Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фаза ориентации «Кто остальные?»

Это время всесторонней ориентации в группе. Взаимоотношения в группе нерешительные: поначалу члены группы выдерживают дистанцию, чтобы чувствовать себя в безопасности, проявляют только хорошие качества, чтобы другие их поддержали. Нерешительность может также проявляться в замкнутости или глупости. Члены группы «обнюхиваются», выясняют взаимные ожидания и ищут общие формы совместного пребывания.

Фаза борьбы за власть «Где мое место? Могу ли я завоевать признание?»

Группа познакомилась и начала работать вместе. Члены группы не довольны работой в группе, они осуждают поведение других членов группы. Каждый член группы имеет влияние на развитие группы в целом. Группа должна договориться о дальнейшем совместном пребывании, как будут приниматься совместные решения и о совместной работе.

Фаза доверия «Да, мы вместе!»

Члены группы рады каждой встрече. Защитная дистанция и способы поведения, характерные для фазы ориентации уходят. В такой атмосфере откровенно высказываются потребности, происходит обмен мнением и выяснение отношений. Члены группы обсуждают разные идеи, и сами могут сделать выбор, учитывая и отстаивая свои интересы. Однако идеи быстро угасают, поскольку лица и отношения в группе сейчас – центральная потребность. Задача ведущего - формировать и сохранить доверие в группе. Должно стать активнее ознакомление членов группы друг с другом. Истории жизни и планы, навыки самопознания, как и выяснение отношений через личную обратную связь сейчас могут являться содержанием работы с группой. В фазе доверия группа не может принимать новых членов. Для этого она должна повторить две первые фазы развития группы.

Фаза самостоятельности «Мы разные, и нам нужен каждый из нас»
Желание группы действовать непоколебимо. Если есть трудности, группа ищет решения. Группа хочет расширить связи: она устанавливает контакты с другими группами. Ведущий в роли советника.

Фаза расставания «Расставания близится, мы расстаемся»

Нарастает недовольство, всех охватывает скука, вину сваливают друг на друга. Есть две причины распада группы:
Группа распадается, поскольку наступает конец совместного пребывания, о чем было известно ранее
Группа распадается, потому что ее члены начинают ориентироваться на другое или группа уже утратила прежнее значение и важность

Распад группы эмоционально нелегок, потому что расставание вызывает грусть. Задача ведущего группы – создать условия для конструктивного распада группы.

 

Ребенок аутсайдер

СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ

В качестве примера рассмотрим явление, с которым, вероятно, сталкивается большинство вожатых, а именно — более или менее стабильное сочетание социометрических ролей в малой группе, в качестве которой может выступать, например, детский отряд в лагере, или чаще всего его (отряда) часть. Похоже, это явление подчиняется определенной социально-психологической закономерности, которая, насколько мне известно, практически не изучена. В этой связи приведем несколько гипотетических соображений, основанных на эмпирических наблюдениях.

Каждый живой организм, включенный в некоторую экосистему, занимает в ней определенную нишу. Оптимальный уровень наполнения каждой ниши обеспечивает баланс всей экосистемы. Если какая-то ниша оказывается перенаселена или опустошена, это создает угрозу существованию всей системы, в частности — каждого населяющего ее организма. Соответственно при нарушении баланса система стремится его восстановить, избавляясь от избытка и восполняя недостачу.

Похоже, малая социальная группа подчиняется той же закономерности. Для любой группы характерно определенное сочетание социальных ниш, которые, если они пустуют, группа стремится заполнить, а если они перенаселены, то подвергаются усечению. При вступлении в группу новичок либо имеет возможность занять «вакансию», либо вытесняет кого-то из уже заполненной ниши, заставляя его переместиться в другую. В этом процессе личные качества индивида играют важную, но не решающую роль. Гораздо важнее социально-психологическая структура группы, которая, похоже, имеет архетипический характер и с удивительным постоянством воспроизводится в самых разных общностях.

КОНКУРЕНЦИЯ СРЕДИ ИЗГОЕВ
Есть некоторые общие черты, а именно непременное наличие определенных категорий детей в структуре почти каждого отряда. Детальная разработка этой проблемы с выделением конкретных социально-психологических ролей (ниш) требует масштабных эмпирических изысканий. Поэтому остановимся пока на вполне очевидной фигуре — фигуре изгоя, или аутсайдера. Хотелось бы разобраться, чем определяется сам факт появления такой фигуры в структуре группы.

Первое предположение, подсказанное здравым смыслом, состоит в том, что в роли отвергаемого оказывается человек, обладающий определенными особенностями, которые не находят одобрения у других членов группы. Однако некоторые эмпирические наблюдения позволяют предположить, что такого рода особенности выступают не столько причиной, сколько поводом для отвержения. Подлинной причиной оказывается наличие «вакансии» изгоя в структуре группы. Если эта ниша уже кем-то занята, то другому, скажем — новичку, надо обладать чрезвычайно сильно выраженными негативными особенностями, чтобы заслужить отвержение. Столь же выраженные особенности, как и у «штатного» аутсайдера, могут уже и не вызвать отвержения.

В своем составе группа может терпеть двух-трех изгоев. Дальше наступает перенаселение ниши, которому группа начинает препятствовать: если в составе группы слишком много недостойных членов, это снижает ее статус. Некоторые другие ниши, которые, похоже, также существуют в структуре группы и представлены ролями неформального лидера, «шута», «первой красавицы», могут быть заполнены лишь одним человеком. Появление нового претендента на такую роль приводит к острой и довольно кратковременной конкуренции, которая неизбежно вскоре завершается вытеснением проигравшего в другую нишу.

ЭЛЕМЕНТ БАЛАНСА
Однако вернемся к аутсайдеру. Чем продиктована необходимость этой ниши в структуре группы? Можно предположить, что человек, наделенный в группе социометрическим статусом изгоя, выступает своего рода козлом отпущения.

Эта фигура необходима для самоутверждения остальных членов группы, для поддержания на достаточно высоком уровне их самооценки. Если эта ниша пустует, то члены группы оказываются лишены возможности выигрышного сравнения себя с кем-то менее достойным. Аутсайдер, обладающий выраженными негативными чертами, служит удобным оправданием для всех, кто также не лишен этих черт. Своей явной или, чаще, искусственно акцентированной ущербностью он фокусирует на себе проекцию всего группового «негатива». Такой человек служит необходимым элементом баланса всей социально-психологической «экосистемы».

С первых дней существования отряда детское сообщество стремится стратифицироваться в соответствии с социально-психологическими архетипами. Группа избирает в своем составе наиболее подходящие кандидатуры на ту или иную социальную роль и фактически насильно загоняет их в соответствующие ниши.

На роль аутсайдеров сразу избираются дети с выраженными внешними недостатками, неопрятные, глуповатые и т.п. Первые же их промахи и неловкости ложатся на них несмываемым клеймом, с которым они обречены жить, выступая объектом насмешек и откровенной травли (холодное игнорирование как инструмент отвержения в детском сообществе практически не встречается, поскольку не соответствует задаче поддержания психологического «гомеостаза»).

АРХЕТИПИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

Экспериментально проверить эту гипотезу можно было бы посредством следующего — увы, трудно выполнимого — опыта: из дюжины одновозрастных отрядов отобрать аутсайдеров и сформировать из них новый отряд. Можно предположить, что в структуре новой группы очень скоро проявятся свои «звезды» и свои изгои. Вероятно, аналогичный результат был бы получен и при селекции лидеров. Легко понять, что ситуация отвержения выступает для ребенка источником психической травмы, а порой и провоцирует неадекватные формы компенсации. Именно аутсайдеры составляют изрядный сегмент проблемных для вожатого детей, поскольку нуждаются в разнообразных формах психологической помощи.

Подходя к решению этой проблемы, вожатый обычно стремится сначала разобраться, какие индивидуальные особенности спровоцировали помещение данного ребенка в сию малодостойную нишу. Редко бывает так, чтобы ребенок был отвергаем абсолютно незаслуженно. Его черты, являющиеся недостатками в глазах сверстников, выявить обычно не составляет труда. Причем они, как правило, объективно выступают недостатками и не вызывают сомнений.

Поэтому следующим этапом является коррекция. За счет преодоления недостатков ставится задача смыть с ребенка клеймо изгоя и перевести его в более достойный статус. К сожалению, получается это далеко не всегда. А причина этому видится в том, что группе для психологического равновесия данная ниша нужна заполненной. И если из нее удается вырвать одного, то рано или поздно в нее будет втиснут кто-то другой.

Разъяснять ровесникам аутсайдера, что по отношению к своему товарищу они ведут себя жестоко, — занятие практически бесполезное. Во-первых, у них наверняка найдутся небеспочвенные возражения типа «сам виноват». Во-вторых, и это самое главное, дети (как, впрочем, и взрослые) так себя ведут в полном соответствии со своей психологической природой, которая, увы, далека от гуманистического идеала. Их поведением движет простое соображение: «Если я не лучше такого-то, то кого же я лучше, за что мне вообще себя уважать?»

Перестроить систему взаимоотношений в группе, улучшить самоощущение ее отвергаемых членов — дело очень нелегкое, поскольку требует коренной перестройки мировоззрения всей группы, в первую очередь — ее благополучной ниши. А поскольку ее благополучие зиждется на отвержении изгоя, необходимо культивировать иные, конструктивные механизмы самоутверждения и поддержания социально-психологического баланса.

В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что высказанные суждения основываются на отдельных эмпирических наблюдениях и носят преимущественно гипотетический характер. Но проверка этой гипотезы представляется задачей очень важной, в том числе и в практическом аспекте.

Работа вожатого с ОТВЕРЖЕННЫМ
В каждом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает их второстепенная роль в отряде, другие страдают от такого положения, но не знают, как его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания ровесников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек и презрения. И вот эта детская отверженность — явление, к сожалению, частое и трудно поправимое.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть зачинщики, жертвы и, конечно, преследователи — основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю. Иногда в отряде присутствуют и нейтральные наблюдатели. Можно предположить, наблюдатели ничем не отличаются от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя.

Бывает, что среди ровесников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в отряде считаются) — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

Но довольно часто защитник изгоя и сам становится изгоем. Например, если ребенок, по какой-либо причине, вынужден плотно взаимодействовать с изгоем, то он может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнет активно принимать участие в травле соседа.

ЗАЧИНЩИКИ
Обычно один-два человека в отряде становятся инициаторами травли. Им по каким-то причинам не понравился кто-то из ровесников (эти причины мы рассмотрим далее подробно) и они начинают его дразнить, задирать, осмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры.

Процесс отвержения начинается очень рано: уже на второй или третий день в лагере становится ясно, кто стал изгоем, а кто является инициатором его травли. Мальчики бывают инициаторами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек (в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают защищать изгоя). Чаще всего в основе преследования лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля — это результат личной мести.

Преследователями могут стать:
— активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в отряде;
— агрессивные дети, нашедшие для своего самоутверждения безответную жертву;
— дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;
— дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (результат соответствующего семейного воспитания);
— эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;
— в подростковом возрасте зачинщиками могут стать максималисты, дети, не желающие идти на компромисс.

ПРЕСЛЕДОВАТЕЛИ
Как уже говорилось, зачинщиками становятся несколько человек — все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, подхватывают обидные прозвища, прячут его вещи в туалете, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать в свои игры.

Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для не сделавшего лично им ничего плохого сверстника?

Во-первых, большинство ребят подчиняются так называемому «стадному чувству»: «Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул». Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно.

Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить расположение лидера отряда.

В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).

В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.

Наконец, небольшой процент среди преследователей таким образом самоутверждаются, берут реванш за свои неудачи. У них недостает энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотно подхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны в своей деятельности и не вызывают особых симпатий у ровесников. Они не становятся жертвами, потому что могут дать отпор.

ЖЕРТВЫ
Кто же чаще всего становится жертвой издевательств? В первую очередь, дети с явными проблемами. В жертве всегда есть что-то такое, что способно оттолкнуть окружающих, спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие, как остальные.

Скорее всего, подвергнется нападкам и насмешкам ребенок:
— необычной внешности (заметные шрамы, хромота и т.д.);
— страдающий энурезом или энкопарезом;
— тихий и слабый, не умеющий за себя постоять;
— неопрятно одетый;
— неуспешный;
— которого дома слишком опекают родители;
— не умеющий общаться и т.д.

Можно привести некоторые наиболее типичные типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам.

«Любимчик»

Еще Януш Корчак писал, что дети не любят тех сверстников, которых выделяет воспитатель. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их. Взрослые, зная о нелегкой судьбе своего подопечного, жалеют его и оказывают ему свое покровительство, обрекая тем самым на одиночество и оскорбления со стороны ровесников, которым неизвестна причина такого отношения.

«Прилипала»
Американский психолог Вайолет Оклендер считает, что подобная назойливость является результатом чувства незащищенности ребенка. Такие дети буквально виснут на людях, захватывая их физически, чтобы почувствовать себя в большей безопасности. Естественно, что окружающие, особенно дети, начинают избегать их. А на новые попытки таким образом сблизиться отвечают агрессией. Ребенок ведь не умеет общаться иным способом и часто рад даже агрессивному вниманию со стороны окружающих.

«Шут и козел отпущения»
Ребенок, избравший подобную тактику поведения, как бы предупреждает нападки со стороны окружающих. Его перестают воспринимать всерьез и поэтому особо не обижают. А он, слыша смех ровесников, не чувствует себя в изоляции. Самое опасное в выбранной тактике то, что изжить однажды сложившуюся репутацию «шута» практически невозможно.

Есть еще два типа детей, которых никто специально не обижает, над ними не издеваются, но их отвергают, они одиноки в своем отряде.

«Озлобленный»
Некоторые дети, не сумев установить контакт с ровесниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.

«Непопулярный»
Есть категория детей, с которыми никто не играет. Их не обижают, не дразнят — их просто никто не замечает и не выбирает. Ребенок не умеет инициировать общение, он застенчив, не знает, как привлечь внимание ровесников. Обычно это бывает, если ребенок пришел в уже сложившийся коллектив или часто пропускает мероприятия в лагере по какой-то причине. К такому ребенку никто не бросится радостно при встрече, никто не заметит, что его нет в отряде. Это ранит не меньше, чем травля.

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТВЕРГАЕМЫХ ДЕТЕЙ
Отметим, что наблюдения за отвергаемыми детьми свидетельствуют о том, что они сами многое делают для того, чтобы стать жертвами нападок. Как уже говорилось, они могут быть навязчивы, неадекватны, легко поддаются на провокации ровесников, выдают ожидаемые реакции. Естественно, интересно обижать того, кто обижается, кто бросается с кулаками на окружающих после любого невинного замечания в свой адрес, кто начинает рыдать, если его немного подразнить и т.д.

Эти дети очень трепетно относятся к проявленному к ним вниманию и сочувствию. Любой сверстник, оказавший им поддержку, подсказавший что-то, поделившийся чем-то, сразу же возводится в ранг «лучшего друга». Это довольно тяжелое бремя, так как отверженные дети могут быть весьма навязчивыми. Устав от избытка внимания и благодарности со стороны отверженного, сочувствующий может перейти в стан преследователей.

Отвергаемые дети ищут поддержки и защиты у взрослых. Но только у тех, кто однажды им ее уже оказал. Встречаясь в коридоре со своим спасителем, они приветливо здороваются и стремятся что-то рассказать.

Януш Корчак считал, что забота об отвергаемых детях требует большого такта: «Надо следить не только за тем, чтобы их не обижали, но чтобы и они никому не мешали». Таких детей необходимо учить правилам общения и взаимодействия.

СЕРЬЕЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Переломить сложившийся стереотип отверженного — задача непростая. Иногда единственным выходом остается перевод ребенка в другой отряд. Естественно, правильнее всего пресекать подобные явления в самом зародыше. Конечно вожатые не могут остаться в стороне от происходящего. Только совместными усилиями напарников на отряде можно изменить ситуацию в отряде и научить ребят нормальным формам взаимодействия.

Чем опасно бездействие окружающих? Травля наносит непоправимый ущерб психике жертвы. Плохие отношения с ровесниками могут стать причиной побега из лагеря, у ребенка могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.

Не менее вредно ситуация травли действует на психику преследователей и наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы, способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе.

Зачинщиков же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

Об отряде, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Там нет динамики, отношения не развиваются, они застыли, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в отряде появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ОТВЕРЖЕННЫМИ
1. Индивидуальная беседа. Ребенок, приходя к вожатому, получает возможность выговориться. Вы можете разобрать различные ситуации и возможные стратегии поведения в них. Попутно можно провести подробную диагностику личностных особенностей ребенка.
2. Групповая беседа или занятие. Три-четыре человека из отряда, среди них был непопулярный ребенок и ребенок-задира. Вы играете в различные игры, требующие слаженной работы пары, а в конце занятия пишите пожелания друг другу. Эти занятия позволят непопулярному ребенку проявить себя, его ровесники могут взглянуть на него в нестандартной ситуации. Они начнут относиться к нему более снисходительно и заинтересованно.
3. Взаимодействие с напарником на отряде. Обсуждаем сложившуюся ситуацию и способы ее преодоления.
4. Работа в отряде. Проводя разные тематические занятия в отряде, постарайтесь вовлечь отвергаемых детей в процесс, поощрять их активность.
5. Профилактика. Для предотвращения травли в отряде необходимо начинать воспитательную работу с детьми с первого дня их пребывания в лагере. Естественно, ведущая роль здесь отводится вожатому. Можно провести в течение смены (два раза - в начале и середине) социометрические опросы в отряде, лучше в виде какой-либо игры. Ребятам задать три вопроса:
-К кому из ровесников вы бы обратились за помощью?
-Кому доверили бы свой секрет?
-Кого взяли бы в свою команду для участия в КВНе, викторине и т.д. (но не в спортивном соревновании — это особо оговаривается)?

Попросите назвать не более трех ровесников. Правда, часто ребята выпрашивают у вожатого разрешение указать большее количество. Наибольшие опасения вызывают те дети, кто не получил ни одного выбора вообще, — это группа риска. Те же, у кого есть хоть один взаимный выбор, более или менее благополучны. Результаты обсуждаются с напарником по отряду.

РАБОТА ВОЖАТОГО
-Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами ровесников. Все мы ошибаемся в чем-то, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание.
-Так же следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес ровесников. Например, вожатый по своему усмотрению формирует команды. На предложение сесть с Васей Миша восклицает: «Я с ним не буду!=Только не с ним!» Необходимо настоять на своем. А потом поговорить с Мишей наедине, поинтересоваться причиной его отказа. Предложить ребенку встать на место Васи: «А тебе будет приятно, если кто-нибудь откажется иметь дело с тобой?»
-Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.
-Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе и т.д.). Например, отношение к Пете, которого недолюбливали за его медлительность и занудство, изменилось после того, как он очень артистично рассказывал страшные истории.
-Помогают объединить отряд совместные мероприятия и т.д.
-Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет своих способностей.
-Следует избегать высмеивания и излишнего сравнивания ребят.А уж разбор ошибок в таких случаях необходимо делать или не называя тех, кто их допустил, или только индивидуально.
-Очень травмирует непопулярных детей распределение по парам или командам для участия в каких-либо мероприятиях. Вожатым лучше избегать ситуаций, в которых дети могут остаться невостребованными или отвергнутыми ровесниками. Если в отряде есть отвергаемые дети, то лучше воздерживаться от участия их в соревнованиях, так как проигрыш спровоцирует новый конфликт. В неудаче обвинят именно отверженных.
-Имеет смысл поговорить с преследователями (в отсутствие намечающегося изгоя) о том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы. Обратить при этом их внимание на его положительные качества. И в заключение, например, попросить ребят письменно ответить на вопрос: «Чем я могу помочь Славе?» И возможно окажется, что большинство ребят ничего против Славы не имеют, а пристают к нему по привычке и после разговора они станут терпимее. Да и сам Слава, почувствовав перемены, станет вести себя более адекватно.
-Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если он на стандартные обстоятельства отреагирует неожиданным образом, то, возможно, ему удастся не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению стереотипа. Например, если вместо того чтобы плакать или лупить всех подряд, он начнет смеяться вместе со всеми. В общем, сделает то, чего от него совсем не ожидают.
-Обязательно заранее при приеме ребенка узнать у родителей о возможных проблемах их ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.).
-Способствуйте участию ребенка в отрядных мероприятиях.

 

Работа с отрядом

 

Прежде, чем начать любую работу с малой социальной группой, необходимо эту группу сформировать. Выбор малой группы связан с вопросом о ее размерах, где принято говорить о нижнем и верхнем количественном пределах группы. Согласно разделяемому нами мнению большинства ученых, малая группа начинается с диады (2 человека), а мнения по максимальному объему на этот счет значительно расходятся.

Иногда это количество ограничивается числом возможных личных контактов между членами группы (а это 20–30 человек), иногда «магическим» числом Джеймса – 7±2 (объем оперативной памяти человека). Это магическое число и является наиболее оптимальным, поскольку такая группа является наиболее управляемой и продуктивной, с увеличением же ее объема (особенно свыше 12 человек) возрастает число подгрупп, и усиливается противодействие решениям руководителя со стороны лидеров микрогрупп, затрудняется координация общегрупповых усилий.

Вот мы и определились с количеством участников группы, а что дальше? А дальше следует действовать в соответствии с планом, который следует построить в соответствии с логикой развития группы. А для этого необходимо знать этапы развития группы.

1. ОРИЕНТАЦИЯ (оргпериод).
Ведущая деятельность: знакомство, сплочение. В это время каждому члену группы присуще:
-Готовность к работе и радужные ожидания
-Изучение ситуации и действующих лиц
-Зависимость от авторитетов и иерархии
-Потребность найти свое место
-Адаптация, вхождение каждого в коллективные отношения


Задачи оргпериода:
-Познакомить ребят, создать благоприятный эмоциональный настрой
-Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине
-Узнать их увлечения, характера, выявить лидеров
-Познакомить всех с содержанием работы, откорректировать план с учетом пожеланий и предложений


ИГРЫ ОРГПЕРИОДА (примеры)
Комплименты

Представление

Круги

Снежный ком

Остров

Если нравится тебе

2. РАЗОЧАРОВАНИЕ (период скрытых конфликтов).
Ведущая деятельность: поиск компромисса, сотрудничества. В это время каждому члену группы присуще:
-Чувство несоответствия надежд и реальности;
-Недовольство авторитетами;
-Недовольство целями, задачами, методами и планами действия;
-Чувство некомпетентности;
-Споры за власть и внимание;
-Отсутствие доминирующей потребности


Задачи периода:
-Вызвать в группе состояние неудовлетворенности отсутствием единства;
-Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения;
-Добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам -жизни и отношений в группе;
-Определить совместную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех;
-Способствовать успеху этой деятельности;
С-клонить в свою сторону лидеров групп.

ИГРЫ ПЕРИОДА РАЗОЧАРОВАНИЯ

Но всего этого можно избежать, если провести «Ожидания. Опасения. Соглашение.» Это упражнение оргпериода, цель которого – прояснить позицию каждого и выработать совместную стратегию решения поставленных задач.

Лист ватмана делится на три равные части. Первая часть называется «Ожидания». Здесь в режиме мозгового штурма каждый отвечает на вопрос о том, почему он хочет здесь находиться, чего он ожидал, когда ехал на это мероприятие. Например: познакомиться с новыми людьми, отдохнуть, узнать что-то новое, что будут вкусно кормить.

Вторая часть называется «Опасения». Здесь, снова в режиме мозгового штурма, каждый высказывается на тему, чего я не хочу, чтобы здесь было; что меня пугает в новом месте. Например: недружный коллектив, мало свободного времени, жесткие кровати.

И, наконец, третья часть называется «Соглашения». Здесь вся группа, совместно принимает решение о том, по каким правилам она будет жить все эти дни, каким образом они могут сделать так, чтобы сбылись ожидания, и не сбылись опасения. Правила могут быть следующие:
Закон правой руки. Если человек поднимает правую руку, значит он хочет что-то сказать, и все должны замолчать.
«0:0». Всегда и везде приходить во время, не опаздывать.
Доброго отношения к людям. Не грубить, не хамить, не перебивать, считаться с мнением каждого.
Слушать и слышать, или закон одного раза. Когда человек говорит, его все слушают, и все требования исполняются сразу, чтобы не приходилось их повторять.
Не согласен – отвергай. Отвергаешь – предлагай. Предлагаешь – делай.
Каждое дело творчески, а иначе зачем? Все делать как-нибудь необычно, с выдумкой: идти в столовую – с песней; косить сено – с музыкой; рисовать газету – зубочистками, УРРА!!!


Примеры:

Птица

Дерево

Сидячий круг

Массаж

Я–змея

Спагетти–кетчуп–кока-кола

Письмо

Маленькие педагогические советы:
Создавать атмосферу откровенности на обсуждениях;
найти подходящий момент для решающего разговора;
возможность высказывания своего мнения;
анализировать и прогнозировать то, что может произойти;
организовать дело, которое может их объединить;
четко знать то, что осудят все.


3. РАЗРЕШЕНИЕ
. Ведущая деятельность: разделение обязанностей для внутригрупповых мероприятий. В это время каждому члену группы присуще:
Сглаживание разницы в ожиданиях и действительности;
Разрешение противоречий;
Достижение гармонии, доверия, уважения, уверенности и поддержки;
Содействие самоопределению группы, как самой лучшей.
Разделение обязанностей и ответственности;
Этап разрешения означает, что каждый в группе:
— понимает, о чем речь;
— имеет право голоса;
— поддерживает решение;
— желает работать.

Для того чтобы как можно более эффективно распределить обязанности, можно ввести внутригрупповое чередование творческих поручений (ЧТП). Чем больше их будет, тем интереснее будет каждому члену группы попробовать себя в разных ролях, побывать в ситуации ответственности за какую-то важную деятельность. ЧТП могут быть весьма разнообразными:
-дежурный командир;
-дежурный по столовой;
-«золушка» (отвечает за чистоту в комнатах или где-нибудь ещё);
-человек-будильник;
-почтальон (разносит подарки, посылки и письма членам своей группы или какой-то другой);
-глашатай (он объявляет расписание дня, или громко кричит, созывая всю группу);
-летописец-1 (фиксирует в интересной форме, что произошло с группой за этот день);
-летописец-2 (записывает идеи во время мозгового штурма);
и т.д. Все, что вам необходимо для внутригрупповой деятельности.

Кроме того, для активизации общения в группе можно ввести два небольших игровых момента. Первое – это почта (для этого и нужен почтальон), чтобы писать друг другу письма, пожелания, признания, которые ребята не могут высказать вслух. И второе – это игра, которая называется:Тайный друг

4. РАБОТА (период делового сотрудничества)
. Ведущая деятельность: по достижению цели, сотрудничество с другими группами. В это время каждому члену группы присуще:
-Радость от участия в работе группы;
-Совместная взаимосвязанная работа;
-Деловые отношения, связанные с общей деятельностью;
-Высококачественная работа;
-Передача роли лидера;
-Чувство силы команды;
-Межколлективные отношения;
-Настрой на успех;
-Желание быть вместе, общаться друг с другом, провести ещё одно дело.


Задачи периода работы:
-Укрепление организационной структуры, как заданной среды обитания каждой личности;
-Утверждение чувства ответственности за успех деятельности группы;
-Поддержка мажорного настроения в группе за счет содействия успеху деятельности;
-уманизация деловых отношений;
-подводить итоги, учить самооценке;
-Сделать процесс деятельности наиболее творческим и интересным;
-Обеспечение широкого круга общения группы на базе деятельности;
-Предоставить каждому возможность осознать себя, свои возможности.


На этом этапе группер либо полностью сливается с коллективом, ведя себя как его рядовой член, либо просто занимает позицию наблюдателя, выполняя только функцию контроля и напоминания. Группа работает сама по себе, так как внутри нее уже сформирован и налажен четкий механизм действий.

Здесь важно обратить внимание на то, каким образом строятся взаимоотношения в группе. Существует несколько схем взаимодействия:
«колесо»
«цепь»
«игрек»
«круг»
«сложный круг» (наиболее эффективная структура коммуникций)


Это с одной стороны. Кроме того, важно обратить внимание на другую часть структуры группы, которая касается положения человека в группе, т.е. его неформального статуса. Существует 2 положительных и 2 отрицательных статуса:

«Звезда» – наиболее благоприятное положение в группе. Лидер, авторитет, законодатель мод, стиля отношений. Их может быть несколько.

«Предпочитаемый» – основная масса людей в группе, опора лидера, его окружение, исполнители.

«Изолированный» – отрицательного мнения к человеку не складывается, вообще никакого мнения не складывается, он выпадает, его забывают, он не участвует в жизни группы.

«Отверженный» – человек, который противопоставляет себя группе, находится с ней в постоянном конфликте, анти-лидер, шут, козел отпущения.

Задача группера – сделать так, чтобы в группе не появилось людей с отрицательными статусами. А если таковые имеются, то, как можно скорее, исправить положение, включить их в деятельность, направить энергию в положительное русло. Это можно сделать, вызвав всех на откровенный разговор, найти для него дело, которое он захочет выполнять с удовольствием или поиграть в игры (например, «Дерево»).

Маленькие педагогические советы:
не увлекайся, следи за соблюдением режимных моментов;
обеспечь взаимодействие с другими группами;
заведись сам, заведи отряд;
одни требования для всех, нет «любимчиков» и наоборот;
интересуйся впечатлениями и мнениями других о прожитом дне;
смотри иногда на свою группу «со стороны»;
не старайся сделать все сам, дай другим проявить себя.


5. ЗАВЕРШЕ

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...