Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и сущность технологии социально-культурной деятельности

Сущность социально-культурных технологий

В настоящее время в России происходит процесс становления новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному самоопределению человека, увеличению роли науки в создании педагогических технологий.

Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования.

Уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включает научную разработку и практическое обоснование новых идей и технологий, внедрение компьютерных средств обучения с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы.

Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.

По нашему мнению, технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

 

Культуроохранные технологии.

Главной установкой культуроохранных технологий является сохранение культурно-исторической среды с помощью современных охранно-реставрационных мероприятий. Суть этой установки заключается в том, чтобы сберечь, по возможности, зримые приметы и знаковые ценности каждого отдельно взятого – возрастного, социального, профессионального, этнического культурного – сообщества, превратить их в активно функционирующие элементы современных образовательных, художественно-творческих, развлекательных процессов.

В этих целях привлекаются технологии создания территориальных краеведческих энциклопедий и справочников; технологии организации краеведческой работы; технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных и историко-промышленных объектов; технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности; народных промыслов, ремесел, обрядов.

Культурный туризм в ресурсной системе туристской деятельности

Художественно-развивающие технологии

Самодеятельное искусство, долгие годы функционировавшее преимущественно в зрелищно-сценических формах, возвращается -в народ Повышается интерес к традициям бытового музицирова- ; ния, оживляется семейная самодеятельность. Обогащается массовое любительство при проведении праздников и обрядов. Самодеятельное искусство становится основой возрождающихся на­родных гуляний, посиделок, вечеров отдыха и других традицион­ных форм массового досуга.

Растет чисто студий, мастерских, творческих лабораторий, ху­дожественно-творческих товариществ. Дифференциация художе­ственных потребностей и интересов населения обусловливает по­явление многочисленных клубных школ, курсов, любительских объединений, центров эстетического воспитания.

Существенно меняются формы руководства самодеятельным творчеством.

В системе самодеятельного художественного творчества реа­лизуется отход от прямого дублирования структур профессио­нального искусства.

Основным принципом разви­тия самодеятельности становится принцип художественного плю­рализма.

Культуроохранные технологии

Актуализация культуроохранного технологического комплек­са обусловлена критическим состоянием множества памятников, исторических объектов и мест бытования народных промыслов и ремесел. Главной установкой культуроохранных технологий является сохранение культурно-исторической среды с помощью современ­ных охранно-реставрационных мероприятий.

Типология культурно-исторических и культуроохранных тех­нологий достаточно широка, она включает, прежде всего, техно­логии учета и изучения памятников истории и культуры, ландшафтных зон и историко-культурных заповедников.

Не случайно лучшим способом сохранения памятникового объекта считается использование его по назначению.

Рекреативные функции досуга

Культурно-досуговая деятель­ность в здравницах и туристических учреждениях строится в соот­ветствии с их главным назначением - восстановлением сил и здо­ровья людей. Именно поэтому рекреативная терапевтическая функция досуга и досуговой деятельности имеет здесь преобла­дающее значение.

По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя' концертно-зредищное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализован­ные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и от­ветов, устных журналов, тематических вечеров, дискотек, игро­вых конкурсов и т. д.

Среди досуговых форм наибольшим информационно-разви­вающим содержанием обладают экскурсии.

Это, во-первых, большое разнообразие тематики и содержа­ния экскурсии по исторической тематике, природоведческие (ландшафтные, ботанические, геологические, гидрогеологические и др.), литературные и искусствоведческие, по архитектурно-гра­достроительной тематике, обзорные (многоплановые) деловые, коммерческие, которые знакомят представителей деловых кругов с деятельностью промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий.

Важной частью культурно-массовой работы является и биб­лиотечное обслуживание При комплектовании книжных фондов большое внимание уделяется подбору изданий краеведческого профиля - справочников, путеводителей, книг о природе, истори­ческом прошлом, экономике, культуре края, а также художествен­ной литературы.

При­влечение к этой работе специалистов позволяет взять на вооруже­ние методы биоэнергетического оздоровления, восточных оздоро­вительных систем, космобиоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и т. д.

В обиход входят специально оборудованные комнаты психо­логической разгрузки, включающие в содержание своих сеансов аутогенные тренировки, интерперсональные тренинги, суггестию, отдых-гипноз, оздоровительные психокоррекции Реализуются специфические возможности музыкально-медиативных и теат­рально-оздоровительных программ, разговорной психотерапии библиотерапии, психогимнастики

Образование как целостная социально-культурная Технология

Сегодня мы являемся свидетелями характерной тенденции развития современного образования.

Именно поэтому характерной чертой для многих, в том числе школь­ных, образовательных программ, принятых в последние годы, стал их необычайно широкий социально-культурный контекст. Любая социально-культурная технология, как самостоятельная учебная дисциплина и как совокупность профессиональных умений и навыков, базиру­ется на интегральных; выполняющих роль несущих конструкций, педагогических элементах.

Сущность образовательной технологии: понятия и составные части

Благодаря социально-культурной парадигме существенно расширились границы самого понятия образовательной техноло­гии на любом из уровней общепедагогическом (общедидактиче­ском), частнопредметном (дисциплинарном) и локальном (техно­логически микроструктурном).

Источниками и состав­ными частями образовательных технологий, как технологий соци­ально-культурных, служат синтез достижений различных наук и практического отечественного и зарубежного опыта, сочетание традиционных элементов народной педагогики и культуры, педа­гогических и социально-культурных инноваций, опыта авторских школ, единство философских, социальных, психологических, культурологических факторов образовательного процесса

Источниками и составными частями социально-культурных, образовательных технологий служат преобразования в соци­ально-экономической и духовной жизни общества, формирую­щееся на этой основе новое педагогическое мышление, данные педагогической, культурологической, психологической и других общественных наук. накопленный педагогический и социально-культурный опыт.

Типология образовательных технологий

В то же время все образовательные технологии различаются по целям, содержанию, средствам и методам, применяемым в со­циально-культурной деятельности

Типология образовательных технологий по характеру со­держания и структуры. Обучающие и воспитывающие, светские и религиозные технологии Технологии дошкольные, школьные (общеобразовательные), профессионально ориентированные Тех­нологии дополнительного образования Гуманитарные и технокра­тические образовательные технологии

Типология по используемым способам, методам, средст­вам Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, креатив­ные (творческие) технологии Технологии программированного и проблемного обучения Технологии развивающего и саморазви­вающего обучения Диалогические, коммуникативные, игровые технологии Проблемно-поисковые и информационные (компью­терные) технологии

Типология по функционально-организационному при­знаку. Массовые, групповые и индивидуальные технологии Тех­нологии коллективного и дифференцированного обучения Класс­но-урочные, академические и клубные технологии Технологии продвинутого уровня (лицейского, гимназического, специального образования) Технологии компенсирующего, коррекционного обучения Технологии сотрудничества и авторитарные технологии Аль­тернативные технологии Образовательные технологии работы с трудными и одаренными детьми в практике социокультурных учре­ждений

Структура авторской образовательной программы

  • Название программы
  • Для каких групп обучающихся она предназначена
  • Автор программы фамилия, имя, отчество, занимаемая педа­ гогическая должность
  • Вводная часть (введение) Цели и задачи программы Основ­ ные принципы программы Особенности программы Осо­ бенности методики обучения и способов реализации постав­ ленных задач Концепция разработки и преподавания курса. Психологическое обоснование реализации программы

Основная часть программы. Распределение материала по четвертям и годам обучения Краткая характеристика по-урочного тематического плана. Особенности индивидуаль­ной и коллективной деятельности учащихся на уроках Ме­тодические принципы (методы) реализации программы' Вы­воды и рекомендации для коррекции программы в процессе проведения занятий Заключительная часть программы

Понятие и сущность технологии социально-культурной деятельности

Сначала дадим определение понятию технология. Технология — это средства, формы и методы СКД,

которые используются в данной сфере и с помощью которых достигается планируемый результат. Технология — это четкая последовательность действий, приводящая к планируемому результату. Технология СКД - это научно обоснованная система знаний об условиях, формах, методах и приемах создания условий для создания культурных ценностей, для развития способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности и коммуникации культурных ценностей. Технология СКД - это целостный процесс, связанный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм, следовательно, технология СКД с одной стороны обусловлено потенциалом действий людей, с другой - условиями и процессами культурных ценностей. Социально-культурная технология - это средство обмена человеческими способностями и потребностями культуры. Технология - это деятельность, но опредмеченная и трансформированная специфическими средствами в определенную форму.

Технологии и связанные с ними методические разработки, используемые профессионалами и любителями в сфере культуры, искусства, образования, быта, досуга, составляют основную часть отобранного, прошедшего проверку практикой и теоретически осмысленного опыта СКД.

Становление СКД как новой научной дисциплины невозможно без глубокой разработки технологии и техники организации социально-культурных процессов. Как известно, Ушинский К.Д., Каптерев П.Ф., Водовозов В.И., Шацкий СТ., Лесгафт П.Ф., Макаренко А.С, Сухомлинский В.А. и ряд других выдающихся педагогов извлекали из практики воспитательной деятельности наиболее существенные технологические закономерности.

Основная проблема технологии как прикладного направления СКД заключена отнюдь не в содержании.

На фоне множества описаний и трактовок определения «технология» наиболее продуктивным к его характеристике как к целостному явлению служит системный подход (по Афанасьеву В.Г.), позволяющий воспользоваться совокупностью принципиальных черт и системообразующих признаков. Системный подход дает возможность вычленить наиболее характерные черты в структуре технологии СКД. К таким чертам относятся: целевая ориентация каждой из технологий, ее функциональные свойства, составные компоненты, структура, интегративные (собирающие) качества, коммуникативные характеристики, конечные результаты.

В качестве оснований для классификации социально-культурных технологий выдвигаются 3 их наиболее общих, характерных признака:

1. Историко-содержательный признак - это оздоровительные технологии (медико-
биологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-
оздоровительные), культуроориентированные (технологии изучения, сохранения,
восстановления, освоение и использование культурных ценностей в современной среде),
культуротвотческие (технологии создания и развития культурных ценностей, технологии
развития детей, подростков и взрослых), экологические (технологии изучения, освоения и
охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга), технологии
предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере (коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социально-защитные).

2. Функциональный или процессуальный признак - это информационно-образовательные,
обучающие, просветительные, коммуникативные, творчески развивающие, формирующие
технологии.

3. Социально-демографический, «субкультурный» признак - это индивидуально-
ориентированные технологии в социально-культурной среде. Специализированные или
групповые (семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные),
массовые, общедоступные технологии СКД.

Таким образом, технология СКД в учреждениях культуры выступает внутренним регулятором развития духовного и физического развития личности. Объектом же технологии СКД являются люди, посещающие учреждения культуры.

В настоящее время в обществе произошли изменения: большой поток информации, ее вариативность, социальные изменения требуют развития новых технологий СКД, освоение новых информационных, образовательных, экономических пространств развития. Эффективность современных технологий должна заключатся в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение.

Понятие технологии социально-культурной деятель­ности, его структура.

Широкий спектр современных технологий как следст­вие смены социокультурной парадигмы, обновления содер­жания, подходов, менталитета социально-культурной дея­тельности. Многообразие социально-культурных техноло­гий. Его обусловленность необходимостью освоения совре­менного информационного, культурного, образовательного, профессионального пространства. Различные подходы к оценке сущности и системообразующих признаков социаль­но-культурных технологий.

Классификация социально-культурных технологий и ее логические основания.

Историко-содержательный признак. Оздоровительные технологии: медико-биологические, валеологические, ку­рортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные. Культуроориентированные технологии, технологии изучения, сохранения, восстановления (рестав­рации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде. Культуротворческие технологии: техно­логии создания и развития культурных ценностей, техноло­гии творческого развития детей, подростков и взрослых. Экологические (природоориентированные) технологии: тех­нологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга. Технологии пред­принимательства и экономического обеспечения в со­циально-культурной сфере: коммерческие и некоммерче­ские, маркетинговые и рекламные, благотворительные и со­циально-защитные.

Функциональный или процессуальный признак. Обра­зовательные, обучающие, просветительные технологии. Ин­формационно-рекламные и коммуникативные технологии. Творчески развивающие, формирующие технологии. Рекреа­тивные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии. Компенсирующие технологии: реабилитацион­ные, коррекционные, адаптационные. Технологии социаль­ного прогнозирования, проектирования, творческого моде­лирования.

Социально-демографический, «субкультурный» при­знак. Индивидуально ориентированные технологии (автор­ские, частные и др.) в социально-культурной среде. Специа­лизированные или групповые технологии: семейные, возрас­тные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические технологии малых групп и общностей. Массовые, общедоступные технологии социаль­но-культурной деятельности. Технологии общественных связей в социокультурной среде. Признак уровня инновати-ки и механизма осуществления нововведения в социокуль­турной сфере. Традиционные и нетрадиционные (альтерна­тивные, инновационные) технологии. Нововведения единич­ные, осуществленные на одном объекте, и диффузные, рас­пространенные по многим объектам. Завершенные и неза­вершенные нововведения. Успешные и неуспешные ново­введения.

Многообразие и классификация средств, форм и ме­тодов и их комплексное использование — характерная черта социально-культурных технологий. Понятие технологиче­ского модуля. Общие и частные методы социально-культурной технологии. Методы включения в социально-культурные процессы. Методы стимулирования социально-культурной активности людей.

Формы социально-культурной деятельности. Совре­менные тенденции в их развитии и обогащении. Воспита­тельные преимущества комплексных социально-культурных программ для различных демографических групп населения.

Типичные недостатки использования технологическо­го арсенала в социально-культурной сфере.

2. Структура Технологии СКД

Классификация технологий

Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д.

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:

• крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона;

макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.;

микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.

В настоящее время появилось большое разнообразие исследований, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В.П. Беспалько, П.Р. Атутова, М.В. Кларина, В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова, Г.К. Селевко, В. В. Юдина и ряд других.

Рассматривая современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию:

1) по уровню применения;

2) по философской основе;

3) по ведущему фактору психического развития;

4) по ориентации на личностные структуры;

5) по характеру содержания и структуры;

6) по типу организации и управления познавательной деятельностью Безусловно, может быть и другой подход к выделению основных педагогических технологий. Возможна классификация технологий по основным видам деятельности людей, сферам общественной жизни и многие другие, но, как справедливо отмечает А.Д. Жарков, главное, чтобы «педагогическая технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекала к ней внимание педагогов во всем мире».

Если говорить о «педагогической технологии», то она может существовать в трех уровнях:

1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержание и методы обучения, проектируются педагогические процессы;

2) процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для ! получения заранее планируемых результатов обучения; '

3) процессуально-действенном - в основу которого положено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения.

Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в . сфере культуры и досуга.

Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена 'большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):

1) общие технологииориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);

2) функциональные (отраслевые) технологиив своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.

Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить:

концептуапьность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;

системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;

управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;

эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

• и еще важный элемент технологии - это воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами.

Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику,

 

Основные направления и содержание социально-культурной деятельности

• противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;

• обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;

• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении контингентом, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;

• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства организации досуговой деятельности, освоить в этом качестве возможности экранных искусств и основных каналов их проката.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...