Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и сущность технологии социально-культурной деятельностиСущность социально-культурных технологий В настоящее время в России происходит процесс становления новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному самоопределению человека, увеличению роли науки в создании педагогических технологий. Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования. Уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включает научную разработку и практическое обоснование новых идей и технологий, внедрение компьютерных средств обучения с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы. Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования. В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности. По нашему мнению, технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.
Культуроохранные технологии. Главной установкой культуроохранных технологий является сохранение культурно-исторической среды с помощью современных охранно-реставрационных мероприятий. Суть этой установки заключается в том, чтобы сберечь, по возможности, зримые приметы и знаковые ценности каждого отдельно взятого – возрастного, социального, профессионального, этнического культурного – сообщества, превратить их в активно функционирующие элементы современных образовательных, художественно-творческих, развлекательных процессов. В этих целях привлекаются технологии создания территориальных краеведческих энциклопедий и справочников; технологии организации краеведческой работы; технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных и историко-промышленных объектов; технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности; народных промыслов, ремесел, обрядов. Культурный туризм в ресурсной системе туристской деятельности Художественно-развивающие технологии Самодеятельное искусство, долгие годы функционировавшее преимущественно в зрелищно-сценических формах, возвращается -в народ Повышается интерес к традициям бытового музицирова- ; ния, оживляется семейная самодеятельность. Обогащается массовое любительство при проведении праздников и обрядов. Самодеятельное искусство становится основой возрождающихся народных гуляний, посиделок, вечеров отдыха и других традиционных форм массового досуга. Растет чисто студий, мастерских, творческих лабораторий, художественно-творческих товариществ. Дифференциация художественных потребностей и интересов населения обусловливает появление многочисленных клубных школ, курсов, любительских объединений, центров эстетического воспитания. Существенно меняются формы руководства самодеятельным творчеством. В системе самодеятельного художественного творчества реализуется отход от прямого дублирования структур профессионального искусства. Основным принципом развития самодеятельности становится принцип художественного плюрализма. Культуроохранные технологии Актуализация культуроохранного технологического комплекса обусловлена критическим состоянием множества памятников, исторических объектов и мест бытования народных промыслов и ремесел. Главной установкой культуроохранных технологий является сохранение культурно-исторической среды с помощью современных охранно-реставрационных мероприятий. Типология культурно-исторических и культуроохранных технологий достаточно широка, она включает, прежде всего, технологии учета и изучения памятников истории и культуры, ландшафтных зон и историко-культурных заповедников. Не случайно лучшим способом сохранения памятникового объекта считается использование его по назначению. Рекреативные функции досуга Культурно-досуговая деятельность в здравницах и туристических учреждениях строится в соответствии с их главным назначением - восстановлением сил и здоровья людей. Именно поэтому рекреативная терапевтическая функция досуга и досуговой деятельности имеет здесь преобладающее значение. По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя' концертно-зредищное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т. д. Среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладают экскурсии. Это, во-первых, большое разнообразие тематики и содержания экскурсии по исторической тематике, природоведческие (ландшафтные, ботанические, геологические, гидрогеологические и др.), литературные и искусствоведческие, по архитектурно-градостроительной тематике, обзорные (многоплановые) деловые, коммерческие, которые знакомят представителей деловых кругов с деятельностью промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий. Важной частью культурно-массовой работы является и библиотечное обслуживание При комплектовании книжных фондов большое внимание уделяется подбору изданий краеведческого профиля - справочников, путеводителей, книг о природе, историческом прошлом, экономике, культуре края, а также художественной литературы. Привлечение к этой работе специалистов позволяет взять на вооружение методы биоэнергетического оздоровления, восточных оздоровительных систем, космобиоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и т. д. В обиход входят специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, включающие в содержание своих сеансов аутогенные тренировки, интерперсональные тренинги, суггестию, отдых-гипноз, оздоровительные психокоррекции Реализуются специфические возможности музыкально-медиативных и театрально-оздоровительных программ, разговорной психотерапии библиотерапии, психогимнастики Образование как целостная социально-культурная Технология Сегодня мы являемся свидетелями характерной тенденции развития современного образования. Именно поэтому характерной чертой для многих, в том числе школьных, образовательных программ, принятых в последние годы, стал их необычайно широкий социально-культурный контекст. Любая социально-культурная технология, как самостоятельная учебная дисциплина и как совокупность профессиональных умений и навыков, базируется на интегральных; выполняющих роль несущих конструкций, педагогических элементах. Сущность образовательной технологии: понятия и составные части Благодаря социально-культурной парадигме существенно расширились границы самого понятия образовательной технологии на любом из уровней общепедагогическом (общедидактическом), частнопредметном (дисциплинарном) и локальном (технологически микроструктурном). Источниками и составными частями образовательных технологий, как технологий социально-культурных, служат синтез достижений различных наук и практического отечественного и зарубежного опыта, сочетание традиционных элементов народной педагогики и культуры, педагогических и социально-культурных инноваций, опыта авторских школ, единство философских, социальных, психологических, культурологических факторов образовательного процесса Источниками и составными частями социально-культурных, образовательных технологий служат преобразования в социально-экономической и духовной жизни общества, формирующееся на этой основе новое педагогическое мышление, данные педагогической, культурологической, психологической и других общественных наук. накопленный педагогический и социально-культурный опыт. Типология образовательных технологий В то же время все образовательные технологии различаются по целям, содержанию, средствам и методам, применяемым в социально-культурной деятельности Типология образовательных технологий по характеру содержания и структуры. Обучающие и воспитывающие, светские и религиозные технологии Технологии дошкольные, школьные (общеобразовательные), профессионально ориентированные Технологии дополнительного образования Гуманитарные и технократические образовательные технологии Типология по используемым способам, методам, средствам Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, креативные (творческие) технологии Технологии программированного и проблемного обучения Технологии развивающего и саморазвивающего обучения Диалогические, коммуникативные, игровые технологии Проблемно-поисковые и информационные (компьютерные) технологии Типология по функционально-организационному признаку. Массовые, групповые и индивидуальные технологии Технологии коллективного и дифференцированного обучения Классно-урочные, академические и клубные технологии Технологии продвинутого уровня (лицейского, гимназического, специального образования) Технологии компенсирующего, коррекционного обучения Технологии сотрудничества и авторитарные технологии Альтернативные технологии Образовательные технологии работы с трудными и одаренными детьми в практике социокультурных учреждений Структура авторской образовательной программы
Основная часть программы. Распределение материала по четвертям и годам обучения Краткая характеристика по-урочного тематического плана. Особенности индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на уроках Методические принципы (методы) реализации программы' Выводы и рекомендации для коррекции программы в процессе проведения занятий Заключительная часть программы Понятие и сущность технологии социально-культурной деятельности Сначала дадим определение понятию технология. Технология — это средства, формы и методы СКД, которые используются в данной сфере и с помощью которых достигается планируемый результат. Технология — это четкая последовательность действий, приводящая к планируемому результату. Технология СКД - это научно обоснованная система знаний об условиях, формах, методах и приемах создания условий для создания культурных ценностей, для развития способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности и коммуникации культурных ценностей. Технология СКД - это целостный процесс, связанный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм, следовательно, технология СКД с одной стороны обусловлено потенциалом действий людей, с другой - условиями и процессами культурных ценностей. Социально-культурная технология - это средство обмена человеческими способностями и потребностями культуры. Технология - это деятельность, но опредмеченная и трансформированная специфическими средствами в определенную форму. Технологии и связанные с ними методические разработки, используемые профессионалами и любителями в сфере культуры, искусства, образования, быта, досуга, составляют основную часть отобранного, прошедшего проверку практикой и теоретически осмысленного опыта СКД. Становление СКД как новой научной дисциплины невозможно без глубокой разработки технологии и техники организации социально-культурных процессов. Как известно, Ушинский К.Д., Каптерев П.Ф., Водовозов В.И., Шацкий СТ., Лесгафт П.Ф., Макаренко А.С, Сухомлинский В.А. и ряд других выдающихся педагогов извлекали из практики воспитательной деятельности наиболее существенные технологические закономерности. Основная проблема технологии как прикладного направления СКД заключена отнюдь не в содержании. На фоне множества описаний и трактовок определения «технология» наиболее продуктивным к его характеристике как к целостному явлению служит системный подход (по Афанасьеву В.Г.), позволяющий воспользоваться совокупностью принципиальных черт и системообразующих признаков. Системный подход дает возможность вычленить наиболее характерные черты в структуре технологии СКД. К таким чертам относятся: целевая ориентация каждой из технологий, ее функциональные свойства, составные компоненты, структура, интегративные (собирающие) качества, коммуникативные характеристики, конечные результаты. В качестве оснований для классификации социально-культурных технологий выдвигаются 3 их наиболее общих, характерных признака: 1. Историко-содержательный признак - это оздоровительные технологии (медико- 2. Функциональный или процессуальный признак - это информационно-образовательные, 3. Социально-демографический, «субкультурный» признак - это индивидуально- Таким образом, технология СКД в учреждениях культуры выступает внутренним регулятором развития духовного и физического развития личности. Объектом же технологии СКД являются люди, посещающие учреждения культуры. В настоящее время в обществе произошли изменения: большой поток информации, ее вариативность, социальные изменения требуют развития новых технологий СКД, освоение новых информационных, образовательных, экономических пространств развития. Эффективность современных технологий должна заключатся в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение. Понятие технологии социально-культурной деятельности, его структура. Широкий спектр современных технологий как следствие смены социокультурной парадигмы, обновления содержания, подходов, менталитета социально-культурной деятельности. Многообразие социально-культурных технологий. Его обусловленность необходимостью освоения современного информационного, культурного, образовательного, профессионального пространства. Различные подходы к оценке сущности и системообразующих признаков социально-культурных технологий. Классификация социально-культурных технологий и ее логические основания. Историко-содержательный признак. Оздоровительные технологии: медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные. Культуроориентированные технологии, технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде. Культуротворческие технологии: технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых. Экологические (природоориентированные) технологии: технологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга. Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере: коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социально-защитные. Функциональный или процессуальный признак. Образовательные, обучающие, просветительные технологии. Информационно-рекламные и коммуникативные технологии. Творчески развивающие, формирующие технологии. Рекреативные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии. Компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные. Технологии социального прогнозирования, проектирования, творческого моделирования. Социально-демографический, «субкультурный» признак. Индивидуально ориентированные технологии (авторские, частные и др.) в социально-культурной среде. Специализированные или групповые технологии: семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические технологии малых групп и общностей. Массовые, общедоступные технологии социально-культурной деятельности. Технологии общественных связей в социокультурной среде. Признак уровня инновати-ки и механизма осуществления нововведения в социокультурной сфере. Традиционные и нетрадиционные (альтернативные, инновационные) технологии. Нововведения единичные, осуществленные на одном объекте, и диффузные, распространенные по многим объектам. Завершенные и незавершенные нововведения. Успешные и неуспешные нововведения. Многообразие и классификация средств, форм и методов и их комплексное использование — характерная черта социально-культурных технологий. Понятие технологического модуля. Общие и частные методы социально-культурной технологии. Методы включения в социально-культурные процессы. Методы стимулирования социально-культурной активности людей. Формы социально-культурной деятельности. Современные тенденции в их развитии и обогащении. Воспитательные преимущества комплексных социально-культурных программ для различных демографических групп населения. Типичные недостатки использования технологического арсенала в социально-культурной сфере. 2. Структура Технологии СКД Классификация технологий Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д. В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о: • крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона; • макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.; • микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей. В настоящее время появилось большое разнообразие исследований, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В.П. Беспалько, П.Р. Атутова, М.В. Кларина, В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова, Г.К. Селевко, В. В. Юдина и ряд других. Рассматривая современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию: 1) по уровню применения; 2) по философской основе; 3) по ведущему фактору психического развития; 4) по ориентации на личностные структуры; 5) по характеру содержания и структуры; 6) по типу организации и управления познавательной деятельностью Безусловно, может быть и другой подход к выделению основных педагогических технологий. Возможна классификация технологий по основным видам деятельности людей, сферам общественной жизни и многие другие, но, как справедливо отмечает А.Д. Жарков, главное, чтобы «педагогическая технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекала к ней внимание педагогов во всем мире». Если говорить о «педагогической технологии», то она может существовать в трех уровнях: 1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержание и методы обучения, проектируются педагогические процессы; 2) процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для ! получения заранее планируемых результатов обучения; ' 3) процессуально-действенном - в основу которого положено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения. Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в . сфере культуры и досуга. Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена 'большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда. В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову): 1) общие технологииориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга); 2) функциональные (отраслевые) технологиив своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других); 3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами. Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить: • концептуапьность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей; • системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей; • управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов; эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение; • и еще важный элемент технологии - это воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами. Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику,
Основные направления и содержание социально-культурной деятельности • противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений; • обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность; • создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека; • стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь; • осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении контингентом, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала; • эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства организации досуговой деятельности, освоить в этом качестве возможности экранных искусств и основных каналов их проката. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |