Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика, прогнозирование и проектирование социально-культурных процессовСущность и классификация социально-культурных технологий ………………….. Проблематичным является само обозначение этого направления, поиска и выбора наиболее оптимального названия для этой претендующей на самостоятельность учебной дисциплины. На широкой ниве социально-культурной деятельности мы имеем дело с целым веером бытующих терминов, «мастерство», «методика», «режиссура», «искусство», «технология», «тантология» и др. Из этого поискового веера авторами выбран термин <(технология», как наиболее прочно вошедший в общественную практику всех специалистов социально-культурного профиля, включая социологов, педагогов, культурологов, рекреологов и т.д Сам факт наличия однородных понятий, имеющих самое прямое отношение к социально-культурной сфере, свидетельствует о сложности и неоднозначности затянувшегося процесса «идентификации» самого понятия технологии как одного из важнейших объектов в науке о социально-культурной деятельности В последние годы в теории и практике социально-культурных педагогических исследований сравнительно часто употребляется термин «подход». Если раньше в педагогической науке под этим подразумевался, как правило, половозрастной, индивидуальный и деятельностный подход, то в настоящее время в научной литературе предлагается опираться на более широкий, дополненный перечень подходов. Это системный, синергетический, средовой, личностно-ориентированный, коммуникативный, ситуационный и ряд других подходов. На фоне множества описаний и трактовок определения понятия «технология» наиболее продуктивным к его характеристике как к целостному явлению служит системный подход (по В Г Афанасьеву), позволяющий воспользоваться совокупностью принципиальных черт и системообразующих признаков. Системный подход дает возможность вычленить наиболее характерные черты в структуре технологии социально-культурной деятельности. К таким чертам относятся: целевая ориентация каждой из технологий, ее функциональные свойства, составные компоненты, структура, интегративные качества, коммуникативные характеристики, конечные результаты. Разумеется, названные черты этим не исчерпываются, поскольку в оценке сущности и системообразующих признаков социально-культурных технологий могут существовать и другие подходы, В качестве логических оснований для классификации социально-культурных технологий выдвигаются три их наиболее общих, характерных признака: 1) исторически сложившийся содержательный признак, 2) функциональный или процессуальный признак; 3) демографический, специализирующийся на субкультурных стратах. Историко-содержательный признак. Оздоровительные технологии: медико-биологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные Культуроориентиро-ванные технологии- технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде Культуротворческие технологии технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых. Экологические (природоориентированные) гех-нологии: технологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социально-защитные Функциональный или процессуальный признак. Информационно-образовательные, обучающие, просветительные технологии. Коммуникативные технологии. Творчески развивающие, формирующие технологии. Рекреативные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии Компенсирующие технологии' реабилитационные, коррекционные, адаптационные. Технологии социального прогнозирования, программирования, проектирования, творческого моделирования. Социально-демографический, «субкультурный» признак. Индивидуально ориентированные технологии (авторские, частные и др) в социально-культурной среде Специализированные или групповые технологии: семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические технологии малых групп и общностей. Массовые, общедоступные технологии социально-культурной деятельности
6. Образовательные технологии Образование как целостная социально-культурная Технология Сегодня мы являемся свидетелями характерной тенденции развития современного образования. Именно поэтому характерной чертой для многих, в том числе школьных, образовательных программ, принятых в последние годы, стал их необычайно широкий социально-культурный контекст. Любая социально-культурная технология, как самостоятельная учебная дисциплина и как совокупность профессиональных умений и навыков, базируется на интегральных; выполняющих роль несущих конструкций, педагогических элементах. Сущность образовательной технологии: понятия и составные части Благодаря социально-культурной парадигме существенно расширились границы самого понятия образовательной технологии на любом из уровней общепедагогическом (общедидактическом), частнопредметном (дисциплинарном) и локальном (технологически микроструктурном). Источниками и составными частями образовательных технологий, как технологий социально-культурных, служат синтез достижений различных наук и практического отечественного и зарубежного опыта, сочетание традиционных элементов народной педагогики и культуры, педагогических и социально-культурных инноваций, опыта авторских школ, единство философских, социальных, психологических, культурологических факторов образовательного процесса Источниками и составными частями социально-культурных, образовательных технологий служат преобразования в социально-экономической и духовной жизни общества, формирующееся на этой основе новое педагогическое мышление, данные педагогической, культурологической, психологической и других общественных наук. накопленный педагогический и социально-культурный опыт. Типология образовательных технологий В то же время все образовательные технологии различаются по целям, содержанию, средствам и методам, применяемым в социально-культурной деятельности Типология образовательных технологий по характеру содержания и структуры. Обучающие и воспитывающие, светские и религиозные технологии Технологии дошкольные, школьные (общеобразовательные), профессионально ориентированные Технологии дополнительного образования Гуманитарные и технократические образовательные технологии Типология по используемым способам, методам, средствам Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, креативные (творческие) технологии Технологии программированного и проблемного обучения Технологии развивающего и саморазвивающего обучения Диалогические, коммуникативные, игровые технологии Проблемно-поисковые и информационные (компьютерные) технологии Типология по функционально-организационному признаку. Массовые, групповые и индивидуальные технологии Технологии коллективного и дифференцированного обучения Классно-урочные, академические и клубные технологии Технологии продвинутого уровня (лицейского, гимназического, специального образования) Технологии компенсирующего, коррекционного обучения Технологии сотрудничества и авторитарные технологии Альтернативные технологии Образовательные технологии работы с трудными и одаренными детьми в практике социокультурных учреждений Структура авторской образовательной программы
Основная часть программы. Распределение материала по четвертям и годам обучения Краткая характеристика по-урочного тематического плана. Особенности индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на уроках Методические принципы (методы) реализации программы' Выводы и рекомендации для коррекции программы в процессе проведения занятий Заключительная часть программы |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |