Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






У кого из общающихся коммуникативная позиция будет сильнее и почему?

Доказывание.

Доказывать — это приводить аргументы, подтверждающие пра­вильность какого-либо тезиса. При доказывании аргументы при­водятся в системе, продуманно, в соответствии с законами логи­ки. Доказывание — это логический путь речевого воздействия, обращение к логике мышления человека.

Доказывание хорошо действует на человека с логическим мыш­лением, но оно характерно не для всех (далеко не все мыслят строго логически — есть данные, что таких людей всего 2 %) и не всегда (во многих коммуникативных ситуациях эмоции общаю­щихся полностью подавляют их логику).

Убеждение.

Убеждать — это вселять в собеседника уверенность, что исти­на доказана, тезис установлен. В убеждении используются и логика, и обязательно эмоция, эмоциональное давление. Убеж­даем мы примерно так: Поверь, так оно и есть! Это действи­тельно так! И другие так думают. Я это точно знаю! Ну почему ты не веришь? Поверь мне, это действительно так... Убеждая, мы стараемся фактически навязать свою точку зрения собеседнику.

Уговаривание.

Уговаривать — это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять точку зре­ния уговаривающего. Уговаривание всегда осуществляется очень эмоционально, интенсивно, используются личные мотивы. Оно основано на длительности настаивания на просьбе, многократ­ном повторе просьбы или предложения: Ну пожалуйста... ну сде­лай это для меня... ну что тебе стоит... я буду очень тебе благода­рен... я тебе тоже сделаю такое одолжение, если ты попросишь ког­да-нибудь... ну что тебе стоит... ну пожалуйста... ну очень прошу... Уговаривание эффективно в ситуации эмоционального возбужде­ния, когда собеседник в равной степени может выполнить просьбу, а может и не выполнить. В серьезных вопросах уговаривание обыч­но не помогает.

Клянченье.

Клянчить — это эмоционально просить, используя простой многократный повтор просьбы. Клянчит ребенок у мамы: Ну ку­пи... ну купи... ну купи... ну пожалуйста... ну купи...

Внушение.

Внушать — это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите — без обдумывания, без критического осмысления.

Внушение основано на сильном психологическом, эмоциональ­ном давлении, часто — на авторитете собеседника. Сильные, во­левые, авторитетные личности, харизматические типы (напри­мер Сталин) могли внушить людям практически что угодно. Очень внушаемы дети по отношению ко взрослым, часто внушаемы де­вушки, молодые женщины по отношению к грубым и решитель­ным мужчинам.

Просьба.

Просить — это побуждать собеседника сделать что-либо в ин­тересах говорящего, руководствуясь положительным отношением к говорящему, откликаясь на его потребность.

Эффективность просьбы несравненно выше, чем приказа, но существуют многочисленные коммуникативные барьеры, ограни­чивающие применимость просьбы в связи со статусом адресата, характером просьбы, ее объемом, нравственным статусом просьбы и т.д. Кроме того, на просьбу существует много возможностей отказа.

Приказ.

Приказать — это побудить человека выполнить что-либо в силу его зависимого должностного, социального и т.д. положения без какого-либо объяснения или мотивировки распоряжения.


Приказ эффективен в отношении подчиненных, младших, ни­жестоящих в социальной иерархии, но неэффективен в отноше­нии равных или вышестоящих. Приказ психологически негативно воспринимается большинством людей.

Принуждение.

Принудить — значит заставить человека сделать что-либо про­тив его воли.

Принуждение основывается обычно на грубом нажиме, вер­бальной агрессии, апелляции к тяжелым последствиям для собе­седника либо на прямой демонстрации грубой силы, угрозах: Ко­шелек или жизнь.

Какие же из этих способов речевого воздействия являются ци­вилизованными и могут применяться? Все, кроме принуждения.

 

Речевое воздействие и манипулирование

Важным теоретическим разграничением в науке о речевом воз­действии является разграничение речевого воздействия и мани­пулирования.

Речевое воздействие — это воздействие на человека при помо­щи речи с целью убедить его .сознательно принять нашу точку зрения, сознательно принять решение о каком-либо действии, передаче информации и т.д.

Манипулирование — это воздействие на человека с целью побу­дить его сделать что-либо (сообщить информацию, совершить поступок, изменить свое поведение и т.д.) неосознанно или вопреки его собственному желанию, мнению, первоначально­му намерению.

Например, человек не хотел пить, а его заставили, используя внушение, давление, стыдя, что он отрывается от коллектива и т.д. Или ребенок не хотел принимать лекарство или ходить в музыкальную школу, а его уговорили, принудили. Все это приме­ры манипулятивного воздействия. Фактически все воспитание де­тей во многом есть манипуляция ими.

Наука о речевом воздействии включает изучение как средств собственно речевого воздействия, так и средств манипуляции. Современный человек должен обладать всеми коммуникативны­ми навыками, поскольку в различных коммуникативных ситуа­циях, при общении с различными типами собеседников появля­ется необходимость как в речевом воздействии, так и в манипуля­ции (ср., например: случаи манипулятивного воздействия на расшалившихся или расплакавшихся детей, эмоционально воз­бужденных людей, пьяных и др.). Манипуляция как тип речевого воздействия не может рассматриваться в качестве «ругательного слова» или морально осуждаемого способа речевого воздействия. Это вполне законное средство речевого воздействия.

 

Коммуникативные неудачи

Коммуникативная неудача — это отрицательный результат об­щения, т. е. такое завершение общения, когда его цель оказыва­ется не достигнутой.

Коммуникативные неудачи постигают нас, когда мы непра­вильно строим свое речевое воздействие: выбираем не те его спо­собы, не учитываем, с кем мы разговариваем, не выдерживаем правил бесконфликтного общения и т.д.

Специалисты по речевому воздействию используют также та­кое выражение, как «коммуникативное самоубийство».

Коммуникативное самоубийство — это грубая ошибка, допущен­ная в общении, которая сразу делает дальнейшее общение за­ведомо неэффективным.

Например, если оратор начинает свое выступление так: Изви­ните, что занимаю у вас время... Я вас долго не задержу... — это типичное коммуникативное самоубийство, так как человек сооб­щает слушателям о том, что его информация им не нужна, она вызовет у слушателей раздражение, его появление перед аудито­рией нежелательно и т.д. Такого оратора, конечно же, слушать не будут.

 

Коммуникативная грамотность

Коммуникативная грамотность — это умение вести общение эф­фективно и бесконфликтно.

Мы все ежедневно допускаем множество грубейших ошибок в общении. Например, делаем замечания незнакомым, даем советы тем, кто нас не просит, критикуем людей при свидетелях и т.д. Мы не умеем аргументированно доказывать свою точку зрения, испытываем растерянность в споре или дискуссии, боимся выс­тупать перед людьми, теряемся перед микрофоном или телека­мерой и т.п. Все это снижает эффективность нашей работы, не позволяет достичь успеха, не дает нам возможности донести до людей свои мысли. Установлено, что наши деловые контакты бу­дут успешными в 7 случаях из 10, если мы владеем правилами эффективного общения.

Такова цена коммуникативной грамотности в современном обществе.

 

Причины возникновения науки

о речевом воздействии в XX в.

 

Почему именно в XX в. возникает наука о речевом воздей­ствии?

Причины социально-политического характера: развитие демократии, распространение идей свободы личности, равенства людей обусловили потребность в науке, которая пока­зала бы, как убеждать равному равного. Не случайно в античных демократиях речевое воздействие играло столь заметную роль и сошло на нет в Средневековье, когда господствовали религиозно-догматические формы правления.

В настоящее время люди «внизу» перестали трепетать перед начальством, поскольку законы стали их защищать; профсоюзы, политические партии, различные общественные организации выступают в защиту людей; права человека становятся постепен­но важнейшей стороной общественной жизни развитых государств. В таких условиях людей стало нужно убеждать, причем всех (даже детей!). Стало необходимо убеждать лиц, не равных друг другу по уровню образования, культуры и т.д., но требующих равного к себе отношения. В демократических государствах убеждать стало необходимо при подготовке к выборам.

Причины психологического характера: с конца XIX в. меняется взгляд на человека в обществе. До этого счита­лось, что человек примитивен, ленив, ему нужны кнут и пряник, и этим можно обеспечить его адекватное «функционирование» в обществе. Развитие культуры, возникновение научной психоло­гии привели к пониманию, что человек — это сложная, разно­сторонняя в психологическом плане, требующая дифференциро­ванного подхода личность.

Кроме того, XX в. — век персонификации личности, т.е. роста индивидуальной неповторимости, увеличения непохожести каж­дого отдельного человека на других (термин Б. Д. Парыгина). Уве­личение непохожести людей друг на друга ведет к затруднениям в общении между ними, что и обусловливает потребность в науке об общении, в обучении общению.

Есть и чисто коммуникативные причины развития науки о речевом воздействии. Для нашего времени характерны резкое расширение сфер общения людей, увеличение числа ситуа­ций, в которых необходимо вступать в общение и убеждать друг друга. Расширяется само значение устной речи, она начинает вы­полнять все более разнообразные функции, играет все более су­щественную роль в обществе, что ведет к необходимости искать особые приемы в общении, уделять больше внимания разговор­ной речи.

Существуют и экономические причины, способство­вавшие возникновению науки о речевом воздействии: конкурен­ция, кризисы перепроизводства породили необходимость в науке о рекламе, навязывании товара, завоевании покупателей. Именно коммивояжеры были первыми, кто на себе осознал необходи­мость науки убеждать. Кроме того, XX в. принес и изменения в отношении к труду — люди начинают больше ценить не любую, а интересную работу, что требует от менеджеров и руководителей умело организовать мотивацию подчиненных к труду. В современ­ном западном менеджменте господствует мнение, что совершен­ствование техники само по себе перестает давать ожидаемый эко­номический эффект, больший эффект дает совершенствование управления людьми (это называют «тихой управленческой рево­люцией»).

 

 

Риторика и демократия

 

Возникновение и развитие риторики тесно связано с демокра­тическими процессами в обществе.

История свидетельствует, что в эпоху бурных общественных перемен риторика всегда выходит на авансцену публичной жизни общества — достаточно вспомнить роль и место риторики в жиз­ни Древней Греции, Древнего Рима, в эпоху Великой француз­ской революции, период Гражданской войны в США, традици­онную риторику английского парламента, роль революционной риторики после свержения царизма и в период Октябрьской ре­волюции и Гражданской войны в России и т.д.

Публичное демократическое обсуждение различных обществен­ных проблем является важнейшим условием самого существова­ния демократического общества, основой его функционирования, гарантией общественного одобрения любого важного решения, затрагивающего интересы всего населения или какой-либо его части.

Нельзя сказать, что жанр обсуждения, или дискуссии, в со­временной России отсутствует. Но по жизненно важным пробле­мам, особенно когда необходимо принять важные решения на государственном или местном уровне, такие дискуссии прохо­дят в основном в профессиональной управленческой или зако­нодательной среде, чаще — за закрытыми дверями. Такие обсуж­дения практикуются в выборных политических органах (Госу­дарственная дума, местные органы самоуправления). Появляются так называемые ток-шоу на телевидении. Такие программы отра­жают возрастающую потребность общества в публичном обсужде­нии проблем, возрастающий интерес к подобным обсуждениям. Однако быстрое исчезновение подобных программ свидетельствует о том, что они еще не находят устойчивого места в нашей обще­ственной жизни.

Так называемые дискуссии в газетах (а их становится все мень­ше) вызывают интерес читателей, но имеют, как правило, огра­ниченный резонанс, поскольку люди ныне не верят в действен­ность газетного слова, а также полагают, что все подобные дискус­сии и компроматы носят заказной характер и не отражают реального положения дел.

Необходимо признать, что в современном российском обще­стве практически полностью отсутствуют традиция и техника все­стороннего демократического публичного обсуждения проблем, представляющих общественный интерес в коллективах, дискус­сионных клубах, учебных заведениях и в целом на уровне рядовых граждан.

Отсутствуют в российской политической практике и опыт пуб­личных обсуждений, и общепринятые правила проведения таких мероприятий, и единые требования к регламенту выступлений и ответам на вопросы, распределению ролей участников обсужде­ния и т.д. Нет традиции равного соблюдения регламента всеми участниками таких дискуссий независимо от должностного поло­жения, нет опыта уважительного задавания вопросов и уважи­тельного ответа на заданные вопросы по существу, нет традиции неукоснительного соблюдения этических и риторических норм ведения дискуссии.

Вместе с тем публичное обсуждение проблем, представляющих общественный интерес, имеет огромное значение для формирова­ния механизмов демократических процедур, для повседневной де­мократической практики. Без навыков и прочной привычки к пуб­личному обсуждению общественно значимых проблем как нацио­нального, так и сугубо местного значения (причем именно в среде рядовых граждан) формирование и развитие демократического общества невозможно.

Необходимо всячески пропагандировать в нашем обществе идею устного публичного дебатирования общественно значимых про­блем, а также обучать риторическим навыкам, начиная со школы. Риторическое образование граждан России — важнейшая задача сегодняшнего дня.

Задания

1. Какие утверждения правильные?

1. Речевое воздействие – раздел риторики.

2. Риторика — раздел речевого воздействия.

3. Риторика — это наука о речевом воздействии.

4. Риторика — наука об эффективной публичной речи.

5. Риторика — наука о межличностном общении.

6.Реклама полностью принадлежит науке о речевом воздей­ствии.

7.Реклама частично принадлежит науке о речевом воздействии.

8.Речевое воздействие исследует только вербальные сигналы. ^

9.Речевое воздействие исследует вербальные и невербальные сигналы.

10.Коммуникативная позиция говорящего — это степень его влиятельности в общении.

11.Коммуникативная позиция говорящего.-- это место его рас- i положения относительно собеседника в процессе общения.

 

12. Доказывать и убеждать — это одно и то же.

13. Доказывать и убеждать — разные вещи.

14. Манипулятивное воздействие на человека всегда предосудительно.

15. Манипулятивное воздействие не всегда предосудительно.

16. Персонификация личности — это рост индивидуальной не­повторимости личности.

17. Персонификация личности — это проявление личностью своего характера, своеволия.

18. Степень персонификации личности в современном обще­стве растет.

19. Процесс персонификации личности в современном обще­стве остановился.

20. В современном обществе развивается деперсонификация личности.

Прочитайте тексты.

 

I. АНТОН И ПРЯНИК

За обеденным столом Антон и бабушка. Антон задумчиво гры­зет пряник.

Бабушка (ласково, заботливо). Антоша, оставь пряник, он чер­ствый. На, съешь лучше апельсин. Смотри, какой красивый! Я тебе очищу...

Антон {вяло). Не хочу апельсин.

Бабушка {убежденно). Антон, апельсины надо есть! В них вита­мин «цэ».

Антон {убежденно). Не хочу витамин «цэ».

Бабушка. Но почему же, Антон? Ведь это полезно.

Антон {проникновенно). А я не хочу полезно.

Бабушка {категорически). Надо слушаться!

Антон (с печальной усмешкой). А я не буду.

Бабушка {возмущенно обращаясь в пространство). Вот и говори с ним. Избаловали детей. Антон, как тебе не стыдно?!

Антон {примирительно). А ну тебя.

(По В.Леви)

Перечислите использованные правила и приемы речевого воздей­ствия.

Каков результат речевого воздействия бабушки на внука? Какие слова мог не понять Антон? Почему?

Какой фактор речевого воздействия полностью игнорировала ба­бушка?

 

II. КАК АПЕЛЬСИН ПЕРЕХИТРИЛ ПРЯНИКА

Бабушка. Антон, послушай-ка, помоги досказать сказку. Однаж­ды Апельсин {достает апельсин) пришел в гости к Прянику и вдруг видит, что Пряник уходит в Рот. — Эй, Пряник, — закричал Апель­син. — Постой, куда же ты? Погоди, минуточку! Давай поговорим.

Антон-Пряник. Давай.

Бабушка-Апельсин. Слушай, Пряник, я ведь твой старый друг. Мне скучно без тебя. Если ты уйдешь в эту пещеру, я останусь один. Так с друзьями не поступают.

Антон-Пряник. Я не знал, что ты придешь. Я могу и не уходить. Только вот меня немножко откусили уже.

Бабушка-Апельсин. Это неважно. Давай пойдем вместе. Чур я первый!

Антон-Пряник. Хитрый, какой. Я первый начал...

Бабушка-Апельсин. А я первый сказал, а кто первый сказал, тот и пенку слизал. Понял?

Антон-Пряник. Понял... А давай по очереди?

Бабушка-Апельсин. Ну ладно, договорились. Ты уже откушен? Значит, теперь очередь моя.

Как вы считаете, этот диалог эффективнее предыдущего? Обоснуйте свое мнение.

Какой самый важный фактор речевого воздействия в данном случае учтен бабушкой?

 

6. Прочитайте текст про Сережу (тема 4, упр. 15) и ответьте на вопросы.

Какие приемы речевого воздействия применяет Сережа? Можно ли считать его общение с директором и учителями эффектив­ным? Почему?

 

7. Вспомните случай из жизни, когда вам удалось получить согласие на казалось бы самую невыполнимую просьбу. Почему это удалось?

 

Ваше мнение

Почему люди нередко как бы стесняются говорить и принимать ком­плименты?

 

 

Тема 4

НЕВЕРБАЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

 

Невербальное речевое воздействие — это воздействие, осуще­ствляемое сопровождающими речь несловесными сигналами

(жесты, мимика, внешний вид, поведение говорящего, дис­танция до собеседника и др.).

Невербальные средства общения сопровождают, дополняют речь, а в некоторых случаях и заменяют слова (в таких случаях говорят: понятно без слов), т.е. могут выступать как средство пере­дачи информации.

 

Соотношение вербального и невербального речевого воздействия

В процессе общения вербальные и невербальные факторы ре­чевого воздействия самым тесным образом взаимосвязаны, одна­ко есть заметные различия в их роли на разных этапах общения.

Невербальные факторы коммуникации имеют наиболее важ­ное значение при знакомстве людей друг с другом, при первом впечатлении и в процессе отнесения собеседника к какой-либо категории — профессиональной, возрастной, интеллектуальной, социальной, к полу и др.

По данным Е.А.Петровой, при знакомстве в первые 12 с об­щения 92 % информации собеседники получают невербально. По ее же данным, основная информация о взаимоотношениях лю­дей передается собеседниками друг другу в первые 20 мин об­щения.

Существует около 1 тыс. невербальных сигналов (А. Пиз), не­которые ученые полагают, что это число достигает 3 — 5 тыс., при­чем у отдельных сигналов есть несколько вариантов. По мнению Л. Броснахана, есть около 1 тыс. поз, около 20 тыс. выражений лиц. Их роль в процессе общения тоже очень велика. А. Пиз приводит мнения американских специалистов о соотношении вербальной и невербальной информации в общении: проф. А. Мейербиан отво­дит словесной информации 7 %, интонации 38 % и невербальным сигналам 55 %; проф. Р.Бердвиссл отводит 35 % словесным фак­торам и 65 % несловесным. Сам А. Пиз отмечает, что словесный канал используется людьми в основном для передачи информа­ции о внешнем мире, внешних событиях, т. е. предметной инфор­мации, а невербальный канал — для обсуждения межличностных отношений.

Женщины лучше, чем мужчины, распознают невербальные сигналы, особенно развита эта способность у тех, кто воспитыва­ет маленьких детей.

А. Пиз отмечает, что невербальный сигнал несет примерно в пять раз больше информации, чем вербальный.

Информация, которую передают в процессе общения вербаль­ные и невербальные сигналы, может совпадать, а может и не со­впадать.

Конгруэнтность — соответствие смыслов вербальных и сопро­вождающих их невербальных сигналов, неконгруэнтность — про­тиворечие между ними.

Установлено, что в условиях неконгруэнтности люди обычно склонны верить невербальной информации. Так, если человек ру­бит воздух кулаком и горячо говорит, что он за сотрудничество, за то, чтобы прийти к общему согласию, то публика наверняка ему не поверит именно из-за жеста, противоречащего содержа­нию вербальной информации.

Умеренная жестикуляция считается признаком интеллигент­ности, воспитанности человека.

 

Виды невербальных сигналов

 

Невербальные сигналы — материальные, чувственно восприни­маемые действия общающихся, включая действия с предмета­ми, несущие для собеседников вполне определенный, закреп­ленный данной культурой смысл.

Среди невербальных сигналов различают симптомы, символы и знаки (собственно невербальные сигналы).

Симптомы — невербальные явления (движения, действия), бес­сознательно проявляющиеся в деятельности человека и отража­ющие психическое или физическое состояние участника общения.

Симптомы преимущественно представляют собой мимические движения и их сочетания (симптомы страха, радости, удоволь­ствия, задумчивости и т.д.).

Символы — невербальные явления, являющиеся носителями так называемого социального символизма — символического зна­чения, приписываемого обществом определенным предметам, действиям, явлениям.

Социальные символы непосредственно не участвуют в комму­никации, но они несут коммуникативно релевантную информа­цию, опосредованно включаясь в процесс обмена информацией между людьми.

Примеры социальных символов: иномарка, норковая шуба, собственная вилла — зажиточность, короткая стрижка — символ «крутизны», длинные волосы у мужчин — артистическая профес­сия и т.д. Социальные невербальные символы имеют ярко выра­женную национальную специфику.

Знаки, или собственно невербальные сигналы, — автоматизированно или сознательно продуцируемые невербальные действия,


 


имеющие в данной культуре определенный знаковый смысл, стандартное значение, с целью передачи этого значения собе­седнику.

Невербальные знаки включают:

• знаки языка телодвижений (взгляд, мимика, поза, стойка, движение, походка, осанка, посадка, физический контакт, ма­нипуляции с предметами);

• знаки организации пространства общения (проксемические знаки);

• знаки отсутствия говорения (молчания).

Многие невербальные явления могут иметь как знаковую, так и симптоматическую функцию, а также могут играть и опреде­ленную символическую роль в общении, поэтому четко разграни­чить невербальные сигналы далеко не всегда удается. Однако, как правило, тот или иной сигнал имеет основную функцию, и по этой функции его можно отнести к определенному разряду.

Если невербальный сигнал чаще продуцируется сознательно, он относится к знакам (собственно сигналам), если чаще бессоз­нательно — к симптомам. Тем не менее в ряде случаев разграниче­ние оказывается условным.

Среди невербальных знаков самую большую группу составля­ют жесты.

Жесты — значимые движения тела.

Жесты подразделяются на следующие:

номинативные — их функция заменять, дополнять или дублировать вербальные средства. Номинативные знаки использу­ются автономно или вместе с вербальными средствами («боль­шой палец», палец к губам «тихо», покручивание у виска — «не­нормальный» и др.). К номинативным относится и большой раз­ряд изобразительных жестов. Их особенность в том, что они передают чувственный образ предмета, действия (изображение раз­мера, формы);

эмоционально-оценочные — выражают оценку чего-либо в ходе общения (собеседника, его действий, слов, окружаю­щих предметов, событий, третьих лиц) — огорченная отмашка рукой, кулак как угроза, руки к груди как знак просьбы и др.;

указательные — выделяют предмет в коммуникативной ситуации, ориентируют собеседника в пространстве (указание пальцем, ладонью, головой);

риторические — имеют усилительный характер, усиливают выражаемое содержание, акцентируют отдельные части вы­сказывания, текста в целом. Риторические жесты могут подчерки­вать ритмический рисунок высказывания, коммуникативно значи­мое членение речи (взмахи рукой, движение ладоней к аудитории);

игровые — шуточные, используемые для игры, развлечения («нос», рожки при фотографировании);

вспомогательные — жесты, используемые преимущественно в качестве физической помощи себе или собеседнику в конкретной ситуации (поддержать под руку, приложить ладонь ко лбу козырьком от солнца);

магические — используются в суеверных, магических целях (скрещивание пальцев, осенение крестным знамением).

Кроме того, важным оказывается также описание невербальных сигналов уважения и неуважения, что очень существенно для межкультурной коммуникации.

Классификация невербальных сигналов имеет следующий вид:

 


1. Невербальные знаки:

язык телодвижений;

взгляд;

мимика;

позы;

осанка;

стойка;

походка, движение в ходе общения;

физический контакт в ходе общения;

манипуляции с предметами; жесты:

а) номинативные:

просьба, побуждение; запрет; приветствие; прощание; вопросительные; утешение, сочувствие, подбадривание;
победа; знакомство;
благодарность; окончательное решение;
завершение разговора;
отрицание, несогла-
сие, отказ; согласие,
подтверждение; при-
влечение внимания;
угроза, предупрежде-
ние; изобразительные;

б) эмоционально-оце-
ночные;

в) указательные;

г) риторические;

д) игровые;

е) вспомогательные;

ж) магические;

 

сигналы расположения:

дистанция общения;

выбор места общения;

вертикальное располо­жение относительно собеседника; горизонтальное располо­жение относительно со­беседника;

молчание в общении:

степень допустимости молчания;

уважение и неуважение:

уважение, вежливость, культурность;

неуважение, невежли­вость, некультурность.

 

 

2. Невербальные симптомы:

радость, удовольствие, растерянность, грусть, сожаление и т.д.

 

3. Невербальные символы:

высокий социальный ста­тус;

низкий социальный ста­тус; зажиточность;

бедность; деловой преуспеваю­щий человек; солидность; интеллигентность, образованность;

принадлежность к опре­деленной группе и т.д.


функции молчания в об­щении;


 

 

Национальная специфика невербальной коммуникации

Значительное число жестов у разных народов совпадает или понятно для других народов. Но на этом фоне особенно заметны различия невербальных систем.

Например, жест «о'кей» («отлично»), возникший в США в на­чале XIX в. и распространившийся в настоящее время во всех ан­глоязычных странах, в Европе и Азии, во Франции, к примеру, означает «ноль, ничего», в Японии — «деньги», в некоторых стра­нах Средиземноморья — гомосексуализм мужчины.

Жест «большой палец вверх» в США, Англии, Австралии и Но­вой Зеландии имеет три значения: просьбу подвезти, адресуемую водителю попутной машины, «все в порядке» и нецензурное зна­чение (быстрое выбрасывание вверх — «сядь на это»); в Греции этот жест означает «заткнись», у итальянцев и немцев — это цифра 1 (у итальянцев два обозначается указательным пальцем, у немцев и англичан — указательным и большим пальцами).Вообще, жес-товый счет и жестовое обозначение цифр имеют яркую нацио­нальную специфику в различных языках.

Придуманный У. Черчиллем жест «победа» (вверх поднимают­ся средний и указательный пальцы) в Англии и Австралии вы­полняется только ладонью наружу, иначе он приобретает оскор­бительный смысл, а у русских он означает цифру два и может выполняться ладонью, повернутой к себе.

Демонстрация мизинца у американцев означает «плохо», у япон­цев — «любовница» и т.д. У японцев есть любопытный жест — из кулака выставляется одновременно мизинец и большой палец: «они — парочка».

Исследование невербальных сигналов в русском и немецком общении показало, что около трети сигналов имеют национальную специфику — они полностью или частично не совпадают, по-разному выполняются, имеют несовпадающие значения либо ока­зываются присущими только одной из сравниваемых культур.

 

Имидж

Имидж (image) — слово английское, в переводе означает «об­раз, изображение, впечатление». Но имидж — не простой образ, это образ, который человек для себя специально выбирает, со­здает и сознательно поддерживает, используя его для достижения тех или иных целей в жизни.

Имидж — это рассказ человека своей внешностью и действи­ями о себе, который «рассказывается» постоянно, что бы чело­век в этот момент ни делал, где бы ни находился. Имидж челове­ка выполняет очень важную коммуникативную функцию — он «говорит» окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы человек стоит, к какому предполагаемому кругу про­фессий принадлежит, каков его характер, темперамент, семей­ное положение, финансовые возможности, вкус, культура, вос­питанность, отношение к людям и многое другое.

Имидж предъявляется человеком постоянно, как неосознанно (рядовой человек), так и вполне сознательно (начальники, учи­теля, артисты, музыканты, политики, публицисты). Выступаю­щие публично также обычно сознательно культивируют свою ма­неру поведения в аудитории, свой риторический имидж.

Не всегда «зрители» четко осознают свои впечатления от имиджа того или иного человека и раскладывают по полочкам свои впе­чатления от него. Чаще всего большая часть этих впечатлений фор­мируется бессознательно. Но нередко один взгляд на человека спо­собствует быстрому принятию решения: интересный — неинте­ресный, нравится — не нравится, и этим сразу же закладывается будущая «программа» взаимоотношений с ним. Отметим, что пер­вое впечатление очень устойчиво.

Люди обычно крайне неохотно меняют свое мнение о челове­ке, сформировавшееся под влиянием первого впечатления.

Есть и такое наблюдение: первое впечатление всегда верно. Возможно, и не всегда это так, но очень часто первое впечатле­ние действительно оказывается наиболее точным.

Успешная деятельность, достижение человеком его жизнен­ных целей, необходимость влиять на людей требуют от него иг--, рать такие «роли», которые демонстрируют окружающим его по­ложительные, наиболее привлекательные качества. Для этого мы надеваем долговременную ролевую маску — создаем свой имидж.

Имидж — это долговременная коммуникативно-ролевая маска человека.

Выработав имидж уверенного в себе, решительного человека или избрав имидж оптимиста, неунывающего человека, можно значительно облегчить себе жизнь — такой имидж будет помогать проявлять эти качества. Как говорил Д. Карнеги, «маска веселости переходит в веселость».

Есть и такое определение имиджа — публичная индивидуаль­ность. Оно пришло из политики. Значение точно выбранного имид­жа уже давно поняли и оценили политики. Им, как правило, приходится много разъезжать, общаться с огромным количеством незнакомых людей, причем не только путем личного общения, но и выступая по телевидению, на митингах. Необходимо за очень короткий промежуток времени рассказать будущим избирателям максимум о себе, «заложить» в их сознание тот образ, который наиболее полно отражает личность кандидата, символизирует ос­новные его принципы — например, «сильная личность», «креп­кий хозяйственник», «демократ», «защитник местных интересов», «защитник людей определенной национальности», «опытный по­литик», «решительный», «авторитетный», «всезнающий», «образ­цовый семьянин», «такой же, как и все мы» и т.д.

Опытные профессионалы (имиджмейкеры) разрабатывают для кандидата все: не только внешний облик (костюм и прическу), но и поведение (манеру держаться, речевые обороты, главные лозунги).

Бесспорно, во всей этой работе опора делается на личность человека, на его исходные данные. Специалисты же могут про­фессионально точно привести в соответствие ключевые внутрен­ние черты этой личности с их внешним выражением, сделать их видимыми и понятными всем. Если политики прикладывают до­статочно большие усилия для создания должного имиджа, то толь­ко по той причине, что они точно знают: это оправдывает себя.

Свой имидж есть у каждого начальника, преподавателя, учи­теля, у родителей — «строгий», «добрый», «справедливый», «бес­компромиссный», «готовый прощать», «не дающий спуску» и т.д. Подчеркнем, что начальник, учитель или отец может выступать в том или ином имидже, хотя в действительности соответствующие качества не обязательно могут быть ему присущи, он лишь созда­ет соответствующий имидж в воспитательных целях.

В отношении собственного имиджа необходимо соблюдать определенные правила поведения:

1) знать свой фактический имидж: как тебя воспринимают окружающие;

2) уметь нравиться, производить положительное впечатление, вызывать доверие, располагать собеседника к себе — создавать свой положительный имидж;

3) уметь формировать свой целевой имидж — грамотно пре­подносить себя, с помощью определенных средств вызывать ту или иную реакцию, желательное отношение к себе.

Все сказанное — вовсе не уловки, проявления хитрости или безнравственности. Хитрым и безнравственным бывает человек, но не его имидж. Умение формировать собственный имидж необ­ходимо каждому человеку, это важнейший компонент общей куль­туры личности.

Кстати, чаще всего человек задумывается о своем имидже, когда в его жизни происходят те или иные перемены либо когда ему нужно чего-либо добиться в той или иной жизненной ситуации: найти хорошую работу; создать о себе хорошее впечатление, пе­рейдя в новый коллектив и заняв более высокую должность; по­нравиться любимому человеку и т.д. В таких случаях люди, как правило, сознательно задумываются над своим имиджем, работа­ют над ним.

Необходимо разграничивать ситуативную роль и имидж. Ситуа­тивная роль — это особенности общения и поведения человека, которые он избирает для себя в данной ситуации, чтобы достичь определенной сиюминутной цели (например, выбирает в учреж­дении роль «просителя» или «требователя»). Имидж — это ролевая маска, которая надевается надолго.

Существует три основных слагаемых имиджа: внешний, ком­муникативный и поведенческий имидж.

Внешний имидж — то, как человек выглядит, коммуни­кативный — какое впечатление он производит в общении, и поведенческий — то, как он выглядит в совокупности своих поступков.

Оратору необходим имидж компетентного, знающего, убеж­денного в своей правоте, приветливого человека.

 

Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего

Рассмотрим невербальные сигналы, использование которых позволяет говорящему усилить свою коммуникативную позицию, т. е. повысить эффективность общения.

Невербальные сигналы, повышающие эффективность речево­го воздействия человека, могут быть сгруппирова

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...