Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности мировоззрения, процесса познания, развития естествознания эпохи Средневековья.

Стержнем средневекового сознания явилось религиозное миро­воззрение, в котором истолкование всех явлений природы и общест­ва, их оценка, а также регламентация поведения человека обосновы­ваются ссылкой на сверхъестественные силы, которые полностью господствуют над материальным миром, способны по своему произ­волу как угодно изменять ход естественных событий и даже творить бытие из небытия. Высшей сверхъестественной силой выступал Бог.

Знание рассматривалось не как главная цель духовной деятельности, а как некоторый ее по­бочный продукт. Средневековое сознание не ориентировано на выявление объек­тивных закономерностей природы. Его главная функция — сохране­ние ценностного равновесия человека и мира, субъекта и объекта.

В Средневековье были сформированы свои традиции познавательной деятельности. Они соответствовали трем основным мо­ментам реального процесса познания: коллективный характер субъ­екта; предметно-преобразовательное отношение субъекта к объекту; чувственный контакт субъекта с объектом. Эти три закономерности познавательной деятельности определили формирование средневе­ковых традиций познания, опирающихся на принципы:

авторитета — авторитет, предание (схоластико-умозрительная традиция);

ритуала— предметно-преобразовательное, рецептурно-манипуляционное начало (герметическая традиция);

личного опыта — личный опыт выступал базисом эмпирической традиции.

Традиции познавательной деятельности Средневековья:

Схоластическая традиция. Главным вопросом был вопрос о том, что в реальном бытии соответствует общим понятиям человеческого разума — добру, злу, истине, Богу, времени и др. Важнейшая проблема схоластики — отношение знания и вер

Герметическая традиция.На ритуальной основе возникает средневековая герметическая традиция, воплощавшаяся в алхимии, астрологии, каббале и др.

Опытно – эмпирическая традиция.Традиция стихийно-эмпирического познания природы, начиная с XIII в., постепенно развивается в систему естественно-научного по­знания, под влиянием, в частности, естественно-научных произведе­ний Аристотеля.

Наиболее выдающиеся представители опытно-эмпирической традиции были нацелены на программу практического назначения зна­ния. В естественно-научном знании начинают видеть средство, с помощью которого человек может добиться расширения своего прак­тического могущества, улучшения своей жизни.

Происходит технологическая революция в агротехнике. Развитие с\х стимулирует развитие ремесла, торговли, происходит урбанизация населения. В этих условиях происходит подъём в духовной сфере, появляются светские образовательные учреждения – университеты.

Предпосылками для формирования новой картины мира являлись:

Во-первых, допущение существования пустоты, но пока не аб­страктной, а лишь как нематериальной пространственность, прони­занной божественностью.

Во-вторых, изменение отношения к проблеме бесконечности природы..

В-третьих, возникает и представление о бесконечном прямо­линейном движении как следствие образа бесконечного прост­ранства.

В-четвертых, возникновение идеи о возможности существо­вания бесконечно большого тела.

В-пятых, допущение существования среди движений небесных тел не только идеальных (равномерных, по окружности), соизмери­мых между собой, но и несоизмеримых.

Естествознание эпохи Средневековья в арабском мире.

Социально-экономический и культурный уровень стран Восточного Средиземноморья, Ближнего Востока (большее их число входило в состав Византийской империи) в эпоху раннего средневековья (вплоть до второй половины XII в.) был выше, чем стран Европы. Формирование из ранее разрозненных областей единой политической системы на новой феодальной основе и бы­стрый рост экономики создали благоприятные условия для развития на средневековом Востоке науки и культуры.

Особенно большое распространение на Востоке получили произ­ведения Аристотеля. Вершиной арабоязычного аристотелизма стало творчество Ибн-Рушда (в Европе его называли Аверроэсом), интер­претировавшего труды Аристотеля в духе материализма и пантеизма. Ибн-Рушд разработал также «теорию двух истин» — научно-фило­софской и теологической.

Арабы существенно расширили античную систему математических знаний. Они заимствовали из Индии и широко использовали десятичную позиционную систему счисления. Получила также значительное развитие (свойственная еще Древ­нему Востоку) традиция создания новых вычислительных приемов и специальных алгоритмов. Арабские математики умели также суммировать арифметические и геометрические прогрессии. Наиболее значительным достижением арабов в алгебре был «Трактат о доказательствах задач» Омара Хайяма, посвященный в основном кубическим уравнениям.

Из разделов механики наибольшее развитие получила статика, чему способствовали условия экономической жизни средневекового Вос­тока. Динамика развивалась на основе комментирования и осмысления сочинений Аристотеля. Развитие кинематики было связано с потребностями астрономии в строгих методах для описания движения небесных тел. Существенный вклад внесен арабскими учеными и в астрономию.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...