Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Авторитет вожатого на среднем возрасте

 

Для начала о том, каким он НЕ должен быть:

– Дешёвый авторитет
Добиться его очень просто. Надо детям всё разрешать.
— Можно мы сегодня на зарядку не пойдём?
— Да пожалуйста! Она и самому мне надоела
Вожатый с дешёвым авторитетом становится на один уровень с детьми, братается с ними по-пацански, допускает панибратство. Он принимает во всём сторону детей, в том числе и в вопросах дисциплины.
Такого вожатого дети, конечно, будут любить. Вроде бы… Но очень скоро станет понятно, что любовь эта не настоящая. Потому что в ней нет главного: нет уважения. Мнение вожатого уже не берётся детьми в расчёт. Они ведь заранее знают, что он им всё позволит. Ну и за что уважать такого вожатого? Да и любить-то его не за что.
Дешёвый авторитет — это ещё и большое западло напарнику. Ведь напарник (напарница) вынужден держать дисциплину один, вынужден быть «злым вожатым».
Плюс ко всему, у такого вожатого нет никаких рычагов воздействия на детей.


Злой авторитет
Злой авторитет основан на страхе. Вожатый по любому поводу кричит, угрожает, непрерывно наказывает. Рычаг воздействия один — угроза, и он работает. До поры. А ведь бывают такие моменты, когда нечем пригрозить. И что тогда? Тогда получите «Королевскую ночь» (всеобщий беспредел в последнюю ночь смены).
Дети воспринимают злого вожатого однозначно: как своего врага. И они используют первую же возможность, чтоб отомстить. И даже раньше «королевской ночи».
Стоит ли говорить о том, что к злому вожатому нет никакого уважения? Потому что уважают всегда за что-то хорошее.
Есть ещё один важный момент. Если вы все время общаетесь с детьми жёстко, то у вас нет «зазора» для применения жёсткости в тех случаях, когда это действительно нужно. Ведь если обычно спокойный и добрый вожатый вдруг начинает говорить «с металлом в голосе» (даже не повышая голоса, а лишь изменив интонацию), всем сразу понятно: что-то не так. И это очень хорошо действует. А злой вожатый и так всё время на взводе. Ему добавлять металл уже некуда.


А теперь о том, каким же авторитет должен быть

+ Авторитет (с большой буквы А)
Правильный авторитет строится на доверии и уважении. Дети уважают вожатого за его справедливость, за его выдающиеся качества. Дети доверяют вожатому, как другу, готовы слушаться его как старшего и мудрого товарища. Как такого добиться? Об этом речь пойдёт дальше.
Когда у вожатого есть авторитет, у детей нет толчков к нарушению дисциплины. Действительно, зачем же вредить любимому вожатому? И дети будут слушаться не потому, что им что-то за это пообещали или чем-то пригрозили, а просто потому, что вожатый так сказал.
Когда у вас правильный авторитет, вам открыт путь к детским душам. Вы можете создавать атмосферу на отряде, можете зажигать и вдохновлять детей на творчество. А ведь для этого и нужны вожатые.
И ещё раз хочу повторить главное правило: не стремитесь завоевать любовь детей. Стремитесь завоевать уважение.
Роль вожатого на среднем возрасте
На среднем возрасте вожатый, скорее, как старший брат, на которого хочется быть похожим. Ребёнок может доверить вожатому свои проблемы, потому что он всегда поможет, подскажет.
Разница в возрасте между вожатым и ребёнком очевидна, и дистанцию эту необходимо сохранять. Но иногда нужно поговорить и по-дружески, на равных. Только этот разговор должен проходить «между нами», чтоб ребёнок ни в коем случае не чувствовал себя особенным, не бравировал доверием вожатого.


Имидж вожатого
Дети среднего возраста воспринимают вожатого как бы подсознательно. Они не анализируют ваши поступки, ваши личные качества, как это могут делать старшие дети. Но и слепого доверия не ждите — ведь это не малыши. Тут всё зависит от производимого вами впечатления. Тут очень важен имидж: внешний вид, стиль поведения, и, конечно, внутренний настрой.


Внешний вид
Вожатый всегда аккуратен, подтянут. Стильные аксессуары и всякие фишки приветствуются, но в разумных пределах.
Вожатый всегда бодр, он излучает энергию. Бесполезно, например, идти утром будить детей, зевая и шаркая тапками. Такое же состояние будет и у них. Поэтому, как бы ни был краток ваш сон, проснитесь, взбодритесь, и лишь после этого направляйтесь к детям, и пусть в вашем лице к ним входит само Бодрое Утро!

Речь
Речь вожатого правильная и чистая. Без жаргонных слов. Не думайте, что подростковый сленг сближает вас с детьми. Чаще это просто выглядит смешно. Без слов паразитов. Вы же не хотите, чтоб дети загибали пальцы, сколько раз вы скажете «как бы так» или «значит». А ещё и прозвище могут дать соответствующее.
Не кричите. Кричать бесполезно. Повышая громкость голоса, вы только поднимаете шумовой порог, и дети начинают шуметь ещё громче. Кончится тем, что вы просто сорвёте себе голос (впрочем, вы его всё равно наверняка сорвёте в первые дни, но усугублять не стоит). А вот если говорить тише, то дети будут вынуждены прислушиваться.
Не повторяйте дважды, дважды не повторяйте. Ох, как это бывает трудно. Лично у меня постоянно такая проблема: вместо «давай скорей» так и хочется сказать «давай-давай, скорей, скорей». Кажется, что так будет убедительней. Может быть, слегка. Но зато вес каждого слова будет гораздо меньше.
Если вы все свои распоряжения будете повторять по нескольку раз, дети быстро перестанут реагировать на первый и будут ждать N-го китайского предупреждения.
Вожатый не должен кудахтать, как курица, не должен разражаться туманными многословными тирадами. Используйте короткие веские фразы.

 

Огоньки

Огонек– вечернее отрядное мероприятие, проводимое на отрядном месте в теплой, уютной и располагающей к откровенным разговорам атмосфере.

Основные цели «Огонька»:
1. Подготовить детей ко сну.
2. Привить навыки коллективного анализа.
3. Помочь ребятам сформировать свое отношение, найти свою позицию, утвердится в своем мнении относительно важных понятий, жизненных вопросов и ситуаций (дружба, верность, любовь и др.).
4. Диагностика состояния и решение конфликтов.
5. Превратить отряд в сплоченную команду.
6. Воспитать в них культуру общения.

Законы огонька:
1. Место, где проводится вечерний огонек, должно помочь создать обстановку, которая не будет отвлекать и мешать, а наоборот позволить слушать и говорить.
2. Оптимальная его длительность - 40-45 минут.
3. Не начинать огонек пока весь отряд не в сборе.
4. Все (дети, вожатые) – располагаются на одном уровне вокруг свечи, которая находится в центре. Таким образом, каждый видит глаза друг друга и чувствует плечо друга. Нельзя переходить через центр круга и выходить из круга до конца огонька.
5. Используются тихие, лирические песни, а голоса звучат приглушенно.
6. Нельзя заставлять или запрещать говорить.
7. Никого не обсуждаем и не критикуем. Все сказанное на «огоньке» не должно «выноситься» за его пределы.
8. Все внимательно слушают друг друга, слушают до конца, не перебивают друг друга.
9. Откровенность – норма разговора.
10. После огонька все разговаривают вполголоса.
Кроме общих законов огонька у отряда могут быть свои собственные законы и традиции (выбор «Человека дня», традиции сюрпризов и др.). По структуре смены «огоньки» условно можно разделить на следующие группы:
Ø Огоньки организационного периода;
Ø Огоньки основного периода;
Ø Огоньки заключительного периода.
Здесь происходит учет особенностей и целей каждого периода смены, а также состояние отряда.

Типы огонька определяются задачами, стоящими перед коллективом:
1. Огонек знакомства
2. Анализ дня, дела;
3. Тематический огонек;
4. Конфликтный огонек;
5. Прощальный огонек.
огонек знакомства.

Первый огонек – огонек «расскажи мне о себе».
Задача: углубить знакомство ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение к каждому члену отряда.
Педагогическая задача огонька первых дней – научить ребят правилам поведения и выступления на огоньке, приучить их к мысли о том, что вечером им предстоит коллективный анализ прожитого дня.
Лучше всего огонек начать с хорошей песни. После, познакомив участников с правилами ведения «огонька», вожатый начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая о своих интересах, увлечениях, мечтах и пр. далее каждый ребенок рассказывает о себе. Очередность разговора соблюдается с помощью символа (значка, игрушки и т.п) по принципу свободного микрофона. Чтобы ребята не засиделись одной позу, можно придумать и ввести в середине огонька какую-то перестановку, не забывая о том, что она не должна нарушать общего настроя на вечерний огонек. Для того, чтобы разговор не казался монотонным, вожатый вставляет паузы – песни, стихи и рассказы ребят с прошлых смен, торжественное вручение «наказа» (он зачитывается). Завершает огонек вожатый, рисуя оптимистическую перспективу этой смены.
Первые дни ребят переполняют впечатления. У них есть потребность поделиться тем, что заполнилось, что понравилось.
В заключение огонька поется «прощальная» песня, например, «Разговоры еле слышны». Стоя в кругу, взявшись за руки, ребята пускают «волну дружбы» и все проговаривают вечернюю речевку:
«День отшумел и ночью объятый
Лагерь зовет ко сну.
Доброй вам ночи, наши ребята!
Доброй вам ночи, наши девчата!
Доброй вам ночи, вожатые наши!
Завтра нам снова в путь.
Всем, всем до свиданья,
Всем, всем спокойной ночи».

Огонек –анализ дня, дела.
Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.
Для начала вожатый напоминает отряду, что произошло за день. Затем ребята делятся впечатлениями по прошедшему дню, отвечая, например, на следующие вопросы:
• что сегодня в нашем отряде было хорошего? Чем понравился день?
• Что было не очень хорошо, плохо?
• Кому мы хотим выразить благодарность?
• Как оценивается каждое проведенное сегодня дело?
Схема анализа дела: высказывание отношения к делу; обсуждение целей и задач дела, качество организации; причины неудач; предложение как исправить ситуацию к лучшему; что надо учесть на будущее.
При проведении анализа вожатый должен управлять разговором через вопросы для анализа, но не занимать в разговоре активную позицию.
По содержанию:
1. Что нового полезного открыли для себя?
2. Какая интересная проблема, тема привлекла особое ваше внимание?
3. Над какими качествами своего характера (поведения) проведенное дело побудило вас задуматься?
4. Помогло ли это дело стать вам лучше?
5. Что нового вы узнали друг о друге?
6. Что дало это отряду?
7. Как выглядел ваш отряд на фоне других? И т.д.
По организации:
1. Как была организована подготовка к делу?
2. Какие организационные навыки приобрели при подготовке дела и его проведении?
3. Какого значение это дело для отряда, его членов, для окружающих? И т.д.
Заканчивается огонек подведением итогов. Обязательно подчеркиваются положительные моменты, чтобы поддержать позитивную атмосферу для будущей деятельности. Важно, что в основной период итоги лучше подводить лидеру отряда или ответственному за дело.

Тематический огонек.
Актуален для основного периода смены, поскольку у сложившегося коллектива возникают общие вопросы, интересы по конкретным темам, проблемам., которые волнуют всех.
Тематические огоньки готовятся заранее, подкрепляются литературными образами, четкими толкованиями тех или иных понятий авторитетными для данного возраста детей людьми. Темы огоньков необходимо подбирать под данный возраст и формировать вместе с детьми.
Вот примерные темы для тематических огоньков:
• Что такое дружба?
• Верность и предательство в жизни человека?
• Вредные привычки.
• Герои нашего времени и т.д.

Конфликтный огонек.
Конфликтные ситуации неизбежны даже для самого дружного коллектива. Они просто необходимы для выхода эмоций. Однако конфликтные ситуации необходимо решать своевременно. Одним из способов решения конфликта выступает «огонек».
На таком огоньке вскрываются наболевшие проблемы, когда дети высказывают свое отношение к существующей проблеме, свое мнение.. здесь необходимо особо правильно провести разговор, чтобы не усугубить ситуацию. Все доводы и высказывания должны быть взвешены, все аргументы продуманны, а высказывания должны быть аккуратны.
Если конфликт не между вожатыми и детьми, то ведущую роль приобретает позиция вожатого. Она должна быть независима, честная и справедливая.
Решая тот или иной конфликт необходимо видеть реальные мотивы, которые лежат в основе проблемы. Каждый конфликт индивидуален, поэтому единых методов решения нет. Главное не забывать о том, что проблему нельзя оставлять в стороне, а лучше найти и устранить причину, мотивировать ребят (партнеров) на взаимодействие.

Прощальный огонек.
Традиционная форма проведения последнего, прощального огонька – это «Расскажи мне обо мне».
Задача: подвести итог жизни отряда, определить какое влияние отряд на каждого члена коллектива, создание высокого эмоционального настроя. Этот огонек вносит большой вклад в формировании самопознания и самооценки. На нем должны быть сказаны самые ценные, добрые слова друг о друге. Для того, чтобы дети не плакали по поводу расставания, нужно разрежать обстановку шутками и милыми сюрпризами. Схема проведения такая же, но говорит не тот, кто держит символ круга, а члены детского коллектива говорят о нем.
Вожатому необходимо помнить, что для детей дорогим и запоминающимся будет подарок от него, поэтому к последнему огоньку ребятам нужно заготовить памятные сувениры.

Игры

Игра – пример универсальной деятельности детей, т.к. включает в себя многие качества разных видов деятельности: ум, чувство, воображение, волю; способствует развитию кругозора, внимательности, наблюдательности.
Необходимо помнить: участие в игре по желанию, без принуждения.

1 ЦЕЛИ ИГР:
• Развитие ребенка
• Самовыражение ребенка
• Способ выплеснуть энергию
• Живое общение детей и вожатого
• Развитие фантазии
• Способ организации
• Утверждение лидерства вожатого
• Выявление способных и замкнутых детей
• Способ смены деятельности

2. Правила проведения игр
1) Точно знать правила игры.
2) игры должны быть интересными
3) Уметь организовать игру.
4) безопасность: (не должно быть прутьев, осколков и др., соответствующая одежда, маленькие дети не должны носиться).
5) заняты должны быть ВСЕ (если ребенок отказывается- назначить ведущим)
6) Следует учитывать возраст и количество игроков.
7) Вожатый должен быть участником игры, а не сторонним наблюдателем. Когда игра надоест, он должен сменить игру, или усложнить ее, т. о. Должно быть чередование подвижных и интеллектуальных игр.

3. Когда может пригодиться игра?
1) Заселение в комнату в игровой форме (операция «Уют»).
2) Знакомство между детьми и с вожатыми (игры на знакомство).
3) Знакомство с лагерем («Автограф», «РВС», игровая экскурсия).
4) Огонек знакомств в игровой форме.
5) Утренний подъем.
6) Уборка корпуса и близлежащих территорий.
7) Зарядка.
8) Игры во время ВК (игры с залом).
9) Вместо или после КТД, как конкурс КТД.
10) В свободное время.
11) Возле столовой, в автобусе.

4. Классификация игр.
I по месту проведения:
§ на воде. Цель: отдых, обучение, физическое развитие ребенка, хорошее ср-во повышения настроения.
Меры безопасности: температура воды не ниже 18˚С, воздуха-25˚С, 3 дня нагрева, не должно быть ветра. Должны присутствовать: физрук, 2-е вожатых, медсестра. Ребенок купается не более 10-15 мин. Если синеют губы- срочно из воды. На берегу специальное ограждение, очищенное от мусора, есть спасательные средства. Купаются группы по 5-10 человек- остальные на берегу. Выход из воды по свистку.
Игры: «Воробьи-вороны», «салочки» (кидают мяч др в др. Нужно уворачиваться), «Ручеек», «Водное поло», «Я вижу мишку»…
§ в зале. Особенностью данных игр является то, что один или несколько человек на сцене проговаривают и проигрывают (инсценируют, заранее договорившись как ) на сцене, а зал дружно повторяет. Причем, это делается несколько раз, все больше заводя зал. Предназначены для “разогрева” зала перед дружинным или отрядным делом и занятия пауз во время проведения отрядно – дружинных дел («Ипподром», «В этом зале все друзья» и др.).
§ на дискотеке Цель: разнообразить деятельность, развеселить нетанцующих. Игры6 паровозик, бразильская палочка, ловить кругом жертву противоположного пола с целью поцеловать (игра подходит в день любви и на закрытие. Вожатые НЕ играют).
§ на воздухе Цель: живое общение, занятость ребенка, физическое развитие, сплочение коллектива. Подходят для всех.
Меры безопасности: отсутствие ям, острых режущих и колющих предметов.
Игры: «Хвост дракона», салки-обнималки. Больная кошка, цепи кованы, лапта, ниточка-иголочка, сантики-фантики-лимпопо.
• смешанного типа

II по возрастам:
• младший (7-9 лет) – подвижность, без упора на инвентарь, короткие и понятные правила, не долго, больше игр на воздухе
• средний (9-11 лет) – половые различия, замкнутость, разная скорость восприятия, делать упор на не заумные интеллектуальные игры.
• старший девиз «делай как все!» теневых лидеров делать официальными, не допускать группировок, тренинги, тесты.


III по времени проведения (на выявление лидера, на знакомство- начало сезона, ролевые- середина сезона). Особое место можно отнести ролевым играм, целью которых является развитие способности поставить себя на место другого, найти новые выходы из ситуации, открыть что-то новое в себе, поделиться идеями, отточить навыки принятия быстрых решений.

IV по целям: игры на знакомство, на объединение, на эмпатию, на коммуникабельность, игры-шутки (заподлянки).

 

 

Программы летнего отдыха

 

 

Летний отдых детей является важным оплотом нравственности, культуры, гражданского воспитания. Отношение к нему должно быть профессиональным, отсюда и требования к наличию программ и их качеству.
Программы могут быть:
1. Комплексные;
2. Профильные (например, программа смены для детей инвалидов).
При разработке надо помнить о следующем:
• Программа должна быть написана так, чтобы ее поняли те кто будет с ней работать, достаточно подробно и понятным языком. Нельзя забывать при этом о культуре научного написания;
• Программа должна быть целостной, охватывающей все стороны жизнедеятельности ребенка, все дни смены. При этом нельзя регламентировать каждую минуту ребенка, лишать детей действительно свободного времени;
• Программа смены должна оставлять широкое поле для ее творческого наполнения в течение смены любым из субъектов совместной деятельности. Это касается и форм, и содержания деятельности совместной жизни на всех уровнях;
• Программа должна демонстрировать свой «методический ресурс», под которым понимается информация о педагогах, традициях и особенностях лагеря, материально-техническом обеспечении, особенностях контингента детей и всего того, что обеспечит использование программы.
В структуре программы должна прослеживаться логическая цепочка: актуальность-новизна-целеполагание-содержание деятельности-формы деятельности-предполагаемые результаты, способы их диагностики.
Важный момент программы – постановка целей. Их проработка, уточнение, выстраивание в определенной логике называется целеполаганием (описание целей и задач смены). Часто цели дифференцируют как образовательные, воспитательные и развивающие. Задачи обозначают конкретные пути достижения целей. Например, цель- развитие коммуникативных навыков ребенка, тогда задачи – знакомство детей с видами и формами общения, создание благоприятной атмосферы, привить навыки общения через участие в…. и др.
В любой программе указываются предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. Как и задачи результаты должны быть конкретными и реальными. В общем главный результат развития любого лагеря – это развитие ребенка. Показатели этого развития (укрепление физических и психологических сил ребенка, приобретение им новых знаний, умений, новый положительный жизненный опыт) и должны стать результатом деятельности лагеря.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие требования к программе летнего отдыха детей:

1. Актуальность – свойство программы демонстрировать уровень погруженности и ориентации в поднимаемой программой тематике.

2. Целостность – требование логического объединения в программе всех действий: от выдвижения целей до описания предполагаемого результата деятельности лагеря.

3. Прогностичность – свойство программы работать на перспективу, отражать в целях и действиях не только то, что есть сегодня (популярно, востребуемо), но и прогнозируемые изменения, новые требования к деятельности лагеря.

4. Реалистичность – требование к программе быть выполнимой, оптимальной для творческого, материального потенциала конкретного лагеря.

5. Оригинальность – качество программы отражать специфику лагеря, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.

В структуре программы выделяют следующие части:
1. Информационная карта:
- Полное наименование программы;
- Автор программы;
- Учреждение заявившее о программе;
- Адрес учреждения;
- Возраст и категории участников;
- Педагогический состав.

2. пояснительная записка:
- цели и задачи программы;
- актуальность;
- используемая методика;
- идея;
- режим дня;
- ожидаемый результат.

3. Описание разделов (логика развития, механизм реализации, описание системы действий по воплощению в жизнь замысла).

4. Приложение (Сетка сезона).
В лагерях план работы изображают в виде план-сетки. Это такая таблица, где каждая колонка означает день смены и предполагаемые в этот день события. План-сетка должна быть рассчитана как на хорошую, так и на плохую погоду. Отсюда и название «мокрая» и «сухая» план-сетка

 

Вожатская этика

Этика - Совокупность норм поведения, мораль какой-л. общественной группы, организации и т.п [БАС]. Это закон, правило. Но как, и любое правило, его можно аргументировать, чем и займемся.

Внешний вид

Встречают по одежке, провожают по уму. Важно: первое впечатление, произведенное вами на детей и их родителей. Не менее важно – то, как вы будете выглядеть в течение всего сезона.

• Нейтральный стиль в одежде.
• Чистота
• Опрятность
• Цвет
• Запах

Одежда:

• Юбка (10 см от колена), некороткие шорты
• Нет линии живота
• Майки и топы. Дети не должны видеть вашего белья.
• Декольте как можно меньше.
• Мужчины – никакого голого тороса!!!
• Купальник – только в бассейн или на речку – стоит подобрать заранее.

Причина: излишнее внимание со стороны старших отрядов (мальчики интересуются, девочки ревнуют. Буйство детских гормонов вам ни к чему, тем более, это наказуемо по закону).

У каждого бойца ИО СПО есть бойцовка или какая-нибудь другая форма. И недаром. Бойцовка, во-первых, - способ занять детей на полчаса чем-нибудь, во-вторых – как отличить вожатого от пионеров?=) Но! Жарко летом => необходимо искать альтернативную форму одежды. Может быть хотя бы галстук (но при этом чистый и выглаженный!). Или другой отличительный знак (Фениксъ - футболка). Бейджики!! Так или иначе, первый и последний день при любой погоде – полное обмундирование. Причем бойцовка с шортами не смотрится.

Еще раз:

Не забывайте следить за собой – не забивайте на себя!
Зубы чистим! Лицо умываем! Голову моем! Не теряем расчески! Душ принимаем! Молодые люди бреемся! Носки стираем и т.д. и т.п.

Косметика: во-первых, времени как правило нет. Если время у вас есть – не перебарщивайте. Некрасиво, вызывающе – потечет=)))))

Не появляйтесь перед детьми в неопрятном виде.
Даже если вы устали и очень хотите спать, всё равно надо следить за своим внешним видом. Не стоит появляться перед детьми неумытым, растрёпанным, в натянутой задом наперёд футболке с огромным жирным пятном и т.д. Не думаю, что стоит объяснять, почему это не хорошо, ведь на такое "чудо природы" смотреть не особо приятно, а вряд ли вам понравится, если ваши дети будут обходить вас стороной, причём посмеиваясь.

 

Отношения: Вожатый-ребенок

Существует несколько правил в общении с детьми. Во-первых, никогда не забывайте, о том, что каждый ребенок – личность. И относится к нему нужно именно как к личности, с небольшой поправкой на то, что он еще не до конца сформировавшаяся личность, и от вас зависит, в какую сторону будет двигаться ее формирование. Неправда, когда говорят, что за 18 – 21 день вы никак не сможете повлиять на ребенка. Нет! Очень даже можете. Как в плохую, так и в хорошую сторону. Итак,

Повышая голос, понижаешь интеллект

Раздраженный тон собеседника вообще, а особенно вожатого, воспринимается на бессознательном уровне как оскорбление, и в ответ провоцирует стенку, невосприимчивость к словам вожатого. Кроме того, у маленьких детей возникает чувство страха. Вы ничего не добьетесь от детей, если они будут вас бояться! Они должны вас уважать. А сложно уважать человека, который постоянно кричит. + привыкание, + потеряете голос – что будете делать?!

Какова интонация просьбы, такова интонация ответа

Если не хотите нарваться на грубость, сами не будьте грубыми.
Проследите за своей речью, исключите такие выражения (выражения «училок») как:
- Кому неинтересно - может выйти (а если встанут и реально выйдут?).
- Откроешь рот - пойдешь прямо к начальнику лагеря. (если вы будете по каждому левому поводу водить провинившихся к начальнику лагеря?)
- Ну что же вы не понимаете таких простых вещей! (Ну что ж ты не можешь объяснить таких простых вещей!)
-Немедленно замолчите! (непедагогично любить тишину. Есть другие способы привлечь к себе внимание)
-Смотрите, как бы вам не стало хуже! (Угроза!!!??? Показатель вашей беспомощности)

Если вы хотите чтобы фраза возымела какое-то действие на ребенка – она должна быть со смыслом. Не просто риторическое восклицание, которое они слышат от посторонних тетенек и дяденек на улице и в автобусе. Это не должны быть угрозы и претензии. Во-первых, эти дети приехали сюда отдыхать и лично вам они ничего не должны. Во-вторых, затертые, штампованные фразы, типа «Ведите себя как подобает, на вас смотрят окружающие!» всегда пропускаются мимо ушей. Не только детьми, но и взрослыми.

Не сердись долго на ребенка – это непрофессионально!

Ситуации с обидами лагере. Один раз за сезон как воспитательная мера – хорошо. Но когда это входит в привычку – гнать такого вожатого в три шеи! Во-первых, дети остаются без присмотра, во-вторых, слова от педагога типа: Ох какие дурные дети, ох какие неуправляемые, никаких нервов не хватает – все это показатель непрофессионализма, неоптыности, негибкости вожатого. Ваша задача в лагере – именно это исправить! Вы не господь бог, все люди разные, нельзя всех подгонять под одну гребенку.

Научись все видеть, но кое-что не замечать. Научись все слушать, но кое-чего не слышать

Вы как вожатый должны знать о своих детях абсолютно все! Кто с кем дружит, кто кого недолюбливает, кто в кого влюблен. Вы должны всегда знать, где и чем заняты ваши дети. Но, и это в большей степени касается старших ребят, у них должно быть свободное время! Для личного общения, о котором вы будете знать, но вмешиваться в него без приглашения не имеете права. Исключение – оргпериод и последние дни сезона. Если дети готовят вам сюрприз, а вы об этом узнали, не лишайте их сказки, не показывайте свою осведомленность. Если дети хотят наказать хулигана из своего отряда, который рушит дисциплину, не мешайте им в этом – может быть, это будет даже действенней, чем все воспитательные беседы со взрослыми. Но знайте где и как это будет происходить, чтобы дети не перегнули палку. И главный принцип: С ребятами рядом, на шаг впереди!

Хороший вожатый – добрый вожатый.

Дети никогда не полюбят недоброго вожатого. Любой ваш разговор, любая ваша просьба должны быть с добротой. Но при этом справедливость! Если ребенок провинился, никогда не наказывайте его публично – это оскорбление личности. Только в личном порядке через разговор. При многократном хулиганстве – тактично вывести на товарищеский суд. Но не унижая ребенка. То же самое со стеснительными и замкнутыми детьми. Вообще ваша задача – раскрыть каждого! Ребенок, приезжая в лагерь, попадает в новый коллектив, где его никто не знает, где будучи забитым и слабым в школе, он сможет стать звездой в отряде. И надеется на это! Помогите ему. Как раз возможность за 18 дней изменить жизнь.

Уверенность в себе

«Ляпай, но ляпай уверенно». Никогда не противоречьте себе. Если вы одним детям сказали одно, другим говорите то же самое. Если вы сегодня то-то обещали, завтра это исполните обязательно, или не обещайте вообще. Дети верят вам. Не теряйте их доверия. Так же чтобы избежать проблем в дальнейшем, пропишите заренее в городе и предъявите детям на первой линейке единые педагогические требования. Далее в оргпериод может понадобиться что-то повторить.

Если сомневаешься, хвалить или нет – хвали. Если сомневаешься, наказывать или нет, не наказывай.

Так называемый принцип педагогического оптимизма. Не увлекайтесь наказаниями, иначе они перестанут быть действенными. Наказывайте за проступок, за дело, а не за личностные качества. Избегайте появления любимчиков и нелюбимчиков. Ко всем одинаково! Найдите в каждом ребенке что-то хорошее!
Хвалить нужно за достижения. Причем определяя степень этого достижения, нужно сравнивать ребенка с самим собой до, а не с другими детьми.

Не провоцируйте «Синдром пионерки».

Синдромом "пионерки" мы называем, по одноимённой песне, девочек (чаще это старший возраст), влюблённых в своего вожатого. Ну и, соответственно, мальчиков, влюбленных в вожатую. Скорее всего, вы от этого никуда не денетесь, и они будут. Ваша задача – не провоцировать их, не подавать им надежду. Они должны сразу понять, что им ничего не светит (а им ничего не светит, ибо упаси вас бог завести в лагере роман с ребёнком). Соответственно не стоит танцевать на дискотеках с потенциальными пионерками, уделять им особое внимание. Я не встречала ещё ни одной пионерки, решившейся на прямое объяснение с любимым вожатым, если же вам такая попадётся, то попытайтесь ей мягко, но чётко объяснить, что она для вас ребёнок из отряда, никак иначе вы её не воспринимаете и воспринимать никогда не будете. Главное, сделать это так, чтобы она не решила, что жизнь кончена. И не стала бы вам это доказывать.

Не курите при детях.

Вы можете не скрывать от детей тот факт, что вы курите. В конце концов все мы люди, и все не лишены недостатков, к тому же вы на порядок старше их. Однако правила едины для всех: если вы будете курить на скамеечке перед корпусом, то вы не сможете вразумительно объяснить детям, почему они не могут поступать также. Курить вместе с курящими детьми тоже не стоит. Закрывая глаза на их курение на некоторых условиях, вы идёте им на встречу, покрываете их перед начальством. Куря с ними, вы ставите себя в один ряд, теперь вы тоже делаете что-то тайком, пока никто не видит. А это, согласитесь, не лучший пример. Если вам невтерпёж покурить, вы всегда можете, договорившись с напарником, выйти за территорию лагеря, ведь на вас в отличие от детей, закон территории не распространяется.

Не употребляйте в лагере спиртные напитки.

Сухой закон един для всех. Для чего человек едет в лагерь вожатым? Работать с детьми, а значит надо быть в состоянии работать. Напившись, вы вряд ли будете в состоянии плодотворно работать. Даже на трезвую голову вставать по утрам в лагере, мягко говоря, не хочется. Я уж не говорю о подаваемом примере, если вас в таком состоянии увидят дети.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...