Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация и типология социально-защитных и реабилитационных технологийКлассификация и типология социально-защитных, реабилитационных технологий предполагает прежде всего их разделение в зависимости отфункционального назначения Здесь выделяются две крупные и тесно взаимосвязанные категории Это, во-первых, основные, базовые технологии типа специализированных игровых, культуротерапевтических, арттерапев-тических Эти технологии не случайно обозначаются как базовые Они первичны по своей сути, не зависят от влияния внешних социально-экономических, политических, культурных и других факто-pdf, отличаются определенной стабильностью, постоянством составляющих их элементов В качестве постоянного ресурсодсржателя базовых социально-защитных и реабилитационных технологий фигурируют, как правило, государственные и негосударственные структуры, в их числе Органы муниципального управления, государственные учреждения социально-культурной сферы, общественный сектор и коммерческие организации В повседневной практике социально-культурной деятельности по-прежнему остаются приоритетными традиции просветительства, меценатства, попечительства, благотворительности, социального посредничества и сотрудничества, проявления общественной заботы о незащищенных слоях населения Благоприятную среду для этого представляет наличие льготных систем налогообложения и социальных гарантий, которые являются существенным фактором привлечения отечественных и зарубежных инвесторов к реализации социально-защитных проектов и инициатив К таким методикам работы с потенциальными спонсорами социально-культурной сферы относится так называемая технология фандрайзинга. Наряду с базовыми технологиями в работе среди социально незащищенных категорий населения - детей-сирот, воспитанников детских домов, инвалидов, лиц пожилого возраста - используются вспомогательные (прикладные) технологии.Прикладными в данном случае являются диагностические, информационные, исследовательские, проектные, коммуникативные, управленческие и другие технологии Они вторичны и зависят от множества объективных и субъективных факторов, но без них квалифицированное, профессиональное осуществление социально направленных реабилитационных (групповых и индивидуальных) программ практически невозможно Другое немаловажное логическое основание каассификации социально-защитных и реабилитационных технологий составляет структурно-содержательныйпризнак Он определяет направле ние и характер социально-защитного, реабилитационного воздей ствия на, личность ребенка или взрослого, отбор и локализацию соответствующих средств -и способов С этой целью используются многочисленные социально-культурные технологии, в первую очередьоздоровительные (медико-биологические, валеологиче- ские, курортоло! ические, лечебно-профилактические), культуро- ориентированные и культуротворческие: (арттерапия, библио терапия, экологические, гарденотерагшя, иппотерапия, клубно- спортивные и спортивно-оздоровительные, лекотералия, фитоте- ' рапия, музыкотерапия, сказкотерапия и др ), художественно-прикладные, ремесленные и другие Например, в детской инвалид- | ной среде хорошо себя зарекомендовала так называемая юморо-f терапия - например, проведение выступлений артистов эстрады, цирковых клоунов, фокусников, шоу-групп в детских клиниках и реабилитационных центрах ; Часто для получения конкретного результата в реабилитации, ' коррекции, адаптации прибегают к выборочному отбору техноло гий по признаку преобладания одного или нескольких домини- \ рующих па занятии методов, способов и приемов ' В этих случаях в распоряжении педагогов-организаторов на- i ходятся игровые и развлекательно-игровые (подвижные, малопод-jвижные, театрализованные и др), художественно-зрелищные, диалогические и эвристические (показ, рассказ, пересказ, объясне- ] ние, иллюстрирование), репродуктивные и творчески развиваю-jщие (тренинг, импровизация), обучающие (упражнения, повтор), 1 проблемно-поисковые, информационные, в том числе масс-ме- 1 дийные (компьютерные, системы «репетитор», «консультант», ки- 3 но, телевидение, радио, пресса) Конечно, любая из этих технологиЙ помимо преобладающего метода опирается и на другие способы и приемы, всегда остается комплексной Но своим характерным акцентом на ту или иную сторону процесса реабилитации детей и взрослых она приобретает свое название Для достижения социально-защитных и реабилитационных целей психологически оправдан и выбор соответствующей организационной формы использования технологии В данном случае характер и содержание работы менеджера, педагога, технолога зависят от целевой направленности мероприятия, состава участников к условий их социально-культур ной деятельности Социальная защищенность и реабилитационное воздействие обеспечиваются за счет использования таких технологий, как внедрение льготного социально-культурного обслуживания н>ждаю-щихся групп населения, технологии специализированные, индивидуальные, мелкогрупповые, групповые и массовые, семейные, клубные, классно-урочные, дифференцированные и разновозрастные, стационарные и туристско-экскурсионные и другие Одни из этих технологий являются традиционными, другие - нетрадиционными, альтернативными, нередко содержащими элементы инновации |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |