Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Туристские ресурсы, формирующие и развивающие культурный туризм в музеях

Культурный туризм - полноправная форма музейной работы. Вместе с культурой в целом в XXI в. радикально трансформировался музей. В перспективе большинство музеев будут продолжать укреплять свое взаимодействие с окружающим обществом. Тенденция интеграции музеев является результатом нескольких факторов. Один из них - это глобализация. Нет сомнения в том, что она влияет на отношения между музеем и обществом. Глобализация облегчает налаживание контактов различными способами коммуникации, включая легкость перемещений и путешествий [15].

В ресурсах, формирующих и развивающих культурный туризм в музеях, большое место занимают культурно-исторические ресурсы.

Среди ресурсов, формирующих культурный туризм в музеях, существуют стратегические ресурсы. Основным стратегическим ресурсом для развития музейного туризма как специфической туроператорской деятельности является развитие т.н. новой экономики в постиндустриальную эпоху, в которой секторами экономики выступают не какие-либо отрасли, а индивидуальные потребители с все возрастающей мобильностью и практически непредсказуемыми потребностями, что вызывает также невиданную ранее мобильность в придумывании и реализации новых и новых продуктов. [19]

Музей как социальное и культурное явление выполняет функции культурной памяти, образовательную и коммуникативную. Включаясь в систему туристской деятельности, музей выступает в качестве элемента индустрии туризма, приобретая ее институциональные свойства.

В литературе понятие музейного туризма не разработано. Ресурсами культурно-познавательного туризма являются памятники архитектуры и искусства, обычаи и верования людей, их быт и культурные традиции, творчество музыкантов, актеров, ученых, народных умельцев и т.д. [15, с.42].

Соответственно, культурно-познавательные туры бывают искусствоведческие, исторические, литературные, театральные, этнографические, фольклорные, музыкальные и проч. в сохранении этих ресурсов туризма особое значение приобретают различные виды музеев. В этой связи роль музея и роль туризма как разных культурных институтов переплетаются, создавая единое институционализированное культурное пространство. Институционализация туризма имеет сервисную сторону, которая связана с его экономической стороной. В этом смысле музей выступает как сервисное и как экономическое явление. Туризм как сервис непосредственно связан с развитием сферы услуг. Организация туристской деятельности сегодня выступает как важная часть этой сферы. Однако музей выполняет эту функцию более опосредованно, и, прежде всего, в качестве составляющего туристской индустрии. Термин «услуга» охватывает собой достаточно широкий круг действий, приносящих пользу, помощь, хозяйственные удобства. Эта сфера включает в себя, во-первых, услуги общехозяйственного назначения, обозначаемые обычно термином «производственная инфраструктура» (связь, транспорт, информационные системы, торговля, снабжение, финансирование и проч.), во-вторых, социальные услуги, в-третьих, услуги учреждений культуры. Музеи оказывают свои услуг и различным категориям граждан, и, прежде всего, туристам [15, с.42].

Музейный туризм не являлся изначально традиционным направлением деятельности музеев. Это явление возникло сравнительно недавно - в середине 1990-х гг. в России, в 1970-х гг. на западе, в то время, когда музеи были поставлены в ситуацию предельного самоопределения, поиска новых путей развития и новых внебюджетных источников привлечения средств, в том числе участия в туристской деятельности. «Меняющийся музей в меняющемся мире» - это выражение прочно вошло в современную жизнь в последней четверти XX века. Раньше главным в определении статуса музея были его коллекции. Сегодня эта точка зрения меняется: в центре деятельности музея - посетитель. Вырабатывается новый подход к пониманию сущности музея и его общественного предназначения. Во главу угла поставлен не музейный предмет с его свойствами и функциями, а вовлеченный в сферу деятельности музея человек со свойственными ему социокультурными, психологическими и возрастными особенностями (так называемый, антропологический подход) [15, с.4-6].

Глобализация экономики и специфика постиндустриального общества с превалированием сферы услуг над сферой производства оказали влияние и на туризм, придав ему рыночный характер. Музейный туризм стал средством внутренней мобилизации и адаптации к условиям рынка, способом формирования деловой политики, прояснения целей деятельности и определения стратегии, возможностью выстроить внешние отношения, выработать особую политику музея, открытого окружающему миру. В системе музейной работы туризм не побочная, а структурообразующая деятельность. Одна из стратегических задач сегодняшнего музея трансформация его в своеобразную туристскую фирму. Одна из кардинальных проблем, связанная с целым комплексом организационных и психологических факторов, заключается в изменении концепции музея, долгие десятилетия представлявшей его модель как социально-обслуживающую, теперь же направленную к рыночно-сервисной модели. Особенность музея состоит в том, что он включен одновременно в две системы - государства, где он ведает частью национального достояния, и рынка услуг, где он сбывает свою продукцию в этом таится серьезное противоречие, поскольку госучреждение реализует свою функцию «сверху вниз», а фирма, напротив, отталкивается от потребителя. Разрешение этого противоречия, создание комфортного для обеих сторон баланса является одной из задач музейного туризма.

Объектом научного изучения в музейном туризме следует считать музеи и туристические дестинации, связанные с ними. Предметом исследования музейного туризма является управление и структура музеев (институциональный подход), рынок сбыта музейной продукции (интеллектуальной, информативной, полиграфической, сувенирной, книжной и др.), и в этом направлении музейный туризм опирается на исследования других дисциплин: менеджмента и маркетинга.

Предмет исследования в музейном туризме - и аудитория музеев (целевая, реальная, потенциальная), изучаемая с помощью достижений в социологии и психологии. Музеи управляют значительными финансовыми активами, обладают в своем штате функциональными специалистами - людьми, связанными с продажей, покупкой, продукцией, финансами (кураторы, хранители и т.д.), что является также предметом изучения музейного туризма. Туризм пользуется экономической парадигмой, остающейся 6его основной теоретической базой. Музейный туризм в данном случае не представляет исключения. Экономические факторы - приоритетная область исследования в музее. Однако поддержание правильного музейного имиджа - задача более важная, чем любой сиюминутный доход [15, с.4-6].

Музеи обладают отличиями от бизнес-фирм. Хотя они целенаправленны, но их целью не является получение прибыли. Музейная первостепенная цель уникальна: собирать, хранить и интерпретировать памятники искусства, науки и истории. Подобные цели музея могут казаться неосязаемыми, но они очень реальны. Они - более общественно-культурные, чем экономические, а, следовательно, оценки музея должны быть увязаны с пониманием этих правильно определенных целей. Многие социальные факторы должны быть рассмотрены в таких оценках: количество посетителей в музее; количество и качество выставок; количество студентов и исследователей, использующих льготы; количество новых членов клубов и обществ друзей музеев; сохранение членства; удержание волонтеров; выбор штата сотрудников; признание профессиональных обществ; признание обществом.атмосфера, создаваемая в музее, является частью предлагаемого им туристического продукта, так же, как дизайн и качество музейной среды: экспозиционных и не экспозиционных помещений; зданий, территории, рекламы, печатной продукции - всего, что находится в музее или ассоциируется с ним. в определенном смысле, музей продает пространство, поскольку пространство музея обладает свойством наделять вещи смыслами и ценностными значениями.

Музей предлагает:

1) экспозиции и выставки;
2) экскурсии и лекции;
3) специальные программы;
4) услуги, ассортимент которых определяется возможностями его коллектива и инфраструктуры;
5) авторские права на воспроизведение предметов, входящих в его собрание;
6) сувениры - качественные и неслучайные, снабженные фирменной маркой музея, или сертификатом, удостоверяющим точность их воспроизведения;
7) книги, каталоги, буклеты и другую полиграфическую продукцию, видеофильмы, слайды, CD-ROM и прочие издания, использующие современные информационные технологии [15, с.4-6].

Задачи музейного туризма:

1) изучение музея как социокультурного феномена, общественного предназначения и роли музея в зависимости от исторических условий;
2) изучение институциональной основы музея, организационной структуры, функций;
3) разработка теории музейной коммуникации и методов ее применения в музейном туризме;
4) создание и развитие научного языка музейного туризма, специальной терминологии и понятийного аппарата;

К прикладным задачам относятся:

1) изучение коллекций музеев и «выведение» их в современное культурное пространство;
2) интерпретация музейных коллекций как специфической формы интеллектуального и художественного наследия;
3) интеграция музейного туризма в международную туристическую деятельность;
4) разумное сочетание просветительской ориентации музея и развлекательной составляющей туризма;
5) привлечение при подготовке специальных туристических программ разнообразных форм художественной деятельности и различных видов искусства, позволяющих с новой точки зрения показать музейную коллекцию

____________________________________________________________________

Культуротворческие, развивающие технологии имеют широкое распространение на всех этапах социализации личности. Практическое освоение этих технологий начинается в период ранней социализации, когда ребенок стоит перед необходимостью приобретения социально обязательных общекультурных знаний, умений и навыков, когда через семью, сеть учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования и других социальных институтов он осознанно приобщается к целому созвездию субкультур, в том числе молодежной.

Научную основу культуротворческих технологий, связанных с ранним выявлением и дифференциацией интересов детей, составляет учение о способностях (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков и др.). В соответствии с этим учением можно развести сами понятия способностей, одарённости и таланта, находящих отражение в социально-культурной деятельности.

Способности - это личностные умения и навыки, которые формируются на базе врожденных задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных творческих технологий. По справедливому замечанию Л.С. Выготского, наследуются не способности, а возможности их развития - задатки.

Одарённость - высокий уровень развития интеллекта, качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешную самореализацию человека в одном из видов творческой деятельности (музыке, живописи, поэзии, ремеслах и т.д.). В одаренности проявляется творческий потенциал человека.

Талант - сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально осуществить какую-либо сложную, требующую высокого уровня мастерства деятельность.

Диапазон культуротворчества молодого человека существенно расширяется на последующем этапе - во время его профессиональной специализации, когда «багаж» его практических умений и навыков существенно обогащается за счет значительного расширения круга его социально-культурных контактов.

Культуротворческие технологии сопровождают человека и в период его профессиональной адаптации, включения в систему общественного разделения труда. Здесь они выполняют целый ряд важнейших функций, связанных не только с восстановлением сил личности, но и развитием ее творческих способностей. Наконец, культуротворческие технологии приобретают особую актуальность и на завершающем, четвертом этапе социализации, связанном либо с пенсионным возрастом, либо с постоянной или временной утратой трудоспособности. Именно в этот период самостоятельное или коллективное творчество помогает пожилым людям и инвалидам труда преодолеть возникающие ограничения, превратить свои творческие умения и навыки в средство социально-культурной самореабилитации.

Технологии творческого развития детей, подростков и взрослых, создания и обогащения культурных ценностей непосрдственным образом связаны и взаимодействуют с технологиями изучения, сохранения, восстановления этих ценностей, освоения и использования культурного наследия в современном обществе.

Различные виды творчески формирующих, развивающих технологий в области профессионального и самодеятельного социально-политического, художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения становятся достоянием каждого человека как за счет субкультурных механизмов, когда личность находится как бы внутри той или иной субкультуры, так и за счет общесоциальных, государственных программ и, соответственно, тех структур, которые их реализуют.


Серьезные изменения происходят в методике культурно-творческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество, и прежде всего различные виды социально-политической деятельности.

Технологии художественно-творческой деятельности

Репродуктивная деятельность в сфере культуры и искусства позволяет авторам использовать свой интеллектуальный, творческий, художественный потенциал не только для своего блага, но и для блага общества. Технологии творчества через воздействие на эмоционально-чувствительную сферу человека положительно влияют не только на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности, но и на здоровье. Это воздействие исходит из возможности невербальной, недирективной, многообразной по форме выражения эмоциональной связи различных элементов искусства и творчества. Каждый из этих элементов является носителем собственных характерных черт и обладает индивидуальной силой воздействия на человека.

Получают развитие коллекционно-собирательская, аналитическая и научно-исследовательская работа в области культуры и искусства. Возрастает интерес к творчеству, в первую очередь к авторскому. Повышается престиж театральных студий, театров -публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном материале. В сфере музыкальной самодеятельности проявляется особый интерес к авторской песне, рок-творчеству, собирательству, обработке и воссозданию музыкального фольклора.

Активизируется работа по возрождению утраченных художественно-бытовых традиций. Одно из приоритетных направлений такой деятельности - развитие прикладных культуротворческих ремесленнических технологий, благодаря которым сохраняются традиции бытовых и художественных ремесел, поддерживается статус ремесла как исторической и культурной ценности. Говоря об этом виде социально-культурных технологий, следует подчеркнуть, что под художественным ремеслом в данном случае подразумевается производство материальных предметов, имеющих особое эстетическое качество. Оно осуществляется на основе воспроизводства художественных образцов с помощью техники или ручного труда, обеспечивающих высокий художественный уровень изделия. К числу художественно-творческих технологий относятся как традиционные, варьирующие свои образцы в пределах исторически сложившихся форм и стилей, так и современные, базирующиеся на поиске новых нестандартных решений. Последние представляют собой достаточно богатую и разнообразную сферу культуротворческой деятельности.

Продуктом технологий бытового ремесла, в отличие от художественного, являются изделия, которые украшают, эстетизируют повседневный быт, но при этом имеют сугубо утилитарное назначение. В отличие от преимущественно декоративных изделий художественных ремесел поделки для быта быстро выходят из обращения и заменяются новыми. Этот вид социально-культурных ремесленных технологий чрезвычайно многообразен (например, лозоплетение, изготовление красивой обуви, макраме).

Как известно, на протяжении конца XIX и всего XX веков многие разновидности ремесел интенсивно «вымывались», особенно это касалось технологий ремесел, связанных с утилитарными нуждами и потребностями крестьянских хозяйств, изменением быта. Исчезновение этих самобытных по своей природе социально-культурных технологий было связано с разными причинами: конкуренцией со стороны машинного производства, утратой источников необходимого сырья и материалов, естественным уходом из жизни самих авторов технологий.

Проблема возвращения утраченных технологий, восстановления их в буквальном смысле этого слова практически неразрешима. По мнению специалистов, здесь можно говорить лишь об их консервации, фиксировании отдельных технологических способов и приемов для последующего их воспроизведения в творческой деятельности современных мастеров-прикладников. Но даже такая консервация сама по себе является исключительно сложным и трудоемким делом.

Другая проблема касается критериев оценки качества изделий, созданных с помощью технологий художественно-бытовых промыслов и ремесел. Здесь возникает множество вопросов, среди которых: насколько ярко выражены в изделии традиционность и самобытный характер, отвечает ли оно уровню промыслового эталона, не допущено ли нарушения авторского права на технологию его изготовления и другие.

По богатству и разнообразию технологий художественных и бытовых ремесел многие субъекты Российской Федерации представляют собой уникальные регионы. На их территориях культивируется широкий спектр ремесел бытового и художественно-декоративного направлений, использующих как ручной труд, так и промышленное производство, поставленное на «поток». Далеко не все из этих технологий дошли до нашего времени, одни из них, как и прежде, остаются профессиональным секретом, частной собственностью кустарей-одиночек, другие сконцентрированы в крупных промысловых артелях и промышленных цехах.

Художественно-развивающие технологии

Самодеятельное искусство, долгие годы функционировавшее преимущественно в зрелищно-сценических формах, возвращается в народ. Повышается интерес к традициям бытового музицирования, оживляется семейная самодеятельность. Обогащается массовое любительство при проведении праздников и обрядов. Самодеятельное искусство становится основой возрождающихся народных гуляний, посиделок, вечеров отдыха и других традиционных форм массового досуга.

Растет чисто студий, мастерских, творческих лабораторий, художественно-творческих товариществ. Дифференциация художественных потребностей и интересов населения обусловливает появление многочисленных клубных школ, курсов, любительских объединений, центров эстетического воспитания.

Рельефно проявляющаяся тенденция к синтезу культуры и быта становится основой создания таких коллективов, как студии и кружки художественного моделирования одежды, студии текстильного творчества, ковроткачества, вышивки, макраме, художественной обработки дерева, камня, металла, кости и т. д. Важнейшую социально-культурную роль играют те художественно развивающие технологии, которые обеспечивают участие детей и взрослых в художественной жизни своего региона, разнообразие форм их творческой самореализации и социальных ролей, возможных направлений творческого саморазвития.

Среди таких технологий особое место принадлежит организации круглогодичных либо сезонных (летних, зимних) центров и лагерей художественного развития. Преимущественный их контингент составляют дети, не только интересующиеся различными видами и жанрами искусства, но и активно овладевающие навыками художественного и прикладного творчества. Это учащиеся музыкальных школ и школ искусств, участники детских самодеятельных коллективов, дети, проявившие себя в тех или иных видах авторского творчества. На базе центров и лагерей осуществляются разнопрофильные тематические проекты и программы, предполагающие множество вариантов творческих занятий и творческого сотрудничества, общение с деятелями культуры и искусства, организацию фестивалей, конкурсов, марафонов, праздников, проведение экскурсий и путешествий художественно-культурной, исторической или экологической направленности, участие в благотворительных акциях, гастрольно-туристических поездках с концертами по пути следования.

Повышается значение самодеятельного искусства в развитии различных субкультур. В рамках этого процесса активно формируется устойчивая локальная культура, дифференцированная в соответствии с наличием определенных групп населения региона.

Существенно меняются формы руководства самодеятельным творчеством. Вводятся в действие естественные механизмы его развития. Активизируются факторы его саморегуляции. Упрощается характер планирования, учета и отчетности. Отменяется жесткий контроль за репертуаром, выставочной и концертной деятельностью. Упрощается система регистрации любительских объединений и клубов по интересам. Культурно-досуговые центры начинают уделять большое внимание неинституциональным формам самодеятельности по месту жительства. Расширяются масштабы самодеятельности, развивающейся вне рамок учреждений культуры.

В системе самодеятельного художественного творчества реализуется отход от прямого дублирования структур профессионального искусства.

Осуществляется интенсивный рост любительства, ориентированного на фольклор и оригинальные виды современного народного творчества. Акцент переносится на культуротворческие процессы в открытой социальной среде. Основным принципом развития самодеятельности становится принцип художественного плюрализма. Возрастает доверие к продуктивным возможностям любителя. Происходит активное сближение и пересечение профессиональных и непрофессиональных структур. Юридически закрепляется правовой статус мастеров народного искусства. Утверждается терпимость к ранее отвергавшимся художественным явлениям. Открывается простор для свободного творческого поиска в кружках, студиях, лабораториях, мастерских, объединениях и других самодеятельных коллективах. Широко реализуется право на художественный эксперимент.

Кулыпуроохранные технологии

Одним из ориентиров социально-культурной политики на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации являются технологии, направленные на сохранение, реставрацию и совершенствование учета объектов, входящих в культурное наследие.

Актуализация культуроохранного технологического комплекса обусловлена критическим состоянием множества памятников, исторических объектов и мест бытования народных промыслов и ремесел, а также тем, что в настоящее время государственная охранно-реставрационная служба по ряду причин не может в одиночку решить всех проблем регенерации культурно-исторической среды того или иного региона.

Главной установкой культуроохранных технологий является сохранение культурно-исторической среды с помощью современных охранно-реставрационных мероприятий. Суть этой установки заключается в том, чтобы сберечь, по возможности, зримые приметы и знаковые ценности каждого отдельно взятого - возрастного, социального, профессионального, этнического культурного -сообщества, превратить их в активно функционирующие элементы современных образовательных, художественно-творческих, развлекательных процессов. В охранно-реставрационной деятельности усилия государственных и негосударственных структур сосредоточены, как правило, на трех приоритетных направлениях -охране, реставрации, использовании культурных ценностей.

Типология культурно-исторических и культуроохранных технологий достаточно широка, она включает, прежде всего, технологии учета и изучения памятников истории и культуры, ландшафтных зон и историко-культурных заповедников.

Непосредственно с ними связаны реставрационные технологии по возвращению памятников и культурных сооружений; технологии музеефикации частных художественных собраний и коллекций (произведений изобразительного искусства, орденов, костюмов, монет, почтовых марок и т.д.).

Основой для осуществления большинства культуроохранных технологий на общефедеральном и региональном уровнях является сформированный и систематически заполняемый Федеральный регистр культурных ценностей. Он представляет собой электронную базу данных с организацией доступа к ней через глобальные информационные сети. В результате кропотливой поисковой и исследовательской работы в архивах России и зарубежных государств, Федеральный регистр и ряд специальных государственных сводных каталогов содержат уникальную информацию о российских культурных потерях в период Второй мировой войны, о похищенных, незаконно вывезенных, находящихся в международном розыске, перемещенных культурных ценностях, а также о культурных ценностях, запрещенных к вывозу за пределы Российской Федерации.

В технологическую базу культуроохранной деятельности входит создаваемая и поддерживаемая на федеральном уровне общероссийская система мониторинга сохранности и использования памятников истории и культуры. Благодаря мониторингу осуществляется целенаправленное проведение комплекса противоаварий-ных, консервационных и реставрационных работ по следующим направлениям: памятники истории и культуры общероссийского (федерального) значения, по следующим технологиям: памятники деревянного зодчества, памятники культового назначения, переданные в пользование религиозным организациям, историко-культурные и музейные заповедники.

Примером могут служить некоторые комплексные целевые проекты. Один из них, проект «Восстановление и развитие Валаамского архипелага», предусматривает восстановление и сохранение природного комплекса и историко-культурного потенциала, а также социально-экономическое развитие территории о. Валаам. В рамках другого проекта - «Реставрация памятников Троице-Сергиевой лавры» - проводятся реставрационные работы по крепостным сооружениям, церквам и соборам, служебным и жилым строениям, реконструкция объектов энергетического хозяйства Троице-Сергиевой лавры.

Периодически составляется и дополняется внушительный титульный перечень объектов, требующих первоочередного использования реставрационных технологий. В их числе значатся, например, усадьба Некрасова «Карабиха» (Ярославская область), здание Главного штаба (Санкт-Петербург), здание Церкви Покрова в Филях (Москва), Изборская крепость (Псковская область), объекты Казанского Кремля (Казань), торговые ряды в городе Касимове (Рязанская область) и многие другие.

К объектам культуроохранных технологий относятся Музейный фонд и музеи Российской Федерации. В компетенцию Министерства культуры РФ входит совершенствование учета и хранения Музейного фонда на основе специально разработанной инструкции, осуществление непрерывного мониторинга состояния учетно-хранительской деятельности музеев, обеспечение системы адаптации навыков и знаний хранительского персонала музеев к современным требованиям, методическое обеспечение работы по учету и хранению музейных предметов в негосударственных музеях, иных организациях и частных собраниях.

Предусматривается создание цифровой базы данных по собраниям российских провинциальных музеев за период XIX-XX веков, разработка и реализация генеральных схем и программ комплексного развития историко-культурных заповедников и музеев-заповедников.

Контроль за исполнением этой функции возложен на Научно-технический экспертный совет по безопасности музеев и библиотек.

Характерной приметой использования культуроохранных технологий служит перераспределение нагрузок и полномочий в этой работе на основе развития местной инициативы, привлечения работе на основе развития местной инициативы, привлечения актива из числа местной интеллигенции, студентов, школьников, пенсионеров. Без этой опоры невозможно ведение постоянной, целенаправленной и эффективной работы по восстановлению секретов прикладного ремесленного искусства и приведению в надлежащий вид многочисленных памятников истории и культуры своего города или края. Акции возрожденческого толка, предпринимаемые местной общественностью, должны быть понятны населению, связаны с его повседневными заботами и интересами. Например, многие социально-культурные проекты, направленные на реставрацию исторически ценных зданий, улиц и кварталов, а также модернизацию культурно-исторических интерьеров, обязательно связываются с решением проблем увеличения и улучшения городского жилого фонда, обновлением необходимых для города социально-культурных и социально-бытовых объектов - культурных центров, центров детского творчества, концертных или выставочных залов, храмов, торговых рядов, парков и т.д.

Не случайно лучшим способом сохранения памятникового объекта считается использование его по назначению. В этом смысле заслуживает внимания передача церкви прав на владение культовыми постройками. Сам этот шаг со стороны государства позволил вовлечь в трудоемкую работу по восстановлению тысяч заброшенных и полуразвалившихся церквей заинтересованных граждан - прихожан конкретных приходов, членов церковных общин, благотворительных обществ и попечительских организаций.

К третьей группе относятся технологии, обеспечивающие отбор и использование культурного наследия в формировании оптимального социально-культурного уклада региона - края, области, республики. Лейтмотивом применения этих технологий является создание с их помощью необходимого историко-культурного контекста для проектов и программ, реализуемых в массовой образовательной, информационно-просветительной, художественно-зрелищной, природоохранной работе среди населения. Суть целевых установок в этой работе - формирование у каждого из жителей края - детей, подростков, взрослых - сопричастности к его судьбе, видения значимости его культурной самобытности

В этих целях привлекаются технологии создания территориальных краеведческих энциклопедий и справочников; технологии организации краеведческой работы; технологии развития турист-ско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных и историко-промышленных объектов; технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности: народных промыслов, ремесел, обрядов и другие.

______________________________________________________________________________________

Культуротворческие и культуроохранные технологии

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...