экономики создали благоприятные условия для развития на средневековом Востоке науки и культуры. Особенно большое распространение на Востоке получили произведения Аристотеля. Вершиной арабоязычного аристотелизма стало творчество Ибн-Рушда (в Европе его называли Аверроэсом), интерпретировавшего труды Аристотеля в духе материализма и пантеизма. Ибн-Рушд разработал также «теорию двух истин» — научно-философской и теологической. Арабы существенно расширили античную систему математических знаний. Они заимствовали из Индии и широко использовали десятичную позиционную систему счисления. Получила также значительное развитие (свойственная еще Древнему Востоку) традиция создания новых вычислительных приемов и специальных алгоритмов. Арабские математики умели также суммировать арифметические и геометрические прогрессии. Наиболее значительным достижением арабов в алгебре был «Трактат о доказательствах задач» Омара Хайяма, посвященный в основном кубическим уравнениям. Из разделов механики наибольшее развитие получила статика, чему способствовали условия экономической жизни средневекового Востока. Динамика развивалась на основе комментирования и осмысления сочинений Аристотеля. Развитие кинематики было связано с потребностями астрономии в строгих методах для описания движения небесных тел. Существенный вклад внесен арабскими учеными и в астрономию. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |